Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях ФГОС.
статья по биологии по теме

В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммунникационные.

Как и все методы, методические приемы, средства обучения выполняют триединство дидактических функций, которые, в принципе, остаются неизменными в любом предметном обучении и выполняют триединые функции: обучение, развитие, воспитание в рамках предметной деятельности с учётом использования средств цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методик информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_na_sayt.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Хохлова Людмила Николаевна                                                                             учитель биологии МБОУ СОШ №6      

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях ФГОС.

Урок сегодня.… Каким он должен быть образец современного урока? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать?

Прилежный учитель сегодня в круговороте экспериментов и разноголосицы наставников. Информатизация, компьютеризация, модернизация,  систематически меняющиеся программы, учебники, планы. Но эффективность любого урока определяется не тем, что дает учитель, а тем, что дети взяли в процессе обучения. Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу, воспитательной и развивающей подвижностью личности, возникшей в ходе урока.

В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммунникационные.

Как и все методы, методические приемы, средства обучения выполняют триединство дидактических функций, которые, в принципе, остаются неизменными в любом предметном обучении и выполняют триединые функции: обучение, развитие, воспитание в рамках предметной деятельности с учётом использования средств цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методик информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Обучающие функции:

  1. усвоение знаний;
  2. совершенствование качества знаний, закрепление полученных ранее знаний, усвоение системы контроля качества знаний (глубины, прочности, системности), в том числе использованием приемов дистанционного обучения;
  3. освоение методов естественнонаучного познания в предметной деятельности учителя биологии при помощи ЦОР, ИКТ;
  4. формирование практических умений при работе с натуральными и виртуальными объектами.

Развивающие функции:

  1. развитие всей системы познавательных процессов: внимания, восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи;
  2. развитие аналитико-синтетических приемов мышления с использованием ИКТ;
  3. развитие творческих способностей на базе ЦОР.

Воспитательные функции:

  1. формирование естественнонаучного мировоззрения и естественнонаучного стиля мышления, способности алгоритмизировать собственную деятельность;
  2. становление социально ценных мотивов учения (в частности интереса к учению);
  3. формирование социально положительных элементов поведения;
  4. воспитание волевых и нравственных качеств личности.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны различных объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные  характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Преподавание биологии в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения.

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Применение компьютера на уроках стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.

Информационные технологии позволяют:

  1. построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
  2. коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
  3. рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;
  4. использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Важным этапом является организация закрепления знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет немаловажную роль. Так, например, в 8 классе после изучения темы «Введение. Науки, изучающие организм человека» я использую упражнения из диска «Биология. Анатомия и физиология человека, 9», мультимедийное учебное пособие; ЗАО «Новый Диск», 2004.

Мною используются готовые контролирующие вышеуказанные программы – например: для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся, или для подготовки к ЕГЭ и т.д. Однако в разных классах тестовые задания должны различаться, в связи с этим я использую самостоятельно составленные тесты в программах Microsoft PowerPoint.

Кроме тестов, предложенные для компьютерной проверки знаний, задания могут быть в виде:

  1. биологического диктанта;
  2. графического диктанта;
  3. заданий типа «убери лишнее»;
  4. «подпишите иллюстрации»;
  5. «закончите предложение» и т.д.

На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение.

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне, как учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по биологии, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации является не только учитель, но и сам ученик.

Моя дальнейшая педагогическая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении биологии в целях повышения качества образования, активизации познавательного интереса учащихся к предмету.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные формы преподавания литературы в условиях ФГОС

    «Урок – это зеркало общей и педагогическойкультуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомл...

Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования

Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования...

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ООО.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ООО....

Отчет о проведении семинара-практикума "Актуальные вопросы преподавания математики в условиях перехода к Профессионалитету"

Отчет о проведении семинара-практикума "Актуальные вопросы преподавания математики в условиях перехода к Профессионалитету"...

Выступление на ШМО Доклад на тему: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Выступление на ШМО Доклад на тему: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОСОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»...