Урок лунной красоты
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Разработка урока по литературе по творчеству Ф.И. Тютчева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока по литературе в 9 классе | 21.26 КБ |
urok_lunnoy_krasoty.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ г.УЛАН-УДЭ Комитет по образованию г.Улан-Удэ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ» | УЛААН-YДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН hуралсалай талаар хороон Муниципальна автономито дунда hуралсалай эмхи зургаан |
Урок лунной красоты.
Федор Иванович Тютчев « Тихой ночью, поздним летом…»
( Анализ стихотворения в 8 классе)
Автор: Раиса Борисовна Шойбонова, учитель русского языка и литературы
2018
Урок лунной красоты.
Федор Иванович Тютчев « Тихой ночью, поздним летом…»
Цели урока:
чтение и изучение стихотворения Ф. И. Тютчева «Тихой ночью, поздним летом…», обеспечить максимальное восприятие и раскрытие космизма и задушевности пейзажной лирики Тютчева, посредством анализа текста стихотворения;
совершенствовать исследовательскую компетенцию школьников, повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся;
повышать культуроведческую компетенцию школьников, формировать ценностное отношение к жизни, природе.
Тип урока: чтение и изучение лирического произведения.
Форма урока: работа в творческой мастерской.
В начале урока учитель объявляет тему и ставит перед учениками цели урока, объяснив, что формирование коммуникативной компетенции означает понимание и толкование текста, умение работать в команде, умение обобщать свою работу и работу других групп. Формирование речевой компетенции предполагает умение связно и на литературном языке выразить свое высказывание, передать свои мысли и суждения.
Культуроведческая компетенция личности – это приобщение человека к национальным ценностям, усвоение базовых духовных ценностей: жизнь, смысл жизни, свобода выбора личности, любовь к Родине, близким, толерантность в отношениях между людьми.
Работа наша по чтению и изучению стихотворения Ф. И. Тютчева пройдет в форме мастерских.
1.Фаза индукции.
Класс предварительно уже разделился на группы, распределив задания. Первая группа подготовила краткий рассказ о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева, они должны использовать эмоционально настраивающую класс экспозицию. Слушают первую часть 14 –ой сонаты Бетховена.( Лунная).
Отмечают в ней меланхолическое очарование луной, легкую и светлую грусть, настроение влюбленности: волшебные звуки посвящены Джульетте Гвичарди.
- Какие чувства вы испытывали, когда слушали музыку?
Вторая группа работает над другим бессмертным произведением искусства над репродукцией картины А. И. Куинджи « Ночь на Днепре» (1882 год).
« Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее». В отличие от бетховенской музыкальной « картины», у Куинджи природа сама по себе, в своем царственном величии, не смущенная человеком, он может лишь оказаться здесь счастливым и завороженным свидетелем. Общее у Бетховена и Куинджи – моменты восхищения и откровения, предельная естественность, ничего навязчивого, крикливого, напряженного, главное – покой и тишина, которые способствуют восприятию прекрасного, ибо «голос красоты звучит тихо» ( Ф. Ницше).
Учитель: - И такой очаровательной красотой обладает поэзия Федора Ивановича Тютчева. « Вы знаете, кто мой любимый поэт?» - спросил однажды Лев Николаевич Толстой. И сам назвал Тютчева. В другой раз он посоветовал своему собеседнику, незнакомому со стихами поэта, непременно « достать Тютчева» и при этом пояснил: « Без него нельзя жить». Да, прав великий Толстой, без него, действительно, нельзя жить. Поэтому, ребята, прозвучат в вашем исполнении стихотворения поэта, понравившиеся вам.
Поэтическая пятиминутка. Чтение учащимися стихотворений Тютчева.
2. Фаза самоконструкции.
Ученик выразительно читает стихотворение « Тихой ночью, поздним летом».
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют…
Усыпительно- безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной…
Ученики говорят, что именно это стихотворение соответствует названию урока « Урок лунной красоты», оно созвучно музыке Бетховена и репродукции Куинджи.
Перед вами, ребята, тексты стихотворения, про себя, внимательно, еще раз вчитайтесь, вдумайтесь в строки стихотворения.
Об истории создания стихотворения.
Обмен впечатлениями. Учитель предлагает пофантазировать: - Представьте, что вы оказались на том же месте, где и поэт, расскажите об увиденном вами.
Слушаем один – два рассказа.
- О чем это стихотворение, какие мысли и чувства оно рождает?
- Восстановите в себе это переживание, пользуясь стихами.
Анализ стихотворения: Тихой ночью. Когда мир на земле и мир в душе. Забыты волнения дня , отошли, отшумели бури. Погасли краски, умолкли звуки. Тихой кроткой ночью…
Поздним летом – теплой, но не томящей ночью. Воздух не полон грозою. Дыхание не стеснено. Но чувствуешь себя. Сердце стремится вверх. Туда, где на небе звезды рдеют. Высоко- высоко, далеко- далеко… Где еще тише. Еще покойнее. И такой простор. Душа в мире, в космосе. Кругом только звездные искры. Не огни кроткие, далекие Звезды. Не горят – тихо рдеют. Робко, торжественно. Под ними весь мир. Под их тихим сумрачным светом. И в мире только нивы без конца, без начала. Просторы наверху, просторы и здесь, внизу. И тоже покой. Нивы дремлют. Тихо, тихо зреют, наливаются – как там рдеют звезды. И едва колеблются набегающими золотистыми волнами, в тиши ночной. И блестят убеленные луной, - не горячим светом, - мягким, лунным, только светящим, но не жгучим. И уводящим опять вверх – туда, где тихой ночью, осторожная, молчаливая, льет кроткое сияние женственная луна.
Только человека здесь нет. Нет его как подробности пейзажа. Но он присутствует в этой ночи, сохраняя всю теплоту, всю мирную ласку человечности. Если бы можно было сохранить и свет, и тепло, и ласку, которыми порой исходит душа, лишенная резких металлических нот. Души раскрылись бы друг для друга…
Учитель: - Тютчевская пейзажная миниатюра кажется сначала непритязательным описанием. Между тем – вы это почувствовали- она полна мысли, которая скрывается в представленной здесь картине – неяркой, но в высшей мере значительной. Тютчев предложил код в этом шедевре для анализа: « Стихотворение держится на глаголах». Каких? ( находим). Анализируют учащиеся: Рдеют- зреют- блестят. Итак, мы видим как будто бы неподвижную картину полевой июльской ночи, но в ней пульсом бьются глагольные слова, и они главные. Почему? Потому что поэту важно передать тихое действование жизни… От земли, от зреющих хлебов Тютчев восходит ( преднамеренная пауза)… верно, к небу, к луне и звездам. Как вы думаете, почему для описания взят ночной час? ( Поэт запечатлевает время, когда зрение, слух наш обострены. Час этот у поэта выражает и то, что жизнь не останавливаетс
Она идет днем и ночью, бессменно… Поэт весь в противопоставлениях, переходах. Отмечаем важную роль эпитетов в стихотворении, их широкую изобразительно – выразительную палитру: они характеризуют время ( ночная тишь) , звук( тихая ночь), процесс( дремлющие нивы), цвет( золотистые волны).
_ Почему свет звезд назван сумрачным? ( Это типично тютчевский оксюморон. Свет звезды ослаблен темнотой ночи. Есть составной эпитет усыпительно- безмолвны. Что открывается нам за этим эпитетом? ( Волны золотых хлебов усыпляют какой-то магией и сами словно усыплены).
Слушаем вокальное трио А. Гречанинова « Тихой ночью». Обмениваемся впечатлениями. Насколько музыка созвучна тютчевской поэзии? ( Прохладой и свежестью).
-И конечно же, на уроке лунной красоты непременно должны звучать лучшие творения Тютчева о любви, проникнутые подлинной человечностью, благородством. Так как луна своим чистым серебряным светом освещает путь всем людям на радость и счастье.
Чтение стихотворений учащимися.
3. Фаза рефлексии.
В классе происходит самоанализ собственной деятельности, ученики отмечают, что нового они узнали на уроке, выделяют интересные моменты в выступлениях своих одноклассников. На этапе рефлексии школьники рассказывают о своих впечатлениях, которые возникли у них, когда они услышали стихотворения великого Тютчева.
Задание на дом: Написать эссе в форме отзыва на одно из стихотворений
Ф.И. Тютчева
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ г.УЛАН-УДЭ Комитет по образованию г.Улан-Удэ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ» | УЛААН-YДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН hуралсалай талаар хороон Муниципальна автономито дунда hуралсалай эмхи зургаан |
Урок лунной красоты.
Федор Иванович Тютчев « Тихой ночью, поздним летом…»
( Анализ стихотворения в 8 классе)
Автор: Раиса Борисовна Шойбонова, учитель русского языка и литературы
2018
Урок лунной красоты.
Федор Иванович Тютчев « Тихой ночью, поздним летом…»
Цели урока:
чтение и изучение стихотворения Ф. И. Тютчева «Тихой ночью, поздним летом…», обеспечить максимальное восприятие и раскрытие космизма и задушевности пейзажной лирики Тютчева, посредством анализа текста стихотворения;
совершенствовать исследовательскую компетенцию школьников, повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся;
повышать культуроведческую компетенцию школьников, формировать ценностное отношение к жизни, природе.
Тип урока: чтение и изучение лирического произведения.
Форма урока: работа в творческой мастерской.
В начале урока учитель объявляет тему и ставит перед учениками цели урока, объяснив, что формирование коммуникативной компетенции означает понимание и толкование текста, умение работать в команде, умение обобщать свою работу и работу других групп. Формирование речевой компетенции предполагает умение связно и на литературном языке выразить свое высказывание, передать свои мысли и суждения.
Культуроведческая компетенция личности – это приобщение человека к национальным ценностям, усвоение базовых духовных ценностей: жизнь, смысл жизни, свобода выбора личности, любовь к Родине, близким, толерантность в отношениях между людьми.
Работа наша по чтению и изучению стихотворения Ф. И. Тютчева пройдет в форме мастерских.
1.Фаза индукции.
Класс предварительно уже разделился на группы, распределив задания. Первая группа подготовила краткий рассказ о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева, они должны использовать эмоционально настраивающую класс экспозицию. Слушают первую часть 14 –ой сонаты Бетховена.( Лунная).
Отмечают в ней меланхолическое очарование луной, легкую и светлую грусть, настроение влюбленности: волшебные звуки посвящены Джульетте Гвичарди.
- Какие чувства вы испытывали, когда слушали музыку?
Вторая группа работает над другим бессмертным произведением искусства над репродукцией картины А. И. Куинджи « Ночь на Днепре» (1882 год).
« Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее». В отличие от бетховенской музыкальной « картины», у Куинджи природа сама по себе, в своем царственном величии, не смущенная человеком, он может лишь оказаться здесь счастливым и завороженным свидетелем. Общее у Бетховена и Куинджи – моменты восхищения и откровения, предельная естественность, ничего навязчивого, крикливого, напряженного, главное – покой и тишина, которые способствуют восприятию прекрасного, ибо «голос красоты звучит тихо» ( Ф. Ницше).
Учитель: - И такой очаровательной красотой обладает поэзия Федора Ивановича Тютчева. « Вы знаете, кто мой любимый поэт?» - спросил однажды Лев Николаевич Толстой. И сам назвал Тютчева. В другой раз он посоветовал своему собеседнику, незнакомому со стихами поэта, непременно « достать Тютчева» и при этом пояснил: « Без него нельзя жить». Да, прав великий Толстой, без него, действительно, нельзя жить. Поэтому, ребята, прозвучат в вашем исполнении стихотворения поэта, понравившиеся вам.
Поэтическая пятиминутка. Чтение учащимися стихотворений Тютчева.
2. Фаза самоконструкции.
Ученик выразительно читает стихотворение « Тихой ночью, поздним летом».
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют…
Усыпительно- безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной…
Ученики говорят, что именно это стихотворение соответствует названию урока « Урок лунной красоты», оно созвучно музыке Бетховена и репродукции Куинджи.
Перед вами, ребята, тексты стихотворения, про себя, внимательно, еще раз вчитайтесь, вдумайтесь в строки стихотворения.
Об истории создания стихотворения.
Обмен впечатлениями. Учитель предлагает пофантазировать: - Представьте, что вы оказались на том же месте, где и поэт, расскажите об увиденном вами.
Слушаем один – два рассказа.
- О чем это стихотворение, какие мысли и чувства оно рождает?
- Восстановите в себе это переживание, пользуясь стихами.
Анализ стихотворения: Тихой ночью. Когда мир на земле и мир в душе. Забыты волнения дня , отошли, отшумели бури. Погасли краски, умолкли звуки. Тихой кроткой ночью…
Поздним летом – теплой, но не томящей ночью. Воздух не полон грозою. Дыхание не стеснено. Но чувствуешь себя. Сердце стремится вверх. Туда, где на небе звезды рдеют. Высоко- высоко, далеко- далеко… Где еще тише. Еще покойнее. И такой простор. Душа в мире, в космосе. Кругом только звездные искры. Не огни кроткие, далекие Звезды. Не горят – тихо рдеют. Робко, торжественно. Под ними весь мир. Под их тихим сумрачным светом. И в мире только нивы без конца, без начала. Просторы наверху, просторы и здесь, внизу. И тоже покой. Нивы дремлют. Тихо, тихо зреют, наливаются – как там рдеют звезды. И едва колеблются набегающими золотистыми волнами, в тиши ночной. И блестят убеленные луной, - не горячим светом, - мягким, лунным, только светящим, но не жгучим. И уводящим опять вверх – туда, где тихой ночью, осторожная, молчаливая, льет кроткое сияние женственная луна.
Только человека здесь нет. Нет его как подробности пейзажа. Но он присутствует в этой ночи, сохраняя всю теплоту, всю мирную ласку человечности. Если бы можно было сохранить и свет, и тепло, и ласку, которыми порой исходит душа, лишенная резких металлических нот. Души раскрылись бы друг для друга…
Учитель: - Тютчевская пейзажная миниатюра кажется сначала непритязательным описанием. Между тем – вы это почувствовали- она полна мысли, которая скрывается в представленной здесь картине – неяркой, но в высшей мере значительной. Тютчев предложил код в этом шедевре для анализа: « Стихотворение держится на глаголах». Каких? ( находим). Анализируют учащиеся: Рдеют- зреют- блестят. Итак, мы видим как будто бы неподвижную картину полевой июльской ночи, но в ней пульсом бьются глагольные слова, и они главные. Почему? Потому что поэту важно передать тихое действование жизни… От земли, от зреющих хлебов Тютчев восходит ( преднамеренная пауза)… верно, к небу, к луне и звездам. Как вы думаете, почему для описания взят ночной час? ( Поэт запечатлевает время, когда зрение, слух наш обострены. Час этот у поэта выражает и то, что жизнь не останавливаетс
Она идет днем и ночью, бессменно… Поэт весь в противопоставлениях, переходах. Отмечаем важную роль эпитетов в стихотворении, их широкую изобразительно – выразительную палитру: они характеризуют время ( ночная тишь) , звук( тихая ночь), процесс( дремлющие нивы), цвет( золотистые волны).
_ Почему свет звезд назван сумрачным? ( Это типично тютчевский оксюморон. Свет звезды ослаблен темнотой ночи. Есть составной эпитет усыпительно- безмолвны. Что открывается нам за этим эпитетом? ( Волны золотых хлебов усыпляют какой-то магией и сами словно усыплены).
Слушаем вокальное трио А. Гречанинова « Тихой ночью». Обмениваемся впечатлениями. Насколько музыка созвучна тютчевской поэзии? ( Прохладой и свежестью).
-И конечно же, на уроке лунной красоты непременно должны звучать лучшие творения Тютчева о любви, проникнутые подлинной человечностью, благородством. Так как луна своим чистым серебряным светом освещает путь всем людям на радость и счастье.
Чтение стихотворений учащимися.
3. Фаза рефлексии.
В классе происходит самоанализ собственной деятельности, ученики отмечают, что нового они узнали на уроке, выделяют интересные моменты в выступлениях своих одноклассников. На этапе рефлексии школьники рассказывают о своих впечатлениях, которые возникли у них, когда они услышали стихотворения великого Тютчева.
Задание на дом: Написать эссе в форме отзыва на одно из стихотворений
Ф.И. Тютчева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ИЗО "Красота букетов из Жостово"
Данная презентация использована на уроке ИЗО в 4-5 классе -комплекте школы VIII вида в условиях школы VI вида. В ней рассказывается история возникновения росписи, показаны этапы создания подноса и эта...
Презентация к уроку "Квиллинг - красота из бумаги"
Знакомство с техникой бумагокручения. История возникновения и развития. Выполнение работ в этой технике....
Бинарный урок литературы "Красота чистых человеческих взаимоотношений и поиски счастья в новеллах О.Генри и Богдана Лепкого"
Гуманистические произведения классика мировой литературы, американского писателя О.Генри хорошо известны читателям и пользуются заслуженной славой. В совместной работе над бинарным уроком учител...
Презентация к уроку "Луна". Природоведение 5 класс.
Данный материал служит иллюстрацией к уроку природоведения в 5 классе. Предназначен для учителей, работающих по учебнику : Введение в естественно-научные предметы, Природа, 5 класс, Пакулова В.М., Ива...
Разработка урока литературы "Урок лунной красоты"
Урок лунной красоты. Тема: Ф.И.Тютчев «Тихой ночью, поздним летом...»...
Урок музыки „Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества ”
На материале урока показано единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью. ...
Тема урока: «Луна – естественный спутник Земли»
Цель урока: создать условия для развития самостоятельности, творческого мышления в процессе получения, восприятия и усвоения информации. Задачи урока:Образовательные: изучение особенностей ...