И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа (урок литературы в 5 классе).
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Обобщающий урок литературы в 5 классе по творчеству И.С.Тургенева (по учебнику В.Я.Коровиной). Цели урока: познакомить с литературоведческими терминами "портрет", "пейзаж", "сравнение", "гипербола"; обобщить изученное по рассказу Тургенева "Муму"; воспитать интерес к русской литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turgenev-master_portreta_5kl.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа (обобщающий урок по рассказу «Муму»).
Цели: познакомить учащихся с литературоведческими терминами «портрет», «пейзаж», «сравнение», «гипербола»; обобщить изученное по рассказу И.С.Тургенева «Муму»; воспитать интерес к русской литературе.
Оборудование: проектор, ноутбук.
Ход урока.
- Организационный момент. Целеполагание.
II. Актуализация полученных знаний.
- Вспомните уроки русского языка и скажите, что такое портрет и пейзаж. Когда мы описывали портрет, а когда – пейзаж? (С портретом встретились при описании картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка!», а пейзаж описывали по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»).
III. Формирование новых ЗУН.
- Слова «пейзаж» и «портрет» имеют несколько значений, в том числе и литературоведческое. Обратимся к словарю литературоведческих терминов.
Пейзаж - картина природы в художественном произведении.
Портрет – изображение внешности героя в произведении.
- Запись в рабочих тетрадях понятий: «пейзаж», «портрет», «сравнение», «гипербола».
IV. Применение ЗУН.
1)И.С.Тургенев являлся мастером портрета и пейзажа. Попробуем это доказать и найдём описание Герасима. Чем среди крестьян выделялся Герасим? Какие слова передают отношение автора к герою? Какие сравнения и как помогают нам понять внутреннее состояние Герасима? («Немой и могучий, как дерево…», «как пойманный зверь…», «как молодой и здоровый бык…»). Далее будут ещё сравнения. Найдите их в тексте. В какой момент жизни героя появляется сравнение с гусаком? Почему? В какой момент жизни героя появляется сравнение со львом? Почему?
- О герое эпического произведения может поведать обстановка, которая его окружает, вид его жилья – интерьер. Найдите описание каморки Герасима и подумайте, с каких сторон характеризует немого дворника эта обстановка. (Герасим – мастер с золотыми руками, богатырь, одинокий и замкнутый человек).
-Зачем автор ввёл в повествование собачку? Найдите в тексте слова, как относился Герасим к Муму?
-Запишите в тетрадях, что мы узнали о Герасиме, а также примеры сравнений.
-Найдите примеры гипербол в тексте. Что общего, на ваш взгляд, между Герасимом и сказочными богатырями?
-Как относится к своему герою Тургенев? А как – вы?
2)И.С.Тургенев противопоставляет Герасима всем дворовым. Найдите описание других персонажей рассказа. С помощью каких деталей автор показывает своё отношение к этим героям? (Барыня: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи», у Гаврилы – жёлтые глазки и утиный нос, оловянные глазки Капитона, родинки на левой щеке Татьяны). Как написал Тургенев портреты барыни и дворовых? (В описании появляется ирония).
3)В эпических произведениях часто важную роль играет пейзаж. Найдите описание природы. (Отрывок «Возвращение Герасима в деревню»). Каким образом с помощью пейзажа передано состояние героя? (Летняя ночь показана не только в красках и звуках, которых не слышал глухой, но и в запахах, в прикосновениях ветра, в ощущениях Герасима, решительно идущего домой, сильного, энергичного, полного веры в свою правоту, желания вернуться к любимой крестьянской жизни. Не случайно герой в этом эпизоде сравнивается со львом – царём зверей, гордым и смелым).
4)Попробуйте перенести рассказ Тургенева на рисунки. Что бы вы запечатлели и как?
5)Показ иллюстраций (через проектор). Смогли ли уловить художники особенные черты героев? Найдите эпизоды к этим отрывкам.
V. Домашнее задание: 1) повторить литературоведческие термины; 2) какие пункты плана следует включить в ваше сочинение о Герасиме?
VI. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Бежин луг»).
Данный материал может быть использован на уроке литературы в 6 классе при изучении портретных характеристик героев и описании пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"....
Мастер- класс по применению интерактивных технологий на уроке литературы (5 класс)
Цель урока Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с текстом.Основное содержание темы, термины, п...
Презентация к уроку литературы 6 класс "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
Презентация к уроку по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...
Конспект урока по литературе в 6 классе "И.С.Тургенев -мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
Урок литературы входит в раздел "Из русской литературы XIX века"...
Презентация к уроку литературы 10 класс. Иван Сергеевич Тургенев: жизнь, судьба, творчество. 1 урок
Первый урок по изучению творчества И.С.Тургенева....
Презентация к уроку литературы 5 класс И.С. Тургенев "Муму"
Презентация к уроку литературы 5 класс И.С. Тургенев "Муму"...
Технологическая карта к уроку литературы 5 класс И.С. Тургенев "Муму"
Технологическая карта к уроку литературы 5 класс И.С. Тургенев "Муму"...