Урок 2 Баллада как литературный жанр.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
КОНСПЕКТЫ
Литература 6 класс
Урок 2 Баллада как литературный жанр.
Раздел 1 «Пролетая над снами»
Рабочая тема урока: о чём рассказывает баллада?
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания |
| На данном уроке: наша задача выявить особенности жанра баллады, ответить на вопрос: о чём рассказывает баллада.
| Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо- рочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Технология оценивания «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично». Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
|
II. Работа с текстом. 1.Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения.
2. Работа с текстом во время чтения. Комментирование чтение текста баллады «Ленора».
3. Работа с текстом после чтения. Концептуальный анализ текста баллады, выведение жанровых особенностей.
4. Работа с текстом до чтения. Баллада «Суд Божий над епископом». Анализ личности автора и названия баллады.
5. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение баллады и диалог с автором.
6. Работа с текстом после чтения. Выведение смыслов повествования
| Как вы думаете, что такое баллада? Чем она отличается от просто истории? (предположения детей). Можно ли назвать сказку балладой? Почему? Что отличает балладу от других прозаических жанров? Какова будет тема сегодняшнего урока? О чём рассказывает баллада
Попробуем ответить на этот вопрос, проанализировав одну из баллад. «Ленора». О чём говорит нам название? Скорее всего, это имя главной героини.
Леноре снился страшный сон, Наша догадка подтверждается (Обычно баллады не имеют чёткой временной привязки, но тут она есть. Дальше упоминается битва под Прагой 6 мая 1757 г., в которой прусский король Фридрих II разбил войско австрийской императрицы Марии Терезии – это один из значимых эпизодов Семилетней войны (1756-1763 гг.) (Бессмысленность войны) (Почему?) К Леноре мать бежит с тоской: (Хочет ли Ленора смиряться?) (Мать уговаривает дочь смириться) (Сама призывает смерть) - Как вы думаете, чем закончится эта баллада? - Предположите, каковы жанровые особенности баллады (индивидуальная работа, ответы пишем на доске, сопоставляем). Информация для учителя: Баллада — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Раздаём задания по группам на следующий урок: сообщение в пять предложений на тему: английская, французская, немецкая баллада. Задание – доказать, что традиции баллады именно данной страны самые древние.
Рисуем кластер (индивидуальное задание) и пишем причины, по которым, на ваш взгляд, могут писаться баллады. Читаем «Суд Божий над епископом» в переводе В.А. Жуковского и анализируем, правильно ли найдены смыслы написания баллады (индивидуальная работа, ответы заносятся в тетрадь, один кластер сравнивается с другим) Автор: Роберт Саути (1774-1843) – английский поэт-романтик. Известен, кстати, своей сказкой «Три медведя», которая была прекрасно переведена Л.Н. Толстым. Информация для учителя:( Саути в молодости увлекался идеями французской революции и написал драму «Уот Тайлер». Много путешествовал, переводил рыцарские романы и баллады. Романтизм и стремление к справедливости звучат во многих его работах.) Источник: Сюжет был почерпнут Саути из средневековых преданий об архиепископе Гаттоне из Метца (начало X века), известном своей скупостью. Согласно легенде, во время голода 914 г. Гаттон сжег в амбаре созванных им на пир голодающих. За это он якобы был съеден мышами. Были и лето и осень дождливы; (обычная картина для X века) Но у епископа, милостью неба, В (Осторожность и расчётливость – разве это плохо?). Рвутся толпой и голодный и нищий П (Хотя должен был, как по земному, так и по небесному закону. Значит, он не просто осторожный и расчётливый) Слушать их вопли ему надоело; В(Зачем, как вы думаете?) «Дожили мы до нежданного чуда: В(Оправдаются ли по-вашему ожидания народа?) К сроку собралися званые гости, В(Предположите, что должно произойти) Вот уж столпились под кровлей сарая П В (Зачем же он сделал это?) Глядя епископ на пепел пожарный, В (То есть, он считал, что сделал хорошее дело? Как вы считаете?) В замок епископ к себе возвратился, П В (Почему?) Утром он входит в покой, где висели П (Вот почему он больше не спал) Он обомлел; он от страха чуть дышит… В (Как вы думаете, почему именно мыши?) Вот и другое в ушах загремело: П (Вот почему это произошло.) Ход был до Рейна от замка подземной; В (Почему в башне можно было спастись?) Башня из рейнских вод подымалась; П В легкую лодку епископ садится; Стены из стали казалися слиты, Узник не знает, куда приютиться; Смотрит он… кошка сидит и мяучит; Пал на колени епископ и криком Вот уж ему в расстоянии близком Вдруг ворвались неизбежные звери; Зубы об камни они навострили, Дополняем блок-схему «Цели баллады». - напомнить о некоем историческом факте, - рассказать поучительную историю, - зло, нерадивость, коварство, отлучение от Бога всегда наказывается в балладе, - часто в балладе присутствует мистика, - в балладе финал не счастливый, а поучительный. Окончательную блок-схему зарисовываем в тетрадь. Разбиваемся на группы. Одна группа доказывает, что главное в балладе – старинная история, память народа. Другая – назидание, поучение. Третья – мистическая, фантастическая составляющая (время подготовки 5-6 минут). Выслушиваем каждую из групп и делаем общий вывод: для чего пишутся баллады. Вывод фиксируем.
| |
III. Итог урока. | Таким образом, баллады пишутся для того, чтобы - примирить историческую память поколений, - донести до потомков память о прошлых временах, - напомнить о недопустимости вещей, основополагающих для данного общества, - поговорить о мистическом и философском начале нашей жизни, о смыслах бытия.
|
|
IV. Домашнее задание | К следующему уроку учащиеся читают баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд», А.К. Толстого «Василий Шибанов», В.А. Жуковского «Светлана» и выписывают смысловые особенности каждой баллады (по существующей блок-схеме). | |
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2._ballada_kak_literaturnyy_zhanr._v.a._zhukovskiy._ballady.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТЫ
Литература 6 класс
Урок 2 Баллада как литературный жанр.
Раздел 1 «Пролетая над снами»
Рабочая тема урока: о чём рассказывает баллада?
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания |
| На данном уроке: наша задача выявить особенности жанра баллады, ответить на вопрос: о чём рассказывает баллада. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо- рочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. Технология оценивания «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично». Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Работа с текстом. 1.Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения. 2. Работа с текстом во время чтения. Комментирование чтение текста баллады «Ленора». 3. Работа с текстом после чтения. Концептуальный анализ текста баллады, выведение жанровых особенностей. 4. Работа с текстом до чтения. Баллада «Суд Божий над епископом». Анализ личности автора и названия баллады. 5. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение баллады и диалог с автором. 6. Работа с текстом после чтения. Выведение смыслов повествования | Как вы думаете, что такое баллада? Чем она отличается от просто истории? (предположения детей). Можно ли назвать сказку балладой? Почему? Что отличает балладу от других прозаических жанров? Какова будет тема сегодняшнего урока? О чём рассказывает баллада Попробуем ответить на этот вопрос, проанализировав одну из баллад. «Ленора». О чём говорит нам название? Скорее всего, это имя главной героини. Леноре снился страшный сон, Наша догадка подтверждается (Обычно баллады не имеют чёткой временной привязки, но тут она есть. Дальше упоминается битва под Прагой 6 мая 1757 г., в которой прусский король Фридрих II разбил войско австрийской императрицы Марии Терезии – это один из значимых эпизодов Семилетней войны (1756-1763 гг.) (Бессмысленность войны) (Почему?) К Леноре мать бежит с тоской: (Хочет ли Ленора смиряться?) (Мать уговаривает дочь смириться) (Сама призывает смерть) - Как вы думаете, чем закончится эта баллада? - Предположите, каковы жанровые особенности баллады (индивидуальная работа, ответы пишем на доске, сопоставляем). Информация для учителя: Баллада — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Раздаём задания по группам на следующий урок: сообщение в пять предложений на тему: английская, французская, немецкая баллада. Задание – доказать, что традиции баллады именно данной страны самые древние. Рисуем кластер (индивидуальное задание) и пишем причины, по которым, на ваш взгляд, могут писаться баллады. Читаем «Суд Божий над епископом» в переводе В.А. Жуковского и анализируем, правильно ли найдены смыслы написания баллады (индивидуальная работа, ответы заносятся в тетрадь, один кластер сравнивается с другим) Автор: Роберт Саути (1774-1843) – английский поэт-романтик. Известен, кстати, своей сказкой «Три медведя», которая была прекрасно переведена Л.Н. Толстым. Информация для учителя:( Саути в молодости увлекался идеями французской революции и написал драму «Уот Тайлер». Много путешествовал, переводил рыцарские романы и баллады. Романтизм и стремление к справедливости звучат во многих его работах.) Источник: Сюжет был почерпнут Саути из средневековых преданий об архиепископе Гаттоне из Метца (начало X века), известном своей скупостью. Согласно легенде, во время голода 914 г. Гаттон сжег в амбаре созванных им на пир голодающих. За это он якобы был съеден мышами. Были и лето и осень дождливы; (обычная картина для X века) Но у епископа, милостью неба, В (Осторожность и расчётливость – разве это плохо?). Рвутся толпой и голодный и нищий П (Хотя должен был, как по земному, так и по небесному закону. Значит, он не просто осторожный и расчётливый) Слушать их вопли ему надоело; В(Зачем, как вы думаете?) «Дожили мы до нежданного чуда: В(Оправдаются ли по-вашему ожидания народа?) К сроку собралися званые гости, В(Предположите, что должно произойти) Вот уж столпились под кровлей сарая П В (Зачем же он сделал это?) Глядя епископ на пепел пожарный, В (То есть, он считал, что сделал хорошее дело? Как вы считаете?) В замок епископ к себе возвратился, П В (Почему?) Утром он входит в покой, где висели П (Вот почему он больше не спал) Он обомлел; он от страха чуть дышит… В (Как вы думаете, почему именно мыши?) Вот и другое в ушах загремело: П (Вот почему это произошло.) Ход был до Рейна от замка подземной; В (Почему в башне можно было спастись?) Башня из рейнских вод подымалась; П В легкую лодку епископ садится; Стены из стали казалися слиты, Узник не знает, куда приютиться; Смотрит он… кошка сидит и мяучит; Пал на колени епископ и криком Вот уж ему в расстоянии близком Вдруг ворвались неизбежные звери; Зубы об камни они навострили, Дополняем блок-схему «Цели баллады». - напомнить о некоем историческом факте, - рассказать поучительную историю, - зло, нерадивость, коварство, отлучение от Бога всегда наказывается в балладе, - часто в балладе присутствует мистика, - в балладе финал не счастливый, а поучительный. Окончательную блок-схему зарисовываем в тетрадь. Разбиваемся на группы. Одна группа доказывает, что главное в балладе – старинная история, память народа. Другая – назидание, поучение. Третья – мистическая, фантастическая составляющая (время подготовки 5-6 минут). Выслушиваем каждую из групп и делаем общий вывод: для чего пишутся баллады. Вывод фиксируем. | |
III. Итог урока. | Таким образом, баллады пишутся для того, чтобы - примирить историческую память поколений, - донести до потомков память о прошлых временах, - напомнить о недопустимости вещей, основополагающих для данного общества, - поговорить о мистическом и философском начале нашей жизни, о смыслах бытия. |
|
IV. Домашнее задание | К следующему уроку учащиеся читают баллады Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд», А.К. Толстого «Василий Шибанов», В.А. Жуковского «Светлана» и выписывают смысловые особенности каждой баллады (по существующей блок-схеме). | |
© ООО Баласс, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект"Басня как литературный жанр ",6класс.Классный час"Начи своё сердце добру"
Работа проводилась с учащимися 6 класса.Использовались материалы,исследованные учащимися по данной теме.Работа велась в группах.Дети занимались увлеченно,им было интересно узн...
«Баллада как лироэпический жанр и её особенности».
Цели (для учителя):1. Создать условия для выявления через аналитическое чтение особенностей баллады как лироэпического жанра;2. Учить детей при анализе текста пользоваться метаязыком;3. Продолжить раб...
Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов
Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс: 5Тип урока: урок «открытия» нового знания...
Конспект урока "Любимые книги и персонажи", презентация "Литературные жанры"
Урок проводится в соответствии с требованиями ФГОС.Цель урока - создать условия для формирования УУД (универсальных, учебных действий).Обучаущие подводятся к самостоятельной постановке цели и задач ур...
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...
Открытый урок по теме "Басня как литературный жанр"
Презентация поможет провести урок при первом знакомстве с жанром басни....
Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему "Басня как литературный жанр"
Басня как литературный жанр (истоки басенного жанра: Эзоп, Лафотен, русские баснописцы XVIII века)...