Урок литературы "Нравственные уроки рассказа А.И.Куприна "Детский сад".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Виноградова Надежда Михайловна

Урок внеклассного чтения в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuprin._detskiy_sad.docx47.19 КБ
Office presentation icon kuprin._detskiy_sad.ppt1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Тема: «Александр Иванович Куприн. Слово о писателе. Нравственные  

            проблемы рассказа «Детский сад».

Цели:

  • нравственное и эмоциональное воспитание личности;
  • развитие творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

  • познакомить учащихся с этапами биографии А.И.Куприна, его личностью; ввести уч-ся в мир рассказа Куприна «Детский сад», помочь осмыслить его;
  • развивать умение анализировать текст, используя литературоведческие термины;
  • воспитывать интерес к творчеству писателя.

Тип урока: урок целевого применения усвоенных знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Оборудование: компьютерная презентация; текст рассказа в учебнике «Литература» 5 класс, автор-составитель Г.Меркин, лабораторные весы, сердечки из картона чёрного и белого цвета.

                                                Ход урока

1.Оргмомент.

2.Введение в урок.

        Я знаю, что дома вы прочитали рассказ «Детский сад» и познакомились с материалом учебника об  авторе этого рассказа А.И.Куприне.

--Какие эпизоды из жизни писателя вам запомнились? Что тронуло вас в его судьбе? (Ответы детей)

3.Сообщение темы урока. Постановка целей урока с помощью учащихся.

       (1 слайд)Тема сегодняшнего урока «Добро и зло в рассказе А.И.Куприна «Детский сад».(Запись темы в тетрадь) Давайте, ребята, вместе сформулируем те задачи, которые мы должны решить на уроке. (Ответы детей)

(Учитель подводит итог)

       Итак, мы познакомимся не только со штрихами биографии писателя, но и попытаемся понять, что это был за человек. Поразмышляем над рассказом Куприна «Детский сад», вспомним секреты лит-ры (литературоведческие термины)

4.Рассказ учителя о писателе (презентация).

       (2 слайд) Рассмотрите фотографию А.И.Куприна. Можно ли по ней предположить, что это был за человек? Какую жизнь он прожил?

                                                         -2-

(В первую очередь обращает на себя внимание взгляд -  очень добрый, задумчивый, проницательный и чуть печальный; лёгкая, немного грустная улыбка; красивые большие руки, лежащие на подлокотнике кресла.

       Чувствуется, что этот человек многое повидал в жизни, но остался добрым и справедливым. )

       Я увидела этот портрет впервые ещё школьницей. И знаете, что я подумала, глядя на него? «Человек с такими глазами не может пнуть кошку, он не может унизить другого». Позже, познакомившись с его биографией и произведениями, я поняла, что была права.

(3 слайд)  Вы читали в статье учебника, что А.И.Куприн родился 26 августа 1870 года в маленьком городе Наровчат Пензенской губернии в семье небогатого чиновника. То, что семья была небогатая, видно по дому, в котором она жила. Сейчас в этом доме, конечно же, мемориальный музей.

(4 слайд) Отца своего Куприн не помнит, так как он умер, когда будущему писателю шёл всего второй год от рождения.

(5 слайд) В формировании личности будущего писателя огромную  роль сыграла мать. Она была урождённой татарской княжной и, по свидетельству современников, обладала «сильным, непреклонным характером и высоким благородством». Её сын привык относиться к матери, как к какому-то «верховному, божественному существу».

       Это была женщина энергичная, волевая. Чего только стоило ей  без средств к существованию воспитать после смерти мужа троих детей. Многими чертами характера Куприн обязан матери.

(6 слайд) С 1876 года началось для семилетнего мальчика казарменное существование, которое причиняло ему такие страдания, что он даже решился на побег. Но, поплутав двое суток по Москве, вернулся с повинной в пансион.

        В 1880 году он сдаёт экзамены во Вторую московскую военную гимназию. Это была единственная возможность получить образование.

И снова «чёрная суконная курточка без пояса, с синими погонами, восьмью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике»

(7 слайд) Затем в 1888 году он поступает в Александровское  военное училище в Москве. Вы понимаете, ребята, что получив такое образование А. И.Куприн мог стать только военным. Он им и был некоторое время. Но, на наше счастье, любовь к литературе победила. Куприн стал писателем.

       В трудные времена революции А.И. Куприн вынужден был уехать за границу.

       На прошлых уроках вы читали ст-я и рассказ И.А.Бунина «В деревне».  

                                                                                                                                                           

                                                               -3-

Вы знаете, что Бунин тоже уехал за границу. Так вот, два великих писателя  были дружны, и Александр Иванович подарил Бунину свою фотографию с дарственной надписью. (8 слайд)

5. Анализ рассказа.

1) Скажите, ребята, когда вы прочитали впервые название рассказа «Детский сад», что вы подумали о его содержании? Как вы представляли, о чём он?

Ваши представления соответствовали содержанию рассказа?

2)Итак, ребята, рассказ вы прочитали дома. А  мне хочется узнать, хорошо ли вы усвоили прочитанное. На столах у вас лежат карточки, в которых я прошу вас напротив моего утверждения  написать «да» или «нет».

да

Илья Самойлович Бурмин служил писцом в суде.

нет

Сашенька росла девочкой здоровой, жизнерадостной.

да

Болезнь Сашеньки заключалась в том, что она сидела в углу, равнодушная, тихая и печальная.

нет

Доктор очень сочувствовал Бурмину и помог устроить Сашеньку в больницу.

нет

В саду, куда отец привёз погулять больную Сашеньку, все ей сочувствовали, хотели помочь.

нет

Илья Самойлович написал проект превращения пустыря в сад и подал его в городскую думу, где его тут же поддержали.

да

Несчастный отец ходил со своим проектом в полицию, в военное ведомство, к мировым судьям, к частным благотворителям и отовсюду его прогоняли.

да

В редакции Илье Самойловичу посочувствовали и обещали помочь

нет

Сашенька наконец выздоровела.

да

Пустырь всё же облагородили, разбив на нём сад.

(Проверка: да – руку поднимают, нет – не поднимают)

3) (9 слайд) Наш современник, учёный Илья Шевелев, утверждает: «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее».

Читая эти слова, невольно задумываешься: «А чего больше: добра или зла?».

Попробуем разобраться в этом вместе с героями рассказа «Детский сад».

Вы поняли, что в рассказе есть герои, как добрые, сострадательные, так и жестокие, равнодушные.

-- Скажите, ребята, что несут в мир люди милосердные? (Добро, сострадание, сочувствие, добрые дела…).

Их  добрые дела мы представим в виде белых сердечек и будем складывать на одну чашу весов.

                                                    -4-

-- А чёрствые, бессердечные люди, что они несут в мир? (Зло, зависть, боль, раздор, равнодушие…)

Злым и чёрным сердцам отведём вторую чашу весов.

4) У Куприна есть рассказ, который называется «Чудесный доктор» (10 слад)

В этом рассказе мы тоже видим маленькую больную девочку , которая живёт в таком же подвале, как и Сашенька, и родители  которой  доведены до крайности нищетой. К девочке приходит доктор.

(На столах у детей отпечатанные отрывки из рассказа «Чудесный доктор»)

Прочитаем, как происходил визит доктора:

       … Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, … она даже не подняла головы при их приближении.

 - Ну, полно, полно, голубушка, - заговорил доктор, ласково погладив женщину по спине. – Вставайте-ка, покажите мне вашу больную.

       … Что-то ласковое и убедительное звучало в его голосе… Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна оборачивала Машутку согревающими компрессами. Немного погодя явился Мерцалов. На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи.

       Доктор сидел за столом и что-то писал. Окончив это занятие, он встал и сказал:

 - Вот с этой бумажкой вы пойдёте в аптеку… Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось и лучше, во всяком случае пригласите завтра доктора Афросимова. Это дельный врач и хороший человек. Я его сейчас предупрежу. Затем прощайте, господа! Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнёсся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом…

… Когда доктор ушёл, всех ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов…

-- А теперь посмотрим, как происходит  визит доктора из рассказа «Детский сад»?

(Чтение эпизода из рассказа)

5) На примере этих двух отрывков посмотрим, какие секреты литературы использует Куприн. Вы, конечно, обратили внимание,  что доктора в этих рассказах разные, они противопоставлены друг другу во всё. Такой художественный приём так и называется противопоставление или антитеза. (Запись термина в тетрадь)

                                                 -5-

       Отметим ключевые слова и выражения, которые характеризуют «чудесного доктора» (Работа с карандашом): ( ласково погладив женщину по спине; что-то ласковое и убедительное звучало в его голосе; чудесный доктор; три рубля, полученные от доктора; лежало несколько крупных кредитных билетов)

       Такую же работу проведём с отрывком из рассказа «Детский сад»

(Долго искал место для своей енотовой шубы; остался в шубе; сказал строгим тоном)

Вывод: доктору противно находиться в этом сыром подвале; он, видя нищету, назначает девочке лечение, которое отец никогда не сможет выполнить; сострадания доктор не испытывает.

--Какое же сердце у доктора? Положим его на чашу весов.

6) Безутешный отец  готов исполнить любое желание дочери. Но у неё их просто нет. Она не хочет ни куклу, ни конфетку с картинкой, ни яблоко, ни жёлтые башмачки… Но однажды маленькое желание появилось.

-- Какое это желание?     

 (Сашенька захотела в сад, на воздух. Она вспоминает,  как когда-то она была в саду на даче у своей крёстной.)

--Об этой женщине написано в рассказе всего несколько строк. 

Но если мы знаем секреты литературы, то даже по двум-трём словам автора распознаем её душу и сердце.

Секрет этот называется художественная деталь.(Запись термина)

-- При помощи какой художественной детали автор показывает чёрствость и злость этой женщины? (Найти на с.51. … ворчала она за перегородкой о всякой шушере, перекатной голи, которая и так далее…)

-- На какую чашу весов мы положим сердце этой женщины?

7)И вот отец и Сашенька в общественном саду, за городом. Девочка ожила. Но и здесь нашёлся человек с чёрным сердцем. Кто?

(На весы кладётся сердце женщины, которая сказала: «Удивляюсь, куда это полиция смотрит?.. Пускают в сад больных детей… Какое безобразие! Ещё других перезаразят…)

8) – Почему же Илья Самойлович не мог часто возить Сашеньку в сад?

   -- Что же ему приходит в голову?

  -- Куда обращался отец с этим предложение?

(На чашу весов кладутся чёрные сердца секретаря думы, людей из полиции, военного ведомства, мировых судей, частных благотворителей)

9)—Кто посочувствовал Бурмину и обещал помочь?

                                                    -6-

Но было уже поздно… (Чтение учителем отрывка из рассказа:

       Весной, когда иссохшие герани потянулись опять к солнцу, Сашенька умерла. Подвальные бабы обмыли её и обрядили и положили сначала на стол, а потом в гроб. Илья Самойлович точно окаменел. Он не плакал, не произносил ни слова и не отводил глаз от маленького бледного личика.)

10) – Что же, в рассказе нет персонажей, которых можно назвать добрыми?

(Чтение эпизода, в котором рассказывается об осуществлении мечты Ильи Самойловича Бурмина)

 11) – Перечитаем ещё раз слова, которыми заканчивается рассказ.

--О каких деточках идёт речь – ведь кроме Сашеньки у Бурмина не было детей?

12) На вторую чашу весов кладутся два белых сердца, но они перевешивают множество чёрных сердец.

-- Почему так получилось?

(Добро всегда побеждает зло)

-- Почему же, ребята, рассказ называется «Детский сад»?

-- Какие уроки мы должны извлечь из этого рассказа?

(Уроки доброты и милосердия)

6. (Слайд №10) Итог урока.

Справедливость нашего  размышления подтверждает и мудрость, заключённая в русских народных пословицах. Прочитаем их на экране.

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Делай другим добро – будешь сам без беды.
  • Добрых людей через добро получают.
  • Доброе дело питает и душу и тело.

(Беседа по смыслу последней пословицы)

7.Выставление оценок.

8.Домашнее задание.

(Слайд №11)

У А.И.Куприна кроме рассказа «Детский сад» есть и другие очень интересные рассказы и повести для детей. Запишите в тетрадь названия произведений «Белый пудель» и «Чудесный доктор».

9.Заключение.

Прочитайте эти произведения дома и ещё раз поразмышляйте над вопросом «Что значит быть добрым человеком?». Можете написать сочинение-рассуждение.

А я заканчиваю урок с надеждой и верой в то, что вы будете добрее, пересилите любое зло свое Любовью, а своим милосердием поможете ближнему. Света и Добра вам.

Илья Самойлович Бурмин служил писцом в суде.

Сашенька росла девочкой здоровой, жизнерадостной.

Болезнь Сашеньки заключалась в том, что она сидела в углу равнодушная, тихая и печальная.

Доктор очень сочувствовал Бурмину и помог устроить Сашеньку в больницу.

В саду, куда отец привёз погулять больную Сашеньку, все ей сочувствовали, хотели помочь.

Илья Самойлович написал проект превращения пустыря в сад и подал его в городскую думу, где его тут же поддержали.

Несчастный отец ходил со своим проектом в полицию, в военное ведомство, к мировым судьям, к частным благотворителям и отовсюду его прогоняли.

В редакции Илье Самойловичу посочувствовали и обещали помочь

Сашенька наконец выздоровела.

Пустырь всё же облагородили, разбив на нём сад.

Илья Самойлович Бурмин служил писцом в суде.

Сашенька росла девочкой здоровой, жизнерадостной.

Болезнь Сашеньки заключалась в том, что она сидела в углу равнодушная, тихая и печальная.

Доктор очень сочувствовал Бурмину и помог устроить Сашеньку в больницу.

В саду, куда отец привёз погулять больную Сашеньку, все ей сочувствовали, хотели помочь.

Илья Самойлович написал проект превращения пустыря в сад и подал его в городскую думу, где его тут же поддержали.

Несчастный отец ходил со своим проектом в полицию, в военное ведомство, к мировым судьям, к частным благотворителям и отовсюду его прогоняли.

В редакции Илье Самойловичу посочувствовали и обещали помочь

Сашенька наконец выздоровела.

Пустырь всё же облагородили, разбив на нём сад.

… Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, … она даже не подняла головы при их приближении.

 - Ну, полно, полно, голубушка, - заговорил доктор, ласково погладив женщину по спине. – Вставайте-ка, покажите мне вашу больную.

       … Что-то ласковое и убедительное звучало в его голосе… Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна оборачивала Машутку согревающими компрессами. Немного погодя явился Мерцалов. На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи.

       Доктор сидел за столом и что-то писал. Окончив это занятие, он встал и сказал:

 - Вот с этой бумажкой вы пойдёте в аптеку… Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось и лучше, во всяком случае пригласите завтра доктора Афросимова. Это дельный врач и хороший человек. Я его сейчас предупрежу. Затем прощайте, господа! Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнёсся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом…

… Когда доктор ушёл, всех ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов…

 

Илья Самойлович Бурмин служил писцом в суде.

Сашенька росла девочкой здоровой, жизнерадостной.

Болезнь Сашеньки заключалась в том, что она сидела в углу равнодушная, тихая и печальная.

Доктор очень сочувствовал Бурмину и помог устроить Сашеньку в больницу.

В саду, куда отец привёз погулять больную Сашеньку, все ей сочувствовали, хотели помочь.

Илья Самойлович написал проект превращения пустыря в сад и подал его в городскую думу, где его тут же поддержали.

Несчастный отец ходил со своим проектом в полицию, в военное ведомство, к мировым судьям, к частным благотворителям и отовсюду его прогоняли.

В редакции Илье Самойловичу посочувствовали и обещали помочь

Сашенька наконец выздоровела.

Пустырь всё же облагородили, разбив на нём сад.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро и зло в рассказе А.И.Куприна «Детский сад»

Слайд 3

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в небольшом городке Наровчат Пензенской губернии

Слайд 4

Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн не помнил. В 1874 году они переезжают с матерью в Москву и поселяются в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион).

Слайд 5

Любовь Алексеевна Куприна, так звали его мать, урожденная княжна Куланчакова, "обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством".

Слайд 6

В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму - парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой". Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания.

Слайд 7

Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве.

Слайд 8

Фотография А.И.Куприна, подаренная им И.А.Бунину

Слайд 9

Жизнь дана на добрые дела. Делай другим добро – будешь сам без беды. Добрых людей через добро получают. Доброе дело питает и душу и тело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...

План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"

Этапы урока:            1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...

«Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Урок литературы в 6 классеТема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).Планируемые результаты: 1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных...

Конкурсный урок литературы «Урок милосердия» по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Технологическая карта урока литературы  «Урок милосердия»  по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»...

«Уроки нравственности, уроки доброты в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Основное содержание темы урока  Нравственные проблемы рассказа, анализ поступков героев....

Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)

Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г.  Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)...