конспект урока " Да любите друг друга"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Ускова Ольга Владимировна

Урок литературы в 9 классе.по повести Н.Гоголя " Шинеоь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по повести Гоголя " Шинель"62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе

«Да любите друг друга»

(по повести Н.В.Гоголя «Шинель)

9 класс

                                                                    Учитель русского языка

                                                                    и литературы Ускова О.В.

Тема урока: «Да любите друг друга»…

                      (по повести Н.В.Гоголя   «Шинель»)

                           

                            Эпиграф к уроку :  Заповедь новую даю вам:  

                                                             да любите друг друга…

                                                                              Святое Писание.

Цели:

        Образовательные:

  -осмысление повести «Шинель» с православно-христианской точки              зрения;

-формирование умения анализировать, рассказывать на заданную тему .

       Развивающие:

 - развитие эмоциональной отзывчивости на образное значение слова.

        Воспитательные:

-воспитание чувства сострадания, любви к ближнему, умения           сострадать, прощать.

 Зрительный ряд: портрет Н.В.Гоголя, цитаты из Святого Писания:

 «Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.»(1Ин.4,11-12.)

«Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит,и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза» (1Ин.2,10-11)

 Инструменты и материалы: повесть «Шинель.»,кроссворд..

 Словарная работа: 

сострадание (ст.-сл. )  ( греч. – симпатия) – страдание,боль,страсть

сочувствие – чувство – слышать, ощущать жалость

жалость (общеслав)- беречь, охранять от боли и мучений

соболезнование – выражать соболезнование в горе

                                             

                                                 

                                                    Ход урока.

I. Вступительное слово учителя

   «Шинель»(1842)- одно из глубочайших созданий Гоголя, входит в цикл Петербургские повести (это термин не Гоголя, но утвердившийся).

   Существуют разные трактовки повести. В частности, литературный критик, революционер-демократ В.Г.Белинский принял Гоголя за своего, так как усмотрел в фигуре Башмачкина мотив социального обличения, критику на современную действительность. Так в основном все и понимают Гоголя до сих пор: автор стремился пробудить в читателе сочувствие к социально угнетённому маленькому человеку,  задавленному внешними обстоятельствами эпохи николаевского деспотизма.

 Мы же рассмотрим это произведение с православно-христианской точки зрения. Можно по-разному относится к Православию, вере. Но понять истинный смысл «Шинели» вне Православия нельзя. Нельзя не учитывать религиозно-нравственного настроя произведения.

     Именно Гоголь направил русскую литературу к осознанному служению православной Истины.

Поэтому и строчки взяты для темы урока из Священного Писания.

Запись темы, эпиграфа в тетрадь.

II. Беседа по содержанию

В это время двое учащихся выполняют индивидуальную работу: определяют по словарю значения указанных слов.

Вопрос: Кто главный герой?  Что означает его имя?

Ответ:   Акакий (греч.) не делающий зла, незлобивый, невинный.

Вопрос: Где служит, какую должность занимает?

Ответ:   В одном департаменте. Титульный советник, 400 рублей жалованья.

Вопрос:  Как относилось к нему начальство, сослуживцы?

Ответ:  Над ним подсмеивались, рассказывали про него истории. Но «ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы и не было никого перед ним.

 Помните, что означало имя – «незлобивый»

III Анализ эпизода «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения…»

1)Выразительное чтение эпизода.

Задание: Найдите ключевые слова этого отрывка.

( уважение, сторожа.)

Учитель: Если уж сторожа смотрят на тебя, как на пустое место, это говорит о многом .Нет уважения к человеку.

Вопрос: Как относилось к нему начальство?

«холодно-деспотическое отношение»

Вопрос: Почему его не уважали?

 (мелкий чиновник, уважают личность!)

Вопрос: Каков быт Акакия Акакиевича?

Выслушивание сообщения, данного учащемуся па предыдущем уроке.

(дома хлебал наскоро щи, ел кусок говядины, переписывал бумаги для себя Не было развлечений в его жизни, духовных интересов.)

Учитель: Н.В.Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича. Это не личность. Долгое  время критики считали, что Акакий Акакиевич - маленький человек (этот термин ввел Пушкин) – жертва внешних обстоятельств.

Вопрос: Вы согласны, что  Акакий  Акакиевич  жертва внешних обстоятельств?

 Ответ: Нет. Он сам глуп, безнадёжно бездарен, неумен. Дали ему один раз бумагу переписать, но чуть переделать в одном месте - и того не сумел. ««Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». Значит, Акакий Акакиевич – жертва внутренней никчемности. Последняя грань «обмеления Божьего создания до той степени,  что  вещь самая ничтожная становится для него источником беспредельной радости и уничтожающего горя».(А.Григорьев.)

IV.Работа с эпизодом « история с шинелью».

Вопрос: Почему Гоголь так подробно рассказывает историю с шинелью? Описывает ее, говорит даже о мехе на воротнике?

 Ответ :  Эта шинель погубила его, явилась причиной гибели героя.

Учитель: Рассмотрим  поподробнее, почему новая шинель стала необходима Акакию Акакиевичу?

Ответы учащихся: враг – мороз, климат. Акакий Акакиевич  стал замерзать. Старая шинель  стала как серпянка; она была предметом насмешек   сослуживцев. Ее называли «капотом».

Вопрос: Какие определения шинели встречали в пьесе?

(Старая: капот, серпянкиа.

Новая: вечная идея, подруга жизни, светлый гость.)

Вопрос: Как Акакий Акакиевич копил деньги? Как мечтал о ней?

(уменьшил обыкновенные издержки, не пил чай, не зажигал свечи, ступал легче и осторожней)

Чтение эпизода: «Даже он совершенно приучился голодать по вечерам..»

Слово учителя:

 Забота о новой шинели связана не только с большим материальным напряжением, но и с наполнением скудной духовной жизни  Акакия Акакиевича новым содержанием, пробуждением в его душе живых человеческих чувств. Жизнь Акакия Акакиевича  наполняется новым содержанием!

     Но ведь именно шинель стала причиной гибели героя.

Гоголь разоблачает  страсть к ничтожному объекту. (страсть становится подменой подлинной душевной тяги к любви, присущей каждому человеку, как образу и подобию Божьему. Башмачник поглощен шинелью, оказывается лишенным самой возможности любить. Гоголь изображает не обретение и утрату шинели бедным чиновником, но страсть, которая может погубить человека.

Гоголь считает (по православному вероучению), что страсть губительна.

Именно утрата предмета страсти приводит героя к гибели.

Основная проблема русской культуры и жизни: противоборство сокровищ земных и небесных. Существуют две системы жизненных ценностей: сокровища земные (материальное благо - тело), сокровища небесные (духовные – душа).

Башмачник отдал себя в рабство страстному тяготению сокровищ земных.

А для Гоголя всегда были потребнее сокровища небесные.

V. Выявление идеи повести.

Вопрос: Итак, как же автор относится к герою? Высмеивает? Осуждает? Судит героя?

Какое из слов… выражает авторское отношение?

 Выслушивание ответов учеников.

Учитель: Нет. Жалеет! Гоголь по-христиански сострадает ничтожному и пошлому маленькому человеку.(объясним значение слова)

И силою своего гения он заставляет и читателя, (нас с вами) – сострадать.Что лежит в основе такого сострадания?

Чтение эпизода « От слов «В нём слышалось что-то такое преклоняющее на жалость…до слов «Я брат твой!»

Акакий Акакиевич  брат каждому из нас. Есть братство кровное, есть духовное. Башмачкин брат каждому из нас,  у нас с ним единый Отец Небесный. Гоголь сострадает ему как творению Божьему.

Каков же смысл этого сострадания?

Чтобы понять идею повести, нужно знать основные идеи Православия.

 Перед вами на доске цитаты из Святого Писания:

Задание: Прочитайте их, подумайте, как они связаны с идеей повести?

Выслушивание ответов.

Связь повести с идеями Православия – несомненна.

Вопрос: Но как полюбить всех? Как полюбить такого ничтожного человека, как Акакия Акакиевича ?Ведь душа хочет любить одно прекрасное?

Ответ:  Любовь явится из сострадания, из жалости…( уточняем значение слов)

Учитель: Гоголь размышляет не только о герое, (беда Башмачкина  - одна из бед народа) он размышляет о России, ее бедах, страданиях.

 Как полюбить Россию?.

Гоголь пишет: «Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России .»

«Не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши братьев своих, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам.».

Вот в этих словах – высший смысл «Шинели»- этого поистине пророческого произведения русской литературы.  Религиозный смысл «Шинели» - очевиден, непреложен, он пронизывает всю повесть.

 Обратимся вновь к эпиграфу урока .Он выражает основную идею повести.

VI.. Разгадывание кроссворда. 

ВОПРОСЫ.

1.Это помогло бы Башмачкину попасть в статские советники?

       (награда)

2.Место действия в повести?

 (Петербург)

3.Насекомое, которое упоминается два раза?

  ( муха)

4.Какой мех был выбран на воротник шинели?

(кошка)

5.Подруга жизни Башмачкина?

(шинель)

6.Это ставит на одну ступень маленького человека и значительное лицо?

(бедствие)

7.Сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалованья?

(мороз)

В каком департаменте служил?

(одном)

Прочтите по вертикали получившееся слово: гуманизм (человеколюбие).

Итак, страницы повести полны любви автора к своим соотечественникам и будит в сердцах читателя то же чувство.

VII. Связь с современностью

Итак, Гоголь, вслед за Православным учением , призывает людей любить друг друга.

Поговорим о сегодняшнем дне.

Вопрос: Актуальна ли повесть в наши дни?

Выслушивание ответов.

Сегодня нам так не хватает любви. Вас обидели – Вам хочется ответить так же… Злоба, ненависть окружает нас.

Как полюбить врагов? Злых людей?

Вопрос:  Как вы реагирует на обиду( хочется мстить,  сводить счеты) Но так нельзя. Это противоречит заповедям Христа.

VIII. Рефлексия:

Задание на листочках:

1. Вспомните, кто по отношению к вам поступил недружелюбно? Обидел, оскорбил. Напишите имя этого человека на листке.

2.Как можно проявить свое доброе отношение к нему?

-Пожалеть.

3.Пожалейте его. Простите. Это и будет результатом нашего урока.

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними?» -читаем мы в Священном Писании

. Давайте помнить об этом.                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ - ЛЮБИТЕ ДРУГ-ДРУГА. .

СЕМЕЙНЫЕ  ЦЕННОСТИ. Забота, взаимопонимание, терпение, верность, жертвенность, уважение, сострадание, взаимоподдержка, честность, искренность, доверие, уважение, взаимопонимание, ответственн...

Конспект урока по теме "Письмо другу"

Конспект урока составлен без использования конкретного УМК и рассчитан на учащихся 5 классов. Примерные тексты писем прилагаются в качестве дополнительных материалов к уроку, но их можно заменить на л...

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

план-конспект урока "Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека".

Тема: Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Класс 6.Цель: Сформировать знания учащихся о наркомании и влиянии наркотических веществ на организм человека.Задачи:О...

Конспект урока "В любую погоду"

Конспект открытого урока "В любую погоду"  выполнен по УМК " Английский в фокусе" для 5 класса. Данный конспект  составлен для урока-обощения по теме "Погода" с привлечением  дополнител...

Конспект урока Сочинение "Люби и охраняй природу"

Конспект урока для подготовки к сочинению "Люби и охраняй природу" в соответствии с ФГОС...

Урок "Любите друг друга"

Урок в технологии проблемного обучения...