Леонид Андреев "Кусака"
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему
Анализ художественного произведения. Рассказ Леонида Андреева "Кусака"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Анализ рассказа Л. Андреева "Кусака" | 269.32 КБ |
Презентация к уроку "Анализ рассказа Л. Андреева "кусака" | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Анализ текста художественного произведения. Рассказ Л.Андреева "Кусака".
Цели урока:
обучающая: обучение приемам анализа художественного текста;
развивающие: развитие речи детей, умения рассуждать, отстаивать собственное мнение;
воспитывающие: воспитывать чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к «братьям меньшим», понимания и готовности принимать участие в решении главной проблемы XX века - «Человек и окружающий мир».
Оборудование урока: портрет писателя Л.Андреева, рассказ Л. Андреева «Кусака», выставка книг о животных, рисунки детей, тексты были
Л. Н. Толстого «Бешеная собака», стиховорение Р. Ругина «Бродячие собаки», презентация, фонограмма песни «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.
Вступительное слово учителя.
(Слайд 1)
Эпиграфы к уроку
Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов
В книгах мы жадно читаем о том,
на что не обращаем внимания в жизни.
Эмиль Кроткий
(Слайд 2)
Беседа
- Какие мысли, чувства вызвало у вас это произведение? (записать названия этих чувств в тетради).
Коллективно обсуждаем вопрос.
- А что вызывает в вас эти чувства?
- Обратимся к вашим рисункам. Поделитесь своими мыслями, зачитайте (вспомните) отрывки из рассказа, которые подходят к иллюстрациям.
Комментирование рисунков
Часть I
(Слайд 3)
- В какой период жизни мы встречаемся с собакой? Как звали её в начале рассказа? Почему?
- Расскажите об одиночестве Кусаки. Какие слова текста передают его особенно ярко? (1-й абзац)
- Какой предстаёт собака в начале рассказа?
- Как первый раз было обмануто доверие собаки к людям? Как удар человека, которому она поверила, изменил её дальнейшую жизнь и характер?
- Найдите в первой главе ключевые слова, которые характеризуют собаку.
Учащиеся называют слова и делают вывод о том, что собака озлобленная и не доверяет людям.
- Как вы озаглавили первую часть?
- Зачитайте описание пейзажа в конце первой части. Каким настроением он пронизан? Какие выразительные средства использует автор? (примеры пишем).
Часть II
(Слайд 4)
- Что изменилось в жизни Кусаки с приходом весны?
Перескажите эпизод знакомства собаки с дачниками.
- Что это были за люди? Автор говорит, что дачники были добрыми людьми, но собирались застрелить собаку, если не уберется. А вы согласны, что они были добрыми?
Ирония: становились ещё добрее
- Как Кусака выражала людям свою преданность?
Бдительно сторожила дачу.
- Как в жизнь Кусаки вошла любовь?
- Как можно озаглавить эту часть? (щелчок)
«У неё отняли непримиримую злобу»
Часть III
(Слайд 5)
- Как назвали 3 часть?
- Как вы понимаете слова «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»? Какой это литературный приём? Что стоит за этими словами?
- Кто теперь дороже всех для Кусаки?
- Почему? Что смогла сделать Леля?
- Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?
- Почему Кусака не могла радоваться до конца, «служить», «играть», как другие собаки?
- Найдите в третьей части ключевые слова, показывающие, какой стала собака? Сравните. Изменилась собака?
Как вы думаете чем была Кусака для Лели и других детей?
- О чём могла быть мольба собаки?
Часть IV
(Слайд 6)
- Описание пейзажа четвёртой главы. Сравнить с описанием пейзажа в первой главе и ответить на вопрос, для чего автор вводит этот пейзаж?
- Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы?
Когда Кусака одинока — в природе все мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни (прочитать отрывки «Наступила весна...». «Поднялся частый дождь…»).
- Какая же беда подстерегала собаку?
- Чтение в лицах «Разговор Лели и матери»
Какие выводы можно сделать после прослушивания? Любит ли Леля Кусаку?
Леля не любит, просто жалеет Кусаку. Сколько раз автор говорит об этом? Почему не заплакала Леля?
- Что является главным для матери и Лели?
- Кем они собираются заменить Кусаку?
- Как она простилась с собакой?
- Как вы думаете, кто будет скучать и почему: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?
- Как озаглавили? «Жа-а-лко».
Часть V
(Слайд 7)
- Назовите самый драматический момент в рассказе?
- Как вы понимаете крик души собаки? Как она это выражает?
- Как можно озаглавить эту часть? (щелчок) «Собака выла».
А теперь обратимся к плану рассказа, который мы составляли на протяжении урока.
(Слайд 8)
Перед нами зеркальная композиция, в которой объединяются два композиционных приёма – повтор и противопоставление.
- Понравилась ли вам Леля? Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу? Как бы вы поступили в таком случае?
- Выберите слова, характеризующие обитателей дачи.
(Слайд 9)
- Милосердие
- Гуманность
- Понимание боли и счастья другого существа
- Жалость
- Сострадание
- Безразличие
- Предательство
- Черствость души, равнодушие
- Мягкотелость
- Неуважение достоинства другого
- А остальные слова нашли свое место в рассказе? А для вас что значат они?
Работа с эпиграфами.
(Слайд 1)
Обратимся к первому из них.
- Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф? Объясните свою точку зрения.
(Миниатюра Эдуарда Асадова созвучна тем проблемам, которые поднимаются в рассказе “Кусака”.)
- Послушайте песню «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных. Определите интонацию песенки и рассказа. Отличаются ли они? Если да, то чем?
(Просмотр видеофрагмента мультфильма "Собака бывает кусачей…")
- Только ли об отношении к животным этот рассказ? Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?
(Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)
- Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ Л. Андреева, давайте попытаемся понять, о чем хотел сказать нам автор в рассказе.
(Слайд 11)
Вывод.
ОЦЕНКИ
Заключение.
- Посмотрите на выставку книг. Все они написаны о животных, об отношении людей к ним, к окружающему миру.
- Какие книги вы уже читали?
- О каких героях-животных можно вспомнить?
Резерв: Л. Н. Толстой «Бешеная собака», стихотворение Р. Ругина (известный хантыйский поэт, прозаик) «Бродячие собаки».
(Слайд 12)
Домашнее задание:
Написать мини-сочинение «Мои мысли после прочтения рассказа «Кусака»
Вопросы-помощники:
- Что понравилось в рассказе?
- Как бы я поступил(а) на месте Лели?
- Как нужно относиться к животным?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Да , меньшие братья нам преданно служат от века. Однако жестокого сколько ещё вокруг? Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг? Эдуард Асадов В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни. Эмиль Кроткий Э. Асадов Э. Кроткий
ЧАСТЬ I никому не принадлежала не было собственного имени голодная зализывала ушибы и раны о диночество к опила страх и злобу не доверяла людям «Она никому не принадлежала»
ЧАСТЬ I I «У неё отняли непримиримую злобу»
ЧАСТЬ III у нее было имя она принадлежала людям длинная шерсть стала лосниться, как атлас страх не совсем еще выпарился из её сердца «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака» Вывод: собака изменилась внешне, но страх остался
ЧАСТЬ IV « Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой…» « Жа-а-лко »
ЧАСТЬ V «Собака выла»
План рассказа «Она никому не принадлежала ». «У неё отняли непримиримую злобу ». «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака ». « Жа-а-лко ». «Собака выла». Зеркальная композиция К омпозиционные приёмы : повтор противопоставление
Характеристика обитателей дачи: Милосердие Гуманность Понимание боли и несчастья другого существа Жалость Сострадание Безразличие Предательство Черствость души, равнодушие Мягкотелость Неуважение достоинства другого
«В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Л. Андрее в
Вывод Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает. В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны .
Домашнее задание Написать мини-сочинение «Мои мысли после прочтения рассказа «Кусака». Вопросы-помощники: Что понравилось в рассказе? Как бы я поступил(а) на месте Лели? Как нужно относиться к животным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Творчество Леонида Андреева"
Содержит подробный рассказ о жизни и творчестве писателя....
Поэты Алтая. Встреча С Леонидом Мерзликиным. (план-конспект урока литературы)
данный урок посвящен Леониду Мерзликину. Урок сопровождается презентацией....
Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»
Формирование в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....
статья "В гостях у Леонида Васильевича Лапцуя"
28-29 марта 2012 г. в г. Салехард проводились мероприятия для победителей 1 окружного литературного конкурса «Лапцуевские чтения». Конкурс был приурочен к 80- летию со дня рождения Л.В. Лапцуя ...
Презентация ученика 11-б класса Масляникова Леонида
Данная презентация посвящается 200-летию "Отечественной войне 1812 г", на тему: "Музеи, архитектурные памятники, посвященные победе России в Отечественной войне 1812 года"...
Урок литературы в 6 классе "Встреча с ангелом"/Леонид Андреев"Ангелочек"/
На уроке учащиеся знакомятся с рассказом Л.Андреева «Ангелочек», работают над анализом образа главного героя с точки зрения его душевных переживаний, пытаются почувствовать тра...
Мир ребёнка в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»
Цели урока: - знакомство с «ранним» рассказом Л.Андреева «Петька на даче»; - формирование навыков анализ...