Урок, посвященный Дню России. (литературное творчество гжельских поэтов о России и родном крае)
план-конспект урока по краеведению (5, 6, 7 класс)

    - День России — праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник — символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. Этот праздник, посвящен самому дорогому – любви к Родине,  к родному краю.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_posvyashchennyy_dnyu_rossii.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок, посвященный Дню России.

(литературное творчество гжельских поэтов о России и родном крае)

Учитель русского языка

и литературы  Караваева Е.В.

МОУ  Кузяевской  ООШ.

  Цель урока:  способствовать воспитанию и формированию нравственно – патриотических чувства  через любовь к  Российскому государству, малой родине, уважения к  традициям родного края.

  Задачи урока: 

образовательные:
     - ознакомление с праздником  «День России»;  официальной  символикой                    России:  гимн,  герб,  флаг.
 развивающие:
    - развитие  самостоятельного  мышления,  речи,  внимания,  памяти.
   воспитательные:
     - воспитывать патриотические и гражданские чувства у учащихся через литературное творчество поэтов гжельской земли.

Оборудование:  герб, флаг, аудиозапись  с  гимном России,  мультимедийная установка  (презентация),  словари.

Ход урока:

1. Орг. момент. Учитель:  - Дорогие ребята! Уважаемые гости!

    Сегодня мы  поговорим  о празднике  - Дне России, который отмечается 12 июня. Это один из самых «молодых» государственных праздников в стране.

Наш урок мы дополним литературным творчеством поэтов-земляков о России и Родине.  (Звучит  музыка  «Россия – Родина моя»).

2. Основная часть урока.

    - День России — праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник — символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. Этот праздник, посвящен самому дорогому – любви к Родине,  к родному краю.  

     Гжельская поэтесса Елена Миронова так говорит о Родине:

(учащийся читает стихотворение)

***

Что  рассказать о Родине моей
С её необозримыми просторами?
Как заливается весною соловей,
А осенью лес пахнет  мухоморами?

Россия для меня – моя страна,
И дом, где родилась я в стужу зимнюю.
Нет Родины другой,  она -  одна,
Похожая  на Гжель  узорно - синюю
.

***

Учитель: -  Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился и где ты живёшь.

- Как   же  называется наша Родина?

                                (ответы учеников  - Россия или Российская Федерация).
                            ***
О Родине моей как рассказать?
И где найти слова подобной силы,
Чтобы любовь такую описать,
К  моей семье, к друзьям, ко всей России!   -
           

                                           продолжает свое стихотворение Е.Миронова.

Презентация о символах России:  (домашняя подготовка группы учащихся).

Ученик:  Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. У России также как и у любого государства есть и официальные символы – герб, флаг и гимн  страны. Они имеют особое значение. Уважение к ним, знание истории их происхождения объединяет жителей страны. Неуважительное отношение к флагу и гербу является грубым, безнравственным поступком, считается нарушением закона.

Слайд № 1.  

     12.06.1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России. Россия стала самостоятельным государством. Президент Б.Н.Ельцин издал указ о празднике "День России".

Слайд № 2.   
   Правительственная комиссия предложила утвердить новый герб: с двухглавым золотистым орлом и всадником с копьем. Над головой орла - 3 короны Петра Великого, означающие суверенитет всей Российской федерации и ее частей. Скипетр и держава на флаге всадника олицетворяют государственную власть и единство. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Слайд № 3.  

Флаг был утвержден трехцветный:Белый цвет - символ чистоты, мира;
Синий цвет - вера и верность;Красный цвет - сила и кровь, отданные за Отчизну. Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях  дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.

Слайд № 4.  

Был написан новый гимн на слова С.Михалкова. . Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В.В.Путина 30.12. 2000г. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.  Гимн государства слушают стоя. (Звучит фонограмма гимна).

Слайд № 5.  

С 1993 г. народ нашей станы стал праздновать этот день, а новые Герб, флаг и Гимн стали неотъемлемой частью торжественных мероприятий.

Слайд № 6.  

 Свою презентацию мы хотели бы закончить стихотворением  Ларисы Сазоновой –Тараховской, поэта и композитора  г.Раменское:

Великая моя Россия,
Ты сердца моего перестук.
С тобою  с рожденья хожу я,
Как свет с отраженьем, как звук.
Пока на земле живу я,
Разделить нас с тобою - нельзя!
О тебе стихи, песни пишу,
Нет роднее, Россия, тебя!

***

Учитель: Слово Родина включает в себя 2 понятия: наша Родина  Россия. Вся наша большая страна, с ее реками, полями, лесами. А еще есть понятие малой Родины.

     -  Что для вас малая Родина?    –  (ответы учащихся- д. Кузяево,  место,  где ты родился).

     -  Вы любите свою малую Родину?   – ( ответы учащихся).

     -  Очень хорошо сказала о малой родине, месте, где родился в стихотворении «Гжель»  местная поэтесса Светлана Ледкова:

Из глубины веков до наших дней,

Стараньем мастеров умелых,

Русь украшает чудо Гжель

Узором синим в платьях белых.

Обращение к словарям:  Гжель – наша с вами малая Родина.

Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.  (из слова С.Ожегова).

3. Практическая часть урока.

Учитель: Давайте немного поиграем, проведем  несколько конкурсов  и закрепим свои знания:

  1. Назовите слова с корнем «РОД»

   (ответы учащихся: родители, родня, Родина, народ, родословная, родник, родной).

  1. Вспомните пословицы и поговорки о Родине. Объясните их смысл.

(ответы учащихся:

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Жить – Родине служить.

Родина мать – умей за нее постоять.

Родная сторона - мать, чужая – мачеха

Одна у человека мать, одна и Родина.)

  1. Проведем викторину  «Что я знаю о моей стране?»  (вопрос-ответ).

  1. Какой праздник отмечается 12 июня? (День России, День независимости России)
  2. Назовите символы государства. ( Флаг, герб, гимн)
  3. Что изображено на гербе России? (Двуглавый орёл, всадник, убивающий дракона)
  4. Как называются официальные отличительные признаки государства?  (символы)
  5. Где можно увидеть символы России?
  6. Назови основные цвета флага Российской Федерации? (Белый, синий, красный)
  7. Что держит в лапах орёл? (Скипетр и держава)
  8. Какой святой изображён внутри орла? (Георгий Победоносец)
  9. Назови действующего президента Российской Федерации? (В.В. Путин)
  10. Где заседает правительство России? (Кремль).

Учитель: В заключении  хочется сказать, что мы живем в стране, историей которой мы по праву можем гордиться. Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. Нет на земле  человека, который бы не любил свою Родину. И нам, как никому, это близко и дорого, ведь мы россияне!


Все мы разные: мы говорим на разных языках, поём разные песни, и для каждого огромный мир, в котором мы живем, но  все мы одинаково любим землю, на которой живем, любим  своих родных и друзей.

Наш знаменитый край – частичка великой и могущественной державы! Мы гордимся своей страной, своим краем! Мы хотим видеть нашу Родину сильной, единой, процветающей! Ведь это – наша Россия! 

А закончить урок я хочу строками  из стихотворения поэтессы Гжели Ларисы Черновой:

На свете много мест красивых,

Где горы смотрят прямо в небо,

Зимой, где не бывает снега,

И где бушует океан.

Но нет земли моей красивей,

Жемчужинки родной России.

Мой уголок благословенный,

Ты мне судьбою дан!

***


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Демографическая ситуация России и родного края

"Демографическая ситуация России и родного края" (3 урок по теме). Учитель ставит цель: создать условия для изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности по теме «Демографич...

Климат России и Родного края

Работа выполнена как мини-проект для обобщения и проведения закрепления по теме: "Климат России". Работа апробирована на уроке....

Конкурс чтецов по творчеству амурских поэтов «Русь… Россия… Родина моя.»

«В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленький уголков и состоит наша общая, великая ро...

Конспект урока по математике с элементами краеведения в 5 классе "Задачи о родном крае"

Конспект урока математики с элементами краеведения в 5 классе "Задачи о родном крае"...

Разработка урока немецкого языка «Любить малую Родину значит знать».Виртуальное путешествие по родному краю.

«Любить Родину значит знать». Урок - путешествие по родному краю.Цель - развитие патриотизма на уроках иностранного языка.На уроке использована технология смешанного обучения («Смена рабочих зон»). Ин...

Экологическое творчество. Авторское стихотворение «С любовью к родному краю»

Авторское стихотворение о родном крае. иЛюбовь к родному краю....