Интегрированные уроки
методическая разработка по литературе на тему
В последние годы в отечественном образовании наблюдается стремление к внедрению новых технологий, основанных на гуманистическом подходе к обучению и воспитанию школьников. К числу таких поисков инновационных форм обучения относится метод интегрированного обучения, разработка интегрированного урока. В центре интегрированного урока находится событие, явление, личность государственного общественного деятеля, художника слова, созданная путем органического соединения различных научных знаний. Интегрированный урок позволяет учащимся воспринимать картину мира в единстве и многообразии одновременно.
В работе представлены конспекты интегрированных уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 1022.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Введение. Интегрированный метод обучения. 2
- Виды и структура интегрированных уроков. 3
- Морская стихия в поэзии А.С. Пушкина и в физике. 10
- Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина и его
исторические прототипы 22
- Формирование характера Петра Гринева (Разбор I, II глав). Художественные функции односоставных предложений 34
- Литература 38
Интегрированный метод обучения.
В последние годы в отечественном образовании наблюдается стремление к внедрению новых технологий, основанных на гуманистическом подходе к обучению и воспитанию школьников. К числу таких поисков инновационных форм обучения относится метод интегрированного обучения, разработка интегрированного урока. В центре интегрированного урока находится событие, явление, личность государственного общественного деятеля, художника слова, созданная путем органического соединения различных научных знаний. Интегрированный урок позволяет учащимся воспринимать картину мира в единстве и многообразии одновременно.
Для совершенствования литературного образования школьников, их художественно - эстетического развития большое значение имеет проведение интегрированных уроков литературы, на которых соединяются сведения из исторических, литературоведческих наук, искусствознания, философии, лингвистики и др. Это способствует формированию личности учащегося, хорошо ориентирующейся в культурном окружении, а также способствует профессиональному росту самого педагога, творческой активности педагога и учащегося.
Одной из современных тенденций развития методики преподавания литературы в средней школе становится расширение культурологического аспекта, стремление интегрирования знаний из различных областей наук, различных видов искусства и литературы. Философский, исторический, искусствоведческий материал вводится в уроки словесности в целях углубленного восприятия школьниками единой картины мира, формирования понятия о сущности художественного образа и специфических средствах его создания в разных сферах художественного творчества.
В связи с этим актуальным становится разработка теории практики интегрированного урока.
Интегрированный урок – один из новых видов для методики преподавания уроков, с которым связаны сложнейшие проблемы.
Пока еще нет значительной теоретической базы, определяющей особенности интегрированного урока, системы связи между областями научных и художественных знаний, входящих в структуру урока, его содержание и композицию. Также необходимы исследования в области технологических приемов проведения интегрированных уроков и способов взаимосвязи между приемами работы по тем предметам, которые интегрируются в конкретной учебной теме. Особое внимание необходимо уделить активизации творческой деятельности учащихся по овладению целостности картины мира, пониманию “образности”, коммуникативной и речевой деятельности.
Для чего нужен интегрированный урок? Интегрированный урок помогает учащимся увидеть события или образ целостно, так, как мы воспринимаем происходящие в окружающем нас мире. В частности интегрированный урок литературы создает яркий, красочный фон для изучения литературных произведений, делает этот процесс творческим, радостным, дает возможность “погрузится” в ту или иную литературную эпоху, а порой увидеть события или явления с самой неожиданной стороны.
Виды и структура интегрированного урока.
Интегрированный урок существенно отличается от урока с использованием межпредметных связей. Опора на уроках литературы на межпредметные связи является закономерной подготовкой учителя и школьников к проведению интегрированного урока. В понятии “межпредметные связи” выделены аспекты:
- общепедагогический, рассматривающий их как условие и средство комплексного подхода к изучаемому материалу, к обучению школьников;
- методический – как условие и средство интенсификации обучения конкретному предмету.
Среди методических связей выделятся информационные связи, т.е. связи по фактам, понятиям, идеям, законам, составляющим содержание родственных и иногда не родственных связей.
Установление содержательных связей помогает учителя через анализ литературного произведения углублять знания учащихся и подводить их к философским и социальным обобщениям. С другой стороны включение литературоведческих знаний будет способствовать углублению исторических, философских, социальных, художественно – эстетических знаний. Другой тип методических связей – связи операционные, выделяемые по формируемым навыкам и умениям, мыслительным операциям. Они осуществляются через установление общих требований к приемам и формам работы учащихся, через целенаправленное развитие способностей, к познавательной, мыслительной, творческой, коммуникативной деятельности.
- организационный
Организационные связи основаны на общности форм обучения и характере взаимодействия учителя и учащихся по выборы оптимальных форм обучения.
Все обозначенные типы межпредметных связей имеют содержательную основу. Чем полнее используется специфика изучаемого предмета, тем больший дидактический эффект дает их применение.
Основные направления реализации межпредметных связей на уроках русского языка и литературы:
- Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе использовании связи литературы и русского языка (С.А. Леонов, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина и др.)
- Взаимосвязь исторических и литературных знаний, историко – литературных сведений (А.В. Дановский, С.А. Леонов, А.Ф. Лукаш, А. Подругина и др.)
- Литература и изобразительное искусство (Е.Н. Колокольцев)
- Литература и музыка (Е.Н. Колокольцев)
- Литература и театр (Н.А. Демидова, Л.С. Якушина, С.А. Леонов и др.)
Намечаются пути соединения литературных знаний со знаниями риторическими, политологическими, философскими.
В отличие от урока с использованием межпредметных связей интегрированный урок представляет собой иное по структуре и содержанию.
Интеграция – явление более глубокое, нежели привлечение знаний смежных наук или видов искусств. Интеграция представляет собой рассмотрение предмета в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, высказанных представителями различных наук, средствами различных видов искусства. В ходе интегрированного урока очень важно рассмотреть литературное произведение (если урок литературы) как факт использования его в других видах искусства – живописи, музыке, зодчестве, театре, кино.
На интегрированных уроках сведения из разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета в целом. Именно в ходе интегрированного урока с наибольшей полнотой осуществляется взаимодействие школьника с различными науками и видами искусств, диалог культур.
Интегрированный урок может быть вводным (обзорным) и предварять рассмотрение творчества того или иного писателя или литературного направления. Например, урок “романтизм в литературе и других видах искусства” и предварять изучение творчества В.А. Жуковского (10 класс). Такой урок может показать истоки, исторические корни данного художественного направления, дать представление о выдающихся государственных деятелях и деятелях культуры того времени.
Интегрированный урок может входить в систему уроков по анализу произведения, например, урок по изучению исторической повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” (Образ Емельяна Пугачева в литературе и истории). Полезно проведение интегрированных уроков в качестве заключительных.
Интегрированные уроки в отличие то обычных уроков с использованием межпредметных связей могут проводиться совместно двуми или несколькими учителями – словесником и историком, словесником и преподавателем изобразительного искусства и музыки, словесником и руководителем театральной студии, словесником и физиком и т.д. Учителей смежных предметов обеспечивает высокий уровень подготовки урока и равнозначность представленных материалов для характеристики предмета представления.
Иногда в педагогической практике интегрированный урок носит условное название “урок панорама”, так как он предусматривает освещение предмета или образа с позиций различных наук или видов художественного творчества.
Структура интегрированного урока
В структурном отношении интегрированный урок многослоен и вариативен. В нем нет четкого разделения на традиционные этапы (проверка домашнего задания, сообщение новых знаний, закрепление и обобщение материала). Все эти компоненты сочетаются в полном или частичном объеме внутри самих пластов, с позиции которого освещается предмет. Допустимо и разъединение некоторых пластов, чередование их друг с другом. Совмещение многослойности и внутреннего чередования не допускает жесткого разделения материалов разных наук и искусств, проведения между ними искусственного водораздела; оно служит восприятию предмета школьниками в целостности и многоаспектности видения, раскрывает многообразие и неоднозначность его восприятия различными исследователями и деятелями художественного творчества. Таким образом, при таком построении урока внимание акцентируется на только на общности, но и на различие позиций, взглядов на данный предмет внутри группы специалистов одной дисциплины, например, историков или театроведов.
Возможет и другой способ построение интегрированного урока, его условно называют центрическим. При таком способе сведения из источников группируются вокруг самого предмета обсуждения. Основная цель такой группировки – сопоставить эти сведения между собой, выяснить общность и различия подходов к эпохе, историческому деятелю (Емельян Пугачев в повести “Капитанская дочка” и в “Истории Пугачевского бунта”), выявить характерные для данной области знания или искусства, приемы рассмотрения объекта. В.Г. Белинский описал о различиях в изображении жизни в научных сочинениях и художественном творчестве: “Политико -эконом, вооружаясь статистическими числами, доказывает, действую на ум своих читателей или слушателей, что положение… много улучшилось или много ухудшилось в следствие таких – то и таких – то причин.
Поэт, вооружаясь живым и ярким изображением действительности, показывает в верной картине, действую на фантазию своих читателей, что положение… много улучшилось или много ухудшилось от таких – то и таких – то”.
Аристотель о различии между поэтом и историком: “Они различаются тем, что первый (историк) говорит о действительно случившемся, а второй – о том, что могло бы случиться. Поэтому поэзия философичнее с серьезнее истории: поэзия говорит об общем, история – о единичном”.[1]
При таком подходе к построению интегрированного урока литературы в центр может быть поставлен художественный текст, интерпретируемый с позиции истории и литературоведения.
Технология проведения интегрированного урока
Интегрированный урок требует особой технологии его проведения. Это особенность заключается в активизации творческой деятельности учащихся на уроке, проявлении индивидуальных творческих способностей. Данный вид урока требует сочетание разнообразных видов человеческой деятельности – мыслительной, речевой, коммуникативной, деятельности научного и художественно – эстетического характера, что должно способствовать развитию творческого воображению личности, памяти, речи обогащению эмоционального мира. Одна из важнейших задач интегрированного урока литературы – художественное освоение мира. Художественное освоение мира представляет синтетическое единство четырех основных видов деятельности: познавательной, ценностно – ориентационной, преобразовательной и коммуникативной. Таким образом, деятельностный подход к формированию и развитию творческой индивидуальности на интегрированных уроках становиться ведущим.
Очень важно в построении педагогической деятельности опирается на законы выдвинутые В. Гумбальтом:
а) закон единства и не нарушаемого сохранения гармонии деятельности;
б) закон не разрывной связи главных проявлений субъектов деятельности;
в) закон обратной связи субъекта деятельности и его продукта.
Творческая деятельность учащихся на интегрированных уроках может быть разнообразной. Иногда она требует “погружения” в культурную жизнь эпохи. Учащиеся принимают на себя функции путешественников, завсегдатаев художественных салонов, посетителей театров, представителей газетной и журнальной критики.
Второй тип деятельности на интегрированных уроках не требует не посредственного погружения в контекст эпохи; предмет изучается глазами сегодняшнего активного читателя и зрителя, исследователя – историка, экскурсовода, литературного критика, биографа, актера, чтеца и т.д.
Прежде всего для успешной организации деятельности учащихся на интегрированном уроке необходимо установление подлинно диалогических отношений. Диалог – активное, двустороннее взаимодействие, при котором собеседники нуждаются друг в друге, каждый внимателен к слову другого.
В науке различают такие виды диалогов:
- эротематический (беседа, сократический диалог, экзамен)
- эвристический, подразумевающий дискуссию, диспут, спор
- информационные (между партнерами разрыв в знаниях)
- интерпретационные (знания примерно одинаковы, но получается разные толкования, оценки)
С.А. Леонов в своих методических рекомендациях рекомендует использовать следующие виды диалогов:
- учебно – критические
- учебно – литературоведческие, включая комментарско – технологические (междисциплинарные диалоги)
Интегрированные уроки помогают избегать ненужного дублирования, создают значительные возможности для развития речи учащихся на межнаучной основе: совершенствуются стилистические умения школьников, углубляется знакомство с изобразительно – выразительными средствами русского языка и их идейно – художественными функциями в литературных произведениях, а также в различных жанрах речи. На эти направления будет опираться учитель при подготовке школьников к интегрированному уроку.
Морская стихия в поэзии А. C. Пушкина и в физике
Цель урока: рассмотреть море как художественный образ в поэзии, выяснить механизм образования волн, познакомить с различными видами волн, научиться определять скорость волн на глубокой и мелкой волнах, посмотреть на морскую стихию, море глазами поэта и физика.
Средства обучения: репродукции, иллюстрации Айвазовского, научно- популярный видеофильм, фонограмма стихотворения « К морю », запись «голоса» моря.
Средства активизации познавательной и речевой деятельности учащихся: подготовка сообщений, выразительное чтение стихотворений, создание ситуаций, побуждающих школьников к выступлению, использование ролей « литературоведов », « физиков », сопоставительный анализ произведений.
Консультанты- специалисты: учитель литературы, учитель физики.
Задания для подготовки к интегрированному уроку
- Перечитать стихотворения А. С. Пушкина периода южной ссылки.
- Сообщения учащихся:
- « Море глазами поэтов и писателей »
- « Море в поэзии А. С. Пушкина »
- « Виды волн »
На данном уроке использован способ чередования подачи материала
Ты волна моя морская
Своенравная волна,
Как, покоясь иль играя
Чудной жизни ты полна!
Ф.И. Тютчев
Ход и материал урока
Введение
I Вводное слово учителя литературы
Морская стихия… Как часто эта тема волнует человека. С морем связаны эмоциональные переживания, порывы души человека. Прекрасен поэтический образ волн в литературе. Но ещё более прекрасен образ того необъятного « целого », которое возникает, когда мы пробуем вместить в наше сознание мириады волн, свежесть воздуха, порывы ветра, краски неба. Имя ему – море.
Вводное слово учителя физики
Морские волны… То они стремительно обрушиваются на берег, то мирно плещутся у его кромки. Однако многим из нас случалось всерьез задуматься над тем, что же такое – морская волна?
Учитель литературы
Сегодня на уроке мы посмотрим на морскую стихию глазами поэта и глазами физика
Учитель физики
Морская волна – это удивительное явление природы. Она всегда наполнена удивительным движением и сама она – движение
II Море – источник вдохновения поэтов. Виды волн.
Учитель литературы
Море, морская волна – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов и писателей
( подготовленные учащиеся цитируют поэтов )
( 1 ) « Литературовед »
Подует ветер – встает волна
Стихает ветер – и волна спадает
Они, должно быть, старые друзья,
Коль так легко друг друга понимают
Ки - но Цураюки
« Физик »
Действительно, волны на море – своеобразное отражение динамики воздушных потоков в приповерхностных слоях атмосферы или, проще говоря, отражение силы и характера ветров над морем. Ветры отвечают за рождение и развитие морских волн. Свою энергию волны получают от ветра.
Учитель литературы
Волны оказывают на человека огромное эмоциональное воздействие. Мы уже говорили о том, что морская стихия – неиссякаемый источник вдохновения. Прислушиваясь к ним, человек неизбежно прислушивается и к самому себе. Поэт очень часто проводит поэтическую параллель между движением волн и порывами человеческой души. Вот как писал, например, А. К. Толстой:
( 2 ) « Литературовед »
Колышется море; волна за волной
Бегут и шумят торопливо…
О, друг ты мой бедный, боюся, со мной
Не быть тебе долго счастливой:
Во мне и надежд, и отчаяний рой,
Кочующей мысли прибой и отбой,
Приливы любви и отливы!
Учитель литературы
Прекрасен образ морской волны в поэзии, но ещё более прекрасен образ « целого » - моря.
( 3 ) « Литературовед »
Огромна и противоречива роль моря в жизни людей: море грабило, кормило, разъединяло и соединяло страны. Море доставляло корабли к далеким берегам, и оно же топило их. Море восхищает и… ужасает. И всегда море – это некая тайна, некая непостижимая бездна, влекущая к себе. Морская стихия и свобода, эти понятия – неразделимы.
Шарль Бодлер:
Свободный человек, всегда ты к морю льнешь!
Оно – подобие твоей души бескрайной;
И разум твой влеком его безмерной тайной,-
Затем, что он и сам с морскою бездной схож.
Бесстрашно вновь и вновь ты повторяешь опыт –
Ныряешь в пропасти, наполненные мглой,
И радует тебя стихии диких волн;
Он сердца твоего глушит немолчный ропот.
Учитель литературы
Мы любуемся разбивающимися у берега морскими волнами, мы очарованы морем, мы испытываем страх перед неведомым.
Безмолвное море, лазурное море,
Стою, очарован, над бездной твоей, - писал В. А. Жуковский
Учитель физики
Человек всегда старается познать неведомое, то, что для него является тайной. Поэт инстинктивно чувствует душевную близость к морю, в то же время море может и отпугивать, и притягивать, манить к себе.
Виды волн
Морская волна – интереснейший объект изучения для физиков. Физика морских волн красива и сложна; чтобы объяснить ее, необходимо учесть множество факторов, взаимосвязанных и изменяющихся во времени. Волны, возникающие на поверхности воды, отличаются большим разнообразием.
Сообщение « физика »
Обычно мы рисуем волны так:
Т.е. мы изображаем профиль волны в виде кривой, очень похожей на синусоиду (рис. б). А между тем настоящие волны не такие. Волны отличаются большим разнообразием, поскольку причины, вызывают их появление, разнообразны. Скромные волны, расходящиеся кругами от брошенного в воду камня, и гигантские волны цунами, обрушивающиеся на берег в результате землетрясения. Волны рождаются при обтекании водой тех или иных препятствий (речные перекаты, движение корабля). Движение луны вокруг Земли приводит к возникновению особых волн – приливных. Но основная причина возникновения волн – это, конечно, ветер. Такие волны называют ветровыми, именно они и определяют картину волнения на море, именно они восхищают поэта.
(демонстрируется схематичное изображение ветровых волн)
Здесь показаны 4 характерных профиля ветровых волн
а) волны вдали от берега при свежем ветре в) волны, набегающие на отлогий берег
б) волны вдали от берега-“мертвая зыбь” г) одиночная волна - солитон
Есть еще очень интересный тип волн – очень мелкие волны длиной до 2 сантиметров и высотой в несколько миллиметров – рябь.
III. Море в поэзии А.С. Пушкина. Физика морской волны.
Таким и увидел море А.С. Пушкин: изменчивым, угрюмым и нежным, ласковым и коварным:
“Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провел я посреди семейства почтенного Раевского… Суди, был ли я счастлив: … счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, - горы, сады, море…”, - так писал Пушкин брату Льву 24 сентября 1820 года.
Южная ссылка поэта обернулась новыми, яркими впечатлениями. Вам известно, что Кавказ, Крым поразили поэта величием, первозданной красотой. … В августе 20 года Пушкин прибыл с Раевскими на военном бриге “Мингрелия” в Гурзуф. Дорогой на палубе ночью написал он прекрасное стихотворение – элегию “Погасло дневное светило”.
“Литературовед” (Сообщение “Море в поэзии Пушкина” по стихотворениям, предшествующим элегии “К морю”)
А.С. Пушкин не раз будет поэтизировать морскую стихию. В элегии “Погасло дневное светило” (1820) море предстает как стихия изменчивая:
Волнуйся подо мной угрюмый океан
В элегии присутствует сравнение волнения души и беспокойства моря. Здесь море так же обманчиво, как и человеческие чувства. Но поэт не в силах победить восклицания:
Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило.
В элегии мы чувствуем разочарование лирического героя; единственно возможным оживлением души оказывается любовь:
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края,
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный …
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает.
Это взгляд на берег из свободной стихии моря. Все, что сердцу мило, - обман. И один только исход есть – отдаться воле парусу и воли:
Шуми, шуми послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан
Учитель физики
Волнуйся подо мной угрюмый океан …
Конечно, очевидна связь волнения на море с наличием ветра. При этом важна не только скорость ветра, но и тот факт, как долго дует ветер в одном и том же направлении. Ветер крепчает – волнение на море усиливается, увеличивается длина и высота волн.
(На доске учитель физики записывает следующие характеристики волны:
λ – длинна волны h –высота волны
Крутизна волны = отношение высоты волны к её длине
ν – скорость волны (скорость, с которой движется гребень волны)
При усилении ветра мы видим, что вместо регулярно следующих друг за другом параллельных рядов волн возникают хаотически разбросанные по всей водной поверхности холмы и холмики неправильной формы, разделенные столь же “неправильными” впадинами и ложбинами.
Вся картина волнения на море приобретает изменчивый, неупорядоченный вид. Прав поэт, когда говорит о “грозной прихоти обманчивых морей”, об изменчивости моря.
Однако, хотя картина волнения на море достаточно сложна и изменчива, в ней есть элементы регулярности. Развитие штормовых волн происходит в три этапа:
1)* начальный (регулярные ряды небольших волн)
2)* промежуточный (волнение беспорядочно)
3)* этап созревшей штормовой волны (большие валы регулярны, на них накладываются хаотичные мелкие волны)
Наглядность: с помощью ТСО
(4) “Литературовед”
Однако Пушкин на юге вид и другое море: безмятежное, ласковое, покойное * (Чтение стихотворений “Надежда”, “Редеет облаков летучая гряда”)
В стихотворении 1821 года “Земля и море” слышится недоверие к мятежам моря и привет его “сладкому шуму”
Выразительное чтение стихотворения (наизусть)
В “Тавриде” (1822 г) – “Счастливый край, где блещут волны, лаская пышные брега”
Учитель физики
Действительно море становиться другим, стихнет ветер. Вот ветер и вовсе прекратился – волнение на море улеглось, но волны не исчезли. Теперь они катятся друг за другом регулярными рядами, высота их около метра, длина ~ 10 метров. Гребни волн округлые, ложбины очень пологие[2]1. В этой картине плавно катящихся при полном безветрии волн нет какой – либо суеты, в ней чувствуется внутренняя уверенность и мощь. Перед нами мертвая зыбь.
Учитель литературы
Кстати об этом явлении на море И.А. Бунин:
Как в гору, шли мы в зыбь, в слепящий блеск заката.
Холмилась и росла лиловая волна.
С холма на холм лилось оранжевое злато,
И глубь небес была прозрачна – зелена.
(4) “Литературовед”
В “Песне о вещем Олеге” море дано в ином состоянии и оказывается синонимом угрозы и коварства:
… И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды … (чтение отрывка из поэмы)
Но в период кризиса 1823 года Пушкин пишет:
“Кто, волны, вас остановил …”
Поэту несносно видеть, что окован “бег могучий” волн:
Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот –
Где ты, гроза – символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.
В стихотворении “Завидую тебе, питомец моря смелый” есть строки:
Ищу стихий других, земли жилец усталый,
Приветствую тебя, свободный океан.
Так постепенно сливаются в сознании Пушкина
Стихия моря и свободы (вывод сделан учащимися)
Учитель физики
Морская волна всегда наполнена внутренним движением и сама она – движение. Мы уже говорили, что скорость волны зависит от скорости ветра и воздействия его на волну, причем скорость волны всегда меньше скорости ветра.
Определение скорости волн на глубокой воде.
Пусть Н – глубина (расстояние от поверхности воды до дна)
Если Н ≈ λ, а тем более если Н > λ, то говорят о глубокой воде.
(Н << λ, H < λ /10), то говорят о мелкой воде.
На глубокой воде волна распространяется не “чувствуя” дна; в волнении участвует лишь приповерхностный слой воды толщиной не более половины длины волны. (В мелкой воде в движение вовлекается вся масса воды, волна “чувствует” дно, её скорость будет зависеть от глубины)
Скорость волны глубокой воде описывается формулой:
ν = √gλ/2π (1)
Определение скорости волн на мелкой воде.
Н < λ/10 – то говорим о мелкой воде
Скорость волны будет зависеть от глубины:
ν = √gН (2)
g – ускорение свободного падения.
Далее учитель предлагает рассмотреть задачу.
Задача.
Исходя из размерностей физических величин, показать, что скорость волны на глубокой воде должна быть пропорциональна √gλ.
Решение.
Нужно определить, какие величины могут входить в формулу для определения скорости волны. Таких величин четыре (λ – длина волны, Н – глубина водоема, g – ускорение свободного падения, Q – плотность воды).
Н – исключаем, т.к. рассматривается глубокая вода.
Н – не влияет на скорость волны, (волна не “чувствует” дна).
Из трех величин (λ, Q, g) надо образовать величину, имеющую размерность скорости. В размерность плотности Q входит масса, размерности же остальных величин, включая и скорость, масса не содержат. Следовательно, величину Q тоже надо исключить. В итоге остаются: λ и g. Единственная комбинация из этих величин, имеющая размерность скорости, есть, очевидно, √gλ. Итак, исходя из общих физических соображений и учитывая размерность величин, мы получим формулу (1) с точностью до безразмерного множителя √1/2π.
Из формулы (1) следует важнейший вывод: на глубокой воде скорость волн зависит от их длины. Более длинные волны бегут быстрее коротких.
IV. Аналитическое чтение элегии “К морю”
Звучит выразительное чтение элегии А.С. Пушкина “К морю” (желательно фонограмма).
Учитель литературы
1 августа 1824 года А.С. Пушкин выехал из Одессы в Михайловское под двойной надзор: полицейский и духовный. Здесь, в Михайловском он подвел итог целому периоду своего творчества: в лирике – стихотворением “К морю”, в эпосе – романтической поэмой “Цыгане”.
В Михайловском Пушкин признается:
“Все, что напоминает мне море, наводит меня на грусть – журчанье ручья причиняет мне боль в буквальном смысле слова – думаю, что голубое небо заставило бы меня плакать от бешенства”.
* Составление плана элегии.
- Прощание с морем (1-2)
- Воспоминания и размышления о море (3-7)
- “Властители дум”, Наполеон и Байрон (8-12)
- “Мир опустел” (13)
- Заключение стихотворения. (не отчаяние, а благодарение)
Вопросы для размышления:
- Какие впечатления принесла Пушкину ссылка?
- Сравнение “К морю” и “Погасло дневное светило”. Почему эти стихотворения называют элегией?
- Почему в стихотворении “К морю” чувства поэта не так мучительны?
- Каким видит море поэт? (своенравно, неодолимо)
- Чем притягательно море для поэта? (одушевленность, разнообразие жизни)
- Почему поэт остался у берегов? (потому что могучей страстью очарован)
- Море и поэт -: сближены ли совершено
- Кто “певец” моря? (Байрон)
- В чем проявляется отход от романтизма? (свобода – не высшая ценность, как у романтиков, чувство, преданность – более могущественная стихия)
(Эти вопросы можно раздать учащимся для работы в группах. Затем обсудить.)
Вывод: В элегии “К морю” столкнулись романтическое желание свободы, безграничного движения, которое возможно для моря – стихии природной и трезвое сознание того, что человек живет по другим законам. Преодоление трагедии для Пушкина здесь возможно потому, что человеку даны верность, память, чувство, наконец, внутренняя свобода. У Пушкина не отняли моря, прощание его не может отнять, ибо красота в душе человеческой не умирает.
V. Заключение. Итоги урока.
Сегодня на уроке предметом обсуждения и изучения была морская стихия. Море, как предмет изучения, был рассмотрен с разных, даже можно сказать диаметрально противоположных позиций. Физика и лирика … Что еще может быть не совместимей и противоречивей? Но так ли уж различны взгляды лириков и физиков? По греческие “физика” – это наука о природе. А в поэзии – тема природы, изображение природных явлений – одна из ведущих. Таким образом, и физика, и поэзия говорят об одном и том же предмете, но разными языками, выявляя различные стороны изучаемого предмета, дополняя друг друга. Литература и искусство прекрасно развивают в нас поэтическое и эмоциональное восприятие природы. Постигая одновременно физику явлений природы мы объединяем эмоциональное с рациональным. В результате учимся видеть красоту в физике и вообще более глубоко чувствовать прекрасное.
Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” и его исторический прототип.
Цель: рассмотреть на материале произведения А.С. Пушкина образ Е. Пугачева, выявить средства создания литературного образа, познакомиться с мало известными страницами биографии Е. Пугачева – исторического деятеля, научить видеть различия между научным трудом и художественным произведением на историческую тему.
Средства обучения: портрет А.С. Пушкина, портрет Е. Пугачева, “Карта путешествий А.С. Пушкина”, кадры из учебного фильма “Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева”, карта Волгоградской области, таблицы (раздаточный материал).
Средства активации познавательной и речевой деятельности учащихся: подготовка сообщений, исполнение ролей “историков”, “литературоведов”, “краеведов”, выразительное чтение, сравнительный анализ портретных характеристик.
Консультанты: учитель литературы, учитель истории.
Ход урока
Введение
I. Вводное слово учителя литературы.
На уроках русской литературы, истории вы много узнали о различных исторических событиях, явлениях культуры, науки, искусства, происходивших в России XVIII века. Вы узнали о великих людях этой эпохи, читали некоторые произведения писателей того времени. XVIII век вошел в историю России, как век противоречий, величайших свершений и потрясений. Россия была охвачена пожаром крестьянских войн под предводительством Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева.
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, охватившая огромную территорию России, личность Е. Пугачева вызвали интерес А.С. Пушкина. Он начинает собирать материал о пугачевском восстании. Эту тему писатель решает в двух планах: в качестве писателя в “Капитанской дочке” и в качестве профессионального историка в “Истории Пугачева”. На уроке мы попытаемся понять особенности художественного произведения на историческую тему и научного труда, как изображен великий бунтарь в повести и в “Истории”; вспомним известные факты из биографии Е. Пугачева и узнаем о малоизвестных страницах его жизненного пути.
Работа А.С. Пушкина над повестью “Капитанская дочка”
II. Но сначала давайте вспомним, как продвигалась работа над исторической повестью “Капитанская дочка”?
Сообщение литературоведа
А.С. Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве, просит у царя разрешение посетить Казанскую и Оренбургскую губернии, где когда – то развертывалось Пугачевское восстание.
(Демонстрируется “Карта путешествий А.С. Пушкина”, в которой отмечены места, в которых пришлось побывать поэту, когда он собирал материалы для своего труда. [* Нижний Новгород, * Казань, * Симбирск, * Оренбург, * Уральск]). Здесь А.С. Пушкин опрашивал стариков, современников и свидетелей крестьянской войны, записывал их рассказы, предания, песни; собирал материалы в провинциальных архивах.
1. Выразительное чтение отрывков из писем А.С. Пушкина.
“Я в Казани с пятого… Здесь водился со стариками, Современниками моего героя (Пугачева); объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал и записывал; и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону”
(Из писем А.С. Пушкина к Н.Н. Пушкиной от 8 сентября 1833)
“Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачева. “Грех сказать, - говорила мне 80 – тилетняя казачка, - на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал” – Расскажи мне, - говорил я Д. Пьянову, - как Пугачев был у тебя посаженным отцом?” – “Он для тебя Пугачев,- отвечал мне сердито старик, - а для меня он великий государь Петр Федорович”
? Вопрос к классу:
Почему А.С. Пушкин обратился к теме пугачевского восстания?
(А.С. Пушкин задумывается над причинами возникновения восстания, а также над тем, почему и крестьянские бунты, и дворянские мятежи жестоко подавляются. Почему же, не смотря на пролитие крови, жизнь в России не улучшилась. И можно ли наметить иные пути к возрождению страны? Над этими и многими другими вопросами он задумывался, работая над “Капитанской дочкой”.)
“Литературовед”
Работа над повестью продвигалась с трудом: в пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести. Наконец, появляется герой, который станет главным в окончательном тексте романа – Гринев. Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в “сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны”.
Мы вместе с Гриневым пройдем путь испытаний, ошибок, побед путем познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия.
Емельян Пугачев – предводитель Крестьянской войны
( исторический комментарий )
III 1 Учитель литературы
Главный герой повести – молодой офицер Петр Гринев. Емельян Пугачев не является главным героем. Но образ Е. Пугачева очень важен для изображения и понимания того времени, той эпохи. А что мы знаем о реальном Емельяне Пугачеве – историческом деятеле, руководителе народного восстания?
2 « Историк » ( биографические сведения о Е. Пугачеве )
( Демонстрация фрагментов из учебного фильма « Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева »)
Емельян Иванович Пугачев – донской казак, родился в 1742 г. в станице Зимовейской. До крестьянской войны прошел тернистый жизненный путь. Став служилым казаком, принимал участие в составе команды полковника Денисова в Семилетней войне ( 1756 – 1763 гг.), которую Россия вела против Пруссии. За отличную службу, смелость, смекалку был взят ординарцем к Денисову. За то, что во время налета прусской конницы упустил командирского коня, подвергся « нещадному » битью плетьми.
В 1762 году Е. Пугачев возвращается на родину, уже через год в составе казачьего отряда отправляется в Польшу в армию Кречетникова, где принимает участие в розыске и поимке беглых раскольников. В 1768 году началась русско – турецкая война, и Пугачев был отправлен в действующую армию. За самоотверженность, храбрость, проявленные при осаде крепости Бендеры, произведен в хорунжие. Из – за болезни Е. Пугачев в1771 г. покинул армию и отправился домой на излечение ( на Дон ). За пособничество в побеге и перевоз через Дон беглых людей был арестован, однако через два дня бежал и отправился на Терек. Зимой 1772 г. Пугачева казаки трех терских станиц посылают в Петербург с ходатайством об увеличении жалованья, но по пути следования ( в г. Моздоке ) он был схвачен и посажен за караул. Подговорив караульного солдата, бежал из-под ареста и ушел в родную станицу, где вскоре подвергся снова аресту и был отправлен в Черкасск. По дороге снова бежал, но видя, что на Дону ему не укрыться, перебрался на Украину, к раскольникам, а оттуда, осенью 1772 г. – на Яик. Суровая школа жизни закалили характер Е. Пугачева, характера бунтаря, выразителя народных чаяний, а участие в боевых действиях армии обогатило его военным опытом, стало необходимым для вождя повстанческих масс. Провозгласив себя императором Петром III, в сентябре 1773 г. Е. И. Пугачев привлек на свою сторону группу яицких казаков. Отряд Пугачева быстро увеличивался. В короткий срок пожар крестьянской войны охватил огромную территорию (на карте показывается территория, охваченная восстанием ).
После поражения под Казанью в июле 1774 г. Е. Пугачев переправился на правый берег р. Волги. Начался Ш, заключительный этап Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Близ Черного Яра на Волге произошло кровопролитное сражение. Сам он с небольшой группой повстанцев перебрался через Волгу. Однако 14 сентября был схвачен заговорщиками, доставлен в Бударинский форпост, откуда отправлен в Москву, где после допросов и пыток был казнен на Болотной площади.
Учитель литературы
К какому стилю речи относится это сообщение? ( научный, подстиль – научно – популярный ).
Какая особенность изложения? ( факты, достоверные сведения ).
К какому жанру можно отнести рассказ о Е. Пугачеве? ( характеристика исторической личности ).
Образ Е. Пугачева в повести « Капитанская дочка »
IV Учитель литературы Беседа
А теперь давайте вернемся к повести « Капитанская дочка ».
1) Когда и как появляется Пугачев на страницах повести?
( во второй главе « Вожатый » набросан первый его портрет)
2) В каких еще главах говорится о Пугачеве?
( в главе « Пугачевщина». Смелость Пугачева, великодушие и… жестокость: «Унять старую ведьму!» )
3)Анализ эпизода « военного совета », на котором присутствует Петр Гринев.
- Что особо подчеркивает автор в этом эпизоде?
( Даны портрет Пугачева, содержание и характер его речи, его обращение к казакам и Гриневу. Рассказчик видит не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого. Песня, которую поют казаки ).
- Изменилось ли отношение рассказчика к Пугачеву в 11 главе?
- В каких сценах показано, что Пугачев обречен?
- В чем, по – вашему, смысл калмыцкой сказки об орле и вороне, рассказанной Пугачевым?
4)– С какой целью автор делает Гринева свидетелем казни Пугачева?
Итак, Пугачев наполнил жизнь Гринева глубоким смыслом, содержанием, а повесть – глубиной содержания.
5) Далее учащиеся приходят к выводу, что образ Пугачева очень важен. Он дан с одной стороны как историческая личность – талантливый руководитель военных действий, и с другой стороны Пушкин обращает внимание на человеческие качества Пугачева. Образ Пугачева показан в свете концепции русского национального характера:
а) ум, сметливость
б) широта натуры
в) благородство
г) смелость, отвага
д) мотив богатырства
е) память на добро
ж) свободолюбие ( калмыцкая сказка )
Как, с помощью каких средств раскрывается образ Пугачева?
а) Портрет Пугачева ( глаза, одежда )
б) романтические черты в изображении Пугачева ( одиночество, демонизм), романтические черты в портрете ( « Сверкающие глаза » и т. д.)
в) обращение к фольклору ( бурлацкая песня)
г) народность образа Пугачева ярко выражается в его речи ( пословицы, поговорки)
д) вставные элементы ( калмыцкая сказка )
Учащиеся делают записи в тетрадях. Обратить внимание на стиль - художественной литературы, жанр – литературный портрет.
V. Пугачев в “Истории Пугачева”
Учитель литературы
Работая над созданием исторической повести “Капитанская дочка” Пушкин пишет “Историю Пугачева”, исторический труд, научное исследование. По сути, он был первым историком крестьянской войны под предводительством Пугачева. Еще его современники, в частности П.А. Вяземский, отмечал: “В Пушкине было верное пониманье истории, свойство, которым одарены не все историки. Принадлежностями его ума были: ясность, проницательность и твердость. Пушкин был впечатлителен и чуток на впечатления, мог отрешать себя от присущего и воссоздавать минувшее, уживаться с ним, породниться с лицами, событиями, нравами, порядками, давным – давно замещенными новыми поколениями, новыми порядками, новым общественным и гражданским строем. Все эти качества – необходимы для историка, и Пушкин обладал ими в достаточной мере”
В “Истории Пугачевского бунта” Пушкин опирается на фактические данные, которые пытается обобщить.
- Сопоставьте отрывки из “Истории …” с прочитанной повестью.
? Какие документы, описания событий отражены в “Капитанской дочке”?
(Пугачев под Курмышем, описание портрета)
- Сравните портрет Пугачева в “Капитанской дочке” и в “Истории…”
Учащимся предлагается заполнить таблицу
Портрет Е. Пугачева (из “Архивных тетрадей А.С. Пушкина”)
Материалы военной коллегии (1) | “История Пугачева” (2) | “Капитанская дочка” (3) |
По объявлению жены его Софьи Дмитриевой: “… отроду будет лет сорок, лицом сухощав, во рту верхнего спереди зуба нет, который он выбил саласками, еще в малолетстве, в игре, а от того времени и данные не вырастает. На левом веску от болезни круглый белый признак… величиною с двухкопеечник. На лице имеет желтые конопатины; сам собой смугловат, волосы на голове темно – русые по – казацки посригал, росту среднего, борода была клином черная, небольшая.” | Глава II “Незнакомец был росту среднего, широкоплеч и худощав” Глава IV | Глава II Глава VII Глава VIII Глава IX |
Колонки 2 и 3 таблицы ребята заполняют самостоятельно. (лучше в группах)
Вывод: сравнение портретов дает возможность увидеть разницу между научным и художественным произведением. Разница проявляется в характере использования подлинных исторических свидетельств, в особенности оформление материала, в стилистической манере подачи текста.
Историк стремится преподнести факты так, как они зафиксированы в документах; строго и беспристрастно.
Писатель в исторической повести рисует яркую картину прошлого, перед читателями предстают события живой жизни – история оживает благодаря мастеру художественного слова. Мир логики и мир эмоций не отделены друг от друга непроницаемой стеной, но отличие исторического труда “История Пугачева” от исторической повести “Капитанская дочка” очевидно.
Портрет Емельяна Пугачева
VI. Учитель литературы. Существует еще один портрет, живописный.
Перед вами портрет Е. Пугачева (демонстрируется репродукция или проецируется), написанный маслом неизвестным художником.
Сообщение учащегося
… 21 сентябрь 1773 г. Илецкие казаки с хлебом – солью, с развернутыми знаменами встретили “Петра III”. В Илецком городке Пугачев дал войску трехдневный отдых. Сам он остановился в доме зажиточного казака Ивана Творогова, добровольно перешедшего на сторону повстанцев. Дом Творогова был лучший в городке: много ковров, на стенах портреты известных людей. В углу большого зала валялся большой портрет Екатерины II, рассеченный кем – то саблей.
Кто – то из приближенных Пугачева подал мысль – сделать портрет “императора Петра Федоровича”, мысль понравилась. Вскоре в дом Творогова пригласили местного портретиста – иконописца.
Он долго вертел в руках полотно с изображением царицы. Кто – то шепнул, что царя можно намалевать прямо на царицын портрет. Мастер решил воспользоваться советом и тут же начал грунтовать холст с изображением царицы.
Иконописец внимательно вглядывался в лицо “императора” и осторожно наносил мазки на полотно. На портрете Екатерины II стали появляться черты “Петра Федоровича”. Вечером старик ушел домой. Всю ночь он работал над портретом. Чуть свет иконописец был уже у Пугачева. Посмотреть портрет пришли казаки. Старик стоял ни жив ни мертв: что – то скажет Петр Федорович! Пугачев внимательно рассматривал свое изображение: он был изображен в казачьем одеянии. На портрете Пугачев выглядел старше своих 30 лет. Смугло лицо было усталым. Особенно удались портретисту большие черные выразительные глаза.
- Хорошо! – коротко сказал Пугачев и протянул руку мастеру. Старик хотел было встать на колени, Пугачев удержал его, но руку целовать разрешил – так надо, все цари так делают. Пугачев дал распоряжение Максиму Шигаеву заплатить старику за его труд.
Этот портрет является единственным изображением Е. Пугачева, написанным с натуры до его пленения. Долго возил Пугачев свой портрет. Потом портрет попал в коллекцию промышленника Путилова Н.Н. Впоследствии портрет был приобретен одним из наследников генерала А.П. Ермолова, от него попал в коллекцию Государственного Исторического музея в Москве. С 1973 г. портрет находится в музее А.С. Пушкина в Санкт – Петербурге.
… На заднем плане портрета Е. Пугачева – проницательные глаза императрицы Екатерины II.
Емельян Пугачев в Сарепте
VII. Е. Пугачев в Сарепте
Сообщение “Краеведа”.
2 августа 1774 г. Этот день главное войско провело в немецкой колонии Сарепта. Здесь Пугачев, чтобы поднять боевой дух своей армии, пожаловал своих ближайших сподвижников Овчинникова – чином генерал – фельдмаршала, Перфильева – генерала – аншефа, Чумакова – генерал – фельдцехмейстера, Дубовского – обер – секретаря.
За два месяца до появления Пугачева в этих местах, в июле, в речке Сарпе погибло множество рыбы и раков: в Кумской степи случился гигантский пожар. Тогда писали, что “… этот чрезвычайный жар произвел у многих накожные болезни…”
Не успели сарептяне прийти в себя, как возникла новая угроза с севера. Захватив Саратов, Камышин, Дубовку, встретив упорное сопротивление царицынского гарнизона, озлобленные пугачевцы двигались к Сарепте. 17 августа женщины и дети покинули колонию, в спешке не взяв с собой необходимых вещей. В колонии оставались старшина Данила Генрих Фин и 65 братьев – колонистов в ожидании “… конца дела и если случай понудит… бежать…” Последующие дни и ночи колонисты припрятывали пожитки, оборудования фабрик и продукцию складывали в погреба, заваливали камнями. Солдаты гарнизона Сарепты, предварительно закопав в землю 12 пушек, были отправлены на помощь Царицыну.
Вблизи Сарепты появились кочевые калмыки и стали нападать на колонию. Стало известно, что “Пугачев продвигается к Сарепте”. Оставшимся колонистам пришлось покинуть Сарепту – о спасении колонии не могло быть и речи. Беглецы, остановившись на небольшом возвышении, недалеко от Сарепты, заметили быстро движущиеся огни – разграбление их колонии началось.
2. “Краевед”.
Пугачев вошел в Сарепту без единого выстрела. Стрелять было не в кого. Никто не встретил его хлебом – солью. Озлобленный, он пустил за колонией специальный отряд: догнать и истребить беглецов.
Сама же колония была отдана на разграбление. Но непонятно, почему Сарепта не была сожжена. Проведя в Сарепте сутки, Пугачев двинулся дальше. Больше не позволяло время. По пятам шли части под командованием полковника Михельсона.
А беглецов спасло от преследователей то ,что они сбились в ночное время с большого тракта и поехали по неизвестному проселку. 26и августа догнал их курьер и объявил радостную весть, что “… мятежники в 40 верстах ниже Сарепты совершенно разбиты и рассеяны войсками полковника Михельсона“. Пугачев бежал в заволжскую степь к Узеням. 8 сентября 1774г. он был взят на берегу большого Узеня.
Однако даже после пленения Пугачева в Сарепта не знала покоя. Данил Фин – коменданту Царицына Цыплетеву:
“Разбой у нас еще не перестал. Вчера иные злодеи хотели баранов взять… Еще вчера калмыки пришли в наш табун и отогнали нам скотини. Сего числа также казаки украли”.
Но жизнь постепенно входила в свою колею. Хотя впереди колонистов ждал голод и холодная малоснежная зима.
… В восстании Пугачева приняли участие и немецкие колонисты. Многие из них, воодушевленные призывом Пугачева, участвовали в боях с правительственными войсками. Большое войско Пугачева не разоряло поселений колонистов. “Печальным исключением, - пишут исследовали, - был разгром Сарепты”.
VIII. Итоги урока
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели образ Е. Пугачева на материале произведений “Капитанская дочка” и “История Пугачева”, увидели образ Е. Пугачева глазами историка и художника слова. Убедились, что историк изображает факты, доказывает; а писатель – показывает изображаемые события.
И в доказательство правильности наших выводов приведем высказывания великих:
Аристотель: “… первый (историк) говорит о действительно случившемся, а второй (поэт) – о том, что могло бы случиться”.
В.Г. Белинский: “Политико – эконом… доказывает… Поэт, вооружась живым и ярким изображением действительности, показывает …”
IX. Домашнее задание
Написать сочинение (портрет) “Каким я представляю Е. Пугачева”, подготовить характеристику исторического деятеля Е. Пугачева.
Формирование характера Петра Гринева (разбор I, II глав). Художественные функции односоставных предложений.
Цель урока: определить жанровые особенности произведения, проследить этапы формирования характера Петра Гринева, выяснить художественные функции односоставных предложений, уметь различать односоставные предложения по видам, уметь отличать односоставные предложения от неполных.
Средства активации познавательной и речевой деятельности учащихся: создание речевых ситуаций, постановка проблемных вопросов, игра.
Средства обучения: портрет А.С. Пушкина, иллюстрация к произведению “Капитанская дочка”.
Ход урока
I. Слово учителя
В литературоведении до сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это – повесть? роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары?
До сих пор ведутся споры: о чем произведения Пушкина? Повествование о двух влюбленных или изображение пугачевского восстания? Или в этом произведении показана картина духовного состояния молодого человека, перед которым постоянно возникает проблема выбора чести?
Мы постараемся ответить на все эти вопросы в ходе изучения произведения.
II. Беседа с учащимися
- На какие циклы можно разделить повесть? (3 цикла I – V – формирование личности, VI – XII – картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика, XII – XIV – развернутый эпилог)
- Кратко расскажите о жизни Гринева в родительском доме?
- Что хорошего и что плохого вынес Петруша из детских и отроческих лет? (“Верхом благополучия” он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем – веселую жизнь в Петербурге)
- Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представление о сыновнем долге?
- Как вы считаете, когда начинался второй этап формирования Гринева? (С момента отъезда из дома)
- Опишите первое появление Пугачева. Какие чувства проснулись в Гриневе при встрече с “вожатым”?
- Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к “вожатому”?
- Как реагирует бродяга на “барский подарок”?
- Опишите разговор с “вожатым” в избе и при прощании?
- Как вы понимаете фразу: “Вдруг я увидел что – то черное”?
- Почему так запоминаются слова: “… я отправился далее … и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе”?
- Какую роль играет эпиграф?
III. Художественно – языковой анализ текста (отрывок “Буран в степи”)
- Выразительное чтение отрывка со слов “Дорожные размышления …” до описания сна Гринева.
- - К какому стилю речи принадлежит данный отрывок?
- Какие типы речи присутствуют? (описание, повествование)
- Какую роль играет пейзаж (описание) в тексте?
3. Далее обобщаются знания учащихся по теме “Односоставные предложения”. Таким образом, учащиеся применяют знания по русскому языку на тексте (отрывке) изучаемого программного литературного произведения. Это создает более широкие возможности для повышения грамотности учащихся, т. к. расширяется работа над лексикой, словообразованием, синтаксисом, текстом, стилем речи. И учащиеся работают не с отвлеченными текстами, а с произведениями, которые их заставляют задуматься, переживать и сопереживать.
- Найдите в приведенном отрывке односоставное и двусоставное предложение. Сделайте вывод о строении односоставных предложений (одна грамматическая основа)
- Назовите признаки односоставных предложений. На какие две группы делятся? Приведите примеры из текста.
- Найдите определенно – личное предложение (Учащиеся выписывают предложение. Далее делается вывод о строении определенно – личных предложений: на первый план выдвигается действие, деятель же не назван (“Ну, не сердись…”) “А видишь там что?”) Обращаем внимание, что этот вид предложений часто используется в поэзии, помогая передать состояние души поэта, часто предложения этого типа используется для передачи значения обобщенного лица.
- Найдите неопределенно – личные предложения. Докажите. Функции: все внимание также сосредоточено на действии, совсем не важно, кто производил эти действия.
- Найдите безличные предложения. Чем выражено сказуемое? Функции: душевное, физическое состояние человека, его настроение, состояние природы и окружающей среды; отрицание чего – либо, возможность или невозможность чего – либо.
- Найдите назывные предложения. Функции: выразительная емкость этих предложений делает их незаменимыми при описании картины, создания впечатления стремительного действия.
Учащимся сообщают, что назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. В ходе наблюдениями за предложениями приходят к выводу, что распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласование и несогласование) Показ выразительных возможностей этих предложений в тексте.
IV. Игра – “Кто больше?”
Выписать односоставные предложения, определить структуру предложений, выяснить функции односоставных предложений в тексте (работа в группах, каждая группа работает над одним видом односоставных предложений)
V. Итоги урока (при наличии времени можно начать комментированное чтение III главы повести “Капитанская дочка”)
VI. Д/з чтение глав III – V, подготовить рассказ о жизни Гринева до начала Пугачевского восстания, подготовиться к устному зачету по теме “односоставные предложения” (№ 246. Русский язык: Практика 8 кл: Пособие для общеобразовательных учреждений/Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева и др.; Под ред. Ю.С. Пичугова. – 8 изд. М.: Дрофа, 2002)
Список использованной литературы
- С.А. Леонов. Интегрированный урок литературы. – М., 1999г.
- С.А. Леонов. Литература. Интегрированные уроки. 8 – 9 классы: Пособие для учителя. – М., Айрис – пресс, 2003г.
- Л.В. Тарасов. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1998г.
- В.Г. Маранцман. Изучение литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 1987г.
- Н.А. Демин. Изучение творчества А.С. Пушкина в 8 классе. – М.: Просвещение, 1971г.
- В.Г. Маранцман. Литература: Учебное пособие для 9 кл. сред. Школы. – М.: Просвещение, 1994г.
- Ю.В. Лебедев. Русская литература XIX века. 10 класс. – М.: Просвещение, 2002г.
- Е.В. Карсалова. “Стихи живые сами говорят…”: Кн. Для учителя: Из опыта работ. – М.: Просвещение, 1990г.
- С.И. Рябов. История родного края XVI – XIX. Волгоград, 1988г.
- Х.И. Муратов. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева. – М.: Просвещение, 1970г.
- Литература. 8 кл.: Учеб. – Хрестоматия для общеобразовательных учеб. заведений/ Авт. – сост. Т.В. Курдюмова и др. – М.: Просвещение, 2003г.
- Литература. 8 кл.: Учеб. – Хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В2ч. чI. / Авт. – сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2003г.
- И.В. Золотарева, Т.А. Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: “Вако”, 2004г.
- Литературно – художественный журнал “Отчий край” № 2/ 1994г.
- Русский язык: Практика. 8кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений /Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2002г.
- А.И. Власенков. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. – М.: Аркти, 1998г.
[1] Аристотель. Поэтика. Цитата по книге: “Ветви единого дерева”. – Таллин, 1994. – с 158.
[2]1 Хорошо использовать при рассказе кадры из учебного фильма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе
Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....
- Мне нравится (1)