Актуальные формы преподавания литературы в условиях ФГОС
опыты и эксперименты по литературе на тему

Кисурина Марина Валерьевна

      «Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, 
показатель его кругозора, эрудиции» 
В.А.Сухомлинский

XXI век… Стандарты второго поколения… Новая школа… Как разработать урок по-новому?    Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, работающего в условиях ФГОС. Также изменяются и технологии обучения: внедрение информационно-коммуникационных технологий  открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Предлагаю остановиться на основных этапах работы по данной проблеме.

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. При отборе электронно-образовательных ресурсов  к уроку необходимо строго учитывать соответствие ЭОР целям и задачам урока, основным требованиям к ЭОР. Необходимо научиться отображать  дидактическую структуру урока  в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, технологичность и обобщенность информации. 
Безусловно, уроки литературы обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Каким должно быть содержание уроков, способствующих  формированию языковой, лингвистической, лингвокультурологической и коммуникативной компетенций, развитию у школьников языкового чутья, языковой интуиции, и в целом - языковой личности? При этом не следует забывать о том, что духовно-нравственное воспитание школьников является ключевым требованием ФГОС. 

На основании опыта работы можно отметить возможности уроко литературы:
- в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
- при освоении основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность); 
- при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.

Следует также отметить, что успех в работе с детьми по формированию универсальных учебных действий зависит от компетентности учителя при выборе учебной программы и учебно-методического комплекта как оптимального средства освоения её содержания на каждом уроке.
В соответствии с требованиями ФГОС в процессе обучения  литературе в школе решается комплекс учебно-воспитательных задач. По мнению учёного-лингвиста Закирьянова К.З., «...решаются эти задачи прежде всего и главным образом с помощью учебников. Таким образом, хороший учебник является одновременно и источником информации, и тренером, консультантом, и экзаменатором, и справочником, и воспитателем. Многофункциональность делает учебник уникальным средством обучения русскому языку в школе». От качества учебников во многом зависит степень глубины и прочности знаний учащихся, так как учебник реализует содержание программы, регламентирует объём изучаемого материала, намечает пути и способы его усвоения, реализует образовательную концепцию. Вот почему выбор современного учебно-методического комплекта нередко имеет решающее значение не только для учителя, но и для учащихся. И это одно из главных условий успеха.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.   Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки.

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И  это понятно. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса. 

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения  должен включать  следующие шесть  основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Какие же  я вижу современный урок  литературы в условиях введения ФГОС:

  • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока — дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • обстановка на уроке тёплая, доброжелательная, но при этом деловая.

Сегодня, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию  литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. 
Современный урок литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести этапов:

1. Определение нового. 
2. Конструирование проблемной ситуации.
3. Планирование действий. 
4. Планирование решений. 
5. Планирование результата.  
6. Планирование заданий для применения нового знания.  

Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя  литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, но существенно обновляется. Все нововведения направлены  на усвоение обучающимся определенной суммы знаний  и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, учиться по-новому проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения обучающихся, учиться по-новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pril1.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Терещенко Оксана Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ ЕСОШ № 1 Современный урок литературы в условиях введения ФГОС

Слайд 2

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

= деятельность развитие личности ученика

Слайд 4

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Слайд 5

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Этому служат новые формы организации обучения; новые образовательные технологии; новая открытая информационно-образовательная среда, далеко выходящая за границы школы.

Слайд 6

Универсальные учебные действия? Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий , а примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)

Слайд 7

Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 8

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов: мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); взаимопроверка, взаимоконтроль; рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Слайд 9

Современный урок литературы в условиях введения ФГОС

Слайд 10

Учителю необходимо: учиться по – новому готовиться к уроку учиться по – новому проводить урок учиться по – новому оценивать достижения обучающихся учиться по – новому взаимодействовать с их родителями

Слайд 11

В основе - целеполагание Результаты: личностные (воспитательные); метапредметные (развивающие); предметные (обучающие);

Слайд 12

Личностные результаты образовательной деятельности Система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Слайд 13

Метапредметные результаты образовательной деятельности Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Слайд 14

Предметные результаты образовательной деятельности Конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Слайд 15

Позиции Традиционная деятельность Деятельность учителя, работающего по новому Стандарту Подготовка к уроку Жестко структурированный конспект урока, 0 % свободы учителя Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник При подготовке использует методические рекомендации, учебник, internet -ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами Основные этапы урока Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления (80%-говорение учителя) Объяснение занимает 20-30% урока; закрепление 5-10% урока; самостоятельная деятельность учащихся 60-70% урока Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить то, что запланировано на урок Организовать деятельность детей по: -поиску, обработке информации; обобщению способов деятельности; постановке учебной задачи… Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий Реши, спиши, сравни, найди, выпиши, выполни… 93% - репродуктивные задания; 7% - исследуй (чаще для сильных учащихся) Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте… Сравним…

Слайд 16

Предметные: Отработать способ действия при определении односоставных предложений в тексте, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в определении вида односоставных предложений. Личностные: Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к русской литературе посредством более детального знакомства с поэзией Сергея Есенина. Метапредметные : Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать синтаксическую и пунктуационную зоркость. Результаты:

Слайд 17

Личностные: Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к русской литературе посредством более детального знакомства с поэзией Сергея Есенина. Метапредметные : Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать синтаксическую и пунктуационную зоркость. Предметные: Отработать способ действия при определении односоставных предложений в тексте, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в определении вида односоставных предложений. Результаты:

Слайд 18

Рефлексия Знаю … ЧТО? Умею… КАК? Понимаю… ЗАЧЕМ?

Слайд 19

Главная методическая цель достигается следующими путями: Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.

Слайд 20

Принцип открытости - предполагает использование на уроке разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимо принятия , взаимо понимания, через организацию учебного диалога.

Слайд 21

Принцип вариативности - предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно – ориентированный урок.

Слайд 22

Приоритет индивидуальности - создать условия для самовыражения каждого ученика , проявления его избирательности к учебному материалу, способу и форме репрезентации этого материала.

Слайд 23

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать 1.Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета 3. Описание места предмета в учебном плане 4. Личностные, метапредметные , предметные результаты освоения конкретного предмета 5. Содержание учебного предмета 6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 8. Планируемые результаты изучения учебного курса

Слайд 24

Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее… Ян Амос Каменский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях ФГОС.

В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагог...

Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС

проблемы педагога в реализации требований ФГОС на уроках обществознания...

Актуальные проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

Данная разработка содержит доклад по теме: "Актуальные    проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС"     ...

Актуальные проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС»

Все сферы че¬ло¬ве¬че¬ской жизни за¬тра¬ги¬ва¬ет время, к этому числу от¬но¬сит¬ся и об¬ра¬зо¬ва¬ние, ко¬то-рое тре¬бу¬ет пе¬ри¬о¬ди¬че¬ско¬го об¬нов¬ле¬ния. Те¬перь уже всем по¬нят¬но: в «новое» врем...

Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования

Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования...

Выступление на ШМО Доклад на тему: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Выступление на ШМО Доклад на тему: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОСОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»...