Урок по литературе в 6 классе по теме: "Василий Макарович Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Деятельность учителя |
1. Организационный (1 мин) | Здравствуйте, ребята! Подровняйтесь, пожалуйста! Присаживаемся. |
2. Актуализация знаний (7 мин) | Ребята, давайте вспомним, чьё творчество мы с вами изучали на последних уроках? (Распутина и Астафьева) Вспомните, я вам говорила, что, по мнению этих писателей, настоящая жизнь и мудрость где заключены? На чем стоит мир? (на деревне) А как вы считаете, если есть такое мировоззрение, то, наверно, должна бать и литература, которая это мировоззрение отражает? Так вот, это «Деревенская проза». Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством ещё одного очень талантливого писателя. Как его зовут? Василий Макарович Шукшин. А какое произведение ы сегодня будем анализировать? «Критики». На дом вам было задано прочитать биографию Шукшина и рассказ «Критики». Скажите, пожалуйста, как называлась одна из статей в учебнике, которая касается его литературного творчества? «Странные» люди – герои Шукшина», т.е. героями Шукшина становятся «странные» люди. Начинаем формулировать тему. Сначала что пишем? Василий Макарович Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя. |
3. Постановка цели и задач. (2 мин) | Ставим цели и задачи |
4. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин) | Мотивация |
5. Первичное усвоение новых знаний.(9 мин) | Итак, начнем с вами с того, кто же такой Василий Макарович Шукшин. Если очень коротко, то кто он? Писатель, сценарист, актер и режиссер. Давайте запишем. Давайте восстановим схему с помощью статьи. Записываем. Итак, биографию изучили? Какую задачу выполнили? Стали на шаг ближе к цели? |
6. Физкультминутка (1 мин) | Разминка. |
7. Первичная проверка понимания. (14 мин) | - Почему рассказ называется "Критики"? - Что объединяло Петьку и дедушку? (любили ходить в кино и обсуждать его после просмотра) - В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали? ( признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.) - Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему? ( Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду.) - Как вы думаете, почему "со взрослыми дед редко спорил об искусстве"? (Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность.) - Какой случай произошел с главными героями, когда приехали городские гости? - Почему так ведет себя дед? (Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало, поэтому он напился. ) - Как поступают взрослые? Муж тети? (Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта) - Как поступает тетя? (Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.) - Как поступает отец Петьки? (Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово "удосужил".) - Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним? (Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.) Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его. - Почему этот текст вызывает у вас улыбку? (Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.) - Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку? (Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.) Кратко изложили содержание. Теперь нужно заполнить табличку с цитатами. |
8. Рефлексия. (3 мин) | Рефлексия. |
9. Информация о домашнем задании (2 мин) | Стр. 138, задание под *** |
Черты героя | Цитаты |
1. Возраст и социальная принадлежность | |
2. Портрет. Чьими глазами он даётся? | |
3. Образование. Любимое занятие | |
4. Черты характера героя (огромный жизненный опыт, доброта, неумение воспринимать условности жизни, трудолюбие, прямота и др.) | |
5. Речь | |
6. Поступки | |
7. Оценка, данная другими персонажами |
Трудное детство писателя
От профессии к профессии
В мастерской М. Ромма
Первые шаги в литературе
Шукшин – сценарист, режиссер, актер
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / недоволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / непонятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / недоволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / непонятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / непонятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"
Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
Конспект урока истоков в 8 классе по теме: «Как Василий Суриков создал образ героя»
Цель урока: помочь учащимся осознать и научиться уважать колоссальный труд художника при создании образа героя....
Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"
Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"...
Презентация к уроку по литературе( 6 класс). Василий Макарович Шукшин "Критики"
Презентация к уроку по литературе( 6 класс). Василий Макарович Шукшин "Критики"...
Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)
Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...