Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях ФГОС.
статья по биологии по теме
В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммунникационные.
Как и все методы, методические приемы, средства обучения выполняют триединство дидактических функций, которые, в принципе, остаются неизменными в любом предметном обучении и выполняют триединые функции: обучение, развитие, воспитание в рамках предметной деятельности с учётом использования средств цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методик информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_na_sayt.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Хохлова Людмила Николаевна учитель биологии МБОУ СОШ №6
Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях ФГОС.
Урок сегодня.… Каким он должен быть образец современного урока? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать?
Прилежный учитель сегодня в круговороте экспериментов и разноголосицы наставников. Информатизация, компьютеризация, модернизация, систематически меняющиеся программы, учебники, планы. Но эффективность любого урока определяется не тем, что дает учитель, а тем, что дети взяли в процессе обучения. Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу, воспитательной и развивающей подвижностью личности, возникшей в ходе урока.
В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммунникационные.
Как и все методы, методические приемы, средства обучения выполняют триединство дидактических функций, которые, в принципе, остаются неизменными в любом предметном обучении и выполняют триединые функции: обучение, развитие, воспитание в рамках предметной деятельности с учётом использования средств цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методик информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Обучающие функции:
- усвоение знаний;
- совершенствование качества знаний, закрепление полученных ранее знаний, усвоение системы контроля качества знаний (глубины, прочности, системности), в том числе использованием приемов дистанционного обучения;
- освоение методов естественнонаучного познания в предметной деятельности учителя биологии при помощи ЦОР, ИКТ;
- формирование практических умений при работе с натуральными и виртуальными объектами.
Развивающие функции:
- развитие всей системы познавательных процессов: внимания, восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи;
- развитие аналитико-синтетических приемов мышления с использованием ИКТ;
- развитие творческих способностей на базе ЦОР.
Воспитательные функции:
- формирование естественнонаучного мировоззрения и естественнонаучного стиля мышления, способности алгоритмизировать собственную деятельность;
- становление социально ценных мотивов учения (в частности интереса к учению);
- формирование социально положительных элементов поведения;
- воспитание волевых и нравственных качеств личности.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны различных объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Преподавание биологии в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения.
Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Применение компьютера на уроках стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.
Информационные технологии позволяют:
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Важным этапом является организация закрепления знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет немаловажную роль. Так, например, в 8 классе после изучения темы «Введение. Науки, изучающие организм человека» я использую упражнения из диска «Биология. Анатомия и физиология человека, 9», мультимедийное учебное пособие; ЗАО «Новый Диск», 2004.
Мною используются готовые контролирующие вышеуказанные программы – например: для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся, или для подготовки к ЕГЭ и т.д. Однако в разных классах тестовые задания должны различаться, в связи с этим я использую самостоятельно составленные тесты в программах Microsoft PowerPoint.
Кроме тестов, предложенные для компьютерной проверки знаний, задания могут быть в виде:
- биологического диктанта;
- графического диктанта;
- заданий типа «убери лишнее»;
- «подпишите иллюстрации»;
- «закончите предложение» и т.д.
На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение.
Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне, как учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по биологии, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации является не только учитель, но и сам ученик.
Моя дальнейшая педагогическая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении биологии в целях повышения качества образования, активизации познавательного интереса учащихся к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные формы преподавания литературы в условиях ФГОС
«Урок – это зеркало общей и педагогическойкультуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомл...
Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования
Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования...
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ООО.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ООО....
Отчет о проведении семинара-практикума "Актуальные вопросы преподавания математики в условиях перехода к Профессионалитету"
Отчет о проведении семинара-практикума "Актуальные вопросы преподавания математики в условиях перехода к Профессионалитету"...
Выступление на ШМО Доклад на тему: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Выступление на ШМО Доклад на тему: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОСОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»...