Разработка внеклассного мероприятия по литературе «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Внеклассное мероприятие "Я памятник воздвиг себе нерукотворный..." было посвящено 215 годовщине со дня рождения А.С. Пушкина. Проводилось в МБОУ "Кояновская основная школа" среди учащихся 5-9 классов. Данное мероприятие способствовало повышению у обучающихся интереса к литературному наследию, а также развитию способности к творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Букреева А.Д. Разработка внеклассного мероприятия "Я памятник воздвиг себе нерукотворный | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка внеклассного мероприятия по литературе
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Разработчик: Букреева Александра Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кояновская основная школа»
Пермского района Пермского края
Оформление зала:
1.На видном месте, несколько выше всех экспозиций, слова:
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа. (А.С.Пушкин)
2. Портрет А.С.Пушкина.
3. Экспозиция «По пушкинским местам» (набор фотографий «А.С.Пушкина в Михайловском», под каждой фотографией стихи поэта, навеянные этими местами).
4.Экспозиция «Русские писатели – современники Пушкина».
Программа вечера:
- Литературно-художественная композиция (торжественная часть).
- Пушкинский Парнас (чтение собственных стихотворений, посвященных А.С.Пушкину).
- Чтение стихов А.С.Пушкина наизусть.
- Аукцион по сказкам А.С.Пушкина.
Сценарий литературного вечера.
- Литературно – художественная композиция (торжественная часть).
- Пролог (музыкальный фон-романс Шереметьева «Я вас любил»).
Она:
-Знакомый зал и ты, наш шумный зритель.
Позволь тебе удачи пожелать.
Нам предстоит, хотите не хотите,
Задачу с неизвестными решать.
Он:
-В-ва!-слышу я.-Опять суют уроки.
Чего решать, давно все решено.
Неужто в классе мало нам мороки.
Крутите танцы или хоть кино!...
Она:
-Из танцев-вальс. Кина ващще не будет.
Сгорел бы видик, Господи, прости.
Решили мы, надеясь-не осудят,
Программу эту строго провести.
Он:
-Дошло до вас?...Где стол, трибуна, речи?
Нишкни! По струнке! Все, как у людей.
Без этого никак не обеспечить
Великого поэта юбилей.
- «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» - грамзапись (читаются первые три строки стихотворения)
- Основная часть. Слово о А.С.Пушкине.
1)Ведущий 1: –Есть такие важные понятия, как долг и память. Это категории нравственные, духовные, напрямую связанные между собой, и на их взаимосвязи основано высшее самосознание человека, его гражданская гордость, преданность родной земле. Эти понятия сродни нам, гражданам 21 столетия. Со дня рождения А.С.Пушкина исполняется 215 лет. Два с лишним столетия. Огромный срок для человеческого сознания. Но разве мы не ощущаем сегодня Пушкина нашим современником? Разве можно говорить о его поэзии, как литературе прошлого? К Пушкину идем всю жизнь, потому что его поэзия стала часть нашей жизни.
2) Чтение стихотворения «Если есть у наших душ бессмертье…»
3)Ведущий 2:-Пушкин писатель бессмертный, единственный в своем роде. Стихи и проза Пушкина - живая красота. Они не могут заменить нам его. Он нужен нам сам, как человек, как личность, как совесть. В раннем детстве мы с Пушкиным, с его сказками…
4) Инсценировка сказки «О рыбаке и рыбке».
5) Ведущий 1:-Лирика Пушкина - чудо русской поэзии. Она сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, совершенство формы, которые так поражали и восхищали как современников поэта, так и многочисленные поколения, его читателей, вплоть до наших дней. Грусть ушедшего, неотвратимость настоящего-все принесено в память друзьям-лицеистам.
6) Чтецы (2 человека):
-Когда-то в пушкинском лицее,
Вблизи от царского двора,
Чтоб вечное в сердце посеять,
Работали профессора.
-Кайданов, Карпов и Куницын.
Светила, лучшие умы!
Эх, нам бы в том лицее поучиться,
Все стали б Пушкиными мы.
7) Чтец («19 октября»).
8) Ведущий 2:-В поэзии Пушкина пленяет его глубокая человечность, её духовное изящество, благородство чувств и переживаний, глубина и ясность мысли. Будь то притча, будь то легенда, везде поэт реалистичен, вольнолюбив, молод, восторжен подвигом друзей-декабристов.
9) Ведущий 1:-Верность декабристским идеалам не оставляла Пушкина всю жизнь, он до конца был другом декабристов, учеником и учителем. Нужно было обладать редкой смелостью, чтобы в условиях Николаевской России написать стихотворение «Во глубине сибирских руд». Пушкин вселил в декабристов бодрость, сознание высокого исторического подвига во славу свободы.
10)Чтение учеником стихотворения «Во глубине сибирских руд».
11)Ведущий 2:-Гимном радости, жизнеутверждающего оптимизма звучит стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Оно выделяется особенной глубиной чувства, чудесной гармонией стиха. В нем заключено и волнение страсти, и целомудренное восхищение, и горькое раздумье, и радость творческого вдохновенья. Музыка Глинки ещё сильнее оттенила гениальность этого стихотворения.
12) Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновение».
13) Ведущий 1: - Жизнеутверждающий характер лирики Пушкина определяется тем гуманным содержанием, которое сказалось в его понимании свободы, независимости человека, в признании прекрасного и благородного начала, в нем заложенного.
14) Она:
-Ну, а пока, секундам зная цену,
Не станем понапрасну их терять.
Из зала приглашаются на сцену,
Все, кто сейчас пред нами будет выступать.
Он:
-Откройте занавес и дайте больше света.
Да будет наша встреча горяча.
Она:
-Дается в честь великого поэта
Полуэкспромт
«Пока горит свеча» (все вместе).
15) Инсценировка отрывка из романа «Евгений Онегин» (представление персонажей).
16) Поэтов голоса,
Как колокол набатный,
Их слышат небеса
Над миром необъятным.
Поэты замолчат –
Нас тишиною глушит,
В ней слышно, как кричат
Израненные души.
Мы духа нищету
Себе приобретаем,
Когда на немоту
Поэтов обрекаем.
Пока горит свеча,
Стихов поэтов пламя,
Как острие меча,
Раздвинет тьму над нами.
17) Ведущий 2: - Время лечит многое, но не все. Даже спустя два с лишним столетия, нам, не знавшим Пушкина лично, больно.
18) Чтец (Смеляков «Здравствуй, Пушкин»).
-В январе тридцать седьмого года
Прямо с окровавленной земли
Подняли тебя мы всем народом,
Бережно, как сына понесли.
Мы несли тебя - любовь и горе-
Долго и бесшумно, как во сне,
Не к жене и не к дворцовой своре-
К новой жизни, к будущей стране.
И твоих убийц мы не забудем:
Зимний день, под заревом небес,
Мы царю России возвратили
Пулю, что послал в тебя Дантес.
19) Чтец (М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»).
4. Заключение.
-Да, прав был Пушкин, когда писал эти строки:
(на экране изображение памятника Пушкину)
-«И долго буду тем любезен я народу…»
II.Пушкинский Парнас (прочтение собственных стихотворений).
«Мой Пушкин»
(автор и исполнитель ученица 9 класса Апкина Эльнара)
Ты памятник себе воздвиг нерукотворный,
Кристаллов тверже он и крепче пирамид.
Ни гром его не сотрясет весенний,
Ни молния его не сокрушит.
Я вижу царство Лукоморья, а вот и гридница,
Где пир горой идет.
И чаша хмельная, идя по кругу,
Шипит, и пенится, и освежает рот.
Читая главы стихотворного романа,
Я вижу барский дом, и все вокруг – бело.
И полумрак, и комнату, где милая Татьяна
Не спит и сочиняет Онегину любовное письмо.
Широко ночь раскинула объятья,
И сон уже смежает веки мне…
Ты – гений, Пушкин! Все об этом знают,
И ты еще не раз приснишься мне во сне!
III. Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина наизусть.
IV. Аукцион по произведениям А.С.Пушкина.
На аукционе «продавались» волшебные предметы из произведений поэта:
зеркальце, горшок с бальзамином, «живая» вода, наливное яблочко, «златая» цепь, письмо, меч-кладенец, «золотые» монеты, орешки, леденцовый петушок, карта «пиковая дама» и т.д. Выигрывал тот участник, кто мог назвать не только произведение, но и процитировать строки; если произведение прозаическое, то объяснить, где встречается данный предмет (например, горшок с бальзамином украшал скромную обитель станционного смотрителя).
Список литературы
1. Кулешова С.Ф. Когда кончаются уроки… Минск: Народная асвета, 1988.
2. Исаченкова Н.В. Сценарий литературных вечеров в школе. СПб.: Паритет, 2001.
3. Учительская газета, 2005, №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия по литературе "православные праздники и произведение И.Шмелева "Лето Господне"
Мероприятие для 8-9 класса. Предварительно учащиеся прочитали произведение Ивана Шмелева "Лето Господне", затем, разбившись на группы должны были сравнить православные праздники и то, как ни пказаны в...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...
Стихотворение А. С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."
Урок соответствует требованиям ФГОС. Лингвистический анализ стихотворения " Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." Понимание темы, идеи, нравственного пафоса произведения. Формирование осмысл...
Внеклассное мероприятие: «Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ» ко дню памяти А.С. Пушкина
Внеклассное мероприятие: «Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ» ко дню памяти А.С. Пушкина...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7 – 8 классов «Лучшие знатоки литературы».
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Лучшие знаоки литературы"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 7 классов: "Знатоки литературы"
Метод.разработка...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Библейские сюжеты и образы в русской литературе»
Представлена разработка внеклассного мероприятия, целью которого является расширить представления обучающихся о влиянии Библии на творчество русских писателей и открыть новое в уже и...
- Мне нравится (1)