Урок литературы в 7 классе по теме: "Фёдор Абрамов. О чем плачут лошади."
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 7 классе на тему
«Нравственные проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади».
Автор урока – Калинкина Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ Талицкая СОШ
Буйского муниципального района Костромской области
Предмет: литература
Класс: 7
Используемый учебно-методический комплекс: Литература. 7 класс.Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2/
В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 6-е изд.- М.: Просвещение, 2017. – 319 с.: ил. – ISBN 978-5-09-046558-8
Дата проведения: 12 апреля 2018 г.
Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
- Познакомиться с биографией и творчеством Ф.А.Абрамова.
- Учить анализировать художественное произведение.
- Учить находить разницу между добротой, состраданием и равнодушием.
Планируемые результаты:
предметные: уметь анализировать художественное произведение и строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения, отвечать на проблемные вопросы, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
метапредметные: пользоваться справочной литературой для определения значений незнакомых слов, применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства сострадания к животным.
Методы и формы обучения: фронтальная беседа, индивидуальная (устный рассказ по произведению), самостоятельная работа, словарная работа, выразительное чтение.
Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения.
оборудование урока: портрет Ф.А.Абрамова, эпиграф, загадка, презентация, телевизор, компьютер, словари, карточки с текстами, учебник.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок. | Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок. | Регулятивные: мобилизация сил и энергии. Личностные: сформированность позитивной моральной самооценки. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Определение темы урока | Ребята, обратите внимание на загадку на доске. Прочитаем вслух: «Кто не пахарь и не плотник, а первый на селе работник?» Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какие у вас возникают ассоциации со словом лошадь? Дома вы работали с толковыми словарями: выписали значение слова лошадь и некоторые масти лошадей. | Дети называют отгадку. Лошадь, конь. Ответы детей. Дети зачитывают значение слова лошадь. Знакомят друг друга с мастями лошадей: каурый, гнедой, вороной, чалый, мезенки. | Личностные: желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Расширение информационного поля темы урока. | У вас на партах карточки с отрывками из ранее пройденных произведений. Прочитайте их.
Назовите автора и произведение. 1.Что сближает эти произведения? 2. Какие проблемы в них поставлены? В каком рассказе Ф.А.Абрамова подняты такие проблемы? | Дети читают отрывок из стихотворения В.Маяковского « Хорошее отношение к лошадям» и сказки-были К. Паустовского « Теплый хлеб».
Отвечают на вопросы «О чём плачут лошади» | |
Знакомство с биографией писателя. | Маша подготовила для вас рассказ о Ф.А.Абрамове. Расширяет знания о Ф.А.Абрамове. | Сообщение учащейся с использованием презентации. | |
Определение целей урока. | А сейчас мы переходим к анализу рассказа Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади» Как вы думаете, какова цель нашего урока? Обращается к эпиграфу урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А-С. Экзюпери) Как вы понимаете эти слова? | Формулируют цели урока с помощью учителя. Дети высказывают своё мнение. | |
Физкультминутка | |||
Работа с текстом произведения (исследование). | Сейчас мы с вами проведём небольшую исследовательскую работу по рассказу. Каждый из вас подготовит выступление по определённой теме. 1 тема: «Авторское отношение к деревне, лошадям» 2 тема: «О жизни крестьян в деревне, о роли лошади в семье». 3 тема: Описание обычаев, народных праздников, традиций, связанных с лошадьми». 4 тема: «О жизни лошадей в колхозе». 5 тема: «О внутренних переживаниях рассказчика». Обобщает выступления детей. | Дети работают по предложенным темам, затем выступают. Записывают вывод в тетради. | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: использование речи для регуляции своего действия, построение монологического высказывания. |
Рефлексия деятельности | О чем плачут лошади? Почему название рассказа не содержит вопроса? Предлагает оценить свою работу и отметить эмоциональное состояние на уроке. - Я узнал на уроке… - Я понял на уроке… - Я почувствовал на уроке… | Отвечают на вопросы Дети оценивают свою работу и отмечают эмоциональное состояние. | Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: развивают самооценку личности. |
Проектирование домашнего задания. | Письменно ответьте на вопрос: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади». | Записывают домашнее задание. |
Приложение презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ф. Абрамов "О чём плачут лошади" Презентация в уроку литературы в 8 классе по учебнику Коровиной В. Я.
Презентация по рассказу Ф. Абрамова "О чём плачут лошади" 8 класс Учебник В. Я. Коровиной. Рисунки сжаты...
Ф. Абрамов "№О чём плачут лошади" Урок в 7 классе по литературе. Приложение - презентация
Урок по литературе в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. с презентацией "О чём плачут лошади"...
Урок литературы в 7 классе с элементами творческой мастерской «О чем плачут лошади?»(По рассказу Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»)
Урок литературы в 7 классе...
Урок литературы в 7 классе.Ф.Абрамов "О чем плачут лошади"
Урок состоит из конспекта урока и технологической карты с дидактическим материалом. Карта поможет обучающимся при подготовке к уроку при опережающем обучении. Она способствует хорошему усвоению матери...
Конспект урока литературы в 7 классе. Тема. Ф.А. Абрамов. О чём плачут лошади.
Урок направлен на ознакомление с биографией Ф.А. Абрамова, его рассказом «О чём плачут лошади», на то, чтобы подчеркнуть любовь Абрамова к деревне, где всколосилась национальная культура, нравственнос...
Разработка урока внеклассного чтения в 7 классе( региональный компонент) с мультимедийной поддержкой. Ф.А.Абрамов."О чём плачут лошади"
Урок внеклассного чтения в 7 классе.Ф.А.Абрамов "О чём плачут лошади"....
Тест по литературе для 7 класса с ответами. Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»
Тест по литературе для 7 класса с ответами. Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»...