Выступление на ШМО Доклад на тему: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
материал
Выступление на ШМО
Доклад на тему:
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ
В УСЛОВИЯХ ФГОС
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_aktualnye_problemy_prepodavaniya_istorii.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ФМБОУ СОШ с Верхний Ломов им. И.И.Привалова в с. Атмис
Выступление на ШМО
Доклад на тему:
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ
В УСЛОВИЯХ ФГОС
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Подготовила и выступила:
учитель истории и обществознании
Деева Ирина Ивановна
2022 г.
Качество образования определяется тем, насколько общество, работодатель и сам обучающийся удовлетворены результатами обучения.
В новом поколении российских образовательных стандартов внимание в первую очередь обращено именно на результаты освоения образовательных программ, кроме того стандарты устанавливают требования к условиям реализации программ и их структур.
Формирование Федеральных государственных образовательных стандартов осуществлялось в 2007-2010 годах.
Принципиально изменен правовой статус самих стандартов. В 2007 году был принят Закон, который впервые установил понятие «федеральный государственный образовательный стандарт». В 2009 году Постановлением Правительства РФ №142 были утверждены Правила разработки и утверждения ФГОС.
ФГОС общего образования разрабатывается на конкурсной основе по заказу Министерства или в инициативном порядке. Но порядок рассмотрения одинаков для всех. Он включает этап общественного обсуждения, независимой экспертизы и утверждения.
ФГОС общего образования разрабатывается и вводится в действие поэтапно по ступеням общего образования. В пилотном режиме по новым стандартам с 1 сентября 2010 года начали обучение 200 тысяч первоклассников (15 % от их общего количества), с 1 сентября 2011 года все первоклассники начали учиться по новому стандарту. Это означает, что с 1 сентября 2015 года по новым стандартам будет учиться вся начальная школа. После чего начинается следующий этап –обязательное введение стандартов средней школы в 5 класса. Соответственно этап обязательного введения стандарта старшей школы начнется только в 2020 году. Разработчиком федеральных государственных образовательных стандартов начальной и основной школы является Российская академия образования.
Проблема состоит в том, что существует несколько программ для основной школы, которые могут основываться на различных взглядах и подходах к подростковому возрасту. Есть тонкий момент перехода от программы младшей школы к общей. «Нельзя уходить в подростковой школе куда-то в сторону» Необходимо до конца разрабатывать программы основного образования, учитываю психологию ребенка. Проблема состоит еще и в том, что отсутствуют новые учебники, которые необходимы для обучения. Кроме того учитель сам выбирает себе программы образовательного процесса. Поэтому предлагается два этапа образовательного перехода (5-6 классы) и личностного самоопределения (7-9 классы). 10-12 лет – является кризисным периодом, когда происходит спад мотивации, падение дисциплины и т.д.
На этапе основного образования ФГОС состоит задача вырастить индивидуальность. Её смысл состоит в создании пространства для самостоятельной работы обучающихся в рамках учебного плана. Учитывая особенности восприятия необходимо делать 3 урока в день, тогда освободившиеся уйдут на самостоятельную работу. Что повлечет за собой изменение учебного плана. Поэтому в ООП отдельно прописаны инструменты для концентрированного обучения.
Включение в учебный процесс учебно-исследовательской проектной деятельности также потребуется изменения программы. Детская проектная деятельность проводится в разных формах: в их числе учебное проектирование ( встроенная в учебный процесс и предмет), социальное проектирование, педагогический проект, а так же лаборатории и социальные практики. Все это должно быть встроено в 32 часа предельной нагрузки, что в свою очередь, также требует другой модели учебного плана.
В новом ФГОС предлагается без оценочная система. Так как контроль и оценки выполняют две функции: диагностика и коррекция. Сравнивать детей невозможно из-за социальной и генетической принадлежности, исходя из этого в ООП было внесено два пункта. Это формирующее оценивание (диагностик и способы коррекций). Убрав пяти бальную шкалу и предложив другие инструменты, второе- индивидуальный прогресс (оценка ребенка только самого себя). Прогресс ребенка не оценивается через предметные знания, а только через уровень освоения тех средств и способов действия, которые осваивает ребенок. Поскольку компетентные вещи вынесены в примерных программах начальной школы как необязательные, существует риск, что учитель остается работать в рамках стандартов ЗУНов. Поэтому многое будет зависеть от учителя. «Учителю, что дай, то он и будет делать». Но, с другой стороны, это можно использовать для достижения содержательной цели нового стандарта- «если задать через примерную программу другой инструментарий, учитель начнет включать его в образовательный процесс, и впоследствии ученик станет другим».
Что касается актуальных проблем, и вопросов, то они заключаются в следующем.
1. Каким должен быть современный урок в современных условиях. Сухомлинский В.А. связывал урок с педагогической культурой учителя:
“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.
∙ урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
∙ учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
∙ вывод делают сами учащиеся;
∙ минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
∙ время-сбережение и здоровье-сбережение;
∙ в центре внимания урока – дети;
∙ учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
∙ умение демонстрировать методическое искусство учителя;
∙ планирование обратной связи;
∙ урок должен быть добрым.
2. Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:
∙ анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
∙ отличаться мобильностью;
∙ быть способны к сотрудничеству;
∙ обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
3. Принципы педагогической техники на уроках:
∙ свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
∙ открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
∙ деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
∙ идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
∙ обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи)
4. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
∙ формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
∙ развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
∙ формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
∙ были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
∙ реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
5. Методы и формы современного урока:
∙ метод проектов;
∙ информационно-коммуникационные технологии;
∙ здоровьесберегающие технологии (интеграция);
∙ портфолио.
6. Без применения ИКТ не может быть современного урока.
ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
∙ создание презентаций к урокам;
∙ работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
∙ использование готовых обучающих программ;
∙ разработка и использование собственных авторских программ.
И последнее, это повышение уровня учебной мотивации обучающихся. Задача преподавания истории и обществознания заключается в том, чтобы формировать и развивать культуру мышления у обучающихся, навыки критического мышления, воспитание любви и уважения к Отечеству и окружающим людям. Одной из важных результатов работы я считаю, должно быть формирование у ребят нравственных ценностей, определяемых понятиями долг, честь, достоинство и патриотизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация рефлексии на уроках технологии в условиях ФГОС основного общего образования
Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке....
«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...
Тема самообразования:"Преподавание математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования"
Творческая работа...
Доклад выступления на РМО на тему «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в рамках реализации ФГОС в образовательных учреждениях района»
В докладе рассмотрены актуальные проблемы психологического, административно-технологического и учебно-практического характера, препятствующие качественному преподаванию иностранных языков в рамках реа...
Статья "«Актуальные проблемы преподавания истории России в условиях реализации ФГОС в РТ».
Статья о реализации ФГОС в рамках преподования предмета история России....
Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования
Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования...
Доклад на ГМО на тему: "Принципы и положения ФГОС основного общего образования второго поколения в целях совершенствования методической базы, соблюдения преемственности в преподавании"
Доклад"Принципы и положения ФГОС основного общего образования второго поколения в целях совершенствования методической базы, соблюдения преемственности в преподавании"Основным приоритетным н...