А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

А.П. Платонов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_62_literatura.odt11.35 КБ

Предварительный просмотр:

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»

1. О.Н.У.

2. Проверка д/з

3. Актуализация знаний

- Почему рассказ имеет подзаголовок «Сказка-быль»? (Есть и сказочное, и реальное). - Что в рассказе сказка, а что быль? (Сказка – когда цветок и девочка разговаривают, а быль – всё остальное).

- В статье учебника ещё одно название жанра- притча.

- Кто-нибудь знает, что это за жанр? В каком словаре будем искать? (Работа со словарём: «Моральное поучение, или нравственная заповедь»). А ещё можно сказать «нравственный урок».

4. Работа по теме урока

- Кого бы вы назвали главным героем сказки? (Это цветок). Где отражено? (Это отражено в заглавии).

- Обратимся к началу сказки. Прочитайте 2 первые фразы: «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле». Здесь значима каждая деталь, каждое слово.

- Каким чувством пронизаны эти строчки? (Грусти, печали, тоски, щемящего одиночества).

- Найдём ключевые слова в этих двух предложениях, которые помогут нам понять настроение автора? ( Маленький – никто – на земле). Это ключевые слова первых строчек. Какую картину вы бы нарисовали по этим ключевым словам? (Словесное рисование).

- (Какое прилагательное хочется добавить к слову земля? (Цветок маленький - земля огромная). Маленький цветок на огромной Земле. Земля – Вселенная – Пространство. Понятия «время» и «пространство» всё время будут появляться в рассказе.

Одинокий цветок на огромном пространстве или одинокий цветок в огромной Вселенной). Обратите внимание: понятия «время» и «пространство» всё время будут появляться в рассказе.

- Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос: «Как тебя зовут?» («Меня никто не зовёт, я один живу»). Он переосмысляет глагольную форму множественного числа «зовут» в форму единственного числа «никто не зовёт». Вот откуда это щемящее чувство жалости к одинокому живому существу.

- Мир Платонова – мир всеобщего сиротства и разобщённости. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные. «Мир словно разбит на кусочки» («Афродита»).

- И вот появляется в сказке девочка Даша. Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка? («Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери». Девочка особенно остро почувствовала сиротство цветка, потому что и она была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой.

- Давайте вспомним, как помогли дети цветку? Прочитайте в тексте. (Работа с текстом).

- Обратите внимание: поддержали маленький и одинокий цветок в трудную минуту именно дети, то есть именно детям автор предоставляет право изменить несовершенство мира. Почему? (Дети добры, не ожесточены, не испорчены, чисты; поэтому они особенно остро чувствуют всеобщее сиротство).

Платонов даже писал: «Дети – спасители Вселенной».

- Обращаемся к тексту. Как описывает Платонов расцветший цветок? («Венчик у него был составлен из лепестков простого и светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь».

- С чем сравнивается цветок? (Со звездой).

Это сравнение неслучайно. В статье «О любви» Платонов пишет: «Человек и Вселенная – одно, и человек сам та же сила, которая бьётся и дышит в звёздах и траве».

- Как вы понимаете смысл этих слов? (Человек, природа, вся Вселенная – это единое целое). И если во Вселенной непорядок (А это именно так. Что является в рассказе символом распавшейся Вселенной? (пустырь), что может спасти распавшуюся Вселенную, положить конец всеобщему сиротству?

Кажется, сложный вопрос. Но давайте подумаем, что сделали дети с пустырём? (Они преобразили его своим трудом).

Итак, первое ключевое слово – труд.

- А почему они это сделали? (Они пожалели и полюбили цветок).

- Второе ключевое слово – любовь. Значит, что спасёт Вселенную, по мнению Платонова? (Любовь и труд).

- Сформулируйте первую заветную идею писателя. (Если возникнут затруднения, можно найти её в готовой карточке-подсказке «Заветные идеи А. П. Платонова».

Запись в тетради:

Заветные идеи Платонова.

Только любовь и труд могут объединить распавшуюся Вселенную.

Работаем дальше. Платонов пишет, что земля на пустыре будет доброй? Что это значит? (Конечно, первое значение слова «добрая» - удобренная; а второе значение – значит незлая, исчезнет зло).

- А для преодоления зла что нужно? Одна девочка справилась бы? (Нет).

- Сформулируйте вторую заветную идею писателя.

Запись в тетради:

Для преодоления зла люди должны объединиться.

- Какие люди могут победить зло? В рассказе Платонова это кто? (Дети). Какие у них сердца? (Добрые).

- Сформулируйте третью заветную идею писателя.

Запись в тетради:

Против враждебных сил мира нужно бороться людям с чистыми, как у детей, помыслами и добрым сердцем.

- Скажите, какой была жизнь цветка? (Трудной). Почему? (Потому что он постоянно сопротивляется таким враждебным силам, как голод, боль, усталость, то есть он постоянно трудится).

- Понятие труд занимает в сказке важное место. Оно – одно из ключевых. В тексте много однокоренных слов к нему.

- Автор неоднократно подчёркивает, что поможет цветку преодолеть все препятствия? (Только напряжённый, мучительный труд).

- А кроме физической силы, что ещё нужно, чтобы преодолеть все трудности? (Сила духа).

- Сформулируйте четвёртую заветную идею писателя.

Запись в тетради:

Чтобы справиться со злом, нужно обладать огромной силой духа и упорно трудиться.

- Перечитаем два последних абзаца. В конце сказки цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь зря? (Нет). Почему? (Он нашёл продолжение в своём потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, ещё более сильными и прекрасным).

Обобщение. Мечту о чём высказал Платонов в своей сказке? (В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою заветную мечту о совершенном будущем человечества).

5. Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учениками нового материала.

- Так на чём же должно держаться это будущее? Что лежит в основании этого будущего? Мы будем класть кирпичи в фундамент нашего будущего, а для этого посмотрите в свои записи и найдите ключевое слово в каждой строчке. (Работа в парах).

Любовь, труд, единение, добро, сила духа.

- Остался ещё один кирпич в фундамент нашего будущего.

- Давайте рассуждать. Благодаря кому цветок-сын вырос более красивым? (Благодаря цветку-отцу).

- Так происходит и среди людей. Прекрасно, если дети вырастают умнее, красивее, лучше своих родителей. Значит, о ком не должны забывать люди будущего? (О родителях, о предках).

- Какой же это кирпичик? Что поможет нам не забыть о родителях и предках? (Память). В совершенном обществе должна быть свята память о предках.

Такие ценности завещал Платонов не только своей дочке, но и всем читателям.

6. Закрепление знаний

- А теперь вернёмся к понятиям «время» и «пространство», о которых говорили в начале урока.

- У цветка было личное пространство – пустырь. Был ли счастлив цветок? (Нет).

- Почему? (Он был одинок).

- А что сделало его счастливым? (Пришли дети «с добром» и спасли цветок).

- Значит, каким должно быть и пространство человека, чтобы он чувствовал себя счастливым? (Добрым).

- Понятно ли из рассказа, в какое время происходит действие в нём? (Нет, время действия неопределённо.)

- А важно ли это? (Нет) Почему? (Потому что счастье цветка не зависит от времени, в котором он живёт?)

- Ребята, о ком думал Платонов, когда писал свой рассказ, о цветке или о человеке? (О человеке).

Человек, так же, как и этот цветок, живёт во времени и пространстве. Можно ли сказать, что важнее для жизни: время, пространство или сам человек? (Важнее сам человек).

- А любой ли человек остаётся во времени (т. е. в памяти людской) (Нет).

- А какой только человек? (Который что-то полезное делает для своего времени и пространства).

- Вывод. Такой человек, как А. П. Платонов, который много сделал для своего времени, прошёл сквозь время благодаря своему творчеству и не пропадёт в бездне пространства (то есть во Вселенной).

7. Подведение итогов. Рефлексия

- Так какой же нравственный урок вы получили сегодня от писателя?

8. Д/з Письменно ответить на вопрос: «Чему научила меня сказка?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конспект с презентацией. А.П. Платонов "Неизвестный цветок".

Конспект урока по литературе.  Тема урока: А.П. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок"....

А.П. Платонов "Неизвестный цветок"

поиск информации с использованием справочной литературы...

Андрей Платонович Платонов "Неизвестный цветок"

Контроль знанийЧтобы открыть файл в своем браузере, вам необходимо скачать файл 6krossdrl.htm_.rar и удалить расширение rar, оставив только 6krossdrl.htm, аналогично с testdrl...

Презентация к уроку литературы в 6 классе А.Платонов "Неизвестный цветок"

Презентация к уроку литературы в 6 классе А.Платонов "Неизвестный цветок"Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца. Она организовала ...

А.П.Платонов "Неизвестный цветок"

Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок"....

А. Платонов "Неизвестный цветок"

План урока и презентация к уроку "А. Платонов. "Неизвестный цветок"...