1.Организационный момент / проверка готовности к уроку, приветствие и создание эмоционального настроя. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
Учитель литературы: «Потребность рассказать о своём времени (а точнее о самом главном событии своего времени – «пугачёвщине») и явилась причиною, заставившей взяться за перо», - так писал Пушкин о замысле своей новой повести. Сегодня мы проводим исследовательский урок. Наша задача – увидеть в А.С.Пушкине не только мастера слова, но и талантливого историка. Мы должны рассмотреть, как талант человека, которого общество называет великим, помогает осознать, переосмыслить исторические события, оценить их с современной точки зрения. Поэтому урок назван «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» - Как вы считаете, почему наш сегодняшний урок злободневен?
|
Записывают в тетради тему урока и эпиграф.
Учащиеся высказываются о том, что всегда интересно знать настоящую историю событий, которые легли в основу литературных произведений или фильмов, что многое в них становится понятным только при рассмотрении в историческом контексте.
|
2.Определение предмета исследования, постановка проблемного вопроса/ настроить учащихся на работу, сформулировать цели и задачи урока, деликатно помочь учащимся с проблемой, проблемным вопросом. Важно сохранить представление, что вопрос они нашли сами.
| Учитель литературы: Впервые на этом уроке вы станете исследователями творчества А.С.Пушкина, не случайно для подготовки урока вы были разделены на группы. Историки искали сведения о восстании Е.Пугачева, об истории создания «Капитанской дочки» А.С.Пушкина, литераторы и лингвисты работали над текстом произведения, артисты готовились разнообразить наш урок инсценировками. Вопросы к уроку вам были даны заранее. Вы рассмотрели Пушкинскую точку зрения, нашли дополнительный материал, рассказывающий о восстании Пугачева. На уроке вам предстоит соединить все материалы в единое целое, для того чтобы сделать выводы, необходимо будет заполнять таблицу:
Историческая правда | Художественный вымысел |
|
|
Звучит вальс Г.В.Свиридова «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». На фоне музыки.
|
|
3.Анализ исторического и литературного материала/ на примере образа Е.Пугачёва показать соотношение исторической правды и художественного вымысла в литературе.
| Учитель истории: Еще с начала 20-х годов XIXв. Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому. В этот период он создает «Бориса Годунова», «Полтаву» и другие произведения. Почему же именно в это время Пугачев привлекает внимание Пушкина? Хотелось бы услышать, какие факты, рассказывающие об этом, нашли наши историки. Учитель литературы: Итак, совершенно очевидно, что изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о пугачёвском бунте. - Почему же называет он свою повесть «Капитанская дочка»? Кто главный герой? Что хотел подчеркнуть автор названием повести?
Учитель литературы: Итак, несмотря на название, в центре внимания в повести Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России 18 века. Учитель истории: Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина- II, Пётр-III/ Учитель литературы: Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва. Учитель литературы: Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц. Картины исторических событий переплетаются в повести с эпизодами, созданными творческим воображением писателя. - Вспомните, какие исторические события освещены в повести и что является вымыслом автора. Заполните таблицу.
Учитель литературы: Без вымышленных героев и событий наши знания о жизни в 18 веке были бы существенно обеднены. Вероятно, у нас не возникли бы те мысли о чести, человеческом достоинстве, любви, самопожертвовании, какие появляются при чтении «Капитанской дочки». Сегодня на уроке, соотнося историческую правду с той долей вымысла, которая присутствует в повести, мы не просто завершим работу над произведением, работу над образом Емельяна Пугачёва, но постараемся понять и осмыслить такое важное в истории России событие как народное восстание 1772-1774 годов. И как тут не вспомнить слова В.Яна: «Что такое исторический роман? Это книга, которую читают три дня, а помнят всю жизнь». - Когда впервые появляется на страницах романа Е.Пугачёв? Что мы о нём знаем?
Учитель истории: Давайте восполним пробел в повести историческими сведениями из биографии Е.Пугачёва. Учитель литературы: В повести А.С.Пушкин лишь говорит нам о том, что Е.Пугачёв выдавал себя за Петра – III. Но интересно узнать, почему он это делал? Учитель литературы: Теперь нам становится понятно, почему с такой радостью встречал народ Пугачёва. - Я обращаюсь к нашим уважаемым литературоведам. Как описывает Пушкин отношение простых людей к Пугачёву в повести «Капитанская дочка»?
Учитель истории: Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего. Учитель литературы: Всё, о чём вы только что услышали, не освещается Пушкиным в повести. Не изображает он и боевые действия, не описывает осады городов. Пушкин говорит об этом в нескольких словах. - Что мы знаем о взятии Белогородской крепости и Оренбурга?
Учитель истории: Малыми жертвами всё обошлось в повести. За её страницами остались боль и ужас разорённых людей. Многочисленные казни. (Работа с картой. Рассказ учителя истории о продвижении восставших)
|
Историки (выступают с сообщением по теме)
Ответы учащихся.
Заполняют таблицу. Историческая правда | Художественный вымысел | Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III
| 1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести
|
Заполняют таблицу. Историческая правда | Художественный вымысел | Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III
| 1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести
| Крестьянское восстание: Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга, казнь Пугачёва и его сподвижников.
| 2.Встречи с Гриневым П.А.: Взаимоотношения с Гриневым, встреча Маши Мироновой с Екатериной – II.
|
Далее в течение всего урока учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.
Ответы учащихся.
Историки: (Выступают с заранее подготовленным сообщением по биографии Е.Пугачёва) Историки: (Выступают с заранее подготовленным сообщением о Петре – III и его убийстве)
Литераторы:. Дети отвечают на поставленные вопросы.
Историки: (Выступают с заранее подготовленным сообщением о манифестах, издаваемых Е.Пугачёвым) Артисты: (Разыгрывают сценку «Чтение манифеста»)
Литераторы : Работают с текстом, отвечая на вопрос.
Историки: Сообщение об осаде Казани.
|
4 этап Обобщение полученных данных/ показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым давшего описание бунта Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий.
| Учитель литературы: Я думаю, что после всего, что мы узнали о нашем главном герое, ваше мнение о нём будет близко к высказываниям о Пугачёве выдающихся русских писателей и деятелей культуры: 1.Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевский) 2.У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. (П.И.Чайковский) 3. В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо – Пугачёв. Пушкинский Пугачёв есть собирательный разбойник… всех загубивший, одного полюбивший. И если мы уже зачарованы Пугачёвым из-за того, что он Пугачёв, то есть живой страх, то как же нам не зачароваться им вдвойне и вполне, когда этот страшный – ещё и добрый, когда этот изверг – ещё и любит.» (М.Цветаева) - Что, на ваш взгляд, объединяет все эти высказывания?
Учитель истории: А вот мнение одного из историков, современника Пушкина, резко противоположно мнениям Достоевского, Чайковского, Цветаевой: «Емелька Пугачёв бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумит порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какое адскою злобой может быть преисполнено его сердце». - Сравните эту оценку Пугачёва с отношением к нему П.Гринёва?
- Что понял Гринёв в Пугачёве и крестьянском восстании, а в чём так и не разобрался?
- Давайте ещё раз обратимся к 11 главе. Сказка, рассказанная Пугачёвым и реакция на неё Гринёва?
- Почему Пётр Гринёв, называя Пугачёва самозванцем, разбойником, злодеем, всё-таки симпатизирует своему знакомому, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни?
|
Дети внимательно читают цитаты. Высказывают свои мнения, аргументируют их.
Ответы учащихся:Пушкин попытался поэтизировать злодея Пугачёва, показать его с иной «человеческой» стороны.
Учащиеся работают с текстом и отвечают на поставленный вопрос. Гринёв оказался прав в том, что «царствование» Пугачёва, как и царствование другого самозванца Гришки Отрепьева, будет недолго Артисты: Разыгрывают сцену из 11 главы. Гринёв не может называть Пугачёва иначе, так как бунтарь и офицер императорской армии – враги, кроме того Гринёв помнит расправу над комендантом. Но человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений. Пугачёв не только сохраняет жизнь своему знакомому, но и устраивает его счастье, проявляя при этом благородство и терпимость, уважая Гринёва за верность слову, доброту.
|
5 этап Подведение итогов/закрепить понятия "историческая правда", "художественный вымысел"; завершить работу по таблице.
| Учитель литературы: Пришло время подвести итоги. На нашем первом уроке по повести «Капитанская дочка» мы с вами говорили о произвольном толковании жанра этого произведения: мемуары, семейный роман, историческая повесть. К какому же заключению вы пришли по ходу нашего обсуждения, чем можно считать произведение Пушкина: семейно – бытовым романом, исторической произведением, любовной историей? Давайте завершим работу над таблицей. К какому выводу мы пришли в результате нашего исследования? Учитель литературы: Каждый из вас по-своему прав. К какому бы жанру не отнесли мы это произведение, главное, что хотел донести до нас автор, вы поняли: человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений. И мы еще раз вглядываемся в пушкинский идеал – извечные, в основе всего лежащие начала любви, добра и красоты.
|
Учащиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопрос.
Учащиеся предлагают свои варианты вывода. Запись в тетради.
Звучит вальс Г.В.Свиридова «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». На фоне музыки. Ученик: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин...
|