Урок по литературе для 10 класса по драме А. Н. Островского "Бесприданница"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Тема урока «Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_10_klasse_po_drame_a.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 10 классе по драме        А.Н.Островского «Бесприданница».

«Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?»

Цель урока:

*создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского «Бесприданница».

Задачи урока:

*формировать нравственную позицию учащихся на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев;

*развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно – психологические особенности человеческой личности;

*совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;

*развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на  мир, аргументировать свою точку зрения.

Компоненты урока:

1.Постановка проблемы.

2.Пути решения проблемы.

3.Отработка версий учащихся (работа с текстом, с лексикой, с цитатами).

4.Формулировка выводов.

5.Подведение итогов (домашнее задание, оценка работы уч-ся)

                                Ход урока.

1. Слово учителя.

- Здравствуйте! Зависит ли что-либо в нашей жизни от таких простых вещей, на первый взгляд, слов: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесённые нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему?

                (Желая друг другу здоровья, люди выражают доброе расположение к собеседнику, входят в новый день с хорошим настроением, а значит, всё в этот день должно сложиться удачно.)

- Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского «Бесприданница», с какими словами входит Лариса Огудалова?

                (До свидания…Героиня вместо приветствия, произносит слова прощания).

- Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?

                (Нет, Лариса ведёт себя спокойно, уверенно, непринуждённо..

Да, в её голосе звучат нотки тревоги…)

- Итак, мнения разошлись. Попробуем решить вопрос: Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?

Для этого нам необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу. А может быть, имя главной героини подскажет решение проблемы или название драмы? Обычно название пьес Островского – поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом («Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень», «Без вины виноватые» и т.д.) Даже в «Грозе» есть подтекст. В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Ну, кто такая бесприданница?

Дайте толкование слова «бесприданница».

        Бесприданница – в старину: бедная девушка, не обеспеченная приданым.                 С.И.Ожегов «Словарь русского языка»

-Но во времена Островского слово «бесприданница» имело ещё одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.

        Разница есть, и по-иному звучит название пьесы, и мы задумываемся. Кто же она, Лариса Огудалова? Что для неё главное: приданое? деньги? А может быть, что-то ещё? Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что  Лариса – единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других?

2.Сообщение учащегося о Ларисе

3.-Первыми словами Ларисы в пьесе являются слова «до свидания». Почему? С кем она прошается?

                (Героиня стоит на пороге жизни, она уходит, но куда? С кем она прощается? Слова «Я на распутье …» доказывают это.

«Я на распутье…» Что означают эти слова героини?

(Работа со словом: толкование слова, лексический анализ)

        Распутье – перекрёсток двух или нескольких дорог. Перен.: в раздумье о том, что решить, что делать дальше, в нерешительности.     С.И.Ожегов «Словарь русского языка»

Вывод: Ларисе сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений. Она живёт по своим собственным законам, какие диктует ей её сердце. Мы видим безысходность ситуации, в которую попадает героиня (1действие,4 явление стр.83-монолог Ларисы)

4. - Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

Составление схемы на доске.

                                 

5.Отработка версий.

  1. «Мой дом – моя крепость», принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живёт. Что для Ларисы означает слово «дом»?

(Работа с текстом ( 2 действие, 3 явление стр.98-99)  Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом – это тихий уголок, о котором она только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. «Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне живу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда». «Бежала б я отсюда, куда глаза глядят»  «Скоро и лето пройдёт, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы». «Я по крайней мере душой отдохну». «Для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем». Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши.)

Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев «цыганским табором», закрыт для Ларисы, эта нить порвана в её судьбе, эта связь призрачна.

        2)-Может быть Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни? Проверим эту версию.

Сообщение учащегося о Х.И.Огудаловой.

Вывод: нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, насмехается над её порывами поселиться в Заболотье. «Без хитрости не проживёшь» - вот её девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: «Догонять мне её или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, всё-таки кругом неё люди… А здесь хоть и бросить, так потеря невелика». Игрой ва-банк становится для неё поступок дочери. И эта нить рвётся, слишком уж не прочна связь с матерью.

        3)- Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что они помогут спасти Ларису?

Сообщение учащегося о Кнурове и Вожеватове.

        Вывод. Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчёт. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают её товаром. «Дорогой бриллиант дорогой оправы требует», оценивают её они.(Торг между купцами д.4,явл.6 со слов Вожеватова «Что вам угодно?» до слов «Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово»).

- Что поражает больше всего в этом диалоге «друзей» Ларисы?

        Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведётся по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку.

Вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчётом и цинизмом. Рвётся ещё одна нить с жизнью.

        4)-Может любовь  спасёт Ларису?

Сообщение учащегося о Паратове.

Сообщение учащегося о Карандышеве.

- Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для неё спасательными кругами в огромном мире жизни?

Вывод. Их всех  объединяет расчёт и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадёживает её, использует её чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на «золотых приисках». Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой. Использует своё положение жениха, для того чтобы «покрасоваться» перед гостями. Он мстит за обиду, нанесённую ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И Паратов, и Карандышев стоят друг друга. После признания Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвётся в душе Ларисы.

6. - Ответим на первый вопрос темы урока: можно ли считать случайностью смерть героини?

                (Да, ведь Карандышев не хотел её убивать, он лишь вернуть её хотел.

                Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы её на земле, расчёт, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека. Ей не выжить в мире, где всё продаётся и покупается. Финал неизбежен.)

7. - Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен.

                (Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых (1д.4 явл. Стр.85), рассказ Вожеватого о Карандышеве на костюмированном вечере: «оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды» и т.д.

Вывод. Деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку.

8. - Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы?

                (Мать, Паратов, Карандышев…все виноваты).

- Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам. (Работа с цитатами)

        «Мы не виноваты, наше дело сторона…»

        «Никто не виноват, никто…это я сама».

«В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется её трагическая судьба»  (Ю.В.Лебедев)

«Источник трагедии Ларисы – роковая страсть…» (Н.А.Добролюбов)

«В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого…» (И.А.Овчинина)

(Обсуждение разных точек зрения уч-ся.)

9. –За что благодарит Лариса перед смертью Карандышева?

        (За то, что избавил её от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

Работа со словом «разочарование», подбор синонимов к слову.

        Разочарование – чувство неудовлетворённости по поводу чего-либо, несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверие – потря веры во что-то, разочарование.

10. Чтение монолога Ларисы ( 4 действие, 11 явление стр. 149 ) «Я любви искала и не нашла… её нет на свете, нечего и искать»(наизусть).

11.Подведение итогов урока, оценка работы уч-ся.

Рефлексия (каждый уч-ся заполняет рефлексивную карту)

Домашнее задание:

Письменно ответить на вопрос: «Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?

                        Рефлексивная карта

Ф.И. уч-ся_________________________________класс___________

Тема урока_________________________________________________
__________________________________________________________

Интересный момент урока

Мне не понравилось

Мой вклад в урок

Оценка, поставленная самому себе, какая, за что

Мои предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...

План открытого урока по литературе "А.С.Пушкин. Драма "Борис Годунов"

Представлен план открытого урока по литературе "А.С.Пушкин. Драма "Борис Годунов"...

Урок - сказка «Кто любит слушать сказки…» (Урок русской литературы, 5 класс)

Цель: Обобщение и систематизация  знаний  учащихся по теме «Сказки»Задачи:  1. Активизировать мыслительную и  творческую  деятельность   учащихся.2. Разв...