Литературная игра по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8 класс.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

)Зайцева Ирина Алексеевна

Урок-игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Литературная игра состоит из 7 туров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра

по произведению

А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

8 класс

Учитель русского языка

и литературы

Зайцева И. А.

МАОУ «Лицей №36»

г. Саратова

Ход урока-игры

Разминка.

Вопросы командам

(Давайте вспомним встраницы романа)

1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович.)

2. Служил при графе (Минихе).

3. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельнч).

4. Выучился Петруша грамоте (на двенадцатом году)...

5. ... и мог очень здорово судить о (свойствах борзого кобеля).

6. Был нанят француз (мосье Бопре),

7. ... который в отечестве своем был (парикмахером),

8. ... в Пруссии (солдатом),

9. ... а потом приехал в Россию, чтобы (стать учителем, не очень понимая значение этого слова)

10. Батюшка вошел на урок (географии)

II. В это время Гринев (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).

12. А. Бопре (спал на кровати сном невинности).

13. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?..» (Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии... да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон).

14. Капитан Миронов и его жена были люди самые (почтенные).

15. Иван Кузмич вышел в офицеры из солдатских детей).

16. Он был необразованный и простой, но самый (честный и добрый человек).

17. В Марье Ивановне «я нашел...» (благоразумную и чувствительную девушку).

18. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей...» (пару серег)

Первый тур

«Черный ящик»

В него помещаются предметы, которые ребята, не видя, должны угадать:

1. Итог Петрушиного обучения (карта с хвостом из мочалки - бумажный змей.)

2. Цена первого житейского опыта. (100 - рублевая ассигнация.)

3. Предмет, необходимый при приведении к присяге Пугачеву. (Ножницы.)

4. Лекарства из швабринского «лазарета» (Хлеб и вода.)

5. Нечто, пожалованное герою, но так до него и не дошедшее. ( Полтина денег - 50 коп. серебром.)

Второй тур

«Словарик».

Ведущий задает вопросы командам по очереди.

1) Шаматон -  мот, гуляка, пустой человек.

2) Погребец - дорожный сундучок для продуктов и посуды.

3) Маркёр - лицо, прислуживающее при игре на бильярде и ведущее счет во время игры.

1) Армяк - кафтан из толстого сукна.

2) Целовальник - продавец в питейном заведении, кабаке.

3) Сатисфакция - удовлетворение оскорбленной чести, термин дуэльного кодекса.

1) Сайдак - лук, налучник и колчан со стрелами.

2) Супостат - противник, недруг.

3) Цирюльник – парикмахер

Третий тур

Тест

для 1 команды

1. Определите жанр произведения:

а) роман                        в) семейно - бытовая

б) историческая повесть         г) мемуары

2. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица

 а) автора                 г) Петра Гринева

б) повествователя         д) Пугачева

в) вставных элементов

3. В чем заключается смысл названия повести ? Маша Миронова

а) единственный женский персонаж повести

б) идейный и художественный центр повести

в) возлюбленная Петра Гринева

г) дочь погибшего русского офицера

Тест

для 2 команды:

1) Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

а) экспозиция

1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

б) завязка

2) освобождение Гринева, женитьба на Маше

в) кульминация

3) детство Петруши в родовом имении

г) развязка

4) знакомство Гринева с главной героиней повести

2) Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный...»?

а) автору                в) Петруше Гриневу

б) Екатерине II         г) Савельичу

3) Какую главу предваряет собой эпиграф:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп,

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»

Спросил он ласково. А. Сумароков»

а) «Суд»        в) «Приступ»                 д) «Мятежная слобода»

б) «Арест»        г) «Незваный гость»

Тест

для 3 команды

1) Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

а) проблема любви

б) проблема чести, долга и милосердия

в) проблема роли народа в развитии общества

г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства

2) Каким показан в повести Савельич?

а) сбитым, безгласным крепостным

б) послушным, рабски преданным своим господам

в) гтубоким, наделенным чувством собственного достоинства

г) любящим, заботливым помощником и советчиком

3) Какие черта русского национального характера показаны А. С. Пушкиным в образе Пугачева?

а) ум, сметливость                 г) склонность к пьянству

б) лень, бездеятельность         д) память на добро, благодарность

в) удальство, широта натуры

Четвёртый тур

Конкурс инсценировок

Пятый тур

Викторина (вопросы командам)

1)Почему Петруша не поехал в Санкт-Петербург? (Отец его полагал, что ничему, кроме как «молчать и жесничать», в Петербурге сын не научится.)

2) Какой наказ дал Петруше батюшка на прощание? («Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни юловицу: береги платье снову, а честь смолоду»)

3) Каковы были первые опыты самостоятельной жизни? (Петруша научился играть на бильярде, иобщился к азартным играм на деньги, познакомился коротко с пуншем, закончил день «у Аринушки» и грубил Савельичу.)

4) Кто и кому говорит: «... будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов»? (Пугачев хозяину стоялого двора.)

5) Чем одарил Петруша своего провожатого? Какой ответный подарок сделал Пугачев? (Петруша одарил тачева стаканом вина да заячьим тулупом. Пугачев подарил Петруше жизнь, а в придачу лошадь и чинный тулуп.)

6) Кто, по сути дела, управлял этой крепостью? (Василиса Егоровна - комендантша)

7) Что надобно сделать, по мнению этих солдат, дабы совершить правильный поворот в строю? (Перекреститься.)

8) Какова причина ссоры и дуэли между Швабриным и Гриневым? (Швабрин оскорбил Марью Ивановну.)

9) Какой способ разрешения конфликта рекомендует Петруше Иван Игнатьевич? («он вас побранил, а вы выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье - и разойдитесь; а мы вас уж помирим».)

10) Чем окончилась первая дуэль, вторая? (В первый раз дуэлянтов арестовали, поскольку Иван Игнатьич южил Василисе Егоровне. Во второй раз дуэль состоялась, и Швабрин ранил Гринева, когда тот фнулся на крик Савельича.)

11) Отчего перед пугачевским приступом капитан Миронов предупреждает жену, чтобы та надела на Машу сарафан? ( Чтобы избавить Машу от смерти как дочь коменданта, выдав ее за крестьянку.)

12) Какая есть тактика, кроме оборонительной и наступательной? ( « Подкупательная».)

13) За кого и почему выдает себя Пугачев? ( За Петра IIL Народ и солдаты пойдут за «добрым царем» охотнее, чем за своим братом-казаком. Да и на престол взойти легче, другие государства могут признать).

14) Почему Пугачев, даже узнав правду о Маше Мироновой и обмане Гринева о том, что они с Машей будут за него молиться. Он искрение симпатизирует Гриневу и уважает за смелость, верность присяге и честность. Пугачеву не по душе Швабрин, и ему он лжи не прощает, Гриневу же простил и даже обратил ее в хитрость. Пугачеву жаль сироту, тем более что это он ее осиротил. И, наверное, большую роль здесь играет широта натуры Пугачева: миловать - так миловать.)

15) Чей разговор «стоил исторических мемуаров и был бы драгоценен для потомков»? ( Маши и Анны Власьевны, племянницы придворного истопника.)

Шестой тур

Итак, человек, даже самый скромный, иногда загадка.

И  Пушкин дает подсказку - эпиграф. Из семнадцати эпиграфов, данных к «Капитанской дочке» , возьмем десять.

Задание. Разгадайте эпиграф (к какой главе  он относится и какой имеет смысл?)

Первой команде  (к XII главе «Приступ»)

Голова моя, головушка,

Голова полуживая!...

Храбрый. Скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почета, богатства у начальников, ни сострадания у казаков. Это сострадание - Пушкина - звучит в эпиграфе, народной песне. Учит видеть человека за должностью и мундиром.)

Второй команде  (к XII главе «Сирота»:)

Как у нашей у яблоньки

верхушки нет, ни отросточек...

Отношением к беззащитному оценивает Пушкин человека. Швабрин, пользуясь беззащитностью Маши, держит ее под замком. Гринев – защищает, Пугачев - берет под покровительство.)

Третьей команде – (эпиграф к XIV главе «Суд»;)

Мирская молва ,

Мирекая волна.

Пословица

Мирская, то есть мира людей. В этом мире – ничему не верящие судьи, которымм Гринев не может рассказать всю правду, хотя он называет ее Пугачеву, и тот верит; в этом мире и императрица, уверенная, что Гринев - безравственный, вредный негодяй.

Седьмой тур

Конкурс капитанов

  1. Кто из известных литераторов того времени хвалил стихи Гринева? (А. П. Сумароков.)
  2. При каких обстоятельствах в последний раз встретились Пугачев с Гриневым ? ( В час казни Пугачева.)
  3. Что осталось на память об этих событиях потомкам Петра Гринева? ( грамота Екатерины II о оправдании Петра Гринева.)
  4. Как ведут себя персонажи романа (комендант, его жена, Швабрин, Гринев, офицеры, солдаты, Маша ) после взятия крепости мятежниками ? Какова их судьба ? (Комендант объявил Пугачева вором и самозванцем был немедленно повещен. Вслед за ним на виселицу отправился верный долгу Иван тьич. Гринев не унизил себя мольбой о пощаде, и ему накинули на шею петлю. Спас его Савельич. Гринев видит «среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане». Казаки и солдаты-инвалиды присягнули Пугачеву. Василису Егоровну, назвавшую Пугачева беглым каторжником, зарубили саблей. Машу спрятала попадья.)
  5. Как согласовать известное отрицательное отношение Пушкина к Екатерине II с видимым благожелательным изображением ее в повести? (Сцена сложна по композиции. Во-первых, повествование ведется от лица Гринева, для которого личность императрицы была священной и которой, конечно, не мог думать о Екатерине II иначе. Во-вторых, Гринев рассказывает о царице по впечатлениям Марьи Ивановны. В-третьих, за внешне сочувственным изображением императрицы угадывается иной подтекст, связанный с авторской позицией в обрисовке действительности.)
  6. Что такое честь для отца Гринева и для самого Гринева? (отец понимает честь как верность императрице, верность присяге, отсутствие карьеризма и корыстолюбия, Гринев понимает честь как стремление к добу и благородству. И в этом его представления близки представлениям народным, поэтому и эпиграф к повести - народная пословица. Если для Гринева-отца честь - это прежде всего следование кодексу шина и офицера, то Гринев-сын расширяет «понятие чести до его человеческого и гражданского значения, до признания героических качеств вождя антидворянского восстания, до «сильного сочувствия» ему…до невольного преклонения перед моральной высотой Пугачева, что, в сущности, равносильно молчаливому признанию правоты его дела». Н. В. Измайлов.)

Жюри подводит итоги игры. Награждение команды - победительницы.

Слово учителя.

В заключение нашей викторины мне хотелось бы, чтобы вы задумались над  вопросом, который задал в свое время Д. И. Писарев: «Следует ли нам читать Пушкина в настоящую минуту или мы можем поставить его на полку, подобно тому, как мы уже сделали с Ломоносовым, Державиным, Жуковским?» Подумайте над этим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Веселые рассказы веселого писателя": Литературная игра по произведениям В.Драгунского для 2-3 классов

Знакомство учащихся с биографией и творчеством В.Ю.Драгунского, воспитание любви к чтению в форме литературной игры и викторины по рассказам Драгунского....

Литературная игра по произведению А. Линдгрен "Пеппи Длинный Чулок"

Материал помогает проверить, насколько внимательно дети читали текст....

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А. П. ГАЙДАРА «Здравствуйте, весёлые люди!»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А. П. ГАЙДАРА«Здравствуйте, весёлые люди!»...

Литературная игра по произведению Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Обобщение прочитанного произведения проводится в форме литературной игры - соревнования. Класс делится на две команды "Умники" и "Умницы". Ответы участников фиксируют члены жюри, и...

Презентация "Литературная игра по произведению Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Данная презентация содержит 26 слайдов к обобщающему уроку чтения по произведению Ю.Я.Яковлева "Багульник". Слайды содержат вопросы, загадки, загадки в картинках....

Сценарий литературной игры по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Литературная игра мспользуется на заключительном уроке, когда идёт повторение и обобщение материала. Благодаря облегчённой форме подачи информации, с одной стороны, игра развивает память, повышает инт...

Сценарий литературной игры по произведению А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Литературная игра используется на заключительном уроке, когда идёт повторение и обобщениематериала. Благодаря облегчённой форме подачи информации, с одной стороны, игра развивает память, повышает инте...