Суд над Раскольниковым.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Абрамова Евгения Александровна

Обобщающий урок по роману Достоевского "Преступление и наказание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog.karta_raskolnikov.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока литературы в 10 классе.

Тема урока:  «Раскольников: преступник или жертва?»  

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний

Оборудование:  мультимедийный проектор,  экран для мультимедийного проектора, компьютер,  подключение к сети  INTERNET

учительского компьютера, доска магнитно-меловая с длинной  рейкой, словари.

Цель:  Формирование умения давать характеристику действующим лицам, оценивать их поступки, подтверждать свои слова материалом из текста, проводить аналогии с современностью, делать сравнения.

Задачи:

  1. Закрепить знания учащихся по творчеству Достоевского;
  2. Подчеркнуть, что наказание преступник несёт в самом себе;
  3. Воспитывать чувства сострадания, сопереживания, воспитывать непримиримость к преступлению ,перешагиванию  предела дозволенного, возможного ради утверждения своей человеческой личности.

Метапредметная задача: освоить умение участвовать в дискуссии.

Методы:  

- по степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный; частично поисковый; исследовательский;  

- по источнику получения знаний: словесные  (беседа, дискуссия);

практические.

Формы: ролевая игра (урок-суд)

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Приветствие учителя и его вступительное слово.

Сегодня у нас заключительный урок по изучению романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Я думаю это произведение никого из вас не оставило равнодушным: вы много обсуждали, спорили друг с другом.

Добро и зло – вечные составляющие бытия. Можно ли логически оправдать принцип “добра” и “зла”? С чем труднее сражаться: со злом внешним или с “врагом” внутри себя? Почему нравственный закон не нуждается в логическом оправдании? В чём величие человека? Может ли человек быть счастливым на несчастье других?

Переберём одну за другою все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать своё положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь. Перечислим одно за другим впечатления, которые ложились на его измученную нервную систему, взвесим и оценим все мелкие и мучительные столкновения с грубостью и бездушностью окружающих людей, все столкновения, которые направляли в известную сторону течение его мыслей. А потом спросим себя: оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора, и в его ли власти было прийти или не прийти к тому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба. И попытаемся ответить на вопросы: преступник ли Раскольников? А если да, то какое преступление он совершил?

Учащиеся слушают.

Обращение к теме урока. Определить лексическое значение слов: преступник и жертва

Работа с Толковым словарем

Учащиеся заранее распределяют роли во время суда и делятся на подгруппы.

Судья представляет стороны обвинения и защиты, свидетелей.

Выступление стороны обвинения.

Родион Романович Раскольников, бывший студент, находясь в трудном материальном положении,  проник в квартиру Алены Ивановны под предлогом сдачи в залог часов. Как показало следствие и признание обвиняемого, убийство было запланировано, т.к. Раскольников принес с собой средство убийства – топор, но  жертвой оказалась и сестра процентщицы, Елизавета. Таким образом, Раскольниковым были убиты две ни в чем не повинные женщины.

 Но, если не принимать во внимание явку с повинной, и взглянуть на преступление субъективно, каким безжалостным существом надо являться, чтобы занести топор над двумя беззащитными людьми? Кто давал этому человеку право вершить суд над другими, основываясь на своей бесчеловечной теории, заключавшейся в разделении всего общества на две категории: «твари дрожащие» и «право имеющие»? Ведь, даже если следовать этой антигуманной теории и принять во внимание произведенное этой теорией впечатление, нельзя ничем оправдать сей поступок господина Раскольникова.

На данном заседании сторона обвинения намерена доказать, что Раскольников Р.Р. преступник, которого необходимо наказать по всей строгости закона.

Выступление Раскольникова, который пытается доказать, что преступление было совершено во имя блага.

Сторона обвинения: напоминает герою об убийстве сестры процентщицы, которая является жертвой обстоятельств, также напоминает герою о том, что Лизавета была беременной, а значит - убийство было двойное.

Выступление Раскольникова: он говорит о том, что он доказал: я не тварь дрожащая. Рассказывает суду свою теорию.

Выступление стороны защиты: защита опирается на обстоятельства, которые толкнули Раскольникова к совершению преступления.

через весь роман проходит атмосфера невыносимой жары, духоты, сдавливающей героя, мутящей его сознание до обморока , можно получше рассмотреть то место, где он жил, помещения других людей. Раскольников жил в “...крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-вот стукнешься головой...”. “...Отставшие, жёлтого цвета обои...” вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится нам постель Раскольникова - “...неуклюжая большая софа...”, которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу: жёлтые, пыльные, высокие дома с “дворами-колодцами”, “слепыми окнами”, выбитые стёкла, развороченный асфальт - человек не может долго существовать в таком кошмаре без вреда для своего рассудка. Коморка Раскольникова отражает весь Петербург, можно вспомнить, что Катерина Ивановна говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек. А если посмотреть на хоромы старухи, Раскольников считает, что она живет хорошо за счет того, что другие, как, например Мармеладовы, живут плохо. Он считает, что, убив старуху, он спасет жизни, чем он и подкрепляет свое преступление. И так ужасную картину духоты и тесноты, усугубляют отношения между людьми в Петербурге. Именно для того, чтобы лучше их показать, Достоевский вводит уличные сцены. Вспомним, как Раскольников встречает пьяную девочку. Она еще ребенок, жить дальше нормально с таким позором  уже не сможет. Возможно, будущее этой девочки мы увидим позже, когда Раскольников видит самоубийство. На мосту его стегают плеткой, так что он чуть не попал под повозку. Это говорит о злости, раздражительности людей. В романе Достоевский показывает нам мертвый, холодный Петербург, равнодушный к судьбе человека. Раскольников видит стоимость человеческой жизни в этом городе и считает, что одной можно пренебречь ради спасения других. В Петербурге мы видим и детей, но они не играют с присущей им детской радостью, даже в них мы видим только страдания. (на выделенных словах делается акцент защиты во время выступления).

Выступление следователя Порфирия Петровича:

Обращает внимание на живой ум Раскольникова, его образованность; также делает акцент на поведении героя после преступления. Говорит о том, что тихонько подвел героя к признанию, методы были не совсем гуманными, т.к. действие Раскольникова тоже противоречит нормам морали и УК. Порфирий Петрович подводит суд к тому, что душевный тупик – это личное наказание преступника. Говорит о совести и ее муках.

Сторона защиты в лице Сони Мармеладовой.

Соня обращает внимание на то, что Раскольников сознался в своём преступлении ей, т.к. оба они преступники. Каждый по -своему преступил закон. Также она говорит о том, что ни отвращения, ни жалости к нему не испытывает, потому что  понимает всю тяжесть его преступления. Высказывает мысль, что через страдание  и смирение человек приходит к счастью. Говорит о том, что готова она  следовать за ним, Раскольниковым.

Выступление стороны защиты. Выступление эксперта с опорой на критические статьи, цитатный портрет Раскольникова.

Прения сторон (сторона обвинения)

Раскольников не признает преступность своей теории, он лишь признается в том, что душевно слаб. А слабость показывает то, что он сохранил в себе человечность, хотя и не признает этого. Следовательно, Раскольников виновен и наказание ему каторга.

Сторона защиты: . В своей записной книжке Достоевский как-то отметил: "Две великие идеи - бунта и смирения, обе требуют подвига". Бунт или смирение (символически - топор или крест) - основная мировоззренческая проблема писателя и его героев. Раскольников- это бунт, это топор. Сила человека в умении прощать. Так почему же не простить Раскольникова? Он себя сам наказал. Душевные терзания и муки совести – вот высшее наказание, а не каторга. Ибо от себя человек убежать не может.

Слово Раскольникова: цитата из романа «Я не старуху убил, я себя убил!»

До вынесения приговора вопрос учителя-наблюдателя: Возможно, ли его оправдать? Возможно, ли воскрешение его души?

Совещание детей.

Вынесение приговора после небольшой дискуссии по вопросам учителя.

Подведение итогов. Беседа с классом:

  Почему роман Достоевского «Преступление и наказание» актуален и в наше время?

  Заключительное слово учителя: Если  руководствоваться душой и верой, любовью и страданием, как учит Достоевский, то мы будем обречены на вечные муки совести, на вечное самоистязание, но,  принимая вечные муки,  мы поднимемся на высшую  ступень духовного  развития человека. Достоевский верил в Бога, в любовь, в совесть, в красоту и  верил в исцеление души человека. Поэтому современен и сейчас.

  Домашнее задание: Творческая работа. «Письмо герою из ХХI века» (Раскольникову). Требования: сохранение особенностей жанра письма. Поговорить с героем, что вы принимаете в его взглядах и жизненных принципах, что отвергаете, за что могли бы поблагодарить, что бы хотели посоветовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Урок "Преступление и наказание Родионе Раскольникова"

Открытый урок в 11а классе«Преступление и наказание Родиона Раскольникова»     Цель:проследить, как «...

"Что мешает Раскольникову жить по созданной им теории"

Проблемный урок в 10 классе при изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

Урок литературы в 10-ом классе "Суд над Раскольниковым и его теорией".

Урок обобщения знаний после изучения романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Построен на основе  индивидуальной работы учащихся....

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа...

"Сцена <<Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы». Анализ эпизод «Дорога Раскольникова через Сенную площадь»". Евдокимов Олег Валериевич

Открытый урок в 10 классе по теме "Сцена <<Признание Раскольникова Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы». Анализ эпизод «Дорога Раскольникова через Сенную площадь&ra...