Урок лунной красоты
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Шойбонова Раиса Борисовна

Разработка урока по литературе по творчеству Ф.И. Тютчева

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ г.УЛАН-УДЭ

Комитет по образованию г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ»

УЛААН-YДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН

hуралсалай талаар хороон

Муниципальна автономито дунда hуралсалай эмхи зургаан
"Улаан-Yдэ хотын hуралсалай 38 дунда hургуули"

Урок лунной красоты.

Федор Иванович Тютчев « Тихой ночью, поздним летом…»
( Анализ стихотворения в 8 классе)

                                                                Автор: Раиса Борисовна Шойбонова, учитель           русского языка и литературы

2018

Урок лунной красоты.

Федор Иванович Тютчев « Тихой ночью, поздним летом…»

Цели урока:

 чтение и изучение стихотворения Ф. И. Тютчева «Тихой ночью, поздним летом…», обеспечить максимальное восприятие и раскрытие космизма и задушевности пейзажной лирики Тютчева, посредством анализа текста стихотворения;

совершенствовать исследовательскую компетенцию школьников, повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся;

  повышать культуроведческую компетенцию школьников, формировать ценностное отношение к жизни, природе.

Тип урока: чтение и изучение лирического произведения.

 

Форма урока: работа в творческой мастерской.

В начале урока учитель объявляет тему и ставит перед учениками цели урока, объяснив, что формирование коммуникативной компетенции означает понимание и толкование текста, умение работать в команде, умение обобщать свою работу и работу других групп. Формирование речевой компетенции предполагает умение связно и на литературном языке выразить свое высказывание, передать свои мысли и суждения.

   Культуроведческая компетенция личности – это приобщение человека к национальным ценностям, усвоение базовых духовных ценностей: жизнь, смысл жизни, свобода выбора личности, любовь к Родине, близким, толерантность в отношениях между людьми.

   Работа наша по чтению и изучению стихотворения Ф. И. Тютчева пройдет в форме мастерских.

   1.Фаза индукции.

Класс предварительно уже разделился на группы, распределив задания. Первая группа подготовила краткий рассказ о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева, они должны использовать эмоционально настраивающую класс экспозицию. Слушают первую часть  14 –ой сонаты Бетховена.( Лунная).

Отмечают в ней меланхолическое очарование луной, легкую и светлую грусть, настроение влюбленности: волшебные звуки посвящены Джульетте Гвичарди.

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали музыку?

Вторая группа работает над другим  бессмертным произведением искусства над репродукцией картины А. И. Куинджи « Ночь на Днепре» (1882 год).

 « Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее». В отличие от бетховенской музыкальной « картины», у Куинджи природа сама по себе, в своем царственном величии, не смущенная человеком, он может лишь оказаться здесь счастливым и завороженным свидетелем. Общее у Бетховена и Куинджи – моменты восхищения и откровения, предельная естественность, ничего навязчивого, крикливого, напряженного, главное – покой и тишина, которые способствуют восприятию прекрасного, ибо «голос красоты звучит тихо» ( Ф. Ницше).

     Учитель: - И такой очаровательной красотой обладает поэзия Федора Ивановича Тютчева. « Вы знаете, кто мой любимый поэт?» - спросил однажды Лев Николаевич Толстой. И сам назвал Тютчева. В другой раз он посоветовал своему собеседнику, незнакомому со стихами поэта, непременно « достать Тютчева» и при этом пояснил: « Без него нельзя жить». Да, прав великий Толстой, без него, действительно, нельзя жить. Поэтому, ребята, прозвучат в вашем исполнении стихотворения поэта, понравившиеся вам.

    Поэтическая пятиминутка. Чтение учащимися стихотворений Тютчева.

2. Фаза самоконструкции.

  Ученик выразительно читает стихотворение « Тихой ночью, поздним летом».

               Тихой ночью, поздним летом,

               Как на небе звезды рдеют,

                Как под сумрачным их светом

               Нивы дремлющие зреют…

               Усыпительно- безмолвны,

                Как блестят в тиши ночной

                Золотистые их волны,

                 Убеленные луной…

Ученики говорят, что именно это стихотворение соответствует названию урока « Урок лунной красоты», оно созвучно музыке Бетховена и репродукции Куинджи.

  Перед вами, ребята, тексты стихотворения, про себя, внимательно, еще раз вчитайтесь, вдумайтесь в строки стихотворения.

   Об истории создания стихотворения.

   Обмен впечатлениями. Учитель предлагает пофантазировать: - Представьте, что вы оказались на том же месте, где и поэт, расскажите об увиденном вами.

   Слушаем один – два рассказа.

- О чем это стихотворение, какие мысли и чувства оно рождает?

- Восстановите в себе это переживание, пользуясь стихами.

Анализ стихотворения: Тихой ночью. Когда мир на земле и мир в душе. Забыты волнения дня , отошли, отшумели бури. Погасли краски, умолкли звуки. Тихой кроткой ночью…

   Поздним летом – теплой, но не томящей ночью. Воздух не полон грозою. Дыхание не стеснено. Но  чувствуешь себя. Сердце стремится вверх. Туда, где на небе звезды рдеют. Высоко- высоко, далеко- далеко… Где еще тише. Еще покойнее. И такой простор. Душа в мире, в космосе. Кругом только звездные искры. Не огни кроткие, далекие Звезды. Не горят – тихо рдеют. Робко, торжественно. Под ними весь мир. Под их тихим сумрачным светом. И в мире только нивы без конца, без начала. Просторы наверху, просторы и здесь, внизу. И тоже покой. Нивы дремлют. Тихо, тихо зреют, наливаются – как там рдеют звезды. И едва колеблются набегающими золотистыми волнами, в тиши ночной. И блестят убеленные  луной, - не горячим светом, - мягким, лунным, только светящим, но не жгучим. И уводящим опять вверх – туда, где тихой ночью, осторожная, молчаливая, льет кроткое сияние женственная луна.

   Только человека здесь нет. Нет его как подробности пейзажа. Но он присутствует в этой ночи, сохраняя всю теплоту, всю мирную ласку человечности. Если бы можно было сохранить и свет, и тепло, и ласку, которыми порой исходит душа, лишенная резких металлических нот. Души раскрылись бы друг для друга…

      Учитель: - Тютчевская пейзажная миниатюра кажется сначала непритязательным описанием. Между тем – вы это почувствовали- она полна мысли, которая скрывается в представленной здесь картине – неяркой, но в высшей мере значительной. Тютчев предложил код в этом шедевре для анализа: « Стихотворение держится на глаголах». Каких? ( находим). Анализируют учащиеся: Рдеют- зреют- блестят. Итак, мы видим как будто бы неподвижную картину полевой июльской ночи, но в ней пульсом бьются глагольные слова, и они главные. Почему? Потому что поэту важно передать тихое действование жизни… От земли, от зреющих хлебов Тютчев восходит ( преднамеренная пауза)… верно, к небу, к луне и звездам. Как вы думаете, почему для описания взят ночной час? ( Поэт запечатлевает время, когда зрение, слух наш обострены. Час этот у поэта выражает и то, что жизнь не останавливаетс

Она идет днем и ночью, бессменно… Поэт весь в противопоставлениях, переходах. Отмечаем важную роль эпитетов в стихотворении, их широкую изобразительно – выразительную палитру: они характеризуют время ( ночная тишь) , звук( тихая ночь), процесс( дремлющие нивы), цвет( золотистые волны).

    _ Почему свет звезд назван сумрачным? ( Это типично тютчевский оксюморон. Свет звезды ослаблен темнотой ночи. Есть составной эпитет усыпительно- безмолвны. Что открывается нам за этим эпитетом? ( Волны золотых хлебов усыпляют какой-то магией и сами словно усыплены).

      Слушаем вокальное трио А. Гречанинова « Тихой ночью». Обмениваемся впечатлениями. Насколько музыка созвучна тютчевской поэзии? ( Прохладой и свежестью).

      -И конечно же, на уроке лунной красоты непременно должны звучать лучшие творения Тютчева о любви, проникнутые подлинной человечностью, благородством. Так как луна своим чистым серебряным светом освещает путь всем людям на радость и счастье.

      Чтение стихотворений учащимися.

       3.  Фаза рефлексии.

 В классе происходит самоанализ собственной деятельности, ученики отмечают, что нового они узнали на уроке, выделяют интересные моменты в выступлениях своих одноклассников. На этапе рефлексии школьники рассказывают о своих впечатлениях, которые возникли у  них, когда они услышали стихотворения великого Тютчева.

      Задание на дом:  Написать эссе в форме отзыва на одно из стихотворений

Ф.И. Тютчева



Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ г.УЛАН-УДЭ

Комитет по образованию г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ»

УЛААН-YДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН

hуралсалай талаар хороон

Муниципальна автономито дунда hуралсалай эмхи зургаан
"Улаан-Yдэ хотын hуралсалай 38 дунда hургуули"

Урок лунной красоты.

Федор Иванович Тютчев « Тихой ночью, поздним летом…»
( Анализ стихотворения в 8 классе)

                                                                Автор: Раиса Борисовна Шойбонова, учитель           русского языка и литературы

2018

Урок лунной красоты.

Федор Иванович Тютчев « Тихой ночью, поздним летом…»

Цели урока:

 чтение и изучение стихотворения Ф. И. Тютчева «Тихой ночью, поздним летом…», обеспечить максимальное восприятие и раскрытие космизма и задушевности пейзажной лирики Тютчева, посредством анализа текста стихотворения;

совершенствовать исследовательскую компетенцию школьников, повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся;

  повышать культуроведческую компетенцию школьников, формировать ценностное отношение к жизни, природе.

Тип урока: чтение и изучение лирического произведения.

 

Форма урока: работа в творческой мастерской.

В начале урока учитель объявляет тему и ставит перед учениками цели урока, объяснив, что формирование коммуникативной компетенции означает понимание и толкование текста, умение работать в команде, умение обобщать свою работу и работу других групп. Формирование речевой компетенции предполагает умение связно и на литературном языке выразить свое высказывание, передать свои мысли и суждения.

   Культуроведческая компетенция личности – это приобщение человека к национальным ценностям, усвоение базовых духовных ценностей: жизнь, смысл жизни, свобода выбора личности, любовь к Родине, близким, толерантность в отношениях между людьми.

   Работа наша по чтению и изучению стихотворения Ф. И. Тютчева пройдет в форме мастерских.

   1.Фаза индукции.

Класс предварительно уже разделился на группы, распределив задания. Первая группа подготовила краткий рассказ о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева, они должны использовать эмоционально настраивающую класс экспозицию. Слушают первую часть  14 –ой сонаты Бетховена.( Лунная).

Отмечают в ней меланхолическое очарование луной, легкую и светлую грусть, настроение влюбленности: волшебные звуки посвящены Джульетте Гвичарди.

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали музыку?

Вторая группа работает над другим  бессмертным произведением искусства над репродукцией картины А. И. Куинджи « Ночь на Днепре» (1882 год).

 « Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее». В отличие от бетховенской музыкальной « картины», у Куинджи природа сама по себе, в своем царственном величии, не смущенная человеком, он может лишь оказаться здесь счастливым и завороженным свидетелем. Общее у Бетховена и Куинджи – моменты восхищения и откровения, предельная естественность, ничего навязчивого, крикливого, напряженного, главное – покой и тишина, которые способствуют восприятию прекрасного, ибо «голос красоты звучит тихо» ( Ф. Ницше).

     Учитель: - И такой очаровательной красотой обладает поэзия Федора Ивановича Тютчева. « Вы знаете, кто мой любимый поэт?» - спросил однажды Лев Николаевич Толстой. И сам назвал Тютчева. В другой раз он посоветовал своему собеседнику, незнакомому со стихами поэта, непременно « достать Тютчева» и при этом пояснил: « Без него нельзя жить». Да, прав великий Толстой, без него, действительно, нельзя жить. Поэтому, ребята, прозвучат в вашем исполнении стихотворения поэта, понравившиеся вам.

    Поэтическая пятиминутка. Чтение учащимися стихотворений Тютчева.

2. Фаза самоконструкции.

  Ученик выразительно читает стихотворение « Тихой ночью, поздним летом».

               Тихой ночью, поздним летом,

               Как на небе звезды рдеют,

                Как под сумрачным их светом

               Нивы дремлющие зреют…

               Усыпительно- безмолвны,

                Как блестят в тиши ночной

                Золотистые их волны,

                 Убеленные луной…

Ученики говорят, что именно это стихотворение соответствует названию урока « Урок лунной красоты», оно созвучно музыке Бетховена и репродукции Куинджи.

  Перед вами, ребята, тексты стихотворения, про себя, внимательно, еще раз вчитайтесь, вдумайтесь в строки стихотворения.

   Об истории создания стихотворения.

   Обмен впечатлениями. Учитель предлагает пофантазировать: - Представьте, что вы оказались на том же месте, где и поэт, расскажите об увиденном вами.

   Слушаем один – два рассказа.

- О чем это стихотворение, какие мысли и чувства оно рождает?

- Восстановите в себе это переживание, пользуясь стихами.

Анализ стихотворения: Тихой ночью. Когда мир на земле и мир в душе. Забыты волнения дня , отошли, отшумели бури. Погасли краски, умолкли звуки. Тихой кроткой ночью…

   Поздним летом – теплой, но не томящей ночью. Воздух не полон грозою. Дыхание не стеснено. Но  чувствуешь себя. Сердце стремится вверх. Туда, где на небе звезды рдеют. Высоко- высоко, далеко- далеко… Где еще тише. Еще покойнее. И такой простор. Душа в мире, в космосе. Кругом только звездные искры. Не огни кроткие, далекие Звезды. Не горят – тихо рдеют. Робко, торжественно. Под ними весь мир. Под их тихим сумрачным светом. И в мире только нивы без конца, без начала. Просторы наверху, просторы и здесь, внизу. И тоже покой. Нивы дремлют. Тихо, тихо зреют, наливаются – как там рдеют звезды. И едва колеблются набегающими золотистыми волнами, в тиши ночной. И блестят убеленные  луной, - не горячим светом, - мягким, лунным, только светящим, но не жгучим. И уводящим опять вверх – туда, где тихой ночью, осторожная, молчаливая, льет кроткое сияние женственная луна.

   Только человека здесь нет. Нет его как подробности пейзажа. Но он присутствует в этой ночи, сохраняя всю теплоту, всю мирную ласку человечности. Если бы можно было сохранить и свет, и тепло, и ласку, которыми порой исходит душа, лишенная резких металлических нот. Души раскрылись бы друг для друга…

      Учитель: - Тютчевская пейзажная миниатюра кажется сначала непритязательным описанием. Между тем – вы это почувствовали- она полна мысли, которая скрывается в представленной здесь картине – неяркой, но в высшей мере значительной. Тютчев предложил код в этом шедевре для анализа: « Стихотворение держится на глаголах». Каких? ( находим). Анализируют учащиеся: Рдеют- зреют- блестят. Итак, мы видим как будто бы неподвижную картину полевой июльской ночи, но в ней пульсом бьются глагольные слова, и они главные. Почему? Потому что поэту важно передать тихое действование жизни… От земли, от зреющих хлебов Тютчев восходит ( преднамеренная пауза)… верно, к небу, к луне и звездам. Как вы думаете, почему для описания взят ночной час? ( Поэт запечатлевает время, когда зрение, слух наш обострены. Час этот у поэта выражает и то, что жизнь не останавливаетс

Она идет днем и ночью, бессменно… Поэт весь в противопоставлениях, переходах. Отмечаем важную роль эпитетов в стихотворении, их широкую изобразительно – выразительную палитру: они характеризуют время ( ночная тишь) , звук( тихая ночь), процесс( дремлющие нивы), цвет( золотистые волны).

    _ Почему свет звезд назван сумрачным? ( Это типично тютчевский оксюморон. Свет звезды ослаблен темнотой ночи. Есть составной эпитет усыпительно- безмолвны. Что открывается нам за этим эпитетом? ( Волны золотых хлебов усыпляют какой-то магией и сами словно усыплены).

      Слушаем вокальное трио А. Гречанинова « Тихой ночью». Обмениваемся впечатлениями. Насколько музыка созвучна тютчевской поэзии? ( Прохладой и свежестью).

      -И конечно же, на уроке лунной красоты непременно должны звучать лучшие творения Тютчева о любви, проникнутые подлинной человечностью, благородством. Так как луна своим чистым серебряным светом освещает путь всем людям на радость и счастье.

      Чтение стихотворений учащимися.

       3.  Фаза рефлексии.

 В классе происходит самоанализ собственной деятельности, ученики отмечают, что нового они узнали на уроке, выделяют интересные моменты в выступлениях своих одноклассников. На этапе рефлексии школьники рассказывают о своих впечатлениях, которые возникли у  них, когда они услышали стихотворения великого Тютчева.

      Задание на дом:  Написать эссе в форме отзыва на одно из стихотворений

Ф.И. Тютчева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ИЗО "Красота букетов из Жостово"

Данная презентация использована на уроке ИЗО в 4-5 классе -комплекте школы VIII вида в условиях школы VI вида. В ней рассказывается история возникновения росписи, показаны этапы создания подноса и эта...

Презентация к уроку "Квиллинг - красота из бумаги"

Знакомство с техникой бумагокручения. История возникновения и развития. Выполнение работ в этой технике....

Бинарный урок литературы "Красота чистых человеческих взаимоотношений и поиски счастья в новеллах О.Генри и Богдана Лепкого"

Гуманистические произведения классика мировой литературы, американского писателя О.Генри хорошо известны читателям и пользуются заслуженной славой. В совместной работе над бинарным уроком  учител...

Презентация к уроку "Луна". Природоведение 5 класс.

Данный материал служит иллюстрацией к уроку природоведения в 5 классе. Предназначен для учителей, работающих по учебнику : Введение в естественно-научные предметы, Природа, 5 класс, Пакулова В.М., Ива...

Разработка урока литературы "Урок лунной красоты"

Урок лунной красоты.   Тема: Ф.И.Тютчев «Тихой ночью, поздним летом...»...

Урок музыки „Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества ”

На материале урока показано единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью. ...

Тема урока: «Луна – естественный спутник Земли»

Цель урока: создать условия для развития самостоятельности, творческого мышления в процессе получения, восприятия и усвоения информации. Задачи урока:Образовательные:  изучение особенностей ...