« Россия поклоняется Есенину – бессмертному поэту своему»
методическая разработка по литературе на тему
« Россия поклоняется Есенину – бессмертному поэту своему»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_poklonyaetsya_eseninu_-_bessmertnomu_poetu_svoemu.docx | 549.94 КБ |
Предварительный просмотр:
« Россия поклоняется Есенину – бессмертному поэту своему»
Есенин! Это имя у всех, кто знает хотя бы несколько его стихотворений, вызовет лёгкое радостное чувство, ощущение чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к Родине, к человеку, к жизни.
С той глухой осенней ночи, когда родился С.Есенин, прошло более 120 лет. С.Есенин! Этот поэт будет всегда почитаем и любим народом, так как стихи его зовут к добру и свету.
Это имя
В степях разбуженной России,
В берёзах розовых и синих,
В зелёных с проседью осинах,
В хлебах от золота осенних,
В твоих стихах, Сергей Есенин!
Есенин…Его имя увековечено не только в стихах. Улицы, бульвары, площади, библиотеки, теплоходы носят имя С.А.Есенина, великого русского поэта, вдохновенного певца России, русской природы, красивого и доброго человека, нежно и трепетно любившего все живое на Земле.
Во многих городах стоят памятники Сергею Есенину. И не только в Рязани, на родине поэта, но и в нашем городе, где Есенин никогда не был, есть памятник поэту страны берёзового ситца. В окружении белоствольных берёз и бульвара Есенина стоит памятник замечательному поэту С.Есенину. Взгляд поэта устремлён в сторону гимназии, которая носит его имя. Он как бы призывает проходящих мимо школьников любить свою Родину, свою землю, уважать свои корни и помнить традиции своего народа.
Так случилось, так со мною сталось
И стою у многих я колен,
Чтобы вечно счастье улыбалось,
Не смиряясь с горечью измен.
У С.Есенина миллионы восторженных поклонников его неувядаемой поэзии. Редко у какого поэта России имеется столько музеев и почитателей поэтического таланта. Много поклонников его поэзии проживают и в нашем городе. Наиболее активные и увлечённые из них являются членами есенинского общества «Радуница». По инициативе одного из них, известного в Липецке и России есениноведа В.И.Синельникова улица, на которой расположена наша гимназия, была названа бульваром С.Есенина. После знакомства с этим удивительным человеком, посещения его частного музея, поступившего с его стороны предложения о сотрудничестве по созданию есенинского уголка, у меня появилась мысль о создании школьного музея С.А.Есенина: не может же школа, находящаяся на бульваре Есенина, не иметь есенинского уголка. И началась работа по сбору материалов: приносили книги, открытки, значки, сувениры.
Всё началось в 1992 году. Появились первые экспонаты. К этому времени в нашей школе уже стали традиционными Есенинские дни, встречи с интересными людьми, конкурсы чтецов, литературные гостиные, на которых встречались любители есенинской поэзии, звучали песни на стихи С.Есенина.
Школьный музей сегодня все в большей степени становится тем институтом, который позволяет транслировать и укоренять в жизни базовые ценности общества. Через приобщение к отечественной истории и культуре происходит осознание ребенком собственной личности. Музей вызывает интерес к прошлому народа, к памятникам старины.
Повышенное внимание в последние годы уделяется истории, культуре и природе провинции, особенностям ее духовной атмосферы. Становится очевидной необходимость восстановить утраченное, возродить традиции, в том числе и региональные.
Школьный музей может и должен соединить разорванную связь между поколениями, эпохами.
Воспитание личности, умеющей наблюдать себя и анализировать окружающую действительность, замечать необычное в обычном, осознающей свое место в историко-культурных процессах, - таковы задачи, стоящие перед школьным музеем.
Открытие музея Сергея Есенина, первого музея, в нашей тогда ещё школе состоялось 27 сентября 1995 года и было приурочено к 100-летию со дня рождения великого русского поэта. Сегодня музею уже 23 года.
Школьный музей Сергея Есенина размещается в муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии № 69 им. С. Есенина г.Липецка на бульваре С. Есенина в кабинете № 309. Это второй музей Есенина в нашем городе. Первый создал в своей квартире липчанин В.И.Синельников. Именно ему принадлежит идея создания школьного музея. Энтузиаста поддержали преподаватели средней школы №69 и, прежде всего, бывший директор Т.Д.Тихонова и я, учитель литературы, С.Г.Казакова.
4 марта 1999 года музей получил официальный статус «школьный музей» (свидетельство №7441). Решением IХ Сессии Липецкого городского Совета депутатов №106 от 18.12.1997 школе присвоено имя Сергея Есенина.
Основу школьного музея составляют фотоиллюстративные материалы, документы, видео- и аудиозаписи, газетный и книжный фонды, другие экспонаты, переданные учителями, родителями, учащимися. Более 120 экспонатов передано школьному музею почетным гражданином нашего города, хранителем квартиры – музея С.Есенина, лауреатом Есенинской премии В.И.Синельниковым. Здесь - и скульптуры поэта, книги, портреты, фотокопии, газеты и грамзаписи, комплекты открыток, значки, медали. Так и было заложено начало создания школьного музея. За время существования музея значительно пополнились его фонды. Сейчас в нем более 1030 экспонатов, подлинников нет. Все материалы вспомогательные. Экспонаты размещены в пяти витринах («Первые поэтические искания», «Всю душу выплещу в слова», «Персидские мотивы», «До свиданья, друг мой, до свидания…», «Есенинские мотивы») и включены в четыре экспозиции («Отчий край и отчий дом», «Я известный, признанный поэт…», «Много женщин меня любило…», «Большое видится на расстоянье…»). Языком многочисленных фотографий, документов и других экспонатов музея подробно рассказывается о жизни и творческом пути поэта, его родных и близких, любимой Родине, его величии и значении для русской и мировой поэзии. Невелики пока фонды музея, не богат он редкими, ценными экспонатами, но некоторые из них представляют значительный интерес. Среди них первая книга поэта «Радуница», изданная при жизни поэта в 1921 году, копии писем его родных.
Музей стал неотъемлемой частью гимназии. Руководят работой в нем С.Г.Казакова и Г.В.Бородина, учителя русского языка и литературы. В гимназии стали традиционными конкурсы чтецов и стихотворцев, есенинские чтения, викторины, литературные вечера, встречи с есениноведами, интересными людьми. Вся эта работа дает учащимся литературные знания, которые имеют весьма разносторонний характер. Наибольшую активность школьники проявляют при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций и вечеров. Такие мероприятия требуют специальной, длительной подготовки, разработки программ, репетиций, художественного и музыкального оформления. Особые торжества посвящаются очередной годовщине школьного музея и дню рождения С.Есенина, имя которого носит гимназия. Роль литературного вечера, помимо того, что он обогащает учащихся новыми литературными знаниями, заключается и в значительном эмоционально-эстетическом воздействии, которое ребята испытывают как от собственного активного участия, так и от «художественной части», и от всей праздничной атмосферы вечера. В школе проводятся литературные концерты с участием артистов филармонии. Ежегодно проводятся конкурсы на лучшую иллюстрацию к произведениям С.Есенина. Часть рисунков периодически экспонируется. Любая школа со своим литературным музеем создает благоприятные условия для творчества, в том числе изобразительного.
Деятельность музея тесно связана с учебно-воспитательным процессом гимназии. Музейные фонды активно используются в исследовательской работе, в проведении радиолинеек, экскурсий, есенинских уроков, конкурсов чтецов, в иллюстрировании, подготовке литературных мероприятий В музее проводятся тематические классные часы, литературно – музыкальные композиции по творчеству Сергея Есенина, вечера, диспуты, литературные гостиные. Неоднократно участвовал музей в городских смотрах-конкурсах, так в 2002 и 2003 годах музей Сергея Есенина занял 1 место. Фонды музея постоянно пополняются благодаря поисковой работе учащихся, помощи родителей, шефов, ветеранов войны и труда, учителей и есениноведов.
В музее регулярно проводятся экскурсии, главным образом о жизни и творчестве поэта с привлечением музейных экспозиций в качестве наглядного материала. Экскурсия способствует тому, чтобы у учащихся представление о поэте Сергее Есенине сложилось в систему. В ходе экскурсии развивается внимание, наблюдательность. Особое значение экскурсии в школьном музее имеют для тех ребят, которые сами их проводят, то есть экскурсоводов. В целях преемственности работы музея, поддержания традиций экскурсоводами становятся учащиеся разных школьных возрастов с 5 по 11 классы. Учащиеся – экскурсоводы приобретают наиболее глубокие и прочные литературные знания. Экскурсии проводятся и для учащихся своей школы, и для учащихся других школ, и для взрослых, гостей, людей, имеющих педагогическое образование, для директоров школ, их заместителей, методистов, родителей, шефов. Таким образом, экскурсии занимают в работе музея очень важное место.
Одним из направлений работы музея является взаимодействие с есениноведами, с общественными организациями, средствами массовой информации. Это и обмен опытом работы, и установление контактов с активом других музеев С.Есенина. Музей налаживает переписку с есениноведами, поклонниками есенинской поэзии, школьными музеями из других городов России (Москва, Рязань, Воронеж, Мурманск) и стран СНГ (Новопсков, Украина). Один из адресатов школьного музея - челябинский поэт Юрий Трубчанинов, который посвятил школьному музею свое стихотворение, опубликованное в газете «Русь святая»
В школе на Есенинском бульваре
У поэта множество друзей.
И липчанин каждый благодарен
Будет за открывшийся музей.
Пусть ещё в нём мало экспонатов.
Жизнь музея – только впереди.
И живут пытливые ребята
С именем Есенина в груди.
С именем Есенина – ученье.
С именем поэта – каждый шаг.
Хорошо, что юным поколеньем
Властвует бессмертная душа.
Пусть она своим могучим светом
Наполняет души их светлей
И любовью к русскому поэту,
И любовью к Родине своей!
Наш музей тесно сотрудничает с администрацией города Липецка, ветеранами, шефами, редакцией газеты «Русь Святая».
Работа музея неоднократно освещалась в СМИ г.Липецка, Рязани и других городов, где знают и помнят Есенина. Материалы о школьном музее С.Есенина включены в сборник Н.В.Обыденкина «Россия поклоняется Есенину…», изданный в Рязани в 1996, 1998, 2001 годах. Почетное место занимают страницы, рассказывающие о школьном музее, в номере журнала «Мир и музей» (№1-2), изданном в Туле в 2003 году.
Гимназия является завершенным есенинским комплексом в г. Липецке: бульвар С. Есенина, памятник С. Есенину, березовая роща, музей С. Есенина, образовательному учреждению присвоено имя С. Есенина.
МУЗЕЙ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
Перечень разделов музея: Экспонаты размещены в пяти витринах:
1) “Персидские мотивы”
2) “Всю душу выплещу в слов
3) “Есенинские мотивы»
4) “Первые поэтические искания”
5) “До свиданья, друг мой, до свиданья ”
Включены в 4 экспозиции:
- “Отчий край и отчий дом”;
- “Я известный признанный поэт”;
- “Много женщин меня любило”;
- “Большое видится на расстоянье…”.
Две большие экспозиции расположены в рекреации перед музеем.
Экспозиция “Мой край, задумчивый
и нежный” включает 3 раздела:
1) “Низкий дом с голубыми ставнями”
2) “Есть в дружбе счастье оголтелое”
3) “В школе на Есенинском бульваре”
Экспозиция “По залам музеев С.Есенина”
включает 3 раздела:
1) “В Новопсковском музее”
2) “В Московском музее”
3) “С именем Есенина в сердце” (в музее В. И.Синельникова)
Краткая характеристика основного фонда музея: всего в музее насчитывается 1031 экспонат; подлинников нет. Все материалы вспомогательные. Есть прижизненное издание поэта “Радуница”. Все экспонаты музея разделены по фондам. Всего 9 фондов
1) Книжный
2) Газетный
3) Фонд сувениров с есенинской символикой
4) Фонд ксерокопий
5) Литературно – музыкальных композиций
6) Аудио и видеозаписей
7) Документов
8) Фонд переписки
9) Стихи Ю.Трубчанинова
Краткое содержание деятельности музея:
1) Использование материалов музея в общеобразовательном процессе:
- для научно – исследовательской работы;
- для проведения экскурсий;
- есенинских уроков;
- радиолинеек;
- конкурсов;
- для подготовки докладов, рефератов;
- иллюстрирование;
- для проведения тематических классных часов;
- для проведения литературно – музыкальных композиций по
творчеству С. Есенина, вечеров, диспутов, литературных
гостиных.
Руководитель музея Сергея Есенина Светлана Гавриловна Казакова
Экскурсионная, просветительская и методическая работа музея:
- экскурсии МОУ гимназии № 69 и других школ города;
- участие в открытом межрегиональном конкурсе – фестивале
детского литературно – художественного творчества “Начало”,
посвященном памяти С. Есенина, в г. Рязани.
Постоянно действующий актив школьников, занимающихся
исследовательской работой.
Фотогалерея
«Из истории музея С.Есенина»
муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №69
им. С.Есенина г. Липецка
Фото на память с В.И. Синельниковым
Победителей конкурса чтецов чествуют представители
газеты «Русь святая»
В гимназии все рады встрече гостей
Десятилетию школьного музея посвящается…
Открытие памятника Сергею Есенину
К 17-летию со дня создания музей обрел новый облик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 11 кл. на тему: "Сергей Есенин - национальный поэт".
Урок в 11 кл. с использованием технологии критического мышления....
Литературная гостиная "Певец России - Сергей Есенин"
Есенин и Россия. Эти два понятия неразделимы. Есенинские строки о природе, о родных просторах пронизаны любовью к России...
Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Сергей Александрович Есенин-национальный поэт"
Методическая разработка урока с презентацией по дисциплине: "Литература" для обучающихся второго курса профессионального училища. Тема: "Сергей Александрович Есенин - национальный поэт"...
Открытый урок "Вильям Шекспир – бессмертный поэт"
биография Шекспира, сонеты Шекспира....
Урок на тему:"Сергей Есенин-национальный поэт".
Металлическая разработка по литературе...
Тема урока по литературе в 9 классе "Есенин -национальный поэт"
Разработка открытого урока по литературе...
Урок, посвященный Дню России. (литературное творчество гжельских поэтов о России и родном крае)
- День России — праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник — символ национального единения и общей отв...