Анализ IV действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Занятие рассчитано на 60 минут. Содержится полный анализ 4 действия. Используются различные формы работы: фронтальная, индивидуальная. Словарная работа. Связь с другими видами искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_4_deystviya_revizor.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«А мне нравится здешний городок»…
«Дары города»
?
Цель: создать условия для работы над 4 действием «Ревизора»;
формировать аналитические умения;
- Оргмомент( 1 мин)
Здравствуйте. Мы продолжаем работу над комедией Н.В.Гоголя «Ревизор» Дома вы читали 4 действие. Проверим насколько внимательно вы это делали.
- Тест (5 мин)
Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку.
- Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
- Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
- Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
- Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
- Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
- Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
- “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
- Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
- Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
- Работа с эпиграфом ( 2 мин)
На доске до урока. | Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца. Ю. Манн |
- Правомерно ли это утверждение? (Да. Все чиновники крутятся около Хлестакова, пытаются ему угодить).
- Целеполагание ( 2 мин)
Поставьте цель урока, исходя из сказанного. Какие задачи будем решать.?
- Беседа ( 3 мин)
А) С каким намерением собрались чиновники в доме городничего на следующий день? ( Ищут форму , как лучше представиться ревизору и решают вопрос, как дать взятку)
Б) Что обозначает слово взятка? Записать в тетрадь
(Мальцева А. Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу, как подкуп, как оплата караемых законом действий)
В) Почему Гоголя заменил выражение «дать взятку» на глагол «подсунуть». Что он обозначает?
( Нияз Подсунуть – 1.дать, сунуть незаметно 2. Подсунуть что –то ненужное, плохое)
Г) В каком значении Гоголь его употребил?
6. Чтение монолога ( 2 мин)
Стр.314 учебника со слов Пдсунуть… до вы первый и начнете..)
- Беседа ( 2 мин)
- Что указывает на то, что давать взятки привычное дело?
- Кто первый предлагает подсунуть ? Цель?
( Судья. Защитить свое ведомство от ревизии )
- В чем это проявляется?
( В действии, в речи, в ремарке)
- Самостоятельная работа ( 15 мин)
Раздаю маркер, бумагу Дети заполняют. Особенности поведения чиновников во время дачи взятки.
Явл 3 Амос Федорович Ляпкин –Тяпкин (судбя) | Явл.4 Шпекин (почтмейстер) | Явл 5. Лука Лукич Хлопов (смотритель училищ) | Явл.6 Артемий Филиппович Земляника9 смотритель богоугодных заведений) | Явл.7 Добчинский, Бобчинский (помещики) |
« так вот коленки и ломает» «точно горячие угли под тобою» Растерялся Уронил деньги на пол Обращается к пресвятой Матери Запинается и путается в разговоре Сивов Т | Повторяет слова за Хлестаковым Поддакивает Наивен Простодушен С готовностью дает деньги «от души готов служить» Козин В | Нерешителен Испугался «сгубила проклятая робость» Недоумевает, что отвечает Заикается Дрожит Не уверен Почти бегом выбегает Нияз | Не теряется Услужлив Говорит о своих достоинствах Подло доносит на чиновников Пытается уйти, не подсунув Аня | Пытаются друг на друга переложить бремя взятки Первые обращаются с просьбой Андрей Маша |
- Проверка самостоятельной работы ( 5 мин)
(Дети крепят свои работы на доску магнитами)
- Решение проблемы6 понимает ли Хлестаков за кого его принимают?( 10 мин)
Смотрим реплики в конце каждого явления
Судье | Недоуменно Какого приказания? |
Шпекину | Увереннее Нет ничего |
Хлопову | Прощайте |
Землянике | Развязно Эй, вы! Как вас там? |
Д -Б | Сразу требует деньги |
Учитель
С каждым разом он становится развязаннее и наглее, потому что понимать начинает, что его принимают не за того
- Творческая работа ( 2 мин)
Закончи предложение:
Я узнала о Хлестакове, что он…
- Фрагмент фильма «Объяснение Хлестакова с Анной Андреевной и Марьей Антоновной) ( 10 мин)
Что вызывает смех?
Что добавляет о Хлестакове?
Вывод: ( 1 мин)
«сосулька, «пустейший человек без царя в голове» - вот на чьей удочке оказались уездные чиновники во главе с городничим, который «мошенников над мошенниками» обманывал
С 4 действия меняется пафос пьесы.
Пафос –подъем, воодушевление, энтузиазм
12.Посмотрите на темы. Какая из них наиболее полно соответствует содержанию занятия?( 2 мин)
А может вы предложите другой вариант?
- Рефлексия( 1 мин)
Мои ожидания от урока оправдались?
Д\з читать 5 действие, установите связь между картиной К.Брюллова «Последний день Помпеи» и финалом пьесы.
Литература:
Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г
А.М.Докусов, В.Г.Маранцман Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении Л, 1975
Литература 8 класс Поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина Автор –составитель С.Б.Шадрина Издание 3 –е исправленное 1 часть
Уроки литературы №8 -2009 Приложение к журналу «литература в школе» стр1 -16
Фрагмент фильма «Ревизор» 1952г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова
Анализ 4 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова...
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...
Хлестаков и городничий (анализ II действия комедии Н.Б. Гоголя «Ревизор»).
Цели:1. Знакомство с содержанием II действия и его анализ. Продолжение работы над характеристикой Хлестакова. Понятие о несоответствии как основе комического.2. Введение понятия «анализ монолога...
Чиновники на приеме у ревизора.Анализ 4 действия комедии Гоголя "Ревизор"
Урок по анализу 4 действия комедии Гоголя "Ревизор".Презентация с использованием фрагментов из спектакля Театра Сатиры....
Анализ 4 действия комедии Гоголя "Ревизор"
Презентация и фрагменты из спектакля Театра Сатиры "Ревизор" Хлестаков - А.Миронов....
План – конспект урока по литературе «Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ IV действия комедии «Ревизор»
Цели:1. Актуализировать знание о творчестве Н. В. Гоголя.2. Формировать умение формулировать основную мысль сообщения по его теме.3. Формировать умение сбора и анализа материала о героях....
Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".
Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....