Анализ IV действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Вебер Галина Алексеевна

Занятие рассчитано на 60 минут. Содержится полный анализ 4 действия. Используются различные формы работы: фронтальная, индивидуальная. Словарная работа. Связь с другими видами искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_4_deystviya_revizor.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

«А мне нравится здешний городок»…

«Дары города»

?

Цель: создать условия для работы над 4 действием «Ревизора»;

формировать аналитические умения;

  1. Оргмомент( 1 мин)

Здравствуйте. Мы продолжаем работу над комедией Н.В.Гоголя «Ревизор» Дома вы читали 4 действие. Проверим насколько внимательно вы это делали.

  1. Тест (5 мин)

Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку.

 

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
  1. Работа с эпиграфом ( 2 мин)

 

На доске до урока.

Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца.

Ю. Манн

- Правомерно ли это утверждение? (Да. Все чиновники крутятся около Хлестакова, пытаются ему угодить).

  1. Целеполагание ( 2 мин)

Поставьте цель урока, исходя из сказанного. Какие задачи будем решать.?

  1. Беседа ( 3 мин)

А) С каким намерением собрались чиновники в доме городничего на следующий день? ( Ищут форму , как лучше представиться ревизору и решают вопрос, как дать взятку)

Б) Что обозначает слово взятка? Записать в тетрадь

(Мальцева А. Взятка  - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу, как подкуп, как оплата караемых законом действий)

В) Почему Гоголя заменил выражение «дать взятку» на глагол «подсунуть». Что он обозначает?

( Нияз  Подсунуть – 1.дать, сунуть незаметно 2. Подсунуть что –то ненужное, плохое)

Г) В каком значении Гоголь его употребил?

6. Чтение монолога ( 2 мин)

Стр.314 учебника со слов Пдсунуть… до вы первый и начнете..)

  1. Беседа ( 2 мин)
  1. Что  указывает на то, что давать взятки привычное дело?
  2. Кто первый предлагает подсунуть ? Цель?

( Судья. Защитить свое ведомство от ревизии )

  1. В чем это проявляется?

( В действии, в речи, в ремарке)

  1. Самостоятельная работа ( 15 мин)

Раздаю маркер, бумагу Дети заполняют. Особенности поведения чиновников во время дачи взятки.

Явл 3 Амос Федорович Ляпкин –Тяпкин (судбя)

Явл.4 Шпекин (почтмейстер)

Явл 5. Лука Лукич Хлопов (смотритель училищ)

Явл.6 Артемий Филиппович Земляника9 смотритель богоугодных заведений)

Явл.7

Добчинский, Бобчинский (помещики)

« так вот коленки и ломает»

«точно горячие угли под тобою»

Растерялся

Уронил деньги на пол

Обращается к пресвятой Матери

Запинается и путается в разговоре

Сивов Т

Повторяет слова за Хлестаковым

Поддакивает

Наивен

Простодушен

С готовностью дает деньги

«от души готов служить»

Козин В

Нерешителен

Испугался «сгубила проклятая робость»

Недоумевает, что отвечает

Заикается

Дрожит

Не уверен

Почти бегом выбегает

Нияз

Не теряется

Услужлив

Говорит о своих достоинствах

Подло доносит на чиновников

Пытается уйти, не подсунув

Аня

Пытаются друг на друга переложить бремя взятки

Первые обращаются с просьбой

Андрей

Маша

  1. Проверка самостоятельной работы ( 5 мин)

(Дети крепят свои работы на доску магнитами)

  1. Решение проблемы6 понимает ли Хлестаков за кого его принимают?( 10 мин)

Смотрим реплики в конце каждого явления

 

Судье

 Недоуменно Какого приказания?

Шпекину

Увереннее Нет ничего

Хлопову

Прощайте

Землянике

Развязно Эй, вы! Как вас там?

Д -Б

Сразу требует деньги

Учитель

С каждым разом он становится развязаннее и наглее, потому что понимать начинает, что его принимают не за того 

  1. Творческая работа ( 2 мин)

Закончи предложение:

Я узнала о Хлестакове, что он…     

  1. Фрагмент фильма «Объяснение Хлестакова с Анной Андреевной и Марьей Антоновной) ( 10 мин)

Что вызывает смех?

Что добавляет о Хлестакове?

Вывод: ( 1 мин)

 «сосулька, «пустейший человек без царя в голове» - вот на чьей удочке оказались уездные чиновники во главе с городничим, который «мошенников над мошенниками»  обманывал

С 4 действия меняется пафос пьесы.

Пафос –подъем, воодушевление, энтузиазм

12.Посмотрите на темы. Какая из них наиболее полно соответствует содержанию занятия?( 2 мин)

А может вы предложите другой вариант?

  1. Рефлексия( 1 мин)

Мои ожидания от урока оправдались?

Д\з читать 5 действие, установите связь между картиной К.Брюллова «Последний день Помпеи» и финалом пьесы.

Литература:

Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г

 А.М.Докусов, В.Г.Маранцман Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении Л, 1975

Литература 8 класс Поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина Автор –составитель С.Б.Шадрина Издание 3 –е исправленное 1 часть

 Уроки литературы №8 -2009 Приложение к журналу «литература в школе» стр1 -16

Фрагмент фильма «Ревизор» 1952г    

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова

Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова...

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...

Хлестаков и городничий (анализ II действия комедии Н.Б. Гоголя «Ревизор»).

Цели:1. Знакомство с содержанием II действия и его анализ. Продолжение работы над характеристикой Хлестакова. Понятие о несоответствии как основе комического.2. Введение понятия «анализ монолога...

Чиновники на приеме у ревизора.Анализ 4 действия комедии Гоголя "Ревизор"

Урок по анализу 4 действия комедии Гоголя "Ревизор".Презентация с использованием фрагментов из спектакля Театра Сатиры....

Анализ 4 действия комедии Гоголя "Ревизор"

Презентация и фрагменты из спектакля Театра Сатиры "Ревизор" Хлестаков - А.Миронов....

План – конспект урока по литературе «Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ IV действия комедии «Ревизор»

Цели:1. Актуализировать знание о творчестве Н. В. Гоголя.2. Формировать умение формулировать основную мысль сообщения по его теме.3. Формировать умение сбора и анализа материала о героях....

Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....