А. Платонов "Неизвестный цветок"
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему
План урока и презентация к уроку "А. Платонов. "Неизвестный цветок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по А. Платонову | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок»
Тема: «Люди, творите добро…»
Цели: создать условия для формирования учебно-познавательной, коммуникативной, информационной компетенций через анализ художественного произведения и воспитания нравственности.
познакомить с основными проблемами рассказа «Неизвестный цветок», обсудить проблему взаимоотношений человека и окружающего мира, помочь детям почувствовать главное в рассказе: необходимость сострадания и любви ко всему живому.
Методические приёмы: рассказ учителя, монологические сообщения учащихся, работа с текстом произведения, беседа по вопросам, аналитические размышления по поводу прочитанного.
Необходимый материал к уроку: презентация, карточки с заданиями для групповой работы, высказывания мудрецов и известных людей, листы для работы на уроке, чистые листы бумаги для выполнения заданий групповой работы, маркеры.
Предварительная подготовка к уроку: выучить наизусть стихотворений А.Барто и Т.Татьяничевой, нарисовать рисунки, прочитать статью учебника о А.Платонове.
Ход урока:
- Беседа о жизни и творческом пути А.Платонова.
- Введение в тему урока, определение задач на урок.
- Чтение и аналитическая работа с текстом
- Работа в группах
- Проверка выполнения работ:
- Заключение по уроку
- Домашнее задание
- Подведение итогов по уроку
- Беседа о жизни и творческом пути А.Платонова.
Учитель: Сегодня на уроке мы обращаем своё внимание на творчество человека с удивительной и сложной судьбой – Андрея Платоновича Платонова.
(открыть портрет А.Платонова).
Глядя на портрет писателя, нельзя не обратить внимание на его взгляд, грустный, даже тоскливый. На нас смотрит человек, раньше многих убедившийся в том, что чужого страдания и боли не бывает. В портрете нет ни примет внешнего успеха, ни бесчувственной важности. Платонов кажется простым, ранимым. А глаза, которые, как говорят, являются отражением души человека, наполнены любовью к людям.
В плане домашнего задания вы прочитали статью учебника, в которой приводятся определённые факты биографии писателя. Давайте напомним некоторые из них.
(слайд с вопросами: каждый новый вопрос по клику)
Вопросы к учащимся
- Какова настоящая фамилия писателя? (Климентов)
Платонов – это его литературное имя, или псевдоним.
- Кто были его родители? Что унаследовал от них А.Платонов?
(отец – паровозный машинист, слесарь Воронежских железнодорожных мастерских. Мать – дочь часового мастера, глубоко верующая женщина. От отца Платонов унаследовал любовь к технике и всякой «потной работе», от матери – понимание души русского православного человека.)
- Как вы понимаете выражение «потная работа»?
Учитель после ответа ученика: Действительно, Платонов не понаслышке знал, что такое тяжёлый физический труд. Незадолго до революции умерла мать Андрея Платонова. Он остался старшим среди десяти сестёр и братьев, поэтому в 14 лет был вынужден поступить на работу.
Он прошёл суровую школу труда, на своей спине испытал, «почём фунт лиха», и всё это укрепило его веру в людей, закалило характер, научило многое в жизни понимать, сделало сердце чутким и отзывчивым.
- На вопрос: «Каким литературным направлениям он сочувствует?», А.Платонов ответил: «Никаким, имею своё». Как вы понимаете ответ писателя на данный вопрос?
Учитель после ответа ученика: А.Платонов очень скоро определился как вполне зрелый мастер, с широким творческим горизонтом, со своеобразным видением мира, характерной, только ему присущей манерой письма.
Главную свою ( клик) задачу как писателя А.Платонов видел в том, «чтобы сеять души в людях». Немного странно это звучит, ведь люди и так обладают душой, и зачем её сеять? Но оглянитесь вокруг: один сорвал без особой надобности цветок и бросил его, другой кинул камень в собаку или кошку, третий равнодушно прошёл мимо человека, просящего о помощи. По Платонову, насколько человек способен любить мир, настолько он одарён душою.
И о чём бы ни шла речь в произведениях Платонова, он любое явление или дело рассматривал со стороны «человеческого сердца». Он как будто говорит нам со страниц своих произведений: «Люди, творите добро…»
Клик Именно так: «Люди, творите добро…» - называется наш урок по сказке – были А.Платонова «Неизвестный цветок».
- Введение в тему урока, определение задач на урок.
Учитель: Обратим внимание на жанр произведения – А. Платонов определил его как сказку – быль.
Вопрос: Как вы думаете, почему?
Учитель, подводя итог ответам учащихся: Сказка – вымысел, нереальность, все сказочное и необычное нас восторгает, заставляет удивляться, останавливаться и внимательнее рассматривать. Быль – это то, что находится рядом с нами, к чему мы привыкаем и, проходя мимо, часто не замечаем. Совмещая сказку и быль в одно понятие, А.Платонов как бы хочет сказать нам: «Остановитесь, всмотритесь и вслушайтесь в то, что вас окружает. Сделайте своё открытие мира, и пусть оно затронет вашу душу, научит вас быть внимательнее к повседневному».
К тому же в жизни, как и в сказке, есть добро и зло. И, как в сказке добро всегда побеждает, так и в жизни оно должно побеждать.
Значит, наша задача – работая с текстом произведения, обращая внимание и анализируя поступки героев, постараться понять, для чего живёт человек и как он должен жить, чем он должен руководствоваться в своей жизни.
- Чтение и аналитическая работа с текстом (стр.32 – 34).
Учитель: кто является героев данного фрагмента текста?
Наша первая задача – дать характеристику неизвестному цветку как литературному герою и заполнить таблицу, ответив на следующие вопросы:
- Где и как растёт цветок?(или, по-другому, его общественное и семейное положение)
- Каковы условия, в которых он растёт?
- Что ему необходимо было делать, чтобы расти?
- Какой отпечаток на его внешний облик наложили такие условия жизни?
Неизвестный цветок
Общественное и семейное положение героя | Рос один, никто и не знал, что он есть на земле | Черты характера: |
Трудолюбие Терпение Выносливость Упорство Целеустремлённость | ||
Условия, в которых он живёт | Камень и глина, отсутствие пищи | |
Поведение и поступки героя | трудился день и ночь | |
Внешний облик | Большие листья с разноцветными прожилками, |
Вопросы для обсуждения текста:
- Легко ли ему было вырасти и расцвести?
- Для того чтобы бороться с трудностями, необходимо иметь определённый характер. Какой характер у цветка?
(Записи в 3 колонку таблицы).
Учитель: Любое существо, даже цветок, заслуживает того, чтобы окружающие его услышали, увидели. Но по пустырю, где жил цветок, гулял лишь ветер, и никто не отзывался на тихий запах цветка, на этот зовущий голос маленькой жизни.
Пока однажды не появилась Даша.
(клик)
Наша вторая задача - дать характеристику Даше как литературному герою и заполнить таблицу, ответив на следующие вопросы.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Даша не смогла пройти мимо цветка?
(Даша скучает по маме, ей одиноко. Испытывая свою боль, она острее почувствовала боль чужую).
- Какие черты проявила Даша? Что ей потребовалось, чтобы не пройти мимо цветка и откликнуться на его зов?
(сострадание, сочувствие, понимание)
В таблицу: (по клику новый шаг).
Даша
Переживает свою боль. Острее чувствует боль другого. | Сострадание, сочувствие, понимание, желание помочь |
Поступок Даши - деятельное сострадание, которое даёт человеку право уважать себя и вызывает уважение со стороны окружающих. |
Учитель: Сострадание, сочувствие, понимание. Они так важны в жизни человека. Но и сочувствие, и сострадание могут по-разному проявляться в нашей жизни. Мы можем посочувствовать и пойти дальше, забыв о том, с чем столкнулись, а можем, как Даша, ….. помочь. Её сострадание было деятельным.
Вопросы для обсуждения:
- В чём проявилось деятельное сострадание Даши? (она привела на пустырь других ребят, которые превратили его в роскошный цветник прочитать (стр. 36).
- Работа в группах
Учитель: А сейчас, после разговора о героях сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок», давайте подумаем, чему учит сказка. Что хотел сказать нам писатель, когда, будучи тяжело больным, писал данное произведение?
Для выполнения следующей работы разобьёмся на группы. На выполнение данной работы даю 5 мин.
1 группа –На вопрос Даши: «А отчего ты на других непохожий?» , цветок ответил: «Оттого, что мне трудно». Подумать над ответом цветка. Можно ли сказать, что переживаемые трудности оставляют определённые следы?
2 группа: из данных высказываний выбрать те, которые отвечают поступкам и характеру цветка. Обосновать свой выбор. Отметить ключевые слова, отражающие отношение цветка к жизни.
3 группа - из данных высказываний выбрать те, которые отвечают поступкам и характеру Даши. Обосновать свой выбор. Отметить ключевые слова, отражающие характер Даши и её восприятие окружающей жизни.
4 группа – какие правила как руководство к действию в своей жизни можно определить после прочтения данного рассказа?
- Проверка выполнения работ:
1 группа –на вопрос Даши: «А отчего ты на других непохожий?» – цветок ответил: «Оттого, что мне трудно». Как вы можете объяснить ответ цветка? Можно ли сказать, что переживаемые трудности оставляют определённые следы?
Предполагаемый ответ, к которому необходимо подвести учеников: Когда кто-то испытывает определённые трудности в своей жизни, он обязательно меняется. Так и наш цветок: у него выросли листья, каких не было у других цветов. Переживания, волнения, страдания накладывают на него определённый отпечаток. Свои следы оставляют переживания и у людей. Это могут быть как внешние проявления, например: шрамы, раны, увечья, так и внутренние: особое выражение глаз, задумчивость, слёзы на глазах, перемена в настроении и поведении.
Учитель: Значит, если мы будем внимательнее к людям, то сможем понять, что они попали в какую-то трудную ситуацию, и постараться помочь им.
2 группа: из данных высказываний выбрать те, которые отвечают поступкам и характеру цветка. Обосновать свой выбор. Отметить ключевые слова, отражающие отношение цветка к жизни.
«Жить – значит действовать». (Франс)
«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». (Гораций)
«Жизнь требует движения». (Аристотель)
«Жить – это бороться, бороться – это жить». (П.Бомарше)
«Жить на белом свете – значит постоянно бороться и постоянно побеждать». (Н.И.Пирогов)
Ключевые слова в высказываниях: действие, борьба, желание победить, настойчивость, сила и выносливость.
Учитель: сказка учит, что даже самые маленькие могут быть сильными.
3 группа - из данных высказываний выбрать те, которые отвечают поступкам и характеру Даши. Обосновать свой выбор. Отметить ключевые слова, отражающие характер Даши и её восприятие окружающей жизни.
«Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несём ответственности». (А.Швейцер)
«Люди, у которых своё горе, умеют утешить других». (Марк Твен)
«Живёт лишь тот, кто не для одного себя живёт». (Менандр)
«Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть – нижней». (Марк Аврелий)
Ключевые слова: понимание, помощь ближнему, сострадание.
Учитель: Люди рождены, чтобы помогать друг другу. И этим мы должны руководствоваться в своей жизни.
4 группа – правила как руководство к действию в своей жизни.
Правила (вывесить на доску)
- научись ставить себя на место других.
- учись видеть мир глазами других.
- сочувствие – не только великая сила, но и потребность и долг.
- не уступай сложностям и опасностям.
- помогать попавшим в беду – обязанность каждого человека.
Учитель: И если каждый из нас будет следовать в своей жизни данным правилам, то наша жизнь расцветёт так же, как пустырь, который благодаря стараниям ребят стал прекрасным местом, где растут красивые цветы.
- Рефлексия.
Чтобы правила общения с окружающим нас миром прочнее вошли в наше сознание, дома вы ещё раз обратитесь к произведению, вспомните всё, о чём мы говорили сегодня на уроке.
Домашним заданием будут письменные работы.
- написать отзыв о произведении
( мнение, впечатление о прочитанном, оценка взаимоотношений героя с действующими лицами, понимание того, как к ним относится автор – сочувствует или осуждает, высмеивает или восторгается.
- напишите сочинение на тему «Открытие, которое я совершил».
(В окружающей жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам хотелось бы. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если прислушаться, то можно услышать безмолвный голос существа, ждущего помощи.)
- Что могла сказать Даша пионерам, чтобы они откликнулись на её зов помочь неизвестному цветку? Написать его как речь – выступление.
- Заключение по уроку
Учитель: В заключение нашего урока я предлагаю прослушать стихотворения, которые как нельзя лучше перекликаются с нашим произведением и с теми выводами, которые мы сегодня для себя сформулировали.
Цветок Цветок пробился из земли, Вот распустился он и - замер, Один, один на пустыре Стоит с закрытыми глазами. Нет, не тепличные условья, А чья-то добрая рука,- Земля, не каменная глыба Нужна для этого цветка. Пускай скорей исчезнут беды, Людская ненависть и ложь! Ты расцветешь, цветок прекрасный, Ты непременно расцветешь! А.Барто | Радуйтесь! Радуйтесь светлой поре! Все на земле быстротечно. Держится мир на добре, Только разумное вечно. Мудрость земли и воды, Зов перелесков и луга, Не унижайте других, Люди, любите друг друга. Всякая жизнь дорога, Ибо она уникальна. И пробегают года Быстро, светло и печально. Голос вселенной ,трубя, Вспыхнет над зеленью луга. Люди, творите добро, Люди, любите друг друга. Л. Татьяничева |
- Подведение итогов по уроку.
(оценка участия в уроке, активность во время обсуждения, работа в группах)
Раздаточный материал к уроку:
- на каждого ученика – листочки с таблицами и вариантами домашнего задания.
Неизвестный цветок
Общественное и семейное положение героя | Черты характера: | |
| ||
Условия, в которых он живёт | ||
Поведение и поступки героя | ||
Внешний облик |
Даша
Поступок Даши - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - зачёт по теме "Цветок"
Игра - зачёт по теме " Цветок". Материал 6 класса. Технология сотрудничество. Игра - это та форма рабрты с детьми, которая всегда проходит наиболее результативно. Именно благодаря игре можно не только...
Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: "Понятие об образе- символе" (по произведению В.М.Гаршина"Красный цветок")
Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы....
"Каменный цветок" Драматическая сказка в двух действиях, по мотивам сказов П. П. Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер».
Действующие лица Прокопыч– горный мастер.Данило– ученик Прокопыча.Катя– невеста Данила.Медной горы Хозяйка.Приказчик.Вихориха– бабка-знахарка.Автор....
Презентация к уроку по рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок"
в презентации представлены факты из жизни писателя, история создания рассказа и материал для работы над рассказом....
Cценарии праздников "Цветок для мамы" и Праздник Урожая
Сценарии Праздника Урожая и Дня матери "Цветок для мамы" разработаны для детей разновозрастной группы от 4 до 15 лет....
Презентация к уроку "Понятие об образе - символе"(по произведению Гаршина "Красный цветок"
Данная презентация поможет учителю при проведении урока по произведению В.М. Гаршина "Красный цветок". На примере изучения этого рассказа раскрывается понятие "образ-символ"....
Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».
Тип: урок- исследование Цели: 1) познакомить с фактами биографии А.Платонова; ...