Рабочая программа по литературе для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса в объёме 102 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе для 9 класса | 326.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения руководителем МО _______/Соловьёва О.В./ «__»___________2017 г. | Согласована с заместителем директора по УВР _________/Сорокина Н.В./ «____»____________2017 г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения «___» __________2017 г. |
Рабочая программа
учебного курса «Литература»
в 9 классе
Составитель: Парамонов Дмитрий Вячеславович
2017-2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………3-4
Планируемые результаты освоения учебного курса………………………5-7
Содержание тем учебного курса…………………………………………..8-18
Тематический план…………………………………………………………...19
Календарно-тематическое планирование………………………………..20-27
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу………….28
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета литература для 9 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- примерной программы по литературе основного общего образования;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
- авторского тематического планирования учебного материала.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами освоения программы по литературе являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:
- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв. и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать опыты самостоятельной творческой работы.
Содержание тем учебного курса
Введение (1 час)
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Древнерусская литература (2 часа)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Русская литература XVIII века (10 часов)
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Шедевры русской литературы XIX века (54 часа)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» – пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» – противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» – роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика – А. А. Григорьев; «почвенники» – Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи – значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Мертвые души» – история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Литература XX века (27 часов)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондер-ства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пас-тернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы (8 часов)
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» – «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» – философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» – ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Тематический план
№ п/п | Содержание раздела | Количество часов | В том числе: | |
Развитие речи/ Внеклассное чтение | Классные контрольные работы | |||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Древнерусская литература | 2 | ||
3 | Русская литература XVIII века | 10 | 1/1 | |
4 | Шедевры русской литературы XIX века | 54 | 6/4 | 2 |
5 | Литература XX века | 27 | /2 | 2 |
6 | Из зарубежной литературы | 8 | /3 | 1 |
Итого | 102 | 7/10 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Коли-чество часов | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I четверть | |||||
Введение | 1 | ||||
1 | Литература в духовной жизни человека | 1 | с.3 (конспект) | ||
Из древне-русской литера-туры | 2 | ||||
2 | Литература Древней Руси | 1 | Вопросы и задания 1-5 (с.8), 1-3 (с.10) | ||
3 | Художественные особенности «Слова о полку Игореве» | 1 | Вопросы и задания 1 (с.33), 2-7 (с.34) | ||
Из литературы XVIII века | 10 | ||||
4 | Общая характеристика русской литературы XVIII века | 1 | Вопросы и задания 1-8 (с.40-41) | ||
5 | М.В.Ломоносов. Ода «Вечернее размышление о Божием Величест-ве при случае великого северного сияния» | 1 | Вопросы и задания 1-5 (с.49-50) | ||
6 | М.В.Ломоносов «Ода на день вос-шествия на Все-российский престол Ее Вели-чества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | 1 | Вопросы и задания 1-5 (с.58), 1-2 (с. 58, рубрика «Развивайте дар слова») | ||
7 | Вн.чт. Г. Р. Державин. Слово о поэте-философе | 1 | Вопросы и задания 1-2 (с.67) | ||
8 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина | 1 | Вопросы и задания 3-6 (с.67), 1 (с.67, рубрика «Развивайте дар слова») | ||
9 | А.Н. Радищев. Слово о писателе | 1 | Вопросы 1-5 (с.74) | ||
10 | Особенности повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву» | 1 | Вопросы и задания 6-9 (с.74) | ||
11 | Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке | 1 | Вопросы и задания 1-2 (с. 85) | ||
12 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма | 1 | Вопросы и задания 2-4, 6, 8 (с.103-104), 1-2 (с.104, рубрика «Разввивайте дар слова») | ||
13 | Р.Р. Подготовка к сочинению | 1 | Тема: «Литература XVIII века в восприятии современного читате-ля» (на примере 1-2 произведений) | ||
Из русской литературы XIX века | 54 | ||||
14 | Общая характеристика русской и мировой литерату-ры XIX века | 1 | Вопросы и задания 1-7 (с.112), 1-3 (с.113) | ||
15 | Романтическая лирика начала XIX века | 1 | Вопросы и задания 1,7 (с.140) | ||
16 | В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады | 1 | Вопросы и задания 2-6, 8 (с.140), 1,2 (с.140, рубрика «Развивайте дар слова») | ||
17 | А.С. Грибоедов: личность и судьба | 1 | Вопросы и задания 1 (с.164) | ||
18 | Особенности композиции коме-дии А.С. Грибое-дова «Горе от ума» | 1 | Вопросы и задания 2, 8,10 (с.164) | ||
19 | Фамусовское общество в коме-дии А.С. Грибое-дова «Горе от ума» | 1 | Вопросы и задания 3-5 (с.164) | ||
20 | Речевая характе-ристика Фамусова и фамусовского общества | 1 | Вопросы и задания 6,9 (с.164) | ||
21 | Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | 1 | Вопросы и задания 12,13 (с.164) | ||
22 | Общечеловеческое звучание образов персонажей в комедии | 1 | Вопросы и задания 14 (с.166) | ||
23 | Р.Р. Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» | 1 | Задания рубрики «Развивайте дар слова» (с.166), обучение анали-зу эпизода драматичес-кого произведения | ||
24 | Р.Р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний» | 1 | Домашнее сочинение по комедии «Горе от ума» | ||
25 | Жизнь и творческий путь А.С.Пушкина | 1 | с.171-172 (конспект) | ||
26 | Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина | 1 | Вопросы и задания 1-5 (с.175), 1-3 (с.178), 1-5 (с.184), 8 (с.195) | ||
27 | Контрольная работа | 1 | Темы: 1.Романтическая лири-ка начала XIX века 2.Моё прочтение коме-дии «Горе от ума» 3.А.С.Пушкин-поэт | ||
II четверть | |||||
28 | Любовная лирика А.С. Пушкина | 1 | Вопросы и задания 1-3 (с.188), 10 (с.195) | ||
29 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина | 1 | Вопросы и задания 1-3 (с.180), 1-4,7 (с.194-195) | ||
30 | Вн.чт. А.С. Пушкин. «Цыганы» как ро-мантическая поэма | 1 | Вопросы и задания 1-8 (с.198-199) | ||
31 | Вн.чт. А.С.Пушкин. «Моцарт и Саль-ери». Проблема «гения и злодей-ства» | 1 | Вопросы и задания 1-4 (с.214) | ||
32 | А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» | 1 | Вопросы и задания 1-2 (с.247) | ||
33 | Онегин и Ленский | 1 | Вопросы и задания 3,5, 7,12-13 (с. 247-248) | ||
34 | Татьяна – нрав-ственный идеал А.С.Пушкина | 1 | Вопросы и задания 8,9 (с.248) | ||
35 | Два письма и два объяснения. Анализ эпизодов | 1 | Вопросы и задания 10,11 (с.248) | ||
36 | Автор в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | Вопросы 4, 6, 15 (с.248-249) | ||
37 | Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» | 1 | Вопросы и задания 16,17 (с.248-249) | ||
38 | Р.Р. Критика о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | Домашнее сочинение. Темы: 1.Пушкинский роман в зеркале критики. 2.Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского | ||
39 | Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова | 1 | Вопросы и задания 1-3 (с.252) | ||
40 | Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова | 1 | Вопросы и задания 1-2 (с.254), 1-3 (с.260), 1-4 (с.275), 1-3 (с.277), 1-3 (с.283), 6, 7, 12, 14 (с. 287-288) | ||
41 | Любовная лирика М.Ю. Лермонтова | 1 | Вопросы 1-3 (с.280), 15 (с.288) | ||
42 | Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова | 1 | Вопросы и задания 1-3 (с.269), 1-4 (с.271), 1,3,5,8-11 (с.287-288) | ||
43 | М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» | 1 | Вопросы и задания 6 (с.317) | ||
44 | Русские офицеры и горцы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» | 1 | Вопросы 11 (с.317) | ||
45 | «Портрет поколения» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» | 1 | Вопросы и задания 7-8 (с.317) | ||
46 | Двойники Печорина | 1 | Вопросы и задания 9-10, 12, 17 (с.317-318) | ||
47 | Любовь и дружба в жизни Печорина | 1 | Вопросы и задания 14, 18 (с.317-318) | ||
48 | Классная контрольная рабо-та по творчеству М.Ю.Лермонтова | 1 | |||
III четверть | |||||
49 | Художественные особенности романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» | 1 | Вопросы и задания 16 (с.318) | ||
50 | Р.Р. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в русской критике | 1 | Подготовка к классной контрольной работе | ||
51 | Жизнь и творчество Н.В. Гоголя | 1 | Вопросы и задания (с.323) | ||
52 | Система образов в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» | 1 | Вопросы и задания 5,8 (с.365) | ||
53 | Обучение анализу эпизода поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» | 1 | Вопросы и задания 10 (с.365) | ||
54 | Образ города в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» | 1 | Вопросы и задания 7,9 (с.365) | ||
55 | Образ Чичикова в поэме | 1 | с.344-350 (конспект) | ||
56 | Лирическое начало в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» | 1 | Вопросы и задания 11,13 (с.366) | ||
57 | Р.Р. Подготовка к сочи-нению | 1 | Темы: 1.«Мёртвые души – поэма о величии России» 2.Эволюция образа автора | ||
58 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе | 1 | Вопросы и задания 1-4 (с.376) | ||
59 | Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Дос-тоевского | 1 | Вопросы и задания 1-2 (с.379), 1-3, 7-8 (с.389-390) | ||
60 | История Настеньки в романе Ф.М.Достоевского «Белые ночи» | 1 | Вопросы и задания 4-6 (с.389), 1-3 (с.390, рубрика «Обогащайте свою речь») | ||
61 | А.Н. Островский. Слово о драма-турге | 1 | Вопросы и задания 1-11 (с.395-396) | ||
62 | Конфликт комедии А.Н.Островского «Бедность не порок» | 1 | Вопросы и задания 12-14 (с.396), 1-3 (с.396, рубрика «Развивайте дар слова») | ||
63 | Вн.чт. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографичес-кой трилогии «Юность» | 1 | Вопросы и задания (с. 10, 13-14) | ||
64 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника» | 1 | Вопросы и задания 3-5 (с.39) | ||
65 | А.П. Чехов. Рассказ «Тоска» | 1 | Вопросы и задания 1-2, 6-11 (с.39), 2-5 (с.40) | ||
66 | Р.Р. Подготовка к сочинению | 1 | Тема: 1.В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века | ||
67 | Вн.чт. Эмоциональное богатство русской поэзии | 1 | Конспект лекции | ||
Из русской литературы XX века | 27 | ||||
68 | Русская литерату-ра XX века: многообразие жанров и направлений | 1 | Вопросы и задания (с.43) | ||
69 | И.А. Бунин. Слово о писателе | 1 | Вопросы и задания 1-6 (с.59-60), 2-4 (с.60, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | ||
70 | Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи» | 1 | Вопросы и задания 7-9 (с.60), 1,5 (с. 60, рубрика «Совершен-ствуйте свою речь») | ||
71 | М.А. Булгаков. Слово о писателе | 1 | Вопросы и задания 1-6 (с.117-118) | ||
72 | Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» | 1 | Вопросы и задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.118) | ||
73 | М.А.Шолохов: очерк жизни и творчества | 1 | Вопросы и задания 1-4 (с.193) | ||
74 | Особенности авторского пове-ствования в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» | 1 | Вопросы 5-7 (с.193) | ||
75 | А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» | 1 | Вопросы и задания 1-8, 10 (с.280-281) | ||
76 | Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» | 1 | Подготовиться к кон-трольной работе | ||
77 | Контрольная работа | 1 | |||
78 | Русская поэзия Серебряного века | 1 | Конспект лекции | ||
IV четверть четверть | |||||
79 | Слово о А.А. Бло-ке | 1 | Вопросы и задания (с.74-75) | ||
80 | Очерк жизни и творчества С.А. Есенина | 1 | Вопросы и задания 1-6, 10, 11 (с.95-96) | ||
81 | Любовь и природа в лирике С.А. Есенина | 1 | Вопросы 7-9, 12 (с.96), вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с.96) | ||
82 | Слово о поэте. В.В. Маяковский | 1 | Вопросы и задания 1-2 (с.110) | ||
83 | В.В.Маяковский- художник | 1 | Вопросы и задания 3-7 (с.110) | ||
84 | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти | 1 | Вопросы и задания 3, 6 (с.129), 2 (с. 129, рубрика «Обогащайте свою речь») | ||
85 | Образ Родины в поэзии М.И. Цветаевой | 1 | Вопросы и задания 1-2, 4-5, 7 (с.128-129), 1 (с.129, рубрика «Обогащайте свою речь») | ||
86 | А.А.Ахматова. Слово о поэте | 1 | Вопросы и задания 1,3, 5 (с.146-147), 2-3 (с.147, рубрика «Совершен-ствуйте свою речь») | ||
87 | Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии | 1 | Вопросы и задания 2, 4, 6-7 (с.146-147), 1 (с. 147, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | ||
88 | Лирика Н.А. Заболоцкого | 1 | Вопросы и задания (с.165-166) | ||
89 | Поэзия Б.Л. Пастернака | 1 | Вопросы и задания (с.207) | ||
90 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте | 1 | Вопросы и задания 3-6 (с.230) | ||
91 | Проблемы и интонации стихов о войне А.Т.Твардовского | 1 | Вопросы и задания 1-2, 7 (с.230) | ||
92 | Вн.чт. Романсы и песни на слова русских писателей ХIХ века | 1 | Вопросы и задания (с.286, 297, 300, 302) | ||
93 | Вн.чт. Романсы и песни на слова русских писателей ХХ века | 1 | Подготовиться к зачету | ||
94 | Зачет по русской лирике XX века | 1 | |||
Из зарубежной литературы | 8 | ||||
95 | Вн.чт. Античная лирика | 1 | Вопросы и задания (с.308, 314) | ||
96 | Данте Алигьери | 1 | Вопросы и задания (с.325) | ||
97 | У.Шекспир. Трагедия «Гамлет» | 1 | Вопросы и задания 1-2 (с.334) | ||
98 | Вн.чт. Вечные проблемы в трагедии У.Шекспира «Гамлет» | 1 | Вопросы 3-5 (с.334) | ||
99 | И.В. Гёте. Слово о поэте | 1 | Вопросы 1-3 (с.346) | ||
100 | Вн.чт. Художественные особенности трагедии И. В. Гёте «Фауст» | 1 | Подготовиться к итоговой контрольной работе | ||
101 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
102 | Итоговый урок | 1 |
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата | Содержание | Причина | Подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...