2. Вводно-мотивационный Фаза вызова
3. Осмысление
4.Подведение итогов. Рефлексия. | 3 мин
30 мин. .
10 мин.
| -Сегодня мы в литературной мастерской. А значит, мы с вами мастера. И инструментами нашими будут СЛОВО и ТВОРЧЕСТВО.
-Дома вы прочли рассказ А.П.Платонова «Юшка». Какие вопросы у вас возникли?
- На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся ответить. Работа с эпиграфом - Мы продолжим урок, выбрав к нему эпиграф. Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка»? Объясните, почему выбрали этот вариант? Слайд №1 1. Верю я, придёт пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. (Б.Пастернак)
2. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. (М.Ю.Лермонтов)
3. Я счастлив счастием, мне чуждым, И грустен горестью чужой; Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой. (И.Суриков)
4.Побеждай зло добром. Библия
5. А он, мятежный просит бури, Как будто в бурях есть покой. (М.Ю.Лермонтов) - Почему не выбрали последний эпиграф?
- До смерти его называли Юшкой, а после смерти его называют Ефимом Дмитриевичем. А вы знаете, что означают имена Ефим и Дмитрий? - Послушайте, что нам скажут по этому поводу наши следопыты (заранее подготовленные ученики).
- Почему «Юшка» ?
Появляется слайд №2 - Анализируя произведение, мы убедимся в том, что автор не случайно называет главного героя этими именами. Платонов даёт подробный портрет Юшки, показывает отношение к нему детей и взрослых. Давайте поработаем, чтобы найти ответы на интересующие нас вопросы.
Прием «Толстые и тонкие вопросы» (Тема: «Портрет Юшки») .СЛАЙД №3 - Работа с «тонкими» вопросами от учителя.
- Можно ли, используя только вопросы с конкретными ответами, раскрыть тему?
- Работа с «толстыми» вопросами.
- Какие вопросы задали бы вы?
Тонкие вопросы | Толстые вопросы | Каким видят люди Юшку? Что знают о нем?Что думают? | Почему автор особо выделяет его глаза? | Почему прохожий оттолкнул Юшку? | Когда и по какому поводу всплывает художественная деталь «чай с сахаром»? | Почему в руках у него было мало силы? Почему люди жестоко относятся к Юшке? | Что значил для жителей села Юшка?
Каким люди не знают Юшку, каким они его не видели? |
- Давайте поработаем в группах над эпизодами, показывающими отношение детей и взрослых к Юшке. Прием «Двухчастный дневник» 1 группа: тема «Юшка и дети».
- Почему Юшка не сердился на детей, а даже радовался?
.2 группа: тема «Юшка и взрослые».
-Почему взрослые жестоки к Юшке?
3 группа: тема «Юшка и природа».
- Почему же Юшка уходил в леса, поля?
4 группа: тема «Юшка и «веселый прохожий».
- Почему Юшка не обижался на людей, как это его характеризует?
- Однажды взрослый человек назвал Юшку «блажным», а весёлый прохожий «юродом негодным». - Что вы знаете об блажных и юродивых? Кто это? Прием «Корзина идей». После коллективной работы появляется слайд №4. Юродивый? - Глуповатый, чудаковатый, безумный.
- Христианский аскет – безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания.
- Есть особый лик святых, которые называются Блаженные или Юродивые Христа Ради. Они добровольно, ради Бога, приняли на себя подвиг смирения перед другими людьми, исполняя заповедь: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
- Именно русский народ особо почитает «блаженных», что это чисто русский тип святости.
Работа с художественной деталью. -Мы уже говорили, что Юшка никогда не отвечал людям плохим словом, только единожды он осерчал, найдите это место, когда он первый раз в жизни ответил на жестокие слова, прочитайте ( …я по надобности) -Почему впервые Юшка «осерчал», а не разгневался?
- Что говорит Юшка о людских сердцах? - Что значит «слепое сердце»? Прием «Кластер» «Слепое сердце» Учитель рисует на доске.
Вывод: «Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим. - Вернемся к началу урока. Так почему же автор назвал главного героя именно этими именами? -Что же хотел сказать своим рассказом А. П. Платонов? - Как бы вы поступили, если бы в жизни вам встретился такой, как Юшка? - Что нужно делать, чтобы Добра в мире было больше? - А теперь с этой точки зрения проанализируйте себя. Разделите лист на две половины. С одной стороны напишите тех, кому вы сочувствовали, с другой - тех, кто сочувствовал вам. Какой столбик получился больше? Довольны ли вы результатом? - Какой столбик вам хотелось бы увеличить? - Давайте закончим нашу таблицу, заполнив третью колонку «Узнал». Заключительное слово учителя. - Проявлять сочувствие и принимать его от других - важная особенность человеческих отношений, придающая им теплоту и доверие. Поэтому Ф.И.Тютчев говорил, что «…нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Я желаю вам, ребята, никогда не забывать об этом. Не забывать о том, что каждый человек нуждается в сочувствии, в сострадании, в сопереживании. А.П.Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Домашнее задание : мини-сочинение на одну из тем: Слайд №5 «Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа?» «О чем заставил меня задуматься рассказ «Юшка?»; «Случай из моей жизни: как моя любовь (или чья – то) помогла другому человеку?» -Закончим урок словами, начертанными на могиле другого доброго человека - доктора Ф.П. Гааза: «Спешите делать добро, пока не стало поздно!» |
Дети зачитывают вопросы из таблицы, составленной дома (колонка «Хочу знать») Знаю | Хочу знать | Узнал | Родился в семье слесаря ж/д мастерских в Воронеже
| Почему рассказ называется «Юшка»?
|
| Учился в церковно-приходской школе
| Почему простого подручного кузнеца Платонов сделал главным героем своего рассказа? |
| Работал в журнале «Железный путь» | Почему люди не любили Юшку?
|
| Служил в Красной Армии |
|
| начале 20-х годов изменил фамилию (ранее был Климентов) |
|
|
-Я выбираю стихи Пастернака, потому что Юшка своим добром одолел силу подлости и злобы. -Юшка готов помочь чужим несчастиям и нуждам. Он помогал сироте. Поэтому я выбираю стихи И.Сурикова.
- Юшка не бунтующий, не мятежный, а очень тихий , безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением к терпению. Поэтому последнее высказывание к рассказу не относится.
Ответы детей.
-Ефим – благочестивый, благожелательный, священный. – Имя Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные не плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра. - Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Пустить юшку – избить до крови.
Ответы детей
Дети пишут в рабочих листах
Встреча Юшки с детьми (цитаты) |
Комментарий | … переставали играть, бежали, кричали…
| Решили подразнить, пошутить | … поднимали ветки и бросали… | Меня возмущает поведение ребят | … снова окликали, бросали, трогали и толкали… | Они издеваются над человеком | … опять толкали и кидали комья земли… | Они безжалостные | … сильнее толкали… кричали вокруг Юшки… |
| … делали слишком больно, радовались… |
| Как вел себя Юшка? | Мое мнение | …ничего не отвечал и не обижался… | Сносил все кротко | … шел тихо и не закрывал лицо… | Он не желал никому зла | … шел и молчал…
| Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви | … говорил, радовался… | Мне его жалко |
Вывод: Движет детьми не злоба, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это источник радости и веселья. Юшка верил, что нужен детям. Для него любовь – это источник тяготения людей друг к другу
Встреча Юшки со взрослыми (цитаты) | Комментарий
| … злое горе или обида…
| Ненависть и злость движут взрослыми | … сердце наполняется лютой яростью…
| Часто они вымещали злобу на Юшку, беззащитного человека | … что ты блажной, непохожий ходишь тут? … бил…и в зле забывал на время свое горе… | Не умеют любить людей Проявление злобы | … от кротости Юшки взрослый приходил в ожесточение… | Очень жестокие
| … хоть бы ты помер, что ли… | Унижение человеческого достоинства | … ничего не отвечал, не обижался на них…
| Безропотно сносил все унижения | … не закрывал своего лица…
| Любовь и доброта не позволяли ему ответить жестокостью | … Вы, должно быть, любите меня? | Любил весь свет
|
Вывод: Сердца людей наполнялись лютой яростью при виде Юшки. Они не умеют любить. Не могут простить ему того, что он не такой как они. Юшка и природа (цитаты) | Комментарий
| В пути он дышал благоуханием трав и лесов… | Юшка умел ценить природу
| … больная грудь Юшки отдыхала | Он находил покой в мире природы | … Юшка не скрывал своей любви к живым существам | Далеко от людей Юшка преображается | ...Он склонялся к земле и целовал цветы… | Он распахнут миру |
Вывод: Как все живущие, Юшка хочет любви и сочувствия. Но находит их только в мире природы, а не среди людей.
Юшка и «веселый прохожий» (цитаты) | Комментарий
| …Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело!
| Проявление грубости, невежества | Хоть бы ты помер что ли! | Цинизм | Как ты смеешь меня с собой равнять, юрод негодный! | Высокомерие
| …Я тебя выучу уму. | Жестокость |
Вывод: Безропотность Юшки и всепрощающая любовь к людям дали почву для вседозволенности, подлинной жестокости. Выступление творческих групп
-Есть однокоренное слово «уродливый»; не такой как все; странный.
Работа индивидуальная, затем в парах и далее- с классом.
Дети зачитывают эпизод.
-Трудно представить тихого безответного Юшку разгневанным или негодующим, поэтому мягкое «осерчал». Он расстроился. Юшка осознаёт свою ценность в этом мире: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен».Таким образом, Юшка отстаивает своё право на жизнь. -«сердце в людях бывает слепое» - Человек не задумывается о том, что творит зло.
Дети называют качества: Эгоизм Злоба Жестокость Равнодушие Черствость Себялюбие
Ответы детей - Надо любить людей «всем теплом и светом своего сердца»
Работа в тетрадях
Ответы детей
Знаю | Хочу знать | Узнал | Родился в семье слесаря ж/д мастерских в Воронеже
| Почему рассказ называется «Юшка»?
| Рассказ назван именем главного героя.
| Учился в церковно-приходской школе
| Почему простого подручного кузнеца Платонов сделал главным героем своего рассказа? | На примере героя автор показал, что любой человек заслуживает сострадания.
| Работал в журнале «Железный путь» | Почему люди не любили Юшку? | . Истинная любовь – это любовь к ближнему… | Служил в Красной Армии |
|
| В начале 20-х годов изменил фамилию (ранее был Климентов) |
|
|
|