Конспекты 3-х уроков и презентация по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» в 9 классе
план-конспект урока по литературе (7, 9 класс) на тему
Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования, особенности жанра
II. Задачи
Обучающие:
- научить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста;
- показать значение образа героя рассказа.
Развивающие:
- формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия;
- развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать.
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Воспитательные:
- воспитывать в детях уважение к героическому прошлому своей страны.
- уяснить нравственные уроки М. А. Шолохова, главные ценности, о которых говорит писатель;
- способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2-й урок | 20.51 КБ |
Заключительный урок+ материалы для самостоятельной работы | 20.44 КБ |
Презентация к 1-му уроку. | 1.35 МБ |
Урок-вступление, сопровождаемый презентацией | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» в 9 классе
I. Концепция
«Судьба человека» - рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования, особенности жанра
II. Задачи
Обучающие:
- научить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста;
- показать значение образа героя рассказа.
Развивающие:
- формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия;
- развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать.
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Воспитательные:
- воспитывать в детях уважение к героическому прошлому своей страны.
- уяснить нравственные уроки М. А. Шолохова, главные ценности, о которых говорит писатель;
- способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.
III. Оборудование
- текст
Словарная работа: (слова написаны на доске)
Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого – чего - нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова) (Вновь обратиться к изученному на прошлом уроке).
Лагерфюрер – комендант лагеря
«Оппель - адмирал» - марка легкового автомобиля (это слово будет при чтении отрывка учениками дома).
IV. Ход урока
Вступительное слово
Скоро наша страна отметит 73-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне.
Это страшное событие коснулось каждой семьи, принесло много страданий, горя, слез. Это была невиданная по разрушительной силе война в истории человечества. Миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались на полях сражений, погибли в лагерях смерти и в оккупированной врагом территории.
О страшных событиях минувшей войны мы знаем по рассказам очевидцев, по фильмам, по книгам. Немало наших поэтов и писателей прошли сквозь огонь, и в своих произведениях отражают, какой ценой завоевано счастье, почему наш народ одержал победу в этой жесточайшей схватке. О человеке на войне, о его стойкости и преданности к Родине повествует нам и Шолохов в своем рассказе «Судьба человека».
В качестве домашнего задания вам было задано прочитать историю жизни Андрея Соколова. Давайте послушаем, что вы запомнили. (Учитель спрашивает на оценку двух человек. Первого – что известно до войны о герое, второго, что известно после того, как Соколов построил дом).
-Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения?
Автор пользуется особым композиционным приемом - рассказ в рассказе. Сюжет произведения включает рассказ Андрея Соколова о своей судьбе. Исповедь главного героя позволяет не только проследить за событиями его жизни но и увидеть их его глазами, понять его переживания, осмыслить его собственную оценку, совершенных им поступков
-Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? Как жил герой до войны? В чем он видит свое счастье?
В небольшом рассказе прослеживается вся его жизнь: небогатая событиями довоенная жизнь, участие в гражданской войне, работа на заводе, женитьба, дети, уход на фронт. Рассказывая о счастливых годах довоенной жизни, герой с воодушевлением говорит о семье. В небогатой, но вполне устроенной жизни он видит простое человеческое счастье. «Чего еще надо? Дети кашу едят с молоком, крыша есть над головою, одеты, обуты стало быть, все в порядке».
Трогательная сцена прощания Андрея с семьей раскрывает нам его чуткую любящую душу. Воспоминания Андрея полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене: «Зло меня тут взяло! Силой я разнял ее руки и легонько толкнул в плечи... » А оттолкнул он ее за слова: «Родненький мой.. . Андрюша.. . не увидимся.. . мы с тобой.. . больше.. . на этом.. . свете... »
Ирина прижалась к мужу, «как лист к ветке» , «сама вся вперед клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра» . Да, сильный ветер обрушился на страну. И ушла мирная жизнь.. . И, может, не жену вовсе оттолкнул Андрей от себя, а ее пророческие слова, не желая в них верить, надеясь на скорое возвращение.
Словарная работа.
Запишите значение слов, указанных на доске. Про судьбу мы с вами говорили на прошлом уроке, у вас завязались даже споры по этому поводу. Как вы считаете теперь, какое из 4-х значений подходит к нашему рассказу? Почему?
Учитель: А теперь мы выразительно почитаем с вами по цепочке текст на оценку. Ученики читают со слов: «Он снова и надолго замолчал» до слов: «Однако поделили без обиды».
Беседа по тексту:
О чем эпизод рассказа, который мы изучали? (о том, как попал в плен Андрей Соколов, его жизни в концлагере)
Как жилось нашим солдатам в фашистском плену? (тяжело жилось солдатам в плену, многие умирали от голода, холода и непосильной работы)
Чего хотели добиться фашисты таким жестоким обращением с пленными? (фашисты хотели покорить русский народ, сломить его дух)
Почему был вызван Андрей Соколов к лагерфюреру? (Андрей громко возмутился требованиями фашистов копать окопы по несколько кубометров в день, сказав, что ему для могилы и одного за глаза хватит)
Как вел он себя во время разговора с фашистом? (Андрей смело разговаривал с лагерфюрером, показывая, что не боится)
Было ли опасным такое поведение? (да, его могли расстрелять на месте)
Кто выиграл в этом противостоянии: лагерфюрер или Андрей Соколов? (Андрей Соколов, лагерфюрер признал его смелым солдатом)
Какие черты характера Андрея помогли ему выстоять и вызвать уважение даже у врагов? (стойкость, уверенность в себе, честность, мужество, верность, доброта, патриотизм, сострадание, самоотверженность)
Домашнее задание: прочитать рассказ до конца.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» в 9 классе
I. Концепция
«Судьба человека» - рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека.
II. Задачи
Обучающие:
- научить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста;
- показать значение образа героя рассказа.
Развивающие:
- формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия;
- развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать.
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Воспитательные:
- воспитывать в детях уважение к героическому прошлому своей страны.
- уяснить нравственные уроки М. А. Шолохова, главные ценности, о которых говорит писатель;
- способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.
III. Оборудование
- текст
- фильм
IV. Ход урока
Вступительное слово
В начале урока я бы хотела зачитать вам стихотворение Тамары Лосевой:
О судьбе мы по книгам гадаем,
По приметам, по линиям рук.
Мы печалимся, плачем, страдаем,
И судьба для нас – сущий недуг.
Если ж сердце не знает покоя,
Если в пепел душа не сгорит,
То уверенно, твердой рукою
Человек сам судьбу сотворит!
Если в линиях рук заложено предначертание судьбы (ведь недаром гадают по руке), то Шолохов почти не дает читателю возможности гадать. Кроме того, он обращает наше внимание на некоторые конкретные детали, имеющие немаловажное значение. К этим деталям мы обратимся позже.
Учитель:
Все дочитали рассказ? Понравился вам рассказ? Чем понравился?
- Как вы думаете, почему Андрей Соколов рассказывает незнакомому человеку свою историю? (Он одинок и ему хочется поделиться своим горем, переживаниями.)
- Жалуется ли Соколов на жизнь, рассказывая свою историю? Почему? (Андрей Соколов рассказывает о своей горестной судьбе “случайному” прохожему. Но в нём он видит родственную душу, человека, который всё поймёт, не спросит лишнего. “Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька”. Шолохов использует композицию “рассказ в рассказе”, показывает, что автор-повествователь не просто слушатель, он переживает судьбу Андрея Соколова, становится соучастником происходящего).
- Подумайте, почему М. Шолохов назвал рассказ «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»? (потому что, на примере Андрея была показана судьба многих людей)
На примере Андрея Соколова, и его участи, и стечении обстоятельств жизни Шолохов описал русского человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа всего народа.
- Если бы русский народ не был такой сильный духом, смогли бы мы победить в войне? (нет, не смогли, русский народ выстоял в тяжёлой войне только благодаря силе духа)
В начале урока я обещала вам вернуться к деталям, имеющим важное значение.
Как мне кажется, имена героев рассказа тоже неслучайны. Среди вас нет ни Андреев, ни Ирин, ни Анатолиев, но есть Ваня.
1 -Андрей
Означает муж, мужчина, мужественный, храбрый. (Это полностью соответствует характеру героя)
2 -Ирина
Имя означает `мир, покой. ( Она действительно хранит мир в семье. С ее смертью герой теряет и мир, и покой в душе)
1 -Анатолий
Означает восход солнца. ( Он и вправду был солнышком, радостью и гордостью для родителей. А с его потерей закатилось солнце для Андрея Соколова.)
2 -Иван
Означает дар Бога, благодать Божья.( Это награда герою за все испытания судьбы)
- Как вы считаете, какие вечные темы подняты в рассказе Шолохова? (Войны и мира, отцов и детей)
А теперь обратимся к фрагменту фильма.
После просмотра фрагмента фильма ученики пишут самостоятельную работу по следующим вопросам:
- Перескажите побег Андрея Соколова из плена.
- Что произошло с семьей Соколова во время войны?
- Что вы узнали в конце рассказа о старшем сыне главного героя?
- Как главный герой познакомился с Ванюшкой?
- Почему Соколов усыновляет мальчика-сироту?
- В чем смысл названия рассказа?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Чем еще может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаешь народу..., Родине все свои силы и способности » М.А.Шолохов
Родился 11 мая (24 н.с.) 1905 года на хуторе Кружилинском станицы Вешенской в крестьянской семье. Учился в церковноприходской школе, затем в гимназии, окончив четыре класса. В конце 1922 года в семнадцать лет приезжает в Москву.
Фото из семейного альбома Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей в мужском училище
Творчество М.А.Шолохова в период Великой Отечественной войны О своей встрече в первую послевоенную весну на Верхнем Дону с высоким сутуловатым человеком, глаза которого «словно присыпаны пеплом» и наполнены «неизбывной смертной тоской», с необычайной художественной силой говорит Шолохов в небольшом по объему рассказе «Судьба человека» (1956 г.)
В произведениях, адресованных взрослым, Шолохов создал запоминающиеся образы детей, оказавшихся в драматических жизненных обстоятельствах, когда их жизнь могла оборваться, если бы не помощь взрослых. Маленькие герои дошкольного или младшего школьного возраста изображаются писателем с любовью и нежностью. Ванюшка («Судьба человека» ) трогателен своей непосредственностью, детской любознательностью, печалями и радостями.
«И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день – опять вижу. Этакий маленький оборвыш». Судьба человека
Предварительный просмотр:
Конспект урока по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» в 9 классе
I. Концепция
«Судьба человека» - рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования, особенности жанра
II. Задачи
Обучающие:
- познакомить учащихся с историей создания рассказа;
- научить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста;
- показать значение образа героя рассказа.
Развивающие:
- формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия;
- развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать.
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Воспитательные:
- воспитывать в детях уважение к героическому прошлому своей страны.
- уяснить нравственные уроки М. А. Шолохова, главные ценности, о которых говорит писатель;
- способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.
III. Оборудование
- текст
- презентация
IV. Ход урока
Вступительное слово
Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.
Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека». Но для начала мы обратимся к биографии писателя.
Учитель:
Подпишите в тетрадях число и тему: Михаил Александрович Шолохов.
- Презентация
Беседа по тексту:
- Откройте учебники на странице 155.
- Какие выводы вы можете сделать по названию рассказа? (Рассказ повествует о нелегкой судьбе человека, скорее всего мужчины)
- Ребята, а что такое судьба? Судьба - неразумная и непостижимая предопределённость событий и поступков человека.БСЭ.
Рок – то, что нельзя изменить. Вообще считается, что в понятии русского человека, судьба обычно – злодейка. То есть что-то неизбежное.
- Какое изображение вы видите перед рассказом? О каком времени идет речь?
А в презентации мы с вами видели, что в 1941 году Шолохов был отправлен корреспондентом в действующую армию.
О своей встрече в первую послевоенную весну на Верхнем Дону (Дон – родина писателя) с высоким сутуловатым человеком говорит Шолохов в небольшом по объему рассказе «Судьба человека» (1956 г.)
Прочитайте первый абзац. ( До «…») Какую информацию мы можем почерпнуть в самом начале рассказа? (Закончилась война; время года – весна, 1946 год)
- От чьего лица ведется повествование? Докажите. (От лица автора-повествователя)
Давайте, пока, оставим ваши предположения и обратимся к тексту. Пробегите глазами первые странички. Какие герои участвуют в диалогах? (мальчик, мужчина, автор, который участвует в диалогах и автор-повествователь)
Ученики читают по ролям до слов «Поначалу…»
А теперь вновь ответьте на вопрос, от чьего лица ведется повествование.
В начале урока мы рассуждали с вами о смысле названия рассказа. Так вот, название рассказа говорит о судьбе одной личности и целого народа в целом. Но мы с вами к этому еще вернемся на последующих уроках.
Домашнее задание:
Прочитать фрагмент рассказа от слов «Поначалу…» до слов «…оттолкнул».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека"
Эта презентация поможет учителям при анализе содержания рассказа М.А. Шолохова "Судьба человека"...
План-конспект урока на тему"...И мне пришлось хлебнуть горюшка..."(урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")
Материал урока вводит девятиклассников в атмосферу шолоховского мира, раскрывает основные проблемы рассказа, силу характера Андрея Соколова, показывает горькую правду о войне....
Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».
Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...
УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")
УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")...
Урок на тему «Судьба человека во время войны» (по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Сравнительная характеристика судеб героев.Осуждение войны, калечащей судьбы людей....
Проверочная работа по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». 7 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих
Проверочная работа по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». 7 класс. УМК под ред. И.Н. Сухих...
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...