Разработка урока внеклассного чтения в 7 классе( региональный компонент) с мультимедийной поддержкой. Ф.А.Абрамов."О чём плачут лошади"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок внеклассного чтения в 7 классе.Ф.А.Абрамов "О чём плачут лошади".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_tvorchestvu_f.a._abramova.zip | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок – анализ по рассказу Ф.А.Абрамова
«О чём плачут лошади».
Цели урока:
- систематизировать предложенную и подобранную информацию;
- в процессе анализа и сопоставления образов подвести учащихся к идейной значимости произведения;
- сделать вместе с детьми соответствующие выводы.
Задачи:
- учить анализировать произведение;
- развивать речь и образное мышление учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать чувство любви, сострадания и отзывчивости.
- Вступление. Слово учителя (Слайд №2).
-Очень любил свою родную деревню Фёдор Александрович Абрамов. В этом году ему исполняется 90 лет со дня рождения этого известного писателя. И мы по праву можем гордиться своим земляком.
Слайд №3. В деревне Веркола Пинежского уезда Архангельской области 29 февраля 1920 года забилось сердце Феди Абрамова, седьмого ребенка в бедной крестьянской семье.
- Истоки доброты Фёдора Абрамова.
Слайд №4. Фёдор Александрович говорил: «Известно, что человек строит себя сам. Но, Боже мой, сколько строило людей меня. Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…»
Слайд № 5. Семья: отец и мать, братья и сёстры, тётушка Иринья давали первые уроки доброты для маленького Феди. Алексей Фёдорович Калинцев – учитель, духовный наставник Фёдора, оказал на него огромное нравственное воздействие в пору учёбы в Карпогорах. Благодарен был писатель и постоянно навещал свою классную руководительницу, которая ещё живёт в Верколе. Сейчас ей 94 года. У нас в Вожгоре живёт Тамара Игнатьевна, которая провела своё детство в Верколе и училась в той же школе, где учился Абрамов.
Слайд № 6. С детства Абрамов знал и любил сказки, былины, легенды, которыми так богат Север. Он очень любил деревню, и каждый год приезжал в родную Верколу. Поэтому главная тема в творчестве писателя была тема деревни.Таких людей называют «деревенщиками», «солью земли». Личным жизненным примером, и своим творчеством они приносят добро, свет в души людей. Фёдор Александрович был добрым и отзывчивым человеком, умел сострадать, всегда старался помогать своим землякам. Он любил животных, особенно лошадей.
- Сообщение темы и целей урока.
Слайд №7. Каждый год, когда Фёдор Александрович приезжал в свою родную Верколу, то он частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, всё равно останавливался возле них, дружелюбно похлапывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по тёплым бархатным губам…
Слайд № 8.
Сегодня на уроке литературы мы поразмышляем над рассказом «О чём плачут лошади», который был написан в 1973 году.
- Сюжет рассказа и вопросы по содержанию:
Учитель:
Слайд №9. «Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в своё далёкое детство – в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола».
Слайд №10. (звучит 1-ый куплет песни «Красный конь» в исполнении учителя и учащихся. На заре, ранним утром на заре, за рекой, по траве
Ходит в поле красный конь, красный конь ходит,
Ярким солнцем залитой, машет гривой золотой,
Моё детство- красный конь.)
Слайд №11. Какие чувства вызывали лошади у рассказчика? Одинаковые или разные? Почему? Отчего автор чувствовал вину перед лошадьми? За что? Расскажите, какая жизнь была у лошадей? К кому однажды так спешил Фёдор Александрович?
1-ая ученица: Слайд №11 (рассказ о Рыжухе у доски).
Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же ещё сохранила свой весёлый, неунывающий характер, нервность молодости. Обычно она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла верёвка, обегала вокруг кола, то есть совершала свой приветственный круг радости.
Учитель: Кого Рыжуха так встречала? Кем для неё стал рассказчик? Почему в этот раз Рыжуха стояла возле кола неподвижно и не отличалась от других кобыл? Где была она две недели? Что там с ней произошло?
Слайд №13. Что увидел рассказчик в глазах Рыжухи? Какие строки и из какого стихотворения вспоминаются? О чём узнала Рыжуха от старой кобылы Забавы?
2-ая ученица (у доски): Слайд №14.
- Автор в рассказе показывает жизнь лошадей в разные времена. И, конечно, мы знаем, как лошади живут сейчас.
Учитель:
Слайд №14. Подумайте и скажите, когда лошади не уделяли должного внимания? Почему? Какой элемент применил Абрамов в рассказе? Для чего он это сделал?
2-ая ученица:
Слайд №15. Из песен старой кобылы Забавы Рыжуха узнала про счастливые лошадиные времена, когда лошадью дышали и жили, называли сокровищем, кормилицей.
Ученик (у доски):
Слайд №15. Были, были такие времена, когда ей лошади скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба… Вся семья выбегала встречать её после тяжёлых работ, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали её, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать своё сокровище!
3-я ученица (у доски):
Слайд № 15. Да, да , сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади – никуда: ни в поле выехать, ни в лес.
Слайд № 16. Да и не погулять как следует. Лошадей холили и ласкали, украшали лентами.
Слайд № 17. Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Раздуйте метель-огонь на всю улицу! И лошади раздували. Радугами плясали в зимнем воздухе узорчатые дуги, и колокольцы, колокольцы-услада русской души…
2-ая ученица (у доски):
Слайд №18. Первая игрушка крестьянского сына – деревянный конь.
Слайд №19. Конь смотрел на ребёнка с крыши родного, отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать,
Слайд № 20. конём украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился…
Слайд № 21. Всё – конь, всё от коня: вся жизнь крестьянская с рождения до смерти…
И конской подковой-знаком долгожданного мужицкого счастья - встречало почти каждое крыльцо.
Учитель: - Кого вспоминал Фёдор Абрамов, когда вернулся после войны в 1947 году в родную деревню?
2-ая ученица:
Слайд № 22. С огромной благодарностью автор вспоминает о своём первом родном коне Карько, который кормил многодетную семью Абрамовых и освещал её жизнь. В годы Великой Отечественной войны лошади тоже победу ковали.
Учитель: - Каким образом лошади ковали победу? Что делал Карько? Объясните слова автора: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»
Слайд № 23. – Почему на героя навалилась тяжёлая лошадиная тоска? Как вы думаете, будет ли Рыжуха верить своему другу? В чём он её обманул? А по какой причине автор не сказал правду?
- Давайте ещё раз сравним жизнь лошадей в разные времена.
Скажите, когда же люди относились к лошадям справедливо, с любовью и уважением за их тяжёлый труд на благо человека? Расскажите, как сейчас хозяин относится к своей кормилице.
Учитель:
Слайд № 24. Любовь к людям начинается с любви ко всему живому: с любви к растениям и к животным.
- В рассказе «О чём плачут лошади» автор с горечью говорит, какая тяжёлая жизнь была у лошадей, этих добрых, умных животных, которые испокон века были главными помощниками крестьян.
- Вывод.
Слайд №25. Человек- часть природы.
- Во – первых, рассказ Ф.А.Абрамова воспитывает у читателя любовь и уважение к животным.
- Во – вторых, учит чувствовать чужую боль, сопереживать; быть людьми добрыми и отзывчивыми.
- И, наконец, помогает находить выход из любой трудной жизненной ситуации.
2-ая ученица:
Слайд №26. К.Ушинский написал интересный рассказ «Слепая лошадь». Все в древнем славянском городе Винете знали, что конь Догони - Ветер спас своему хозяину жизнь, который не сдержал своего обещания до смерти заботиться о нём. Слепая и голодная лошадь случайно набрела на колокол и стала дёргать за верёвку. Народ услышал сильный звон колокола и собрался на площади посмотреть, кто же так громко требует его суда и защиты. Когда люди узнали о несправедливости, то они приказали неблагодарному купцу содержать и кормить лошадь до самой её смерти.
Слайд №27. Сергей Алексеев рассказал в своей книжке о коне Рыжике - участнике Бородинской битвы в Отечественной войне 1812года.
Казак Савостин относился к Рыжику как к лучшему другу. И Рыжик гордился хозяином,
Всегда они были впереди. Но в разгар Бородинской битвы много коней без седоков осталось. Рыжик собрал около себя коней, и французы разбегались от них, как от боевого отряда. А верный Рыжик разыскал на поле битвы своего хозяина и взобрался казак на коня, продолжив воевать.
(Выполнение учащимися тестов на компьютере)
- Где родился Ф.А.Абрамов?
А) с. Вожгора;
Б) г. Карпогоры;
В) г. Таганрог;
Г) с. Веркола.
Д) с. Пинега.
- Какова главная тема произведений писателя?
А) любовь;
Б) родина;
В) деревня;
Г) город;
Д) школа.
- Какое острое чувство вызывают лошади у автора?
А) радости;
Б) тоски;
В) любви;
Г) злости;
Д) жалости и вины перед лошадьми.
4. К кому из лошадей рассказчик относился с большей любовью?
А) к Забаве;
Б) к Кларе;
В) к Воронухе;
Г) к Чалому;
Д) ко Гнедухе.
5. Какое лакомство носил животным Абрамов?
А) хлеб;
Б) соль;
В) пшеницу;
Г) шоколад;
Д) булочку.
6. Как в бывалые времена относились к лошадям?
А) с сочувствием;
Б) с равнодушием;
В) с отчуждением;
Г) с любовью и уважением;
Д) с недоверием.
7. Почему автор называет лошадей беднягами?
А) потому что они плакали;
Б) нелегко им жилось;
В) они узнали о хорошей жизни от Забавы;
Г) им жилось хорошо;
Д) потому что автор жалеет их.
8. Что понимает герой в конце рассказа?
А) что ему не нужно приходить на луг;
Б) что ему нужно работать конюхом;
В) что обманул Рыжуху?
Г) что нужно что-то изменить в судьбе лошадей;
Д) что не мог рассказать правду.
4-ая ученица:
Слайд №28. Б.Слуцкий «Лошади в океане».
- Заключение.
Слайд №29.
Доброта, отзывчивость, милосердие должны быть у каждого человека, «…каждый из нас по - своему лошадь…»
VII. Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение на тему «Как живётся лошадям сейчас?»
Список использованной литературы
1. Коровина В.Я. Литература.Учебник-хрестоматия для 7 класса: в двух частях./
В.Я.Коровина. -16-е изд.-М.: Просвещение, 20087г.
2. Алексеев А.С. «Рыжик»/ А.С.Алексеев. – М.: «Детская литература» 1992г.
3. Ушинский К.Д. «Слепая лошадь»/ К.Д.Ушинский. - М.: Издательство «Малыш», 1976г.
4. «Родная речь. Учебник по чтению для учащихся нач. шк. В 3 кн., ч. 2» / сост. М В.Голованова и др. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003г.
5. Книга- сборник «Воспоминания о Фёдоре Абрамове» (без автора).
6. Комплект открыток «Фёдор Абрамов»/ М.: Издательство «Планета», 1990г.
7. Фотографии из книги «Воспоминания о Фёдоре Абрамове» (слайды 2,5, 7), фотография с открытки «Фёдор Абрамов»/Комплект открыток. – М.: Издательство «Планета» (слайд 6), фотографии из календаря (слайды 8, 10, 11, 22, 23), фотография с обложки книги Ушинского К.Д. «Слепая лошадь»/ К.Д.Ушинский. - М.: Издательство «Малыш», 1976г. (слайд 26), фотография с обложки книги Алексеева А.С. «Рыжик»/ А.С.Алексеев. – М.: «Детская литература» 1992г.(слайд 27), фотография из книги Куклина Г.О. «Игренька»/ Г.О.Куклин. – Ленинград «Детская литература»,1983г. (слайд №15), фотография из книги Некрасова Н.А. «Стихотворения для детей»/ Н.А.Некрасов. – М.: «Детская литература», 1979г.(слайд15), фотографии автора (слайды 1,16, 17, 18, 19, 20, 21,24), фотографии автора с рисунков учащихся (слайды 12,13,18, 29), фотография автора с открытки (слайд 17), фотографии, которые были выполнены с других фотографий (слайд 2, 3, 9), фотография из учебника «Родная речь. Учебник по чтению для учащихся нач. шк. В 3 кн., ч. 2» / сост. В.Голованова (слайд 28).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока англ. яз. по региональному компоненту
Разработка урока в 7классе о проблемах окружающей среды Кемеровской области.В разработке использованы различные технологии, методы и современные средства обучения....
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)
Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)
Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе: «Нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож»
Цели:Образовательные: раскрыть нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож; на примере произведения продолжить знакомство учащихся с мордовской культурой, проследить взаимодейств...