УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «Поэты, с кровавых не пришедшие полей» (МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА)
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Методическая разработка посвящена поэтам Тамбовщины, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. Первая страница устного журнала посвящена Вяеславу Николаевичу Афанасьеву (1903-1943).
В бою за освобождение Смоленска Вячеслав Афанасьев погиб в сентябре 1943 года. После его гибели совсем по-иному были восприняты друзьями и близкими стихи, написанные ещё до войны:
Застигнутый последней метой
И не успев всего допеть,
Благословлю я землю эту,
Когда придётся умереть.
Он благословил родную землю, обагрив её своею кровью, но не отдав на поругание врагу.
Вторая страница посвящена Борису Александровичу Котову (1909-1943). Судьба наградила Бориса Котова талантом, но обделила здоровьем. По заключению медицинской комиссии, он был освобождён от военной службы. Однако, когда началась война, поэт ушёл на фронт добровольцем, был миномётчиком в стрелковой части. 28 августа 1943 года он написал стихотворение «Последнее письмо»:
В полночь холодно,
В полночь жарко,
Ветер хочет всю пыль смести.
Остаётся рабочий Харьков
Вехой, пройденной на пути.
Войны слева и войны справа,
В центре - смертная карусель.
И задумчивая Полтава
Перед нами лежит, как цель.
Видимо, это было не просто последнее письмо, но и последние стихи, потому что через месяц - 29 сентября 1943 года - в бою на Днепровском плацдарме Борис Котов погиб, совершив героический подвиг. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно.
Методическая разработка способствует развитию чувства патриатизма у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal2.docx | 249.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «Поэты, с кровавых не пришедшие полей»
(МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА)
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 7А КЛАССА
Л.Н.ИКОНИЦКАЯ
ТАМБОВ
2018
Устный журнал «Поэты, с кровавых не пришедшие полей»
Цели: знакомство с творчеством поэтов, не вернувшихся с войны, привитие интереса к поэзии военных лет, воспитание чувства патриотизма у школьников
Задачи: активизировать познавательную деятельность, развить навык
поиска информации по предложенной теме, воспитать интерес к истории России.
Оборудование: выставка книг тамбовских поэтов о войне.
Ход мероприятия
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно - не мертвым!
Это надо живым! (Аудиозапись Р. Рождественский «Реквием»)
1-ый ведущий:
Особую страницу в истории нашей области занимает Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.
Звучит песня «Вставай, страна огромная»
С началом войны Тамбовская область стала прифронтовой. Весь народ поднялся на защиту Родины. В первые дни войны в военные комиссариаты поступали многочисленные заявления от добровольцев с просьбой отправить на фронт. Тамбовская область проводила на защиту Отечества 450 тыс. своих сыновей и дочерей – четверть ее предвоенного населения.
Наши земляки проявляли в боях с врагом невиданную стойкость и мужество. Около 400 уроженцев тамбовской земли стали в годы войны Героями Советского Союза. Полными кавалерами Ордена Славы стали более 50 уроженцев Тамбовской области. Сегодня мы вспоминаем тех, кто защищал нашу Родину. Страницы нашего журнала посвящены поэтам, не вернувшимся с войны.
Звучит песня на слова Расула Гамзатова «Журавли».
2-ой ведущий:
Три поэта, три уроженца Тамбовского края - Вячеслав Афанасьев, Борис Котов, Валентин Шульчев - три бойца, сражавшихся «штыком и пером», погибли в 1943 году. Но не только эта скорбная дата объединяет их. Много общего в их судьбах. Короткая, но героическая жизнь каждого из них не могла пройти бесследно. Память о фронтовых поэтах жива в сердцах земляков, жизнь их продолжается в стихах.
3-ий ведущий:
Беспокойное и жгучее —
Что там, в сердце, в глубине:
Или молодость кипучая
Возвращается ко мне?
Что ж, пути ей не заказаны...
Друг далёкий, приходи!
Сколько слов ещё не сказано,
Сколько песен впереди!
4-ый ведущий: Вячеслав Николаевич Афанасьев (1903 -1943)
Поэт родился в Тамбове. Здесь прошло его детство и отрочество, здесь он вступил в комсомол, окончил школу и педагогический техникум. Природа родного края пробудила желание писать стихи. Любовь к поэзии сочеталась в нём с любовью к людям. И где бы он ни был потом, он всегда с теплотой и благодарностью вспоминал своих земляков, город, где родился и вырос:
Только милого, родного
Не могли стереть года.
Я родимого Тамбова
Не забуду никогда.
Работая на Дальнем Востоке, куда он уехал в 1920 году по комсомольской путёвке, Вячеслав Афанасьев пишет много стихов о Родине, о её сыновьях и дочерях. Лирика поэта отличается глубоким проникновением в окружающую действительность, тонкой наблюдательностью. Где, как не в России, подчерки вал он, встречаются такие молодцы: «Ребята - что надо, где лучше и быть: умеют работать, умеют дружить!».1938 году Вячеслав Афанасьев возвращается в Тамбов, где продолжает большую литературную работу: он много пишет и печатается, его стихи известны в столице. Через два года, по приглашению Александра Фадеева, он переезжает в Москву. Здесь и застало его известие о начале Великой Отечественной войны. Вступив в ряды народного ополчения, поэт участвует в боях с немецко-фашистскими захватчиками на подступах к столице, сражается с врагом в составе партизанского отряда на Смоленщине. В бою за освобождение Смоленска Вячеслав Афанасьев погиб в сентябре 1943 года. После его гибели совсем по-иному были восприняты друзьями и близкими стихи, написанные ещё до войны:
Застигнутый последней метой
И не успев всего допеть,
Благословлю я землю эту,
Когда придётся умереть.
Он благословил родную землю, обагрив её своею кровью, но не отдав на поругание врагу.
3-ий ведущий: На шесть лет моложе Афанасьева был поэт Борис Александрович Котов (1909 - 1943)
Он родился в селе Пахотный Угол нынешнего Бондарского района, в семье учителей. С ранних лет он тянулся к книге, школьником начал пробовать писать стихи. Работа преподавателем на курсах по ликвидации неграмотности, секретарём сельского совета, позже - на шахтах Украины не только не мешала творчеству, а наоборот, помогала: стихи Бориса Котова были живыми, трогающими душу читателя, в них -сама жизнь, со всеми ее сложностями, радостями и тревогами. Боевитость, высокий гражданский пафос делали строки поэта чеканными, заражающими читателя авторским энтузиазмом. В двадцать лет он уже мог сказать:
Теперь иные звуки!..
Но коль нагрянет враг,
Возьму винтовку в руки
И выровняю шаг!
Эти строки написаны задолго до начала Великой Отечественной войны, но поэтическое чутьё диктовало одарённому юноше боевые стихи, пронизанные готовностью ценой жизни защищать Отечество.
2-ой ведущий:
Судьба наградила Бориса Котова талантом, но обделила здоровьем. По заключению медицинской комиссии, он был освобождён от военной службы. Однако, когда началась война, поэт ушёл на фронт добровольцем, был миномётчиком в стрелковой части. 28 августа 1943 года он написал стихотворение «Последнее письмо»:
В полночь холодно,
В полночь жарко,
Ветер хочет всю пыль смести.
Остаётся рабочий Харьков
Вехой, пройденной на пути.
Войны слева и войны справа,
В центре - смертная карусель.
И задумчивая Полтава
Перед нами лежит, как цель.
Видимо, это было не просто последнее письмо, но и последние стихи, потому что через месяц - 29 сентября 1943 года - в бою на Днепровском плацдарме Борис Котов погиб, совершив героический подвиг. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно. Поэт-воин погиб, познав «и даль освобождённого пространства, и зрелость, обретённую в бою...». Он с честью выполнил долг перед Родиной - приказ, который сам себе и отдавал, идя на смертный бой:
Ну, что, поэт?
Бери гранаты,
Тяни латунное кольцо!
По фронту хлещут автоматы,
Песок и снег летят в лицо.
Умри, но стой!
Назад ни шагу!
Ты эту землю не отдашь...
Здесь ценят стойкость и отвагу,
Здесь штык нужней, чем карандаш...
5-ый ведущий:
Младшим братом Вячеслава Афанасьева и Бориса Котова можно назвать поэта Валентина Ивановича Шульчева (1914 - 1943), уроженца села Староюрьева, прожившего неполных тридцать лет. Как большинство одарённых молодых людей, он участвовал в ликвидации неграмотности в тамбовских деревнях, на его глазах происходили события, нашедшие потом отражение в стихах: «Посреди весны, как на ладони, встал колхоз по имени «Рассвет». В 1930-е годы Валентин Шульчев работал учителем русского языка и литературы в родном селе и заочно учился в Воронежском педагогическом институте. Он окончил его незадолго до начала войны. Юноша был уже сложившимся поэтом, в чём убеждают многие его стихотворения, в частности, «Погоня»:
В рассветные сумерки синие,
В разлёте и гике погони,
Одетые пеной, как инеем,
Вломились безумные кони…
В предместья кривые и сонные
И, ветра свистящего полные,
Их гривы плясали, как пламя,
И длинные, сизые молнии.
6-ой ведущий:
Молодой поэт мечтал об аспирантуре - настолько была велика тяга к знаниям. Но война разрушила все планы. С первых её дней Валентин Шульчев - на фронте: корреспондент газеты «Во славу Родины!», боец отряда Первой Курской партизанской бригады. В сражении под Харьковом он был ранен, попал в плен, но ему удалось бежать. Оказавшись снова в строю, поэт-воин бился с врагом с удвоенной силой. В минуты затишья он писал стихи, песни, частушки, которые заучивались солдатами наизусть и распространялись по окопам. Поэт и во время боёв не расставался с заветной тетрадью, в которой появлялись всё новые и новые стихи, проникнутые жаждой жизни, верой в победу:
За нашу кровь, за слёзы и за раны
Мы вражьей своре предъявили счёт.
Смелее в бой, лихие партизаны!
За Родину, товарищи, вперёд!
Враг будет бит.
Фашистской банде чёрной
Не жить на нашей радостной земле.
Разведка наша в Курске и Касторной...
Друзья у нас и в Брянске и в Орле.
7-ой ведущий:
Такие строки вдохновляли бойцов, поднимали в бой, укрепляли веру в то, что враг не будет хозяйничать на нашей земле.
Валентин Шульчев, как и все, ждал конца войны, мечтал о творческой работе. Но бой 21 февраля 1943 года на окраине Курска стал для него последним: спасая раненого товарища, поэт погиб. На груди у него, под гимнастёркой, друзья нашли ту самую тетрадь, куда он записывал стихи. В ней было начало поэмы «Орловщина», несколько новых стихотворений, в том числе и «Мужество», посвященное отважному партизану Егору Гайдукову. Строки, выведенные рукой Валентина Шульчева, оказались для него пророческими:
Может быть, и мне придётся круто.
Повстречавший смертную беду,
Как свою последнюю минуту
Я в бою последнем проведу?
Труден будет этот час суровый.
Но, с врагом сойдясь лицом к лицу,
Вспомню я Егора Гайдукова
И умру, как следует бойцу...
Пули, сразившие Вячеслава Афанасьева, Бориса Котова, Валентина Шульчева, не смогли оборвать жизнь их творений. Мы читаем стихи и поэмы, чтим светлую память об их авторах.
Викторина «Звездный час»
Ученик, правильно ответивший на вопрос, получает звезду
1.Назовите поэтов, не вернувшихся с войны.
2.Кому из поэтов присвоено звание Героя Советского Союза посмертно?
3.Где погиб Борис Котов?
4.Кому посвящено стихотворение «Мужество» Валентина Шульчева?
5.Кто из поэтов работал до войны учителем русского языка?
6.Кому посвящено стихотворение Расула Гамзатова «Журавли»?
7.Сколько наших земляков стали полными кавалерами Ордена Славы?
8. Сколько наших земляков стали Героями Советского Союза?
Определяется победитель
Оставь отзыв о мероприятии в журнале
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
устный журнал «М.В.Ломоносов – поэт, ученый, гражданин»
«Людям настоящего часа великую помощь...
Методическая разработка устного журнала «Творчество Гёте»
Предложенное мероприятие рекомендуется проводить в рамках недели иностранных языков. Оно предназначено прежде всего для обучающихся, заверш...
Устный журнал "Истинно народный поэт"
Внеклассное мероприятие посвящено жизни и творчеству Михаила Васильевича Исаковского....
Разработка внеклассного мероприятия «Курение и здоровье» Устный журнал
Данное мероприятие призвано предупредить табакокурение среди подростков. Выработать у них правильные позиции и поведение, касающиеся сохранения и укрепления, как своего здоровья, так и окружающи...
Методическая разработка Устный журнал "И верили дети свято..."
Посвящается памяти юных героев-антифашистов....
Устный журнал «Красота души русского человека» (по произведениям донских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне).
Цель: преумножение и сохранение нравственных, патриотических и культурных традиций, связи поколений и уважительного отношения к истории своей Родины, к истории Донского края.Задачи:пропаганда идей пат...