Тема урока по литературе в 9 классе "Есенин -национальный поэт"
план-конспект занятия по литературе (9 класс) по теме

Султамуратова Зоя Хоолур-ооловна

Разработка открытого урока по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx19.21 КБ
Файл tema.pptx76.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сергей Есенин как национальный поэт

Цель урока: познакомить учеников с особенностями творческого метода поэта; показать народность творчества Есенина; анализ стихотворения.

Оборудование урока: портреты и фотографии Есенина.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворения.

         Ход урока

  1. Слово учителя

Сергея Есенина представлять, кажется, не надо – это самый читаемый в России поэт. М.Горький писал «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия ».

Все написанное им, проникнуто чувством родины. Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувства». Есенин народный, национальный поэт, не только потому, что он родился в российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Нам кажется, что о нем-то мы все знаем. Этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее.

  1. Доклад-сообщение ученика о биографии Есенина (Адыгжы)
  2. Сообщение о любимых женщинах Есенина (Олчей)
  3. Сообщение о версиях смерти поэта (Аэрома)
  4. Чтение и анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»
  1. Словарная работа

Хата – крестьянский дом на Украине в Белоруссии, на юге России.

Ризы –  ризница(помещение для молитвы), ризничный, ризный.

Образа - иконы .

Богомолец – богомолка, молиться Богу,  посетитель церквей.

Околица – край деревни.

Стежка – тропинка.

Леха – гряда, полоса, борозда в башне.

Рать – войско.

Святая – величественный, истинный.

Рай – красивое, очень приятное место.

Радуница – день поминовения умерших по древнему обычаю, прямо на кладбище. Радуга – яркоцветие – «мост в мир невидимый, Божья дуга, соединяющая небо и землю, реальное и чудесное».

  1. Анализ стихотворения  

Сравнение: как сережки.

Олицетворение: синь сосет глаза, гудит пляс, прозвенит смех, кинь Русь, дайте родину.

Эпитет: веселый пляс, рать святая.

Метафора: звонко чахнут тополя.

В стихотворении полно звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех. Спас пахнет яблоками и медом, мягкая зелень полей. Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создается обращениями.

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежное, то яркие цвета и оттенки.

В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи.  

План анализа стихотворения

  1. Автор и название стихотворения
  2. История создания стихотворения
  3. Жанр
  4. Тема, идея
  5. Композиция (его деление на строфы)
  6. Образ лирического героя, авторское «я»
  7. Художественные средства (тропы, синтаксические фигуры)

Прижизненные издания

  1. «Радуница», Издание М.В. Аверьянова, Петроград, 1916.
  2. «Сельский часослов», 1918
  3. «Москва кабацкая», 1924
  4. «Страна советская», изд.Советский Кавказ, Тифлис, 1925
  5. «Русь советская», 1925

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Сергей Есенин как национальный поэт Цель урока: - познакомиться с особенностями творческого метода поэта; - узнать народность творчества Есенина ; -анализ стихотворения . Учитель русского языка и литературы: Султамуратова Зоя Хоолур-ооловна

Слайд 2

Сергей Александрович Есенин Дата рождения: 21 сентября (3 октября) 1895 Место рождения: село Констаниново , Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя Дата смерти: 27 декабря 1925 Место смерти: Ленинград, СССР Род деятельности: русский поэт Направление: новокрестьянские поэты, имажинизм

Слайд 3

Словарная работа Хата – крестьянский дом на Украине в Белоруссии, на юге России. Ризы – ризница(помещение для молитвы), ризничный, ризный. Образа - иконы . Богомолец – богомолка, молиться Богу, посетитель церквей. Околица – край деревни. Стежка – тропинка. Леха – гряда, полоса, борозда в башне. Рать – войско. Святая – величественный, истинный. Рай – красивое, очень приятное место. Радуница – день поминовения умерших по древнему обычаю, прямо на кладбище. Радуга – яркоцветие – «мост в мир невидимый, Божья дуга, соединяющая небо и землю, реальное и чудесное».

Слайд 4

План анализа стихотворения Автор и название стихотворения История создания стихотворения Жанр Тема, идея Композиция (его деление на строфы) Образ лирического героя, авторское «я» Художественные средства (тропы, синтаксические фигуры)

Слайд 5

Прижизненные издания « Радуница», Издание М.В. Аверьянова, Петроград, 1916. «Сельский часослов», 1918 «Москва кабацкая», 1924 «Страна советская», изд.Советский Кавказ, Тифлис, 1925 «Русь советская», 1925


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 кл. на тему: "Сергей Есенин - национальный поэт".

Урок в 11 кл. с использованием технологии критического мышления....

Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Сергей Александрович Есенин-национальный поэт"

Методическая разработка урока с презентацией по дисциплине: "Литература" для обучающихся второго курса профессионального училища. Тема: "Сергей Александрович Есенин - национальный поэт"...

урок по литературе в 8 классе "Поэты пушкинской поры" с использованием модели 1 ученик:1 компьютер

урок объяснения нового материала.позволяет расширить знания учащихся о творчестве поэтов пушкинской поры.Использована групповая .фронталльная работа.Урок цели достиг...

Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....

Урок литературы в 11-м классе "Сергей Есенин как национальный поэт"

Цель:Знакомство с творчеством великого поэта.На уроке учащиеся должны определить темы лирики С.Есенина....