ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ "Зарубки на сердце" (по рассказу Паустовского "Телеграмма")
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Зарубки на сердце»
(Урок - размышление над рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»)
Форма проведения: урок – размышление
Методы: сочетание эвристической беседы с проблемно – поисковыми вопросами и самостоятельной работой с текстом, стратегия «Чтение с остановками» РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Цели урока:
Донести до учащихся нравственный смысл рассказа К. Паустовского «Телеграмма»;
Раскрыть проблему взаимоотношений между родителями и детьми (на примере Насти и Катерины Петровны);
Определить авторскую позицию и средства ее выражения;
Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа К. Паустовского.
За добро плати добром, не будь пустельгой.
К.Паустовский
Чти отца твоего и мать твою,
Да благо ти будет, и долголетен
Будеши на земле.
Пятая заповедь Божия
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II Вступительное слово учителя.
СЛАЙД 1.
Фаза вызова.
- Ребята, у нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Предметом нашего исследования будет самый сложный инструмент, пожалуй, из всех, что существуют на свете, - душа человека.
Самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по теме.
ВИДЕОФИЛЬМ ( 1М. 45 С. )
1. Ребята, о чем эта песня? Какие чувства в ней выражены?
- ответы-
2. Как вы думаете, почему я начала урок с этого ролика и этой песни? Как она связана с темой прошлого урока?
(На прошлом уроке мы прочитали рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Его главная героиня, Настя, тоже осталась без матери и горько сожалеет об этом.)
- «Телеграмма» – короткое название, но мысли, высказанные в произведении столь глубоки, что не могут никого оставить равнодушным. Что же вас потрясло в этом рассказе? О чем думали после его прочтения? Поделитесь своими чувствами.
-ответы-
- Я поняла, что рассказ растревожил ваши души, сегодня мы продолжим размышлять над прочитанным.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
1. - Как вы понимаете слово «зарубки»?
ЗАРУБКИ → (см. словарь) ЗАРУБКА -1. Отметка рубящим орудием на чём-нибудь
2. перен. О том, что запомнилось крепко и надолго
2. В каком значении употреблено это слово в теме урока?
- отметки в памяти, в душе, сердце, которые остаются после прочтения художественного произведения.
Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.
- Какие же проблемы, ребята, поднимает в своем рассказе К.Паустовский?
- одинокой старости
- материнской любви
- милосердия
- взаимоотношений родителей и детей и другие проблемы
СЛАЙД 3
Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы.
- Какая из этих проблем, на ваш взгляд, основная, главная в рассказе,
она затронула вас больше всего, и вам хотелось бы поговорить на эту тему сегодня на уроке?
- ответы → проблема взаимоотношений между родителями и детьми.
- Проблема «отцов и детей» - одна из вечных в русской литературе. О ней писали, пишут и будут писать. В нашей жизни, к сожалению, немало примеров бездушного отношения детей к своим родителям и родителей к детям, это не может не волновать.
Итак, проблему, которую вы хотели бы обсудить на уроке, мы определили.
Наша цель: исследовать рассказ «под лингвистическим микроскопом» и выяснить, как раскрывается проблема взаимоотношений детей и родителей (на примере Насти и Катерины Петровны), при помощи каких художественных средств это делает автор и какова авторская позиция в рассказе.
И еще: подумайте, почему рассказ называется «Телеграмма».
III. Осмысление содержания рассказа.
- Итак, обратимся к тексту, медленно, вдумчиво, с остановками перечитаем начало рассказа.
СЛАЙД 4.
Остановка 1.
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.
Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный "Вестник Европы", пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта — портрет её отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме, — подарок Крамского, эскиз к его "Неизвестной". Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом — известным художником.
( Чтение на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»)
- У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Как с помощью пейзажной зарисовки писатель передает состояние главной героини? Помогла ли музыка понять это состояние?
- Увядание природы, даже омертвение ее, безотрадная картина осени соответствуют внутреннему состоянию Катерины Петровны.
-Какие изобразительные средства вы увидели в отрывке?
- спутанная трава (некошеная, мокрая от дождя), рыхлые тучи (низко идут, лишены строгих очертаний) - эпитеты
- тащатся (а не плывут тучи), сыплется (а не льет) дождик – олицетворения.
- Какое выражение в описании осеннего пейзажа показалось вам необычным?
- маленький подсолнечник у забора.
- это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что–то.
- Какие чувства у вас вызывает этот пейзаж?
- грустные, тревожные –
- Так почему же именно с осеннего пейзажа начинает Паустовский свой рассказ?
- ответы –
- Паустовский говорил, что пейзаж печален, когда печален человек. Пейзаж способствует созданию образа одинокой пожилой женщины, Катерины Петровны, о которой дальше пойдет речь.
СЛАЙД 5. Остановка 2.
(Чтение отрывка на фоне музыки П.И.Чайковского).
- Ребята, какие два глагола в прочитанных отрывках очень созвучны и образованы одинаково?
-«доцветал» и «доживала»
- На что указывает приставка до- в этих словах: на стремительность или продолжительность действия, которое никак не может закончиться.
- на продолжительность.
- В пейзаже у Паустовского нет ни одного случайного слова. Давайте выберем в этих эпизодах слова, которые подчеркивают усиление признаков поздней осени.
СЛАЙД 6.
Тесовые крыши почернели
Спутанная трава полегла
Ветер свистел в голых ветвях, сбивал последние листья
Валил водянистый снег
Хмурое небо все ниже опускалось
- Как называется в литературе такой прием, при котором каждое последующее слово содержит усиливающееся значение?
- градация-
-Зачем Паустовский использует градацию? Что хочет подчеркнуть писатель?
- усиление ненастья – ощущение тревоги, которое нарастает-
-Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера свидетельствуют об этом?
СЛАЙД 7.
- Запах нетопленых печей, пыльный журнал, пожелтевшие чашки, нечищеный самовар, немытые окна.
- На что указывает такая деталь, как керосиновый ночник?
- указывает на безмерность одиночества Катерины Петровны.
Остановка 3.
-Автор является непосредственным участником событий, описанных в рассказе. Это он посылает Насте телеграмму, это он закрывает глаза и заботится о погребении Катерины Ивановны (имя изменено). Это с ним Катерина Ивановна выходит с сад в последний раз в своей жизни. Послушайте воспоминания Паустовского из повести «Золотая роза»:
«Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.
Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала. Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.
- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!
Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать».
- А теперь обратимся к рассказу «Телеграмма» и вспомним этот же эпизод. Как автор описывает эту сцену в рассказе? Почему?
- Описывает по-другому, чтобы острее чувствовалось одиночество Катерины Петровны.
СЛАЙД 8.
- Возвращаясь, Катерина Петровна сталкивается с кленом. Перечитаем этот эпизод.
(Чтение отрывка на фоне музыки П.И.Чайковского)
Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.
- В воспоминаниях мы четко слышим авторский голос, а в рассказе он как бы самоустраняется. И тем не менее мы чувствуем присутствие писателя. Какие изобразительно-выразительные средства указывают на сострадание автора к героине?
-Олицетворение и метафора
- Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю – чтобы подчеркнуть одиночество, Катерину Петровну тоже все забыли, и звезды понимают это и смотрят пронзительно.
-олицетворения: облетел, озяб, ему некуда идти.
- психологический параллелизм – Катерине Ивановне тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет - автор соотносит состояние природы с душевным состоянием человека и как бы проводит параллель.
- Какое слово повторяется дважды в эпизоде? Холодный
Это слово встречается во всех отрывках, которые мы рассмотрели, и связывается у Паустовского с определением «одинокий».
- Я думаю, вы убедились, что мастерство Паустовского в использовании детали поразительно. Ведь деталь для писателя – это не только предметы быта, но еще с их помощью передается психологическое состояние героини.
Остановка 4.
-Именно после встречи с кленом Катерина Петровна решается написать письмо дочери. Этот фрагмент произведения не поддается пересказу, давайте его перечитаем. Просмотр отрывка из фильма
СЛАЙД 9.
- О чем говорит довольно выразительный эпитет «ненаглядная»?
- о силе материнской любви – от слова «глядеть», мать очень хочет хотя бы перед смертью «наглядеться» на дочку.
- Ребята, «ненаглядная» - одно из ключевых слов в рассказе. Когда это слово повторяется в тексте еще несколько раз?
- Именно это слово, передающее всю глубину материнской любви, будет повторять Настя, когда поймет, что надо немедленно ехать к умирающей матери.
- Ребята, вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живет и работает Настя. Что мы узнаем о Насте из 1-ой части? Как мы к ней относимся?
- Живет далеко, в Ленинграде, 3 года не была у матери. 1 раз в 2 – 3 месяца посылает деньги – 200 рублей. Нигде не увидели осуждения, жалоб Катерины Петровны на дочь, наоборот, она оправдывает Настю: «« У них, у молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.
- А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?
- Большой город, отсутствие уголков природы.
- Настя – черствый человек, такие обычно не видят природу, она им не нужна в жизни.
- Но можно ли говорить о равнодушии, о черствости Насти, зная об ее участии в судьбе скульптора Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки?
- Настойчива, требовательна.
- Как оценили деятельность Насти художники? Как они ее называли?
СЛАЙД 10.
- Сольвейг – солнечный путь или луч. Но была она им для матери? Для чужих людей?
- На какую деталь портрета Насти сразу обратили внимание?
- Холодные глаза.
- Л.Н.Толстой говорил, что «глаза – зеркало души человеческой», а здесь такой разоблачающий эпитет. У каких людей бывают холодные глаза?
- У людей бесчувственных, черствых душой, равнодушных, не способных понимать и откликнуться на чужое горе.
- Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Насти. Но будем смотреть глубже. Слово «холодный» уже много раз встречалось в рассказе. С каким эпитетом связывает писатель это слово?
- одинокий – холодный
- Есть подтверждение этой связи в истории Насти? « Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее». На что же обрекла себя Настя?
- на одиночество.
СЛАЙД 11.
- И еще одна черта к портрету героини. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе»…
Что подчеркивает автор в этой фразе?
- Самолюбование
- Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в ее сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше трех лет? Обратимся к тексту.
Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: "Эх, ты". Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу. Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву. "Ненаглядная моя, — вспомнила Настя недавнее письмо. — Ненаглядная!" Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. "Поздно! Маму я уже не увижу", — сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово — "мама". Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. "Что ж это, мама? Что? — думала она, ничего не видя. — Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила".
СЛАЙД 12.
- И великий сатирик Гоголь, и Паустовский видят Настю изнутри: доброта ее показная, ненастоящая. Почему, даже получив такое письмо, Настя не поехала к матери?
- Дилемма: мать или выставка. Дочь выбрала выставку.
- Настя получает телеграмму. Казалось бы, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Обратимся к тексту
Выборочное чтение.
Почему автор ввел сцену вручения телеграммы, страшной по содержанию, именно во время праздника?
- Отсутствие Насти в разгар веселья не заметили бы, но ей нравится быть у всех на виду, нравится быть заботливой и хорошей, только для чужих людей, приятно слушать похвалы в свой адрес.
- Давайте выберем из этого эпизода слова, отражающие действия Насти в момент, когда она узнает, что мама умирает.
СЛАЙД 13.
– Почему Настя боялась поднять голову?
- Боялась, что о ее бесчеловечности, жестокости по отношению к матери узнают все.
На каком фоне все это делает Настя?
- На фоне похвалы в ее адрес.
- Обратите внимание на резкий контраст. Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.
СЛАЙД 14.
- Перечитаем еще один эпизод. Это внутренний монолог Насти.
- Какие предложения по интонации и по цели высказывания использует автор? Почему?
- Вопросительные и восклицательные предложения передают волнение, боль, раскаяние и вину Насти. Она прозрела (многое поняла). Слово «мама» звучит как пропуск.
- А в это время в Заборье умирала Катерина Ивановна. Снова перенесемся в старинный заброшенный опустевший дом. Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?
- Героине помогают Тихон, Манюшка, почтарь Василий.
- Как Тихон, зная о близкой смерти Катерины Петровны, решил скрасить последние дни ее жизни?
- Сам написал телеграмму от имени Насти.
- «За добро плати добром, не будь пустельгой, - говорит Тихон Манюшке. Как вы поняли смысл этой фразы?
- ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица сем. соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.)
-Такой пустельгой оказалась Настя.
СЛАЙД 15.
- Перечитаем сцену похорон. Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры. На похороны собрались старухи и ребята. Гроб на кладбище несли Тихон, Василий и два брата Малявины — старички, будто заросшие чистой паклей. Манюшка с братом Володькой несла крышку гроба и не мигая смотрела перед собой. Кладбище было за селом, над рекой. На нем росли высокие желтые от лишаев вербы.
Каким стал пейзаж? Почему?
-Пейзаж стал светлым, веселым и холодным, потому что кончились мучения Катерины Петровны, ее одиночество и боль. В людях, совсем чужих, еще живет доброта, чуткость, человечность, это примеряет мир природы и мир людей.
- С чем осталась Настя?
- Холодная комната, чувство вины – ее одинокая история еще впереди.
Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чем-то важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.
- Так к кому же обращена телеграмма? О чем она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя.
СЛАЙД 16
«Будь человеком!» - напоминает Паустовский.
«За добро плати добром. Не будь пустельгой».
Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди, прежде всего МАМА…
IV. Итог урока
- Не забывайте о самых близких людях, которые так нуждаются в вас, будьте отзывчивы, внимательны, человечны по отношению к ним. Пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.
Домашнее задание:
1. Какие «зарубки» на сердце у вас оставил рассказ К.Паустовского «Телеграмма»?
Запишите несколько из них для себя.
Например:
А) Надо быть благодарным тому, кто дал тебе жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок литературы в 5 классе по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"
Урок был дан в рамках районного ресурсного центра в технологии критического мышления...
Открытый урок по русской литературе . В.Шукшин Рассказы .
Работа над текстами рассказов В. Шукшина на уроке внеклассного чтения. Урок посроен на основе групповой работы по методу Рахимова....
Открытый урок по теме "Музыка - главный герой рассказа"
Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Музыка - главный герой рассказа", был разработан мною и проведён 18.11.2015 в рамках районного конкурса "Учитель года 2016"...
Открытый урок по теме "Музыка - главный герой рассказа"
Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Музыка - главный герой рассказа", был разработан мною и проведён 18.11.2015 в рамках районного конкурса "Учитель года 2016"...
Открытый урок "Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")
"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")...
Открытый урок по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунин «Тёмные аллеи»
Разработка урока литературы в 9 классе по теме: Тайна любви в рассказе И.А.Бунина "Темные аллеи"...
Открытый урок Строение и работа сердца. Круги кровообращения
В работе представлен конспект урока, технологическая карта урока и маршрутный лист для обучающихся....