ТУРНИР «ЗНАТОКИ СЛОВЕСНОСТИ» в 5 - 7 классах
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс) по теме
Цели:
- творческое и интеллектуальное развитие обучающихся.
Задачи:
- способствование развитию речи и логического мышления;
- формирование устойчивого интереса к русскому языку и литературе; - выявление эрудированных и находчивых детей;
- воспитание доброжелательности, взаимовыручки, позитивного отношения к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТУРНИР «ЗНАТОКИ СЛОВЕСНОСТИ» | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
ТУРНИР
«ЗНАТОКИ СЛОВЕСНОСТИ»
в 5 - 7 классах
Цели:
- творческое и интеллектуальное развитие обучающихся.
Задачи:
- способствование развитию речи и логического мышления;
- формирование устойчивого интереса к русскому языку и литературе;
- выявление эрудированных и находчивых детей;
- воспитание доброжелательности, взаимовыручки, позитивного отношения к окружающему миру.
Оборудование: места команд, стол для жюри, трибуна ведущего; оформленная сцена (доска), высказывания о русском языке, карточки и конверты с заданиями для участников турнира, сигнальные карточки «да» и «нет», компьютер, проектор.
План турнира
- Вступительное слово ведущего.
- Выступление - приветствие учащихся.
- Представление членов жюри.
- Представление команд
- Турнир.
- Подведение итогов турнира.
Этапы турнира:
- Разминка «Алфавит».
- Юмористическая викторина «Веселые вопросы»
- Тест «Четвертый лишний».
- «Собери пословицы».
- Конкурс переводчиков.
- Игра быстрых ответов «Да» и «Нет».
- Конкурс капитанов «Знаки препинания».
8. «Толкование предметов» - для остальных участников команд.
- Творческий этап «Напишите рассказ, чтобы все слова в нем начинались на одну и ту же букву» («К», «П», «В»)
- «Тропы»
Ход мероприятия
I. Вступительное слово ведущего.
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим турнир знатоков словесности. Пусть это мероприятие будет праздником встречи единомышленников – людей, любящих и знающих свой родной русский язык, праздником разума и общения, чувства и мысли. Помните, что слово – великое дело, у него огромные возможности. Любите и берегите родное слово, оно – наша опора в жизни, без слова нет человека.
Многие поэты создали великолепные стихотворения о русском языке. Одно из них вы услышите сейчас.
II. Выступление - приветствие учащихся 5 – 7 классов
Чтение учащимися стихотворения В. Шефнера «Слово».
1 ученик.
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
2 ученик.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
3 ученик.
Есть слова словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
4 ученик.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
5 ученик.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
1 ученик.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода Честь.
2 ученик.
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как замену в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
3 ученик.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленных прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
4 ученик.
Пусть разменной монетой не служат они, -
Золотым эталоном их в сердце храни!
5 ученик.
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
III. Представление членов жюри.
IV. Представление команд
V. Этапы турнира:
1.Разминка «Алфавит».
(Поочередно команды быстро произносят по алфавиту любые слова)
2. Юмористическая викторина (по три вопроса команде) «Веселые вопросы»
5 классу:
1.Назовите героиню р.н. сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.
2. Что стоит посредине земли?
3. В каком слове 40 букв А? (сорока)
6 классу:
1. Чем кончаются день и ночь?
2. Кто из героев р. н. сказки был хлебобулочным изделием?
3. В каких словах по 100 согласных? (стол, стог, стон, стоп, сток)
7 классу:
1. Какая домашняя птица - героиня р.н. сказки, несла для хозяев изделия из драгоценных металлов?
2. В какой р.н. сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно – гигиенические правила и жестоко за это поплатился?
3. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова в предложении: «Деревенский старожил сад колхозный сторожил»? (Старожил – от слова «старый», сторожил – от слова «сторож» )
3. Тест «Четвертый лишний».
(Задание приготовлено на карточках – альбомных листах. Капитаны выбирают карточку (она перевернута), разворачивают ее и показывают соперникам. Кто из двух других команд знает ответ?)
4.«Собери пословицы».
(Пословицы, разрезанные на несколько частей, находятся в конвертах).
5. Конкурс переводчиков
-Подберите к исконно русским словам русские слова иноязычного происхождения.
Правописание -
перекрещивание слов -
подсвечник -
апельсиновая плантация -
чистописание -
подарок на память -
(Ключ: орфография, кроссворд, канделябр, оранжерея, каллиграфия, сувенир)
6. Игра быстрых ответов «Да» и «Нет».
(Участники поднимают соответствующую ответу сигнальную табличку)
1. В словах лишь, сплошь, отрежь, поймешь, не пишем Ь. Да или нет? (Нет, пишем!)
2. В словах дремуч, колюч, уж, малыш, камыш не пишем Ь. Да или нет? (Да, не пишем!)
3. В слове маяк буква «я» обозначает 2 звука, а в слове мяч – один. Да или нет?
4. В слове если буква «е» обозначает 1 звук, а в слове лес – два. Да или нет?
5. Согласны ли вы, что в словах чудесный, блеснуть нет никакой непроизносимой согласной, а в слове капустный есть непроизносимый согласный? ( какой?)
6. Слова высь, низ, язык, бык, не имеют окончаний. Да или нет? (Нет, имеют)
7. В предложении Буратино поймал разбойник, слово Буратино является подлежащим. (Нет, дополнением)
8. В предложении В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут следует ставить запятую, так как это сложное предложение. Да или нет?
9. Крылатые слова «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» принадлежат И.А.Крылову и взяты из басни «Лебедь, Рак да Щука». Да или нет? («Квартет»)
7. Р.р. Конкурс капитанов «Знаки препинания»
( - Расставьте знаки препинания и выразительно перескажите текст!)
8. Р.р. «Толкование предметов» Остальные члены команд дают толкование предметам, изображенным на картинках. Чем точнее будет определение предмета и чем быстрее ответят соперники, тем лучше и для толкователей, и для отгадывающих соперников.
9. Творческий этап «Напишите рассказ, чтобы все слова в нем начинались на одну и ту же букву», например, на букву «К», «П» или «В»
- «Поэтический», или «Тропы».
- Определите средство выразительности языка из известных стихотворений русских поэтов.
VI. Подведение итогов турнира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"рыцарский турнир" 6-7 класс
Разработан для проведения открытого мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества....
Турнир смекалистых - 5 класс
Проведение таких уроков заставляет детей мыслить логически, учит работать группой, уметь слушать и слышать друг друга, помогают формированию коммуникативных качеств и развитию математическ...
Турнир грамотности (6 класс, коррекционная школа)
В процессе урока, проводимого в игровой форме, уточнить знания учащихся по русскому языку по программе коррекционной школы VIII вида....
математический турнир в 10 классе по теме "Логарифмы"
Можно использовать с целью повторения или подготовки к ЕГЭ. Задания подобраны и для болельщиков и для членов команд. Для болельщиков в основном задания из открытого банка задач первой части, для коман...
Математический турнир для 5 класса
Математический турнир для учащихся 5 класса проводился в начале учебного года. Цель мероприятия; развивать познавательный интерес к предмету, формировать умение работать в группе, воспитыв...
правовой турнир в 10 классе
Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регул...
Математический турнир в 8 классе
Математический турнир 8 класс Ведущий: Добрый вечер! Сегодня в нашей школе вечер математики – науки точной, занимательной, интересной, может быть не всеми любимой, но я думаю, в таких людях ещё п...