Азбука культуры общения 5 класс
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Уроки РР по литературе в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_razvitiya_rechi_v_5_klasse_po_literature.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки развития речи в 5 классе по литературе

На уроках развития речи необходимо в процессе общения включать: обмен мыслями, впечатлениями, суждениями с опорой на литературные произведения и жизненную практику (монологическое высказывание, диалог, беседа). Как построить работу? На трех уроках углубляем работу о монологе. Роль диалога и монолога в стихотворении М. Лермонтова «Бородино». Будем формировать умение понимать и оценивать назначение монологической речи, назначение монологической речи, пользоваться монологическими высказываниями. В произведении А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», «Дубровский» - найти монологи и выразительно прочитать их. «Пророчество кудесника», «Прощание Олега с конем». Монолог – развернутое высказывание одного лица (в устной или письменной форме) – важное средство общения. Он всегда предполагает наличие слушателей, в нем рассказывается о чувствах и переживаниях, о наблюдениях и впечатлениях. Выступающий ориентируется на слушающих его, стремясь быть понятым, вызвать интерес. Повесть «Дубровский» (закрепление знаний о монологе). В главе 3 монолог представлен письмом няни Дубровского Орины Бузыревой о происходящих в Кистеневке событиях; в 9 главе – рассказом Анны Савишны Глобовой о странном посещении ее имения неизвестным «генералом»; в 12 главе – объяснением (исповедью) Владимира Дубровского, когда герой раскрывает Маше Троекуровой свою тайну. Домашнее задание: отобрать материал из повести «Дубровский» о няне Владимира Дубровского, Спицыне, Шабашкине, Верейском, Маше Троекуровой (по выбору) и подготовят свои монологические высказывания по плану: почему выбран для рассказа тот или иной герой, каков его портрет, какие моменты жизни героя характеризуют его наиболее ярко, какая интонация будет избрана рассказчиком. Эта работа – выборочный пересказ (подготовка ГИА) и художественного (эмоционально-образного) рассказывания.

Желательно оценить рассказы. Отметить удачи и достоинства рассказа ученика. Задание: подготовить рассказы-монологи о выдающихся людях страны, героях войны, ученых, космонавтах, писателях, художников, композиторов, артистах. Написать план своего рассказа-монолога.

Привлечение фото, иллюстраций, собственных рисунков. Это позволит ЗУН: соединять в целостном монологическом высказывании сжатые пересказы (ГИА) с подробными или выборочными; пользоваться цитатами; обдумывать особенности монолога в целях пробуждения интереса и эмоционального отклика слушателей. Задание на дом: написать письмо, которое было бы монологическим ответом на вопрос друга: «Ты спрашиваешь, как я провел каникулы» (какую книгу я прочел недавно с особенным увлечением; какой из школьных предметов я люблю больше всего; чем меня привлекают анеме; о моих лучших друзьях.

Роль диалога в жизни и художественной литературе. Например, обращение к жизненному материалу. Что, по вашему мнению, является причиной частых конфликтов подростков в школе и в семье? Конкретные случаи острых столкновений, примеры дружелюбия, доброжелательности. Вывод: началом является неумение общаться и началом дружбы взаимопонимание и способность считаться друг с другом. И то и другое проявляется чаще всего в разговорах, то есть в диалогах. Обращение к примерам из литературы. Художественная литература создает множество «моделей» человеческого общения. Среди средств, которыми она пользуется для этого, диалог является одним из главных. Он может представлять собой дружеский разговор, общение единомышленников или, наоборот, спор, столкновение разных точек зрения, своеобразный «поединок». Например, читая эпизод знакомства Васи с детьми подземелья. Какие чувства вначале возникли у мальчиков по отношению друг к другу (-Ты здесь зачем? – Так. Тебе какое дело?- Я во тебе покажу!-Ну, ударь…попробуй!). Какой момент встречи предопределил изменение отношений? Как это проявилось в диалоге? Какие слова  свидетельствуют о том, что дети в дальнейшем станут друзьями? Обратите внимание на авторские ремарки, которые помогают осознать изменение взаимоотношений мальчиков в процессе диалога.  Домашнее задание: выбрать (групповое задание) диалог (его тип) – дружеский или спор. Дать ему название. Распределить роли, наметив характеры героев (условные).

Завершение работы над диалогом. Первая часть урока – опрос домашнего задания. Записи волшебных слов, разнообразные формы выражения вежливости, внимания, уважения, заботливости, сочувствия, сопереживания (фразеологические, лексические, интонационные). Это будет опора для словесных импровизаций.  Речевые ситуации: библиотекарь и ученик, пришедший записаться в библиотеку. Член семьи (мама, папа, дедушка). Классный руководитель и ученик, рассказывающий о своем увлечении (техническое творчество, спорт). Человек, который любит собак, и мальчик – хозяин собаки. Приезжий и школьник, рассказывающий ему о достопримечательностях родного места.  Примеры начала диалога: Я люблю животных, особенно собак. Расскажи мне о своем питомце. Далее обмен репликами (диалог), среди них и монолог.  Домашнее задание. 1. Запомнить и разъяснить смысл пословиц: «Слово не стрела, а хуже стрелы. На языке мед, а на сердце – лед. Ласковое слово что вешний день. Красно говорит, а слушать нечего. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.  2. Продумать и записать волнующие вопросы, над которыми задумаются ученики, какие им хотелось бы обсудить в классе.

Беседа. Беседа как организационная форма урока, но и речевая деятельность, включающая монологи и диалоги – сложная форма коллективного общения. Потребность в беседе возникает тогда, когда необходимо решить интересующую всех проблему (сложный вопрос). В процессе беседы люди рассуждают, спорят, доказывают друг другу правильность своей точки зрения, находят единый ответ, который соответствует общему представлению об истине, или остаются при своем мнении. ЗУН – учим создавать цель беседы, пути достижения цели, оценивать и выбирать формы общения в процессе беседы. Беседа – это не разговор «вообще», а возможность получить определенные представления и знания об обсуждаемой проблеме, новая ступень формирования своих убеждений в условиях многостороннего общения. Особенно подростков волнует тема дружбы. Что такое дружба? Какое значение имеет дружба в жизни человека? Можно ли прожить без друзей? Эта работа направлена на формирование умения выдвинуть проблему и поставить частные вопросы, которые нужно рассмотреть в процессе ее решения. Беседа обычно сопутствует массовой сцене; передается она чаще всего при помощи авторского описания, авторских ремарок. Писатель как бы видит и слышит эту сцену, делится с нами своими впечатлениями, оценками участников беседы или доверяет это одному из своих героев. Участвовать в ьеседе непросто: требуется иметь свою точку зрения на обсуждаемый предмет, умение ее высказывать; владеть собой, чтобы спокойно выслушать «противников» и найти убедительные возражения; поддерживать своих «единомышленников» и, наконец, не стесняться признавать собственные заблуждения. ЗУН – углубляя представления о сложности человеских чувств, о богатстве, многообразии их оттенков, которые могут найти выражение в слове, в домашнем задании  предлагаем: перечитать главу «Я и мой отец» («Дети подземелья»), выбрать из нее те места, в которых передается скорбь отца и одиночество Васи, выписать слова и выражения, наиболее ярко характеризующие внутреннее состояние героев. Таким образом, второй этап вводит в речевую практику. На этом этапе используем все виды устных и письменных работ: выразительное чтение и рассказывание, распространенное устное монологическое высказывание, инсценирование (диалог), устный отзыв, сочинение по картине и иллюстрации, творческие работы импровизационного характера.  Самое трудное – владение «словарем внутренней жизни», позволяющим не только характеризовать внутренний мир литературных героев, но и пользоваться им при определении собственных чувств и переживаний. Третий этап – осознание того, что дает для самовоспитания человека его общение с окружающим миром, как обогащается и духовно растет сам человек в процессе общения. Можно расширять свои знания о мире и человеке, о себе, общаясь с явлениями, предметами (природа, искусство), которые не отвечают нам словом и, тем не менее, побуждают и к размышлениям, и к переживаниям, и к желанию высказаться. Далее урок посвящаем обогащению эмоционально-нравственной лексики. Словарь внутренней жизни по главе «Я и отец» («Дети подземелья»). Отец: «суровое лицо отца стало еще угрюмее, при виде строго и угрюмого лица, суровая печать неизлечимого горя, отуманенными глазами, стонал от нестерпимой душевной муки». Вася: «робел, замыкался в себе, полный любви, которая теснилась в груди, пламенное желание, упал лицом в траву и горько заплакал от досады и боли». Простой отбор показывает не только суровость отца, но и мир страданий взрослого человека. Васе эта «нелюбовь» отца приносит  острую душевную боль и ощущение полного одиночества. Писатели располагают огромным богатством изобразительно-выразительных средств языка, которые позволяют им нарисовать живую картину поведения человека и разнообразие его чувств. Наиболее ценно, что писатель проникает вглубь человеческих переживаний и передает их словом, убеждает нас в правде чувств и переживаний героев, своеобразную «школу чувств» проходит и читатель. Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос «Воспоминания о каких своих поступках доставляют тебе удовольствие, а какие вызывают раскаяние и горечь?» На следующем уроке говорим о самовоспитании как насущной потребности человека, живущего в коллективе и стремящегося быть полезным и интересным людям. Самовоспитание? Первая часть слова «само» - проблема ответственности за самого себя, за способность видеть в себе и хорошее и плохое и сознательно бороться с тем, что не соответствует представлениям о Настоящем человеке. Иными словами – самопознание, самоанализ, самооценка, самоконтроль. Всякий думающий, эмоционально развитой человек продолжает и наедине с собой размышлять, оценивать высказанные мнения, впечатления, поведение в ситуации общения. Совершается это в форме своеобразного разговора с самим собой – внутреннего монолога или диалога. Важно, чтобы было осознана роль внутреннего монолога или диалога, его роль в раскрытии внутренней жизни человека. На следующем уроке человек в общении с миром природы, его ответственность за все живое, способность воспринимать красоту и богатство природы. Формирование потребности делиться своими впечатлениями и наблюдениями, вводить в свою речь экспрессивно-эмоциональные оценки. «Внутренние монологи» Насти и Митраши. Выборочный пересказ эпизодов в форме прямой речи от 1 лица. Обсуждение этого задания закрепляет представление об авторской позиции, о пафосе произведений М.М. Пришвина. Презентации «Человек и природа». Можно предложить рассказать случай из своей жизни, когда они помогали животному или растению; рассказать о своих домашних питомцах; о том, какие чувства они вызывают у окружающих. Можно подготовиться к выразительному чтению стихотворения И.С. Тургенева «Воробей», стремясь передать чувства автора и разъяснить смысл высказывания в словах: «он жертвовал собою!».  На следующем уроке – общение с искусством. Чайковский «Времена года». Нарисовать словесную картину музыки. Какие чувства побуждает музыка? Эмоциональная тональность произведения. Музыка как особая форма высказывания композитора, его своеобразный монолог, обращенный к слушателям и предполагающий отклик на него. «Беседуем» с картиной художника. Шишкин «Рожь». Составить коллективный рассказ по картине, одновременно записывая его в тетрадях. Чтобы «оживить» картину привлекаем жизненные впечатления. Затрагиваем эмоции. Предложим «войти» в картину и описать, что они видят вокруг себя, что слышат, что чувствуют, ощущают, внимательно вглядываясь во все детали живописного произведения. Происходит уяснение замысла художника, его стремления передать свою любовь к родной земле, украшенной трудом пахаря. А что же дает человеку художественная литература, с которой он постоянно общается? Есть ли в произведении Тургенева такое описание («Воробей»), которое можно было бы представить в виде картины? А можно ли было бы передать содержание произведения при помощи музыки? Какой бы она была? Начало спокойное, плавное, затем тревожные нотки. В момент защиты птенца от собаки это была бы, с одной стороны, грозная, громкая, отрывистая музыка («Трезор»), с другой стороны, отчаянные, резкие и жалкие звуки (воробей). Последняя часть прозвучит как гимн – гимн самоотверженной родительской любви. Художественное слово способно и живописать, и звучать, как музыка, но одновременно и передавать раздумья автора о жизни, заставляя читателя не только сопереживать событиям, но и воспринимать их как уроки жизни, становящиеся достоянием личного опыта. Воробей готов пожертвовать собой ради спасения беспомощного детеныша. Тургенев увидел в этом, казалось бы, незначительном происшествии один из законов жизни: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Это призыв замечать в малом большое, осознавать значение незаметных, ежедневных подвигов, совершаемых вокруг, откликаясь на них всей душой. Художественная литература обладает способностью показывать жизнь во всем ее многообразии, движении и развитии, рисовать словом различные жизненные ситуации, человеческие характеры, передавать богатство внутреннего мира, то, чего нельзя увидеть и услышать. Все это делает литературу вечным спутником человека, его постоянным советчиком и собеседником, побуждая к глубоким раздумьям о жизни и о себе, становясь источником эстетической радости. Рассказ о любимой книге. По плану: автор, название произведения, краткий пересказ сюжета, герои, оставшиеся в памяти, чем дорога книга. Эту работу проводим в письменном виде (дома). ЗУН. Обогащение эмоционально-нравственной лексики, ответы на вопросы (письменные и устные, распространенные и краткие), творческие работы («внутренние монологи» героев, рассказ на основе личного опыта о природе, коллективный рассказ по картине), устное словесное рисование, взаимное рецензирование, отзывы о книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Беседа с учащимися на тему: «Азбука Интернет общения»

Цель беседы: способствовать формированию знаний этикета и компетенции общения обучающихся в виртуальном пространстве - социальных сетях...

Факультативный курс для 10 -11 классов «Реклама и речевая норма: культура речи и культура общения»

Данный курс  призван научить школьников эффективным коммуникациям на основе построения «общей стратегии взаимодействия», которая понимается как реклама в широком значении - как уместное и умелое ...

Азбука культуры общения

Уроки развития речи в 5 классе по литературе...

Час общения «Культура общения с людьми с инвалидностью»

Основная цель- формировать у воспитанников толерантное отношение к людям с инвалидностью,коммуникативным навыкам и умениям в ходе общения с людьми с инвалидностью....