Проектная работа
проект по литературе (10 класс) на тему
Проектная работа по теме «Сравнительно-сопоставительное изучение произведений Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Е.Замятина «Мы»,Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_hismatovoy_l.r._i_nasrutdinovoy_a.t.doc | 499 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт филологии и межкультурной коммуникации
имени Льва Толстого
Кафедра русской и зарубежной литературы
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
«Сравнительно-сопоставительное изучение произведений Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Е.Замятина «Мы»,
Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Выполнили: слушатели курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы по теме
«Актуальные проблемы и современные подходы
к преподаванию учебного предмета «Литература»
в условиях реализации ФГОС ОО:
новое в школьных программах»
Хисматова Лилия Ракиповна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ имени академика Р.З.Сагдеева г.Буинск РТ»,
Насрутдинова Альсина Тальгатовна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ№23 с углубленным изучением отдельных предметов
Ново-Савиновского района г.Казани»
Проектная работа допущена к защите
Руководитель проектной работы___________Насрутдинова Л.Х.
«13» октября 2017г.
г.Казань
Содержание
I. Введение................................................................................................................3
II. Основная часть
1. Сопоставительно-сравнительное изучение произведений авторов:
1.1. Разумихин – герой Ф.М.Достоевского о воззрениях социалистов......8
1.2. Восприятие жизни строителя Интеграла Д-503 в романе Е.Замятина «Мы».....................................................................................................................11
1.3. Гай Монтэг, герой Рэя Брэдбери, о чтении книг...................................13
2. О сравнительно-сопоставительном методе..................................................16
3. Урок по творчеству писателей.....................................................................17
III. Заключение...............................................................................................................39
IV. Библиография............................................................................................................40
2
Введение.
«Для счастья нужно что-то делать,
что-то любить и во что-то верить»
Джозеф Аддисон
Современное общество переживает серьезный духовно-нравственный кризис. Этот факт не требует доказательств, он очевиден и признан всеми, кто хоть немного представляет себе современные реалии духовной жизни общества. После Второй мировой войны, вплоть до настоящего времени, формируются тенденции, которые во многом определяют состояние духовности человечества. Возникают новые проблемы, новые угрозы и новые реальности.
Оказалось, что на протяжении тысячелетий человечество так и не выработало в области мировоззрения серьезной альтернативы идеологическим установкам, в основе которых лежат стандарты общества потребления, ориентирующие человека на сугубо прагматичное и индивидуалистическое отношение к миру и окружению, обществу и государству, религии, вере и духовности.
Тем временем, уже в последней четверти 20 века стало очевидным, что эти установки, установки на научно-технический прорыв и интенсивное развитие производительных сил общества, ведут человечество в тупик эволюции. Характерным признаком такого технического сверхоптимизма является идеализация техники, переоценка возможностей ее развития, при этом технику рассматривают как первостепенный определяющий фактор социального развития. Но самое главное - сам по себе технический прогресс в отрыве от нравственности, духовного развития не только не способствует улучшению человеческой породы, но грозит вытеснить человеческое в человеке.
«В лесных сказках — леший, лохматый и корявый, как сосна, и с гоготом, рожденным из лесного ауканья; в степных — волшебный белый верблюд, летучий, как взвеянный вихрем песок; в полярных — кит-шаман и белый медведь с туловищем из мамонтовой кости. Но представьте себе страну, где единственная плодородная почва — асфальт, и на этой почве густые дебри — только фабричных
3
труб, и стада зверей только одной породы — автомобили, и никакого другого весеннего благоухания — кроме бензина. Эта каменная, асфальтовая, железная, бензинная, механическая страна…».
К таким обобщениям приходит Е.Замятин, русский писатель 20 века, когда он знакомится с произведениями английского писателя Г.Уэллса. «Железным Миргородом» назовет Сергей Есенин ведущую капиталистическую державу мира – Соединенные Штаты Америки; «Железная Лебедянь» откроется Е Замятину за камнем, бетоном, сталью, доками, подземными дорогами, автомобилями. Та же одурь, монотонность, недумание.
Вот к таким заключениям приходили русские писатели в своих взглядах на современное движение человеческой мысли. И наша проектная работа - это итог размышлений по поводу прочтения произведений, в которых авторы призывают человечество оглянуться, осмотреться, разобраться в том, что в нашем мире первично, а что вторично.
Проектная работа - это урок сравнительно-сопоставительного изучения произведений Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Е.И.Замятина «Мы», Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Что же объединяет этих писателей, писателей разных эпох и столетий? Какие же же ракурсы их произведений можно избрать для сопоставления?
Ф.М.Достоевский - писатель второй половины 19 века, века критического реализма. Е.И.Замятин – писатель 20 века. Рэй Брэдбери умер в 2012 году, в первой половине 21 века. Его вполне можно считать нашим современником. Общее в их произведениях было то, что все они говорили о том, что в человеке на первом месте - это душа, глубокая, ранимая, желающая любить и верить.
Один из героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» студент Разумихин с жаром доказывал следователю Порфирию Петровичу воззрения социалистов. Он доказывал, что источники всех преступлений - это среда, которая «заела». А вот если социальную систему построят математики, то общество будет праведным и безгрешным. А живую душу в расчет не брать.
4
Живая душа жизни потребует, она не послушается механики. Но сам роман доказал, что у каждого человека есть душа, и автор утверждает: «Солгал –то он бесподобно, а вот на натуру свою не сумел рассчитать».
Уже с первых страниц своего романа «Мы» Е.И.Замятин создает модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного, где все граждане обрели желаемое счастье. Во всяком случае таким оно предстает в восприятии повествователя – строителя Интеграла, математика Д-503. Однако бурные перемены начинают происходить с ним с того момента, когда в его жизнь входит 1-330. Первое ощущение душевной болезни приходит к герою, когда он слушает в ее исполнении музыку Скрябина. Ощущение утраты равновесия еще более усугубляется в герое романа, когда он посещает Древний Дом. «…ведь человек устроен так же дико…человеческие головы непрозрачны…». «Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа».
Фантастическая повесть замечательного американского писателя Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» написана в 1953 году. Автор рисует мир будущего, наполненный всякого рода техническими чудесами, но достижения эти, увы, не довели людей до добра, а направили человечество прямиком в тупик бездуховности, ликвидации культуры, полной опустошённости. Но и мы, современные люди, кажется, гигантскими шагами движемся именно по этому пути… В мире абсолютно одинаковых, полностью зомбированных с помощью «телевизионных стен» человеческих особей, мы встречаемся с главным героем – пожарником Гаем Монтэгом. Он живет в мире полного однообразия и серости. И вдруг на его пути вдруг возникла невесть откуда взявшаяся, удивительная, непохожая на других девушка – Кларисса, которая, вопреки запретам, любила книги, природу, музыку, звёзды, дождь – всё то, что делает человека человеком. И что запрещено государством! Считается отклонением от нормы. Именно она задаёт Монтэгу такой простой, на первый взгляд наивный вопрос: «А вы когда-нибудь читаете книги, которые сжигаете?». На самом деле – это главный вопрос в мире людей будущего. Кто они сами? Чувствующие неповторимость и ценность
5
человеческой цивилизации и всех её богатств или бездумные потребители всякого рода тупых развлечений, которые подсовывает им государственная пропаганда? Что им дорого? Мудрость книг, чудесные переливы музыки, изысканно построенные постулаты философии, роскошь интеллектуального общения или неприглядные сплетни «родственников» из «телевизионных стен», азарт гончих свор во время смертельной охоты на инакомыслящих и полная потеря человеческой личности, индивидуальности? Эти вопросы каждый решает для себя сам. Монтэг вдруг задумывается обо всем этом - впервые за целое десятилетие его страшной «работы».
Вот это и есть те авторские позиции, которые послужили нам строительным материалом для сравнительно-сопоставительного изучения произведений.
Чем же хорош данный метод?
Будучи принципом художественной структуры, методом анализа художественного произведения и литературного процесса, инструментом критики, сопоставление (сравнение) является одним из основных методических приемов школьного анализа. Его применение в школьном изучении художественных произведений отвечает принципу научности обучения. Роль сопоставления настолько значительна в умственной деятельности в процессе изучения литературы, насколько умение сопоставлять признается психологами одним из самых фундаментальных и первоначальных в онтогенезе умственных действий. Программа по литературе ориентирует учителя на формирование и развитие у школьников аналитических и синтезирующих умений, в первую очередь таких, как умение обобщать, делать выводы и сопоставлять различные явления и факты. Психологи, изучающие восприятие литературы учащимися, подтверждают то, что без сопоставления и установления связей невозможно полноценное восприятие произведения. Сравнение, выявление сходства и различия, предполагает в заключение обобщение, выводы, которые как бы закрепляют результат проведенной работы. Следует отметить, что применение этого приема значительно повышает активность школьников, так как вносит в обучение элемент
6
исследования и делает сам процесс познания живым, творческим.
Существуют разные виды сопоставления: сопоставление двух или нескольких произведений в тематическом, проблемно-идейном, теоретико- литературном планах; сопоставление нескольких точек зрения на произведение, образ героя; сопоставление литературного произведения с его экранизацией; самостоятельная оценка разной интерпретации актерами . Раскрывая связи, сравнение позволяет изучать предметы и явления в их изменении и развитии, т.е. во всей их диалектической сложности. Этот прием требует не простого пересказа, а анализа, выделения главного, оценки сравниваемых объектов, выявления причин сходства и различия. Всем этим достигается сознательность в обучении.
Для сравнения мы взяли три произведения, в которых есть, на наш взгляд, много общего. Существует общность в отдельных словах героев, в их поступках, в нравственных столкновениях самих произведений.
Проблема проектной работы: осознание важнейшей составляющей духовной жизни людей – свободы выбора во всем, от профессии, места жительства до образа жизни;
Актуальность проектной работы: определяется актуальностью проблемы поиска духовно-нравственных ценностей человека. Человек должен стремиться быть свободной гармоничной личностью, ведущей здоровый образ жизни, с тонкой душевной организацией и развитым интеллектом, физически подготовленным и высоконравственным.
Цель проектной работы: путем сопоставительно-сравнительного изучения произведений Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Е.И.Замятина «Мы» и Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту доказать, что абсурдной логике социалистов, властителей Единого Государства, механизмам противостоит пробуждающася душа, способная чувствовать, любить, страдать; душа, которая и делает человека человеком.
7
Основная часть.
1. Сопоставительно-сравнительное изучение произведений.
1.1. Разумихин – герой Ф.М.Достоевского о воззрениях социалистов
«Живая душа жизни потребует,
живая душа не послушается механики,
живая душа подозрительна…»
Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание»
3 ч., 5 гл..
«Мы все должны быть одинаковыми. Не свободными
и равными от рождения… тогда все будут счастливы.»
Рэй Брэдбери
«451 по Фаренгейту»1 ч..
В чем же заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем Ф.М.Достоевским? А в том, что совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, «пока мир стоит». Автор справедливо осудил «бунт» Раскольникова, но победу оставил не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки людям с очень чутким сердцем и доброй душой. Поэтому в романе очень много ведется разговоров о людской душе. Мы знаем, что в основе романа – преступление Родиона Раскольникова, именно с этим преступлением в романе связано все: все события, интриги, разговоры, слезы, мольбы. Но нам с вами нужно обратиться к 3 части романа, к монологу Разумихина. Он говорит о социалистах. Так о чем монолог?
(ученики обращаются к тексту, держат ответ)
Здесь звучит мысль о том, что преступление-это всего лишь ответ на ненормальность общественного устройства.
Но как же устроить правильность, нормальность этой общественной среды?
8
Только путем уничтожения человеческой натуры.
Словами одного из героев романа Разумихиным автор рассказывает о воззрениях социалистов: «преступление есть протест против ненормальности социального устройства - и только…». Эту мысль понять-то можно, но вот дальше, что предлагают социалисты (по словам Разумихина). Социальная система должна быть сформулирована какой-то математической головой, и в один миг она сделает его праведным и безгрешным. Без всякого живого процесса, без всякого исторического пути. Но самая тревожная мысль социалистов: «Не надо живой души!». «Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается!» «Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна!»
«Что же звучит ответом на эти воззрения?»
И ответом на эти воззрения звучат главы, в которых идет описание болезненного состояния главного героя романа после совершенного преступления. Интересно читать эти мысли в романе 19 века, ведь в нашем 21 веке эти мысли социального устройства общества показаны в художественных фильмах с людьми-роботами. Ни одного ребенка уже не удивишь тем, что в мире пытаются создать искусственных людей. А ведь Разумихин еще говорил о том, что таких людей «… из каучука сделать можно,- зато, не живая, зато без воли, зато рабская, не взбунтуется!»
И потом в данной главе (это 5 глава 3 части) идет разговор между героями о статье Родиона Раскольникова «О преступлении». В ней автор статьи разрешает «кровь по совести», то есть, если хочешь доказать, что ты сильный мира сего и можешь позволить себе убить, то убивай и живи спокойно. Но могут ли люди с доброй и красивой душой продолжать жить. Нет! «Они сами себя себя посекут, потому что очень благонравны…!» или «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» - это слова
9
Родиона Раскольникова в защиту благонравного убийцы, у которого чуткая душа. Может быть прав Разумихин в том, что защищает воззрения социалистов о математически высчитанном устройстве мира, где каучуковые люди, без натуры, без живой души. Но сам же Разумихин себе и отвечает, что : «С одной логикой нельзя через натуру перескочить!»
10
1.2. Восприятие жизни строителя Интеграла Д-503 в романе Е.Замятина «Мы»
Эта идея социалистов хорошо развивается и в произведениях писателей 20 века. В произведении Евгения Замятина «Мы» читатель может увидеть, что же произойдет после « устройства общества» социалистами. С первых строк писатель словами главного героя пытается погрузить нас в мир Единого Государства . Само название «Единое» многое говорит о жизни и самих жителях. Абсолютно одинаковые, живущие по строгому распорядку дня, не имеющие даже имени, они искренне считают себя счастливыми. Но что же для них счастье? Счастьем для жителей этого государства является лишь одна мысль о том, что все они являются частями огромного механизма под названием Единое Государство. «Мы счастливейшее среднее арифметическое» - именно так говорит один из персонажей этого произведения R-13. Личные интересы приравнены к интересам общественным, а жители могут жалеть лишь о том, что еще не каждая секунда времени распределена для блага государства. И даже любовь превращена в физиологический процесс, контролируемый государством. Они создали идеальное государство, залогом которого является отказ от свободы и души…Герои часто сравнивают свою жизнь с жизнью «древних» и даже трактовка Библейской легенды у них своя: «Тем двоим в раю -был предоставлен выбор: или счастье без свободы -или свобода без счастья ; третьего не дано. Они ,олухи, выбрали свободу, что же: понятно- потом века тосковали об оковах». Так значит отсутствие свободы здесь воспринимается ни тягостью, а как высшая степень благодарности. Что касается духовных запросов, то государство пошло не по пути их удовлетворения, а по пути их подавления, ограничения. Сведя любовь к чистой физиологии, Единое государство лишило человека личных привязанностей, чувства родства. Несмотря на кажущуюся монолитность , нумера абсолютно разобщены, отчуждены друг от друга, а потому легко управляемы. Единое
11
государство отняло у своих граждан возможность интеллектуального и художественного творчества, заменив его Единой Государственной Наукой, механической музыкой и государственной поэзией. Да, человек у Замятина именуется «нумер», тогда как Раскольников называл человека «вошью». Но главный герой романа Замятина Д-503 все же в глубине своего сознания догадывается, что есть в мире что-то не поддающееся логике, рассудку. Внутри себя он чувствует нечто, что мешает ему чувствовать себя идеальным нумером. И вот бурные перемены происходят с ним, когда в его жизнь входит И-330. Первое ощущение душевной болезни приходит к герою, когда он слушает музыку Скрябина в ее исполнении. Далее было посещение Древнего Дома, потом был аромат ландыша. После этих жизненных потрясений происходит радикальный перелом в жизни Д-503. Не частицей Вселенной считает он себя, а наоборот – вселенную чувствует в себе. После этого доктор и ставит диагноз: «По-видимому, у вас образовалась душа». Но нумер существует в Едином Государстве, где зарождение души называют эпидемией. Д-503 вступает в непримиримый конфликт с Единым Государством и с самим собой. Ощущение болезни борется с нежеланием выздоравливать, осознание долга перед обществом - с любовью к И-330, рассудок - с душой, сухая математическая логика - с непредсказуемой человеческой природой. В бездуховном обществе жить спокойно может тот, у кого нет души. В обществе, в котором решены все проблемы, душа не нужна. Значит разум победил? Е.Замятин в своем романе показал, что Единому Государству , его абсурдной логике противостоит пробуждающаяся душа, то есть способность чувствовать, любить, страдать. Душа, которая и делает человека человеком, личностью. Единое Государство не смогло убить в человеке его духовное эмоциональное начало. Поэтому нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственного. Так что не прав Разумихин в том, что отрицает натуру человеческую.
12
1.3. Гай Монтэг, герой Рэя Брэдбери, о чтении книг.
Не только Замятиным руководил страх за судьбу человечества. Идея того, что отсутствие свободы является залогом счастья была и в произведении Рея Брэдбери «451 по Фаренгейту». В этой истории душа человека воспринималась как источник страдания. Весь мир отгородился от страданий, душевных смятений, напрочь отказавшись от души. А главное каждый верил в свое искусственнее счастье. И та, и другая жизнь так и могла идти своим чередом. Но тут у человека появилась душа. Но появилась ли? Может быть, она всегда жила внутри жителей этих пустых государств, просто была слишком далеко, так далеко, что человек разучился слышать и чувствовать ее присутствие. И вот, появившись раз, она выступала в виде болезни, которая отныне не давала покоя своему обладателю. Но что же послужило развитию этой болезни? Любовь, чувства, интерес… Или просто внутренняя жизнь ,которая забурлила в наших героях , и уже не позволила считать себя лишь частью общего механизма. В них ожил целый мир, целая Вселенная , целая жизнь… Теперь новые чувства начинают одолевать ими. Герои не могут протестовать этому, да и как сопротивляться, если любовь, страх, ревность , счастье , настоящее счастье - это и есть человек? Именно эти чувства и вырвали их из общества одинаковых людей, они почувствовали себя собой, каждый отдельным человеком, со своей жизнью, с ошибками, убеждениями , со своим миром внутри. «По-видимому , у вас образовалась душа…» - вот так точно был поставлен диагноз нашему «больному» . Душа… А что же такое душа? Слово, которое состоит всего из четырех букв , но в то же время несет в себе целый калейдоскоп жизни.
Любить как все невозможно , жить как все тоже становится невозможным. Человек и его душа неотделимы с самого начала. Это наша душа страдает, когда нам плохо, и радуется, когда хорошо. Невозможно даже предположить, какую глубину таит в себе мир человека. Жизнь героев наших произведений не только
13
печальна, но и страшна. Ведь нет ничего страшнее человеческого бездушия. Ведь пока в нас есть душа, мы можем посягать на прощение, сострадание , отвагу , честь… Словом ли, делом ли, но мы можем попытаться восстановить это в человеке. А механизм? Можем ли мы заставить любить механизированную машину? Ведь той же машиной был бы и человек без души.
На протяжении всех рассуждений такие слова, как: «душа» и «жизнь» идут вместе, для меня всегда эти определения были неотделимы друг от друга. Понятие «жизнь» по своему смыслу такое же глубокое и необъятное, как и «душа» . Безусловно , можно прожить жизнь так, как это делают герои наших произведений. Можно просыпаться в одно и то же время, быть таким же как и миллионы вокруг, забыть о собственных интересах , отречься от любви. Почему бы и нет? Это легко, человек не обременен душевными смятениями ,фантазиями. Но есть другая сторона жизни. Полная, яркая, одурманивающая своими красками - вот какая может быть жизнь человека , не чувствующего себя частью целого. Нужно уметь жить , жить вместе со своими чувствами и порывами, добиваться целей ,мечтать, но при этом всегда оставаться человеком в душе. Именно об это писал Рэй Брэдбери в своем произведении «451 по Фаренгейту»:
«Шире открой глаза ,живи жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир. Он прекраснее любой мечты ,созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий , не ищи покоя – такого зверя нет на свете…». Человеку просто необходимо жить , видеть необъятность мира и всеми силами пытаться объять его, жить, отдавая себя полностью этому потоку жизни. А все это просто невозможно без души.
Каждый из нас хоть раз пытался обмануть свои чувства, успокоить совесть, заглушить боль от душевных ран. Но так же все мы знаем, что это невозможно. «С одной логикой через натуру не перескочить», - именно так рассуждает Разумихин . Это ответ на вечный конфликт разума и чувств. Никогда не сможет
14
человек противостоять своим чувствам, будь то боль, счастье , ревность, предательство. Но плохо ли это? Ответ здесь очевиден. Насколько страшна и жестока жизнь без простого человеческого тепла, без любви и сострадания. Бездушие никогда не может стать лучше человеческих переживаний, фантазий, как и сам разум никогда не сможет одолеть душу человека.
Многие будут пытаться сделать свою жизнь идеальной, расписанной поминутно, они будут пытаться отгородиться от страданий и боли , но вместе с тем лишаться настоящих чувств. Они будут пытаться быть счастливыми. Но подумайте ,нужно ли вам искусственное счастье?
15
- О сравнительно-сопоставительном методе.
Сравнительно-сопоставительный метод – выявление природы разнородных объектов при помощи сопоставления по определенным параметрам.
Будучи принципом художественной структуры, методом анализа художественного произведения и литературного процесса, инструментом критики, сопоставление (сравнение) является одним из основных методических приемов школьного анализа. Его применение в школьном изучении художественных произведений отвечает принципу научности обучения. Роль сопоставления настолько значительна в умственной деятельности в процессе изучения литературы, насколько умение сопоставлять признается психологами одним из самых фундаментальных и первоначальных в онтогенезе умственных действий. Программа по литературе ориентирует учителя на формирование и развитие у школьников аналитических и синтезирующих умений, в первую очередь таких, как умение обобщать, делать выводы и сопоставлять различные явления и факты. Психологи, изучающие восприятие литературы учащимися, подтверждают то, что без сопоставления и установления связей невозможно полноценное восприятие произведения. Сравнение, выявление сходства и различия, предполагает в заключение обобщение, выводы, которые как бы закрепляют результат проведенной работы. Следует отметить, что применение этого приема значительно повышает активность школьников, так как вносит в обучение элемент исследования и делает сам процесс познания живым, творческим.
Существуют разные виды сопоставления: сопоставление двух или нескольких произведений в тематическом, проблемно-идейном, теоретико- литературном планах; сопоставление нескольких точек зрения на произведение, образ героя; сопоставление литературного произведения с его экранизацией; самостоятельная оценка разной интерпретации актерами . Раскрывая связи, сравнение позволяет изучать предметы и явления в их изменении и развитии, т.е. во всей их диалектической сложности. Этот прием требует не простого пересказа, а анализа, выделения главного, оценки сравниваемых объектов, выявления причин сходства и различия. Всем этим достигается сознательность в обучении.
16
3. Урок по творчеству писателей.
Технологическая карта урока.
Учителя | Хисматова Лилия Ракиповна, Насрутдинова Альсина Тальгатовна | |
Класс | 10 | |
Предмет | Литература | |
Тема урока | «Урок сравнительно-сопоставительного изучения произведений Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Е.И.Замятина «Мы» и Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» | |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации ЗУН | |
Цель деятельности учителя | Организовать деятельность учащихся по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о романах Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Е.И.Замятина «Мы» и Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту»; учить детей обобщению и формулированию выводов об отличительных особенностях произведений на примере произведений Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Е.И.Замятина «Мы» и Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту». Обогащать словарный запас учащихся, развивать навыки работы в парах, умение формулировать мысль, выбирать главное. Воспитывать культуру общения: привести учащихся к убеждению, что нужно быть воспитанным, обходительным и вежливым собеседником. Формировать навык многоуровневого анализа художественного произведения. | |
Универсальные учебные действия | ||
Регулятивные | Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока и искать её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы. | |
Познавательные | Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему). | |
Коммуникативные | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других. | |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: использовать знания, умения, навыки при работе с текстом художественной литературы, сопоставлении и сравнении трех текстов произведений Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Е.И.Замятина «Мы» и Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни, способность использовать знания литературного материала как средство получения знаний по другим предметам. Личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации занятий, осознание эстетической ценности произведений Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Е.И.Замятина «Мы» и Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту»; продолжение формирования умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развитие умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию; продолжить развитие умения анализировать и оценивать собственную деятельность; продолжить воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей | |
Материально-технические средства | Экран, компьютер, мультимедийный проектор | |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, раздаточный материал. | |
Образовательные ресурсы | http://www.urok.net; vitanova.ru | |
Основные понятия | Сравнение, сюжет, композиция. |
Организационная структура (сценарий) урока.
Основные этапы урока. Цели этапа | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Промежуточный контроль | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
1.Мобилизующий этап. Создание доброжелательной атмосферы. Эмоциональная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует класс, настраивает на урок | Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Все за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пускай улыбнётся сегодня удача, Совсем ведь несложная это задача. | Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная Индивидуальная | Л. Самоопределение. Положительно настраиваются на учение, на познавательную деятельность. | Листы обратной связи |
2.Мотивация к учебной деятельности. Подвести учащихся к самостоятельной постановке познавательной цели. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. | Знакомит с заданием. Ставит учебную задачу. | -Посмотрите на изображение на экране. Мы видим, что здесь изображены гениальные русские писатели– кто это? -А что изображено ниже? -Да, это известные писатели Ф.М.Достоевский, Е.Замятин, Р.Д.Бредбери - Итак, давайте вместе попробуем обозначить тему нашего урок. О чём мы сегодня будем говорить?Сегодня мы с вами будем сопоставлять или сравнивать произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Е.И.Замятина «Мы» и Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» Откройте тетради, запишите сегодняшнее число на полях и тему урока. «Словарная работа - Прежде чем мы перейдём к дальнейшей работе, давайте вспомним уже знакомое нам определение. Итак, сегодня мы будем сопоставлять, сравнивать произведения. Что же такое сравнение? Давайте запишем это определение в словарик. Литературоведческий словарь дает определение: Сравнение - это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить - значит найти черты сходства и различия. | Отвечают на вопросы, корректируют ответы. Записывают новое определение в словарик в тетради | Индивидуальная, Коллективная поисковая деятельность. | Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П.Построение логической цепочки рассуждений. К.Умение с достаточной полнотой выражать мысли. | Устные ответы. Письменная работа. |
3. Введение в тему. Создать условия для погружения в проблемную ситуацию. | Беседа, обдумывание результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Предлагает для рассмотрения проблемные вопросы. | - Итак, давайте рассмотрим вопросы, ответы на которые получим в ходе сегодняшнего урока.(проблемные вопросы) | Задумываются над проблемными вопросами. | Фронтальная работа | П.Постановка проблемы. Построение речевого высказывания. Л.Нравственно-этическая ориентация. | Задают вопросы для уточнения информации |
4.Актуализация знаний. Первичное закрепление Анализ имеющихся знаний. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственности связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами эвристической беседы. Обсуждение результатов наблюдения. Развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля. | Слушает ответы, даёт возможность учащимся работать друг с другом. | В чем же заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем Ф.М.Достоевским? А в том, что совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, «пока мир стоит». Автор справедливо осудил «бунт» Раскольникова, но победу оставил не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки людям с очень чутким сердцем и доброй душой. Поэтому в романе очень много ведется разговоров о людской душе. Мы знаем, что в основе романа – преступление Родиона Раскольникова, именно с этим преступлением в романе связано все: все события, интриги, разговоры, слезы, мольбы. Но нам с вами нужно обратиться к 3 части романа, к монологу Разумихина. Он говорит о социалистах. Так о чем монолог? Здесь звучит мысль о том, что преступление-это всего лишь ответ на ненормальность общественного устройства. | Осуществляют (устно) разбивку на кластеры, называя отличительные черты народных сказок. | Фронтальная. | П.Поиск необходимой информации. Установление причинно-следственных связей. К.Инициативное сотрудничество. Умение выражать мысли. Р.Постановка учебной задачи .Принимают и сохраняют учебную задачу. | Устные ответы. |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. Раскрытие сущности новых понятий. Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Развитие навыков работы в сотрудничестве, организация самостоятельной работы в группе. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. | Предлагает сформулировать сходства и различие сказок по отдельным аспектам. Обсуждение. Осуществляет с учащимися практическую работу с текстами романов. | Но как же устроить правильность, нормальность этой общественной среды? Только путем уничтожения человеческой натуры. Словами одного из героев романа Разумихиным автор рассказывает о воззрениях социалистов: «преступление есть протест против ненормальности социального устройства - и только…». Эту мысль понять-то можно, но вот дальше, что предлагают социалисты (по словам Разумихина). Социальная система должна быть сформулирована какой-то математической головой, и в один миг она сделает его праведным и безгрешным. Без всякого живого процесса, без всякого исторического пути. Но самая тревожная мысль социалистов: «Не надо живой души!». «Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается!» «Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна!» «Что же звучит ответом на эти воззрения?» И ответом на эти воззрения звучат главы, в которых идет описание болезненного состояния главного героя романа после совершенного преступления. Интересно читать эти мысли в романе 19 века, ведь в нашем 21 веке эти мысли социального устройства общества показаны в художественных фильмах с людьми-роботами. Ни одного ребенка уже не удивишь тем, что в мире пытаются создать искусственных людей. А ведь Разумихин еще говорил о том, что таких людей «… из каучука сделать можно,- зато, не живая, зато без воли, зато рабская, не взбунтуется!» И потом в данной главе (это 5 глава 3 части) идет разговор между героями о статье Родиона Раскольникова «О преступлении». В ней автор статьи разрешает «кровь по совести», то есть, если хочешь доказать, что ты сильный мира сего и можешь позволить себе убить, то убивай и живи спокойно. Но могут ли люди с доброй и красивой душой продолжать жить. Нет! «Они сами себя себя посекут, потому что очень благонравны…!» или «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» - это слова Родиона Раскольникова в защиту благонравного убийцы, у которого чуткая душа. Может быть прав Разумихин в том, что защищает воззрения социалистов о математически высчитанном устройстве мира, где каучуковые люди, без натуры, без живой души. Но сам же Разумихин себе и отвечает, что : «С одной логикой нельзя через натуру перескочить!» | Задают вопросы для уточнения. Концентрируют внимание на заданиях, размышляют, анализируют, делают выводы, обобщая информацию. В течение минуты обсуждают с соседом сходство и различие в содержании произведений. Развивают умение высказать своё мнение о прочитанном. Отвечают об основе сюжетов сказок. Раскладывают карточки в виде цепочки-связи. Обдумывают самостоятельно ответ на вопрос и фиксируют его в тетради в течение трёх минут. Затем обсуждают свои записи в тетради с соседом в течение одной минуты. После обсуждения высказывают своё мнение вслух. Записывают в тетради недостающие пункты. | Индивидуальная, в парах. Фронтальная. Работа в парах. Индивидуальная, работа в парах. Фронтальная. | К. Осуществляют индивидуальную и совместную деятельность в парах с учётом конкретно-познавательных задач. Р. Составление плана и последовательности действий. П. Поиск и выделение нужной информации, выполнение предложенных заданий. | Устные ответы. Письменная работа. |
6. Физкультминутка | Напоминает о минуте отдыха. | Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова -это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к рукам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть. | Выполняют элементарные физические упражнения. | Фронтальная | Л.Понимают значение профилактики переутомления организма. | ||
7. Этап реализации. Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий. Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания учебного действия. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. | Предлагает учащимся практическую работу с текстами произведений по определённым аспектам. | Эта идея социалистов хорошо развивается и в произведениях писателей 20 века. В произведении Евгения Замятина «Мы» читатель может увидеть, что же произойдет после « устройства общества» социалистами. С первых строк писатель словами главного героя пытается погрузить нас в мир Единого Государства . Само название «Единое» многое говорит о жизни и самих жителях. Абсолютно одинаковые, живущие по строгому распорядку дня, не имеющие даже имени, они искренне считают себя счастливыми. Но что же для них счастье? Счастьем для жителей этого государства является лишь одна мысль о том, что все они являются частями огромного механизма под названием Единое Государство. «Мы счастливейшее среднее арифметическое» - именно так говорит один из персонажей этого произведения R-13. Личные интересы приравнены к интересам общественным, а жители могут жалеть лишь о том, что еще не каждая секунда времени распределена для блага государства. И даже любовь превращена в физиологический процесс, контролируемый государством. Они создали идеальное государство, залогом которого является отказ от свободы и души…Герои часто сравнивают свою жизнь с жизнью «древних» и даже трактовка Библейской легенды у них своя: «Тем двоим в раю -был предоставлен выбор: или счастье без свободы -или свобода без счастья ; третьего не дано. Они ,олухи, выбрали свободу, что же: понятно- потом века тосковали об оковах». Так значит отсутствие свободы здесь воспринимается ни тягостью, а как высшая степень благодарности. Что касается духовных запросов, то государство пошло не по пути их удовлетворения, а по пути их подавления, ограничения. Сведя любовь к чистой физиологии, Единое государство лишило человека личных привязанностей, чувства родства. Несмотря на кажущуюся монолитность , нумера абсолютно разобщены, отчуждены друг от друга, а потому легко управляемы. Единое государство отняло у своих граждан возможность интеллектуального и художественного творчества, заменив его Единой Государственной Наукой, механической музыкой и государственной поэзией. Да, человек у Замятина именуется «нумер», тогда как Раскольников называл человека «вошью». Но главный герой романа Замятина Д-503 все же в глубине своего сознания догадывается, что есть в мире что-то не поддающееся логике, рассудку. Внутри себя он чувствует нечто, что мешает ему чувствовать себя идеальным нумером. И вот бурные перемены происходят с ним, когда в его жизнь входит И-330. Первое ощущение душевной болезни приходит к герою, когда он слушает музыку Скрябина в ее исполнении. Далее было посещение Древнего Дома, потом был аромат ландыша. После этих жизненных потрясений происходит радикальный перелом в жизни Д-503. Не частицей Вселенной считает он себя, а наоборот – вселенную чувствует в себе. После этого доктор и ставит диагноз: «По-видимому, у вас образовалась душа». Но нумер существует в Едином Государстве, где зарождение души называют эпидемией. Д-503 вступает в непримиримый конфликт с Единым Государством и с самим собой. Ощущение болезни борется с нежеланием выздоравливать, осознание долга перед обществом - с любовью к И-330, рассудок - с душой, сухая математическая логика - с непредсказуемой человеческой природой. В бездуховном обществе жить спокойно может тот, у кого нет души. В обществе, в котором решены все проблемы, душа не нужна. Значит разум победил? Е.Замятин в своем романе показал, что Единому Государству , его абсурдной логике противостоит пробуждающаяся душа, то есть способность чувствовать, любить, страдать. Душа, которая и делает человека человеком, личностью. Единое Государство не смогло убить в человеке его духовное эмоциональное начало. Поэтому нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственного. Так что не прав Разумихин в том, что отрицает натуру человеческую. | Работают по вариантам с текстом произведений, анализируя сходства-различия в композиции произведений Рассматривают устно форму произведений. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Фронтальная работа. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. | Устные ответы. Письменная работа. |
8.Продукт деятельности. | Обобщение полученных на уроке сведений. | Подводит учащихся к формулировке выводов практической деятельности, подведению итогов работы. | Не только Замятиным руководил страх за судьбу человечества.Идея того, что отсутствие свободы является залогом счастья была и в произведении Рея Брэдбери «451 по Фаренгейту». В этой истории душа человека воспринималась как источник страдания. Весь мир отгородился от страданий, душевных смятений, напрочь отказавшись от души. А главное каждый верил в свое искусственнее счастье. И та, и другая жизнь так и могла идти своим чередом. Но тут у человека появилась душа. Но появилась ли? Может быть, она всегда жила внутри жителей этих пустых государств, просто была слишком далеко, так далеко, что человек разучился слышать и чувствовать ее присутствие. И вот, появившись раз, она выступала в виде болезни, которая отныне не давала покоя своему обладателю. Но что же послужило развитию этой болезни? Любовь, чувства, интерес… Или просто внутренняя жизнь ,которая забурлила в наших героях , и уже не позволила считать себя лишь частью общего механизма. В них ожил целый мир, целая Вселенная, целая жизнь… Теперь новые чувства начинают одолевать ими. Герои не могут протестовать этому, да и как сопротивляться, если любовь, страх, ревность , счастье, настоящее счастье - это и есть человек? Именно эти чувства и вырвали их из общества одинаковых людей, они почувствовали себя собой, каждый отдельным человеком, со своей жизнью, с ошибками, убеждениями, со своим миром внутри. «По-видимому , у вас образовалась душа…» - вот так точно был поставлен диагноз нашему «больному» . Душа… А что же такое душа? Слово, которое состоит всего из четырех букв , но в то же время несет в себе целый калейдоскоп жизни. Любить как все невозможно , жить как все тоже становится невозможным. Человек и его душа неотделимы с самого начала. Это наша душа страдает, когда нам плохо, и радуется, когда хорошо. Невозможно даже предположить, какую глубину таит в себе мир человека. Жизнь героев наших произведений не только печальна, но и страшна. Ведь нет ничего страшнее человеческого бездушия. Ведь пока в нас есть душа, мы можем посягать на прощение, сострадание , отвагу , честь… Словом ли, делом ли, но мы можем попытаться восстановить это в человеке. А механизм? Можем ли мы заставить любить механизированную машину? Ведь той же машиной был бы и человек без души. На протяжении всех рассуждений такие слова, как: «душа» и «жизнь» идут вместе, для меня всегда эти определения были неотделимы друг от друга. Понятие «жизнь» по своему смыслу такое же глубокое и необъятное, как и «душа» . Безусловно , можно прожить жизнь так, как это делают герои наших произведений. Можно просыпаться в одно и то же время, быть таким же как и миллионы вокруг, забыть о собственных интересах , отречься от любви. Почему бы и нет? Это легко, человек не обременен душевными смятениями ,фантазиями. Но есть другая сторона жизни. Полная, яркая, одурманивающая своими красками - вот какая может быть жизнь человека , не чувствующего себя частью целого. Нужно уметь жить , жить вместе со своими чувствами и порывами, добиваться целей ,мечтать, но при этом всегда оставаться человеком в душе. Именно об это писал Рэй Брэдбери в своем произведении «451 по Фаренгейту»: «Шире открой глаза ,живи жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир. Он прекраснее любой мечты ,созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий , не ищи покоя – такого зверя нет на свете…». Человеку просто необходимо жить , видеть необъятность мира и всеми силами пытаться объять его, жить, отдавая себя полностью этому потоку жизни. А все это просто невозможно без души. | Формулируют итоговые выводы о сходстве данных литературных произведений. | Фронтальная работа. Фронтальная работа. | П.Учатся выделять существенные связи, устанавливать и структурировать отношения между элементами информации. К.Учатся выступать перед аудиторией. Оценивание действий партнёра и своих собственных. Р.Оценка результатов работы. | Устные ответы. |
Закрепление изученного. Обобщить полученные на уроке сведения. | - Итак, вернёмся к нашим трём проблемным вопросам, которые были поставлены в начале нашего урока и дадим на них ответы (дети отвечают на вопросы). | Дают ответы на проблемные вопросы, обозначенные в начале урока. | |||||
9. Рефлексия. Осмыслить выполненную на уроке работу, определить своё отношение к теме. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. | Заключительная беседа по вопросам. | Осуществляет контроль и коррекцию. | - Какую ставили учебную задачу? Удалось ли ее решить? Что понравилось на уроке? - Итак, на сегодняшнем уроке вы выяснили, что тема осознания ценности человеческой души звучит и в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», и у Е.И.Замятина в «Мы» и у Рэя Брэдбери в «451 по Фаренгейту» | Работают с листком оценивания. | Индивидуальная. Фронтальная | Р.Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Самооценка. | Листы оценивания. |
10.Домашнее задание дифференцированного плана. | Фиксирование домашнего задания в дневниках. | Инструктирует обучающихся по выполнению дифференцированного домашнего задания. |
| Записывают домашнее задание. | Индивидуальная. Фронтальная | К. Инициатива в выборе задания. | Дневники обучающихся. |
39
III. Выводы, обобщение
Моральные устои общества - это главные фильтры для создания и поддержания системы государства, в которой на первом месте должны быть достоинство и свобода личности. Человек должен различать чужое и враждебное. Духовность должна защищать нас от неправильных поступков и разрушительных действий в отношении окружающих и самих себя.
Каждый из нас хоть раз пытался обмануть свои чувства, успокоить совесть, заглушить боль от душевных ран. Но так же все мы знаем, что это невозможно. «С одной логикой через натуру не перескочить», - именно так рассуждает Разумихин . Это ответ на вечный конфликт разума и чувств. Никогда не сможет человек противостоять своим чувствам, будь то боль, счастье , ревность, предательство. Но плохо ли это? Ответ здесь очевиден. Насколько страшна и жестока жизнь без простого человеческого тепла, без любви и сострадания. Бездушие никогда не может стать лучше человеческих переживаний, фантазий, как и сам разум никогда не сможет одолеть душу человека.
Многие будут пытаться сделать свою жизнь идеальной, расписанной поминутно, они будут пытаться отгородиться от страданий и боли , но вместе с тем лишаться настоящих чувств. Они будут пытаться быть счастливыми. Но подумайте ,нужно ли вам искусственное счастье?
40
Библиография
- Достоевский Ф.М.. Преступление и наказание. Ленинград. «Наука». Ленинградское отделение.. 1989;
- Замятин Евгений, Избранное. Москва. Издательство «Правда», 1989.
- Брэдбери , Рэй. 451 по Фаренгейту/Рэй Брэдбери; (перевод с англ. В.Бабенко).- Москва :
Издательство «Э», 2016 (Интеллектуальный бестселлер);
- Харитонова О.Н., «Золотой век – мечта самая невероятная из всех, какие были…». О русской социальной утопии. «Литература в школе», 1989. - №3.
- Нянковский М.А., Антиутопия. К изучению романа Е.Замятина «Мы». Русская литература 20 века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч. – Ч.1// Агеносов В.В. и др.; Под ред. Агеносова В.В, - М.; Дрофа, 1996.
- Шестакова Е.А. «Ужасный мир будущего… а, может, настоящего?»
- http://www.proza.ru/2011/05/08/3
- https://infourok.ru/sistema_urokov_po_izucheniyu_romana_dostoevskogo_prestuplenie_i_nakazanie__10_klass-384088.htm
- https://infourok.ru/razrabotka__uroka_na_temu__e.zamyatin._roman_my.-112340.htm
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/30/urok-s-krasochnoy-prezentatsiey-451-po-farengeytu-po-povesti
- http://www.alldostoevsky.ru/2015/04/kritika-prestuplenie-i-nakazanie-pisarev-dostoevskij.html
- http://www.alldostoevsky.ru/
- http://litrusia.ru/11594-kritika-o-romane-e-i-zamyatina-my.html
- http://conf.omua.ru/content/roman-reya-bredberi-451o-po-farengeytu-v-ocenke-literaturovedov-i-kritikov
41
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа как эффективное средство самостоятельной работы учащихся
Методическая разработка к выступлению на педагогическом совещании...
Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовате...
Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"
Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1 содержит примерные темы ...
Проектная работа "Роль проектного метода в повышении эффективности преподавания раздела «Народные промыслы»
Проектная работа по изобразительному искусству...
Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»».
Данный проект предназначен для детей старшего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей и творческих людей, которые любят творить и создавать шедевры своими руками....
Проектная работа "Воспитание добра через сказку у детей с ОВЗ путем вовлечения в проектную деятельность"
Сказка!!! Как много значит это слово человеку, помнящему свое детство. Сразу перед любым читателем встают памятные образы любимых сказочных героев. Если это золотая рыбка - то она щедро награжда...
Проектная работа по геометрии. Реальная математика Проектно-расчетное бюро по ремонту помещений
Работа представляет собой шаблон проекта групповой работы школьников, где учащиеся применяют знания геометрии на практических задачах и повторяют учебный материал для подготовки к экзаменам....