«Человек, лицо, вещь в художественном мире Н.В. Гоголя» (Урок по повести Н.Гоголя "Шинель" в 9 классе)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Это второй урок в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель" . Тема первого "Повесть Н.В.Гоголя №Шинель". Традиции и новаторство в изображении "маленького человека".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 59.5 КБ |
statya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В 9 классе повесть «Шинель» изучается после комедии «Ревизор».Это второй урок. Тема первого «Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Традиции и новаторство в изображении «маленького человека».
Домашнее задание ко второму уроку:1. Подготовить сжатый пересказ-анализ повести.
2. Найти и отметить в тексте художественные
средства, которые использует автор для выражения
темы, идеи, создания образов.
Тема: «Человек, лицо, вещь в художественном мире Н.В. Гоголя»
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»
Ф. Достоевский
«О, кто теперь напомнит человеку
Высокое призвание его!»
Н.А.Некрасов
Цели урока: 1. Продолжить формирование умения анализировать текст, формулировать
проблемы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, работать над
речью учащихся, то есть совершенствовать исследовательские умения
учащихся.
2. Развивать навыки анализа и интерпретации художественного текста-
сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях
текста, научить их связывать частное с общим, видеть отражение идеи
произведения в отдельных образах, деталях; развивать образно-
ассоциативные способности
3. Воспитывать вдумчивого читателя, формировать нравственные понятия
Оборудование: учебник, текст повести, эпиграфы к уроку.
Ход урока:
- Оргмомент
2. Вступительное слово учителя. Мы с вами изучаем произведение, о котором Ф. Достоевский сказал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», которое оказало большое влияние на всю русскую литературу 19 в.
- Каков смысл этого высказывания?
На прошлом уроке мы познакомились с сюжетом, героем. Определили тему и проблемы, которые затрагивает автор в этом произведении. Давайте подведем итоги. Кратко изложим их в виде сжатого пересказа-анализа
Сжатый пересказ-анализ (ответ ученика)
Итак, это повесть о судьбе маленького человека, цель которой вызвать сочувствие, жалость к человеку, может быть, возмущение, привести к мысли, что человек не должен так жить. Автор продолжает одну из главных традиций русской литературы.
- Какую?
Но возникает странное обстоятельство: повесть о судьбе маленького человека, не только униженного, но уничтоженного, убитого, называется «Шинель». Не по имени главного героя, не по должности, как например «Станционный смотритель»
- Вспомним, что выражает название произведения?
- О чем же говорят название? Какова тема? Главная мысль?
- К какой мысли приводит нас автор. называя так повесть. (Шинель важнее, главнее человека. Собственно, она главный герой)
Очень странный вывод. Но у Н.В.Гоголя свой взгляд на мир, свой стиль, язык, способ использования средств языка. (мы об этом уже говорили). Сегодня мы постараемся поглубже погрузиться в мир Н.Гоголя, исследуем, какие выразительные средства и как он использует, чтобы донести до читателя свою идею. И с помощью этого исследования понять главную идею.
Итак, шинель главнее человека.
- Как это прослеживается в тексте?
- Для чего нужна Акакию Акакиевичу шинель?
- А на самом деле только ли «хранилищем тепла» становится новая шинель? Найдите цитату, где он говорит о выгодах новой шинели. («В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо»)
- Тепло – это понятно, а что значит хорошо? (т.е. он преследует цель не только согреться, отсюда сукно получше, воротник)
- Что изменилось для Акакия Акакиевича с появлением новой шинели? (Изменилось его общественное положение – его заметили, пригласили- те самые, которые смеялись, не замечали)
- Почему? Изменился ли сам Акакий Акакиевич?
- Какую мысль доносит до нас автор? (Вещь определяет положение. Человек зависит от вещи. Вещь заменяет человека)
В повести эта мысль прослеживается и подтверждается не раз.
- Когда же произошла эта подмена и почему? И с одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия? Найдем примеры.
Найдите описание пути Акакия Акакиевича в гости.
–На что обращает наше внимание автор? (изменения в городском пейзаже, встреченные люди
- О чем это говорит? (селятся в соответствии с положением)
- Какое художественное средство здесь использует автор? (метонимию)
- Что это такое?
- Почему автор использует именно метонимию? Как это связано с идеей?
-Какие еще примеры использования метонимии вы нашли? (гроб для Акакия Акакиевича, чины (квартальный, надзиратель (частный случай метонимии).
- Почему не называют имен? (чин важнее)
- А где об этом говорится прямо? («…у нас прежде всего нужно объявить чин»).
- Почему чин прежде всего? О чем это говорит? (Таково устройство общества. Чин определяет положение. Жалование, одежду, квартиру, круг общения-все. Все служат. И общество превращается в какой-то механизм. А люди-детали, винтики, у каждого свое место, свое назначение).
- Как Гоголь показывает, что это не единичный случай, что так везде и со всеми?
-Как Гоголь называет в начале повести департамент и героя? (один департамент, один герой)
Обратите внимание, что здесь числительное не имеет числового значения.
- В каком значении оно употреблено? (какой-то, любой, всякий).
Т.е. эта история могла произойти в любом учреждении чиновничьего Петербурга.
- Какие Гоголь использует средства выразительности, чтобы подчеркнуть, что это мир чиновничий, канцелярский? (Вводные конструкции (примета книжного стиля), эпитеты, выраженные сравнительной степенью прилагательных)
- Что обозначает сравнительная степень?
- А в произведении? (стремление подняться на ступеньку выше, сравняться с теми, кто выше)
Это стремление, как зараза, поражает всех. Не избежал его и Акакий Акакиевич.
- В чем это проявляется? (выбор сукна, воротника).
- Найдите сравнение. («чтобы казался как куница»)
- Зачем это Акакию Акакиевичу?
Раз в жизни Акакий Акакиевич ощутил себя значительным (не благодаря достоинствам, благодаря шинели). Но жизнь все расставляет на свои места с катастрофической скоростью. Человек погибает. Но и здесь подчеркивается, что человек – ничто, винтик.
- Как это подчеркивается?(гроб, новый чиновник на месте Акакия Акакиевича)
-Какое сравнение использует Гоголь, чтобы подчеркнуть ничтожность человека в
этом мире? («как муха», «как будто его и не было»)
Итак, система губит человека. Но губит по-разному. Акакий Акакиевич – один пример. Это человек, стоящий почти внизу общественной лестницы. Но Н.В. Гоголь показывает и другую сторону: кто наверху этой лестницы.
- Кого мы имеем в виду? (значительное лицо)
Странное наименование.
-Какая должность у этого человека?
- Что значит «значительное лицо»? (начальник)
- Что значит эпитет «значительное»? Подберите синонимы. (важный, главный)
- Почему Н.В. Гоголь из синонимического ряда выбрал именно это слово? (обратите внимание, от какого слова образовалось (значить)т.е. тот, кто имеет значение)
- Для кого это лицо имеет значение? (для подчиненных и для себя)
- В чем оно состоит? (от него зависит их положение, а значит, и жизнь)
Обратите внимание: между понятиями «положение» и «жизнь» ставится знак равенства. Опять мысль, что жизнь человека зависит от ступеньки, на которой он находится на общественной лестнице. Но понятие «значительности» относительное. Значительное для подчиненных – незначительное для начальства. Наверно, относительность эта и влияет на значительное лицо.
- Каким образом? (он стремиться усилить свою значительность)
- Как?
- Зачем вводится рассказ о каком-то начальнике канцелярии, не имеющем к сюжету
никакого отношения? Что хочет этим показать?
При этом у них нет ни имен, ни лиц. Особенно заметно это в сочетании «значительное лицо». Лицо – без лица.
- Что хочет подчеркнуть автор? (Лицо не важно).
- А что важно? (мундир, кабинет, т.е. вещи)
- Распекая Акакия Акакиевича, значительное лицо злится?
- Зачем тогда распекает?
- А результат?
- Хотел ли он этого?
- Почему же это произошло? (Он не видит в нем человека).
А более значительное лицо, возможно, не увидит в нем.
Мы видим два способа уничтожения человека.
-Какие? (1.Человек теряет лицо, перестает быть человеком,
(индивидуальностью).2.Человек теряет человеческих качества, не видит людей
в других. И в нем не видят человека. Ни начальники, ни подчиненные.)
В этом мире Г. наметил для человека 3 пути в жизни. Два мы увидели.
- Какие? ( 1. Стать никем. Превратиться в ничто, в винтик. Неинтересный.
Незаметный. Легко заменяемый. Это путь Акакия Акакиевича. 2.Стать
значительным лицом, стать вывеской, оболочкой, т.е. по сути дела, тоже
никем)
Смотрите, к чему мы пришли совершенно неожиданно. Парадокс. Получается, что эти два пути, кажется, совершенно противоположные, приводят к одному результату.
-Какому? (человек становится ничем, перестает быть человеком)
Ужасен мир, где человек перестает быть человеком. В нормальном мире приоритеты располагаются так: «Человек, лицо, вещь». В мире, который показывает нам Гоголь, все наоборот. Возникает вопрос. Какой? Ведь получается, что выбора нет. Какой путь ни возьмите, результат один.
-Есть ли третий путь? В чем он состоит?
- Показывает ли нам его Гоголь? (вспомните молодого чиновника, который тоже смеялся над Акакием Акакиевичем. А потом…
(Отрывок из повести находят ученики, читает учитель)
-Почему изменился чиновник? Что он услышал в словах Акакия Акакиевича? (я брат твой, человек) Почему не чиновник. Не коллега
-Какая мысль содержится в этой фразе? ( Акакий Акакиевич достоин уважения уже
потому, что он человек. Пусть невзрачный,
неинтересный, но человек)
-Почему же такая важная мысль выражается как бы вскользь, незаметно?
- В чем состоит этот третий путь? (Остаться человеком)
- Легко ли это?
Вот почему этот путь лишь намечен. Если человек найдет его в повести, не заскучает, не посмеется, не захочет стать значительным лицом, найдет и в жизни - самый главный, правильный путь.
Человек должен помнить, сохранять, видеть в себе и других человека, уважать человека. Только это позволит не превратиться ни в Акакия Акакиевича, ни в значительное лицо – остаться человеком.
Вспомните, что одна из самых главных традиций русской литературы - интерес к человеку, уважение и сочувствие к нему, постоянное напоминание о его высоком призвании - быть человеком
Н.А.Некрасов, сокрушаясь о многом плохом, что его окружало, восклицал: «О, кто теперь напомнит человеку высокое призвание его!»
Именно это хотел сделать Н.В.Гоголь в своей маленькой повести: напомнить человеку о его высоком призвании- быть человеком. И именно поэтому Ф.М.Достоевский сказал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя».
Подведение итогов, оценки.
Домашнее задание: стр.267, подготовиться к творческому практикуму «Повесть «Шинель» в читательском и писательском восприятии и осмыслении», письменно ответить на вопрос Макара Девушкина из практикума.
Предварительный просмотр:
В 9 классе повесть «Шинель» изучается после комедии «Ревизор».Это второй урок. Тема первого «Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Традиции и новаторство в изображении «маленького человека».
Домашнее задание ко второму уроку:1. Подготовить сжатый пересказ-анализ повести.
2. Найти и отметить в тексте художественные
средства, которые использует автор для выражения
темы, идеи, создания образов.
Тема: «Человек, лицо, вещь в художественном мире Н.В. Гоголя»
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»
Ф. Достоевский
«О, кто теперь напомнит человеку
Высокое призвание его!»
Н.А.Некрасов
Цели урока: 1. Продолжить формирование умения анализировать текст, формулировать
проблемы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, работать над
речью учащихся, то есть совершенствовать исследовательские умения
учащихся.
2. Развивать навыки анализа и интерпретации художественного текста-
сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях
текста, научить их связывать частное с общим, видеть отражение идеи
произведения в отдельных образах, деталях; развивать образно-
ассоциативные способности
3. Воспитывать вдумчивого читателя, формировать нравственные понятия
Оборудование: учебник, текст повести, эпиграфы к уроку.
Ход урока:
- Оргмомент
2. Вступительное слово учителя. Мы с вами изучаем произведение, о котором Ф. Достоевский сказал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», которое оказало большое влияние на всю русскую литературу 19 в.
- Каков смысл этого высказывания?
На прошлом уроке мы познакомились с сюжетом, героем. Определили тему и проблемы, которые затрагивает автор в этом произведении. Давайте подведем итоги. Кратко изложим их в виде сжатого пересказа-анализа
Сжатый пересказ-анализ (ответ ученика)
Итак, это повесть о судьбе маленького человека, цель которой вызвать сочувствие, жалость к человеку, может быть, возмущение, привести к мысли, что человек не должен так жить. Автор продолжает одну из главных традиций русской литературы.
- Какую?
Но возникает странное обстоятельство: повесть о судьбе маленького человека, не только униженного, но уничтоженного, убитого, называется «Шинель». Не по имени главного героя, не по должности, как например «Станционный смотритель»
- Вспомним, что выражает название произведения?
- О чем же говорят название? Какова тема? Главная мысль?
- К какой мысли приводит нас автор. называя так повесть. (Шинель важнее, главнее человека. Собственно, она главный герой)
Очень странный вывод. Но у Н.В.Гоголя свой взгляд на мир, свой стиль, язык, способ использования средств языка. (мы об этом уже говорили). Сегодня мы постараемся поглубже погрузиться в мир Н.Гоголя, исследуем, какие выразительные средства и как он использует, чтобы донести до читателя свою идею. И с помощью этого исследования понять главную идею.
Итак, шинель главнее человека.
- Как это прослеживается в тексте?
- Для чего нужна Акакию Акакиевичу шинель?
- А на самом деле только ли «хранилищем тепла» становится новая шинель? Найдите цитату, где он говорит о выгодах новой шинели. («В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо»)
- Тепло – это понятно, а что значит хорошо? (т.е. он преследует цель не только согреться, отсюда сукно получше, воротник)
- Что изменилось для Акакия Акакиевича с появлением новой шинели? (Изменилось его общественное положение – его заметили, пригласили- те самые, которые смеялись, не замечали)
- Почему? Изменился ли сам Акакий Акакиевич?
- Какую мысль доносит до нас автор? (Вещь определяет положение. Человек зависит от вещи. Вещь заменяет человека)
В повести эта мысль прослеживается и подтверждается не раз.
- Когда же произошла эта подмена и почему? И с одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия? Найдем примеры.
Найдите описание пути Акакия Акакиевича в гости.
–На что обращает наше внимание автор? (изменения в городском пейзаже, встреченные люди
- О чем это говорит? (селятся в соответствии с положением)
- Какое художественное средство здесь использует автор? (метонимию)
- Что это такое?
- Почему автор использует именно метонимию? Как это связано с идеей?
-Какие еще примеры использования метонимии вы нашли? (гроб для Акакия Акакиевича, чины (квартальный, надзиратель (частный случай метонимии).
- Почему не называют имен? (чин важнее)
- А где об этом говорится прямо? («…у нас прежде всего нужно объявить чин»).
- Почему чин прежде всего? О чем это говорит? (Таково устройство общества. Чин определяет положение. Жалование, одежду, квартиру, круг общения-все. Все служат. И общество превращается в какой-то механизм. А люди-детали, винтики, у каждого свое место, свое назначение).
- Как Гоголь показывает, что это не единичный случай, что так везде и со всеми?
-Как Гоголь называет в начале повести департамент и героя? (один департамент, один герой)
Обратите внимание, что здесь числительное не имеет числового значения.
- В каком значении оно употреблено? (какой-то, любой, всякий).
Т.е. эта история могла произойти в любом учреждении чиновничьего Петербурга.
- Какие Гоголь использует средства выразительности, чтобы подчеркнуть, что это мир чиновничий, канцелярский? (Вводные конструкции (примета книжного стиля), эпитеты, выраженные сравнительной степенью прилагательных)
- Что обозначает сравнительная степень?
- А в произведении? (стремление подняться на ступеньку выше, сравняться с теми, кто выше)
Это стремление, как зараза, поражает всех. Не избежал его и Акакий Акакиевич.
- В чем это проявляется? (выбор сукна, воротника).
- Найдите сравнение. («чтобы казался как куница»)
- Зачем это Акакию Акакиевичу?
Раз в жизни Акакий Акакиевич ощутил себя значительным (не благодаря достоинствам, благодаря шинели). Но жизнь все расставляет на свои места с катастрофической скоростью. Человек погибает. Но и здесь подчеркивается, что человек – ничто, винтик.
- Как это подчеркивается?(гроб, новый чиновник на месте Акакия Акакиевича)
-Какое сравнение использует Гоголь, чтобы подчеркнуть ничтожность человека в
этом мире? («как муха», «как будто его и не было»)
Итак, система губит человека. Но губит по-разному. Акакий Акакиевич – один пример. Это человек, стоящий почти внизу общественной лестницы. Но Н.В. Гоголь показывает и другую сторону: кто наверху этой лестницы.
- Кого мы имеем в виду? (значительное лицо)
Странное наименование.
-Какая должность у этого человека?
- Что значит «значительное лицо»? (начальник)
- Что значит эпитет «значительное»? Подберите синонимы. (важный, главный)
- Почему Н.В. Гоголь из синонимического ряда выбрал именно это слово? (обратите внимание, от какого слова образовалось (значить)т.е. тот, кто имеет значение)
- Для кого это лицо имеет значение? (для подчиненных и для себя)
- В чем оно состоит? (от него зависит их положение, а значит, и жизнь)
Обратите внимание: между понятиями «положение» и «жизнь» ставится знак равенства. Опять мысль, что жизнь человека зависит от ступеньки, на которой он находится на общественной лестнице. Но понятие «значительности» относительное. Значительное для подчиненных – незначительное для начальства. Наверно, относительность эта и влияет на значительное лицо.
- Каким образом? (он стремиться усилить свою значительность)
- Как?
- Зачем вводится рассказ о каком-то начальнике канцелярии, не имеющем к сюжету
никакого отношения? Что хочет этим показать?
При этом у них нет ни имен, ни лиц. Особенно заметно это в сочетании «значительное лицо». Лицо – без лица.
- Что хочет подчеркнуть автор? (Лицо не важно).
- А что важно? (мундир, кабинет, т.е. вещи)
- Распекая Акакия Акакиевича, значительное лицо злится?
- Зачем тогда распекает?
- А результат?
- Хотел ли он этого?
- Почему же это произошло? (Он не видит в нем человека).
А более значительное лицо, возможно, не увидит в нем.
Мы видим два способа уничтожения человека.
-Какие? (1.Человек теряет лицо, перестает быть человеком,
(индивидуальностью).2.Человек теряет человеческих качества, не видит людей
в других. И в нем не видят человека. Ни начальники, ни подчиненные.)
В этом мире Г. наметил для человека 3 пути в жизни. Два мы увидели.
- Какие? ( 1. Стать никем. Превратиться в ничто, в винтик. Неинтересный.
Незаметный. Легко заменяемый. Это путь Акакия Акакиевича. 2.Стать
значительным лицом, стать вывеской, оболочкой, т.е. по сути дела, тоже
никем)
Смотрите, к чему мы пришли совершенно неожиданно. Парадокс. Получается, что эти два пути, кажется, совершенно противоположные, приводят к одному результату.
-Какому? (человек становится ничем, перестает быть человеком)
Ужасен мир, где человек перестает быть человеком. В нормальном мире приоритеты располагаются так: «Человек, лицо, вещь». В мире, который показывает нам Гоголь, все наоборот. Возникает вопрос. Какой? Ведь получается, что выбора нет. Какой путь ни возьмите, результат один.
-Есть ли третий путь? В чем он состоит?
- Показывает ли нам его Гоголь? (вспомните молодого чиновника, который тоже смеялся над Акакием Акакиевичем. А потом…
(Отрывок из повести находят ученики, читает учитель)
-Почему изменился чиновник? Что он услышал в словах Акакия Акакиевича? (я брат твой, человек) Почему не чиновник. Не коллега
-Какая мысль содержится в этой фразе? ( Акакий Акакиевич достоин уважения уже
потому, что он человек. Пусть невзрачный,
неинтересный, но человек)
-Почему же такая важная мысль выражается как бы вскользь, незаметно?
- В чем состоит этот третий путь? (Остаться человеком)
- Легко ли это?
Вот почему этот путь лишь намечен. Если человек найдет его в повести, не заскучает, не посмеется, не захочет стать значительным лицом, найдет и в жизни - самый главный, правильный путь.
Человек должен помнить, сохранять, видеть в себе и других человека, уважать человека. Только это позволит не превратиться ни в Акакия Акакиевича, ни в значительное лицо – остаться человеком.
Вспомните, что одна из самых главных традиций русской литературы - интерес к человеку, уважение и сочувствие к нему, постоянное напоминание о его высоком призвании - быть человеком
Н.А.Некрасов, сокрушаясь о многом плохом, что его окружало, восклицал: «О, кто теперь напомнит человеку высокое призвание его!»
Именно это хотел сделать Н.В.Гоголь в своей маленькой повести: напомнить человеку о его высоком призвании- быть человеком. И именно поэтому Ф.М.Достоевский сказал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя».
Подведение итогов, оценки.
Домашнее задание: стр.267, подготовиться к творческому практикуму «Повесть «Шинель» в читательском и писательском восприятии и осмыслении», письменно ответить на вопрос Макара Девушкина из практикума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Человек и вещь в повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Презентация предназначена для урока литературы с одноименным названием для 8 класса...
План-конспект урока по литературе в 9 классе "Бедный человек или бедный чиновник. По повести Н.В.Гоголя "Шинель".
Разработка урока по методической проблеме - анализ художественного образа. Основные цели урока: развитие навыка анализа художественного образа в эпическом произведении, развитие навыков работы с...
Разработка урока по изобразительному искусству 7 класс «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени».
Конспект урока. Презентация. Самоанализ урока....
Урок литературы в 9 классе (по повести Н.В.Гоголя «Шинель») Тема: Человек. Лицо. Вещь. Загадки «Шинели».
Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя «Шинель»Тема: Человек. Лицо. Вещь.Загадки «Шинели»....
Урок-путешествие "В мире удивительных Прилагательных". (Открытый урок русского языка в 6 классе с использованием ИКТ).
Цель урока-путешествия :повторение изученного об имени прилагательном,отработка умений и навыков по ихправописанию и употреблению в речи....
Педагогическая статья «Методы и приемы развития художественно-образного мышления обучающихся на уроках музыки в 5-8 классах общеобразовательной школы»
В статье раскрывается проблема развития художественно-образного мышления обучающихся 5-8 классов в процессе уроков музыки в общеобразовательной школе. В качестве условия развития художественно-образно...
Н. В. ГОГОЛЬ. «ШИНЕЛЬ». ЧЕЛОВЕК, ЛИЦО, ВЕщЬ
Конспект урока литературы в 8 классе...