Разработка урока литературы "Урок лунной красоты"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок лунной красоты. Тема: Ф.И.Тютчев «Тихой ночью, поздним летом...»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lunnoy_krasoty.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.МЕЧЁТНОЕ СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
урок лунной красоты.
тема: ф.и.тютчев «тихой ночью, поздним летом...»
9 КЛАСС
УРОК СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ-СОШ С.МЕЧЁТНОЕ
ЧУЙКОВА ЕЛЕНА НИКОЛЕВНА
План урока.
- Орг.момент.
- Экспозиция.
а) прослушивание первой части сонаты №14 Бетховена.
б) рассматривание репродукции картины А. Куинджи «Ночь на Днепре».
III. Сообщение темы, целей урока.
IV. Работа по теме.
- Чтение стихотворения учителем наизусть.
- Словесное рисование. »
- «Тютчевский этюд» Т. Райнова (читает учитель).
- Анализ стихотворения «Тихой ночью, поздним летом».
- Итог.
- Оценивание.
- Домашнее задание.
- Заключение урока.
t
»
Цель:
обеспечить максимальное восприятие и раскрытие космизма и задушевности пейзажной лирики Ф.И.Тютчева.
Задачи:
образовательная - формирование представлений о своеобразии пейзажной лирики Ф.И. Тютчева, о создании образа лунной ночь в разных видах искусства; подробный анализ стихотворения «Тихой ночью, поздним утром...сформирование и совершенствование навыков выразительного чтения, рассказывания, совершенствование умений определять в тексте выразительные средства языка. Повторить тропы, звукозапись, лексические и стилистические особенности поэтического текста, дать новое понятие «оксюморон».
развивающая - развитие устной речи, мышления, воображения, памяти, умения анализировать, расширение кругозора учащихся.
воспитательная - способствовать развитию интереса учащихся к творчеству Тютчева, формирование чуткого отношения к, поэзии, воспитание личностных качеств: умение обосновывать своё мнение, выступать перед аудиторией.
Оборудование урока:
портрет Ф.Тютчева, репродукция А.Куинджи «Ночь над Днепром», соната № 14 Бетховена, романс «Тихой ночью», плакаты с изречениями.
Урок лунной красоты. Тема. Ф.И.Тютчев «Тихой ночью, поздним летом...»
«Всё во мне - и я во всём...»
Ф.И.Тютчев.
Ход урока.
1.0ргмомент. II.Экспозиция.
а) Слушаем первую часть сонаты Бетховена. (14-я соната «Лунная».)
- Какие картины возникли в вашем воображении после прослушивания?
(лунный свет, ночное небо с необъятной луной;...)
- Какие чувства родились в душе?
(лёгкая грусть, настроение влюблённости)
б) рассматривание репродукции картины А. Куинджи «Ночь на Днепре» (или другое изображение ночного пейзажа с луной) - Чем различны музыкальная «картина» Бетховена и картина природы А. Куинджи? ( у А.Куинджи природа сама по себе, в своём царственном величии, не смущённая человеком, он может лишь оказаться здесь счастливым и заворожённым свидетелем.)
- Что общего у Бетховена и Куинджи?
(восхищение и откровение; предельная естественность, ничего навязчивого, крикливого, напряженного; главное-покой и тишина, которые способствуют восприятию прекрасного, ибо «голос красоты звучит тихо» ( Ф.Ницше))
- Сообщение темы, цели урока.
- Работа по теме.
1) Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Тихой ночью, поздним летом...» (учитель читает наизусть).
2) Устное рисование.
- Каковы ваши впечатления о стихотворении? »
(Я свидетель заворожённой ночной красотой, восхищён ночной тишиной.) -Какой эмоциональный отклик вызвало у вас это стихотворение?
( душевный покой, умиротворение).
- Представьте, что вы оказались на том же месте, что и поэт, расскажите об увиденном вами, (рассказывают 1-2 ученика)
3) «Тютчевский этюд» Т. Райнова(читает учитель).(Материал в приложении к журналу «Литература в школе» №1-2000).
- Тютчевская пейзажная миниатюра кажется сначала непритязательным описанием. Между тем - вы это почувствовали она полна мысли, которая скрывается в представленной здесь картине- не яркой, но в высшей мере значительной.
4)Анализ стихотворения.
а)Дата написания: 23 июля 1849 год. Овстуг. Во время пребывания на Родине.
б)Лирическая миниатюра.
в)К какой тематической группе можно отнести это стихотворение ?
( пейзажная лирика).
г)Какова основная мысль произведения?
(попытка проникновения в тайну природы; ощущение того, что природное явление сходно с происходящим в душе человека) '
д)Композиция: (сопоставляется земное и небесное, нивы-звёздам).
е) Изобразительные средства.
- Берковский Н. Я. Стихотворение держится на глаголах. Каких?
( рдеют, зреют, блестят).
- Итак, мы видим неподвижную картину полевой июльской ночи, но в ней пульсом бьют глагольные слова, и они главные. Почему? ( поэту важно передать тихое действие жизни...)
- Куда восходит Тютчев от земли зреющих хлебов?
(к небу, к звёздам душа рвётся в воздух)
- Как вы думаете, почему для описания взят ночной час?
(поэт запечатлевает время, когда слух, зрение наши обострены. Час этот у поэта выражает движение жизни - она идет днём и ночью, бессменно... Время успокоения природы и человечества, смолкают все звуки; работает только мысль и чувствует только душа).
- Обратим внимание на широкую палитру эпитетов:
- Какие характеризуют время? (ночная тишь).
- Звук? (тихая ночь).
-Процесс? (дремлющие нивы).
-Цвет? (золотистые волны).
-Почему свет звёзд назван сумрачным? '
(Свет звёзд ослаблен темнотой ночи. Оксюморон- стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие, представление).
- Что открывается за эпитетом «усыпительно-безмолвны»?
(волны золотистых хлебов усыпляют какой-то магией и сами словно усыплены).
-Какие гласные звуки чаще всего повторяются? Какой приём создаёт звуковой образ? (ассонанс ).
-Какие синтаксические изобразительные средства вы отметили? (многоточие- умолчание, инверсия - тиши ночной).
-Какое впечатление о поэтическом пейзаже осталось у вас в душе? ( природа загадочна, любование красотой лунного пейзажа вызывает покой в душе, лёгкую грусть, умиротворение).
V.Итог.
-Что помогло вам на уроке увидеть лунную красоту? (музыка, репродукции, поэтический образ ночи, луны).
-Какова лунная ночь в вашем восприятии? (задушевная,завораживающая, тайная).
-Что такое оксюморон? Приведите примеры:(С. Есенин: «весёлая печаль»,
А. Пушкин «пышное природы увяданье»; «живой труп»; «свободные рабы»).'
-Выберите одно из изречений для вывода урока. (Изречения на доске).
VI.Оценивание (с комментарием ).
VII. Домашнее задание (дифференцированное):
1) Написать лирическую миниатюру «Лунная ночь»
2) Подобрать стихотворения разных поэтов на тему «Лунная красота» (4-5 стихотворений)
VIII.Заключение урока.
-Стихи Тютчева рождались выдохом - как песня, подчинялись таинственной
мелодии, уже заложенной в них. Слушание романса вокального трио
А. Гречанинова «Тихой ночью».
ТИХОЙ НОЧЬЮ, ПОЗДНИМ ЛЕТОМ, КАК НА НЕБЕ ЗВЁЗДЫ РДЕЮТ,
КАК ПОД СУМРА ЧНЫМ ИХ СВЕТОМ НИВЫ ДРЕМЛЮЩИЕ ЗРЕЮТ...
УСЫПИТЕЛЬНО - БЕЗМОЛВНЫ КАК БЛЕСТЯТ В ТИШИ НОЧНОЙ
ЗОЛОТИСТЫЕ ИХ ВОЛНЫ, УБЕЛЁННЫЕ ЛУНОЙ...
23 июля 1849, Овстуг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»
Учебная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе примерной программы по...
Методическая разработка урока на тему "Женские идеалы красоты у разных народов мира".
План конспект интегрированного урока. Урок изобразительного искусства и музыки....
Методическая разработка урока по теме "Красота родной природы в творчестве художников. Рисунок "Летний пейзаж"".
Данный материал предназначен для 4 класса, состоит из пояснительной записки к уроку, сценария урока и приложения. В сценарии урока показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, опис...
Разработка урока в 8 кл. по курсу "Искусство" "Красота спасет мир"
Здесь представлены конспект урока в 8 классе по курсу "Искусство" и презентация к уроку. Тема "Красота спасет мир"...
Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».
Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...
Урок лунной красоты
Разработка урока по литературе по творчеству Ф.И. Тютчева...
Методическая разработка урока физики «Система «Земля-Луна»» с использованием ИКТ
Тема: Система «Земля-Луна»Класс: 11Тип урока: изучение нового материала.Цели и задачи:Образовательные:Для учителя:знания:1. объяснить, почему происходит смена фаз Луны;2. объяснить, почему...