Литература 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Грига Ирина Иннокентьевна

Рабочая программа по литературе для 11 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Литература» 11  класс составлена Грига И.И  на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования и программы по литературе к учебному комплексу для 11 класса (авт.: Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А.М. Турков, и др., под редакцией В.П. Журавлева).

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в её лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России.

Рабочая программа выполняет две основные функции: информационно-методическая функция  (цели, содержание, общая стратегия обучения, воспитание и развитие). Организационно-планирующая функция (этапы обучения, структурирование учебного материала и промежуточная аттестация учащихся).

Актуальность программы

Проблемы образования в XXI в. интересуют учёных и учителей, родителей  и учащихся. Современный учитель в чём-то похож на поэта, о котором С.С.Аверинцев пишет: «Его задача – не только и не столько учить и разъяснять, сколько показывать и внушать» (Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1977. – С. 218).

Художественная литература признана сыграть особую роль в формировании  самосознания современного общества, в его гуманизацию. Она несёт в себе художественную, эстетическую память народа. На сегодняшний день проблема чтения, формирование у  читателя его духовного мира продолжает быть едва ли не самой актуальной научной проблемой, поэтому не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

Программа адресована ученикам 11 класса МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа»


Цели и задачи

Основная цель курса – характеристика русской литературы XX в., её своеобразие, значение в развитии мирового литературного процесса.

Задачи:

-Освоение текстов художественных произведений с учётом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов.

-Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

-Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; развитие устной и письменной речи учащихся.

-Создавать здоровый психологический климат на уроках, повышать мотивацию учащихся посредством чередования видов деятельности.

Характеристика предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Учет возрастных и психологических особенностей детей

   Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей старшего школьного возраста.

  У старшеклассников в возрасте от 15 до 17 – 18 лет возникает учебно-профессиональная деятельность. У них развиваются профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, формируются нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения.

Условия реализации программы

  Реализация целей, являющихся главным условием эффективной учебной деятельности школьников, невозможна без использования основных образовательных ресурсов: учебников, учебно-методических материалов, наглядных  пособий и таблиц, интернета, электронных учебников. При отборе средств обучения соблюдены следующие условия: учтена специфика предмета и соответственно включены характерные только для литературы средства.

Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 102 часа; из расчета 3 часа в неделю.

Учебно-методический комплект

  1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в.: 11 класс, I полугодие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Универсальные разработки по литературе: 11 класс, II полугодие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2007.

Учебный план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля

теоретических

практических

1

Введение

2

2

2

И.А.Бунин

3

2

1

сочинение

3

А.И.Куприн

4

2

2

сочинение

4

М.Горький

5

3

2

5

«Серебряный век» русской литературы.  Символизм

4

2

2

сочинение, чтение наизусть

6

А.А.Блок

10

6

4

сочинение

7

 Новокрестьянская поэзия.  Н.А.Клюев

1

1

-

Чтение наизусть

8

С.А.Есенин

6

4

2

Чтение наизусть

9

 В.В.Маяковский

8

6

2

10

Литературный процесс 20 –х годов   XX века.

1

1

-

11

Тема революции и Гражданской войны. А.А.Фадеев «Разгром»

2

2

-

Сочинение, ответы на вопросы

12

Литература 30 – х годов XX века

2

2

-

Отзыв о прочитанном

13

М.А.Булгаков

7

5

2

сочинение

14

А.П.Платонов

2

2

15

А.А.Ахматова

4

2

2

Чтение наизусть

16

М.И.Цветаева

2

2

-

Чтение наизусь

17

О.Э.Мандельштам

1

1

-

18

М.А.Шолохов

8

5

3

сочинение

18

Литература периода Великой Отечественной войны

2

2

19

Литература 50 – 90-х годов XX века

1

1

-

20

Литература Русского зарубежья  И.А.Бродский

2

2

-

Отзыв о прочитанном

21

Авторская песня.  Булат Окуджава

2

2

-

22

А.Т.Твардовский

2

2

-

23

Б.Л.Пастернак

3

2

1

сочинение

24

А.И.Солженицын

3

2

1

Ответы на вопросы

25

В.Т.Шаламов

1

1

-

26

Н.М.Рубцов

1

1

-

27

В.П.Астафьев

2

2

-

28

В.Г.Распутин

3

2

1

29

Из литературы народов России. Р.Гамзатов

1

1

-

30

Вампилов

1

1

-

31

Обзор произведений последнего десятилетия. Постмодернизм.

4

4

-

Чтение наизусть, ответы на вопросы

32

Итоги года.

2

2

-

Всего

102

77

25

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Формы и методы контроля

Дата

По плану

Факт.

1-2

Введение. Судьба России в 20 веке. Русская литература 20 века. Основные направления, темы и проблемы. Литературный процесс начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Выявление уровня литературного развития учащихся.

2

Тестирование.

3

И.А.Бунин (3). Жизнь и творчество. Лирика, ее философичность, лаконизм и изысканность.

1

Чтение наизусть

стихов, анализ.

4

И.А.Бунин.  «Господин из Сан-Франциско». Социально-философское обобщение.

1

Урок объяснения нового материала.

5

Тема любви в рассказе «Чистый понедельник».

1

Комплексный анализ текста.

8

А.И.Куприн (4). Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Изображение мира природы и человека в повести

«Олеся».

1

Чтение, анализ.

9 - 10

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый  браслет».

2

Хронологическая таблица.

11

Р.р. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна.

1

Сочинение.

12

М.Горький (5). Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».

1

Сообщение учащихся.

13

«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга.

1

Таблица-схема.

14 -15

Три правды в пьесе «На дне». Ее социальная и нравственно-философская  проблематика. Смысл названия.

2

Сообщение учащихся.

16

Р.р. Письменная работа по творчеству М. Горького.

1

Урок контроля.

17

Русский символизм и его истоки. (4)

В.Я.Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль его произведений.

1

Тестирование.

Анализ стихов.

18

Лирика поэтов-символистов. К.Бальмонт, А. Белый.

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

1

Внекл. чтение.

Лекция.

19

Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики.

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиск новых поэтических форм в лирике И.Северянина.

1

1

Беседа.

Семинар.

20

Р.р. Сочинение по поэзии Серебряного века.

1

21-23

А.А.Блок (10). Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

3

Анализ стихов.

24-25

Тема страшного мира в лирике Блока.

2

Анализ стихов.

26-27

Тема Родины в лирике Блока.

2

Семинар.

28- 30

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.

3

Обучение выразительному чтению.

31

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии (1). Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. Обзор.

1

Беседа.

32-33

С.А.Есенин  (6ч). Жизнь и творчество. Ранняя лирика.

2

Семинар.

34

Тема России в лирике Есенина.

       

1

Семинар.

35

Любовная тема в лирике Есенина.

1

Практикум.

36

Тема быстротечности человеческого бытия. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею…», «Мы теперь…», «Сорокоуст».

1

Практикум.

37

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

1

Внекл. чтение

38

Литературный процесс 20-х годов 20 века.

1

Семинар.

39-40

Фадеев «Разгром» (2ч)

2

41- 43

В.В.Маяковский (8ч). Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики.

3

Лекция. Беседа.

44-45

Своеобразие любовной лирики Маяковского.

2

Беседа.

46-47

Тема поэта и поэзии.

2

Семинар.

48

Р.р. Сочинение по лирике  Маяковского.

1

Лекция. Беседа.

49-50

Литература 30-х гг. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

2

Чтение по ролям. Пересказ содержания.

51-52

М. А.Булгаков (7ч). Жизнь и творчество. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

2

Беседа.

53-55

История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита».

3

Практикум.

56-57

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа. Домашнее сочинение по творчеству Булгакова.

2

Сочинение.

58 - 59

А.П.Платонов. Повесть «Котлован». Обзор.

2

Внекл. чтение.

60

А. А. Ахматова (4ч). Жизнь и творчество. Основные темы лирики. Особенности поэтических образов.

1

Лекция. Беседа.

Практикум.

61

Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.

1

Практикум.

62-63

А. А. Ахматова. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

2

Практикум.

64

О. Э. Мандельштам. Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера письма. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

1

Лекция. Практикум.

65-66

М. И. Цветаева (2ч). Основные темы творчества. Своеобразие поэтического стиля.

2

Лекция.

67

М. А. Шолохов (8ч) Жизнь и творчество. «Донские рассказы»

1

Семинар.

68 - 69

Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон».

туризм как литературное

2

Практикум.

70-71

«В мире, расколотом надвое». Гражданская война на Дону. Трагедия Григория Мелехова.

2

Практикум.

72

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

Практикум.

73

Мастерство Шолохова в романе «Тихий Дон».

1

Практикум.

74

Р.р. Сочинение по творчеству Шолохова.

1

Сочинение.

75 - 76

 Литература  периода  Великой  Отечественной  войны (2ч).                      

Новое  осмысление  военной  темы  в  творчестве  В.Некрасова,  Ю. Бондарева, К.Воробьева,  В.Быкова,  М.Шолохова, В.Богомолова, Г. Бакланова, Б.Васильева.                      

2

Семинар.

77

 Литература 50 – 90-х годов. Поэзия 60-х годов.

1

Анализ стихов.

78-79

 А. Т. Твардовский. Философская лирика. Тема памяти в лирике поэта.

2

Практикум.

80

Б. Л. Пастернак. (3) Жизнь и творчество. Лирика.

1

Обучение выразительному чтению.

81-82

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

Тема интеллигенции и революции.

2

Внекл. чтение

83-85

А. Солженицын (3ч). Жизнь и творчество. «Матрёнин двор»

 «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

3

Семинар.

86

 В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество писателя. История создания книги «Колымские рассказы».

1

Внекл. чтение

87

 Н. М. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта.

1

Практикум.

88-89

«Деревенская» проза. В.П.Астафьев  «Царь – рыба». Человек и природа.

2

Практикум.

90-92

В. Г. Распутин.  Жизнь и творчество. Повесть «Прощание с Матёрой».

Тема памяти и преемственности поколении.

3

Внекл. чтение

93

 Авторская песня Б. Ш. Окуджава.  В. Высоцкий.

Особенности «бардовской» поэзии.

1

Семинар.

94

А. В. Вампилов. Современная драматургия. Психологизм пьесы «Утиная охота».

1

Внекл. чтение.

95

Из литературы народов России.  Р. Гамзатов. Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.

1

Практикум.

96-99

Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции. Постмодернизм.

4

Семинар.

100-102

Заключительные уроки по курсу.

3

Внекл. чтение.

Итого:

102

Содержание тем учебного курса

п/п

Название разделов и тем курса

Кол-во часов

Содержание учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Формы занятий

1.

Введение

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов

2.

Литература начала XX века

                                 

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

3

Иван Алексеевич Бунин.

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике

Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

4

Александр Иванович Куприн.

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

5

Максим Горький.

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Лары. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

6

Александр Александрович Блок

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

7

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

7

Сергей Александрович Есенин

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)

Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной  ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Владимир Владимирович Маяковский

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,  «Лиличка!»,   «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 20-х годов XX века

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Литература 30-х годов XX века

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».

(Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова.

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Марина Ивановна Цветаева

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Осип Эмильевич Мандельштам

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Михаил Александрович Шолохов

Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература периода     Великой Отечественной войны. (Обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Бергольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Бергольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50—90-х годов (Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова,    К. Воробьева,    В. Быкова,    Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература русского зарубежья

Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня.

Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский

Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын

 Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов

«Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).

Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Валентин Григорьевич Распутин

 «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский

 Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

(Возможен выбор трех других стихотворений.)

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Булат Шалвович Окуджава

Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне

невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Александр Валентинович Вампилов

Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России. Гамзатов.  Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта 

Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов

Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX — начала XXI века

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

Итоги года

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате реализации программы учащиеся должны знать и уметь:

- Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- Дать определение сущностных характеристик изучаемого объекта.

- Самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

- Самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

- Находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа.

- Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

- Уметь развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

- Выбирать виды чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Уметь понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

- Владеть навыками редактирования текста, создавать собственный текст (сочинения различных жанров).

- Определять собственное отношение к явлениям прошлого и современной жизни. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

- Осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

- Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Егорова Н.В., Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в.: 11 класс, I полугодие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007.
  2. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Универсальные разработки по литературе: 11 класс, II полугодие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учеб. для студ. Пед. Вузов / О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  5. Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику хрестоматии В.Я.Коровиной, И.С. Збарского, В.И.Коровина / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Литература: тематическое планирование. 5 – 8 классы / сост. Л.П.Макарова. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.

Контрольно-измерительные материалы

Тест:

И.А. БУНИН

  1. Укажите рассказ И.А.Бунина, в котором автор использовал образ блоковской Незнакомки:
  • «Лёгкое дыхание»;
  • «Солнечный удар»;
  • «Натали»;
  • «Антоновские яблоки».
  1. Какая из перечисленных черт  не характерна для  рассказов И.А.Бунина?
  • Предметная детализация;
  • Подробная, развёрнутая характеристика героя;
  • Анонимность персонажей;
  • Незавершённость, открытость концовки.
  1. В области какого литературного жанра И.А.Бунин выступил как новатор?
  • Повесть;
  • Роман;
  • Рассказ;
  • Очерк.
  1. Укажите, какой из перечисленных рассказов не принадлежит И.А.Бунину?
  • «Сны Чанга»;
  • «Лёгкое дыхание»;
  • «Солнечный удар»;
  • «Цветы запоздалые».
  1. Членом какого писательского товарищества, возглавляемого М.Горьким, был И.А.Бунин ?

А.И.КУПРИН

  1. Какова основная мысль рассказа «Гранатовый браслет»?
  • Изображение «маленького человека»;
  • Любовь сильнее смерти;
  • Дворянство не способно к возвышенным чувствам
  1. Что в рассказе является основным средством характеристики героев?
  • Авторская характеристика;
  • Внутренние монологи;
  • Отношение героев к чувству Желткова;
  • Пейзажи, художественные детали
  1. Кому принадлежат слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться»?
  • Князь Мышкин;
  • Генерал Амосов;
  • Вера Николаевна.
  1.  Почему Желтков дарит гранатовый браслет?
  • Браслет – самое дорогое, что у него есть;
  • Стремится напомнить о себе;
  • Мечтает подчеркнуть избранничество Веры.
  1.  Какую музыку использует Куприн для утверждения основной идеи произведения?
  •    П.И.Чайковский «Реквием»;
  • Г.Свиридов «Метель»;
  • Л.Ван Бетховен «Соната № 2»?

М.ГОРЬКИЙ

  1. Определите жанр пьесы М.Горького «На дне».
  2. Кого из персонажей ранних рассказов М.Горького люди наказали за гордость, за то, что он считал себя выше других?
  3. По портретной характеристике определите героя произведения М.Горького: «Это был товарищ! И мудр, как  старик,  и  сведущ  во  всем,  и грамоту русскую и мадьярскую понимал. Бывало, пойдет говорить -  век  бы  не спал, слушал его! А играет - убей меня гром, коли на  свете  еще  кто-нибудь  так играл!»
  4. Укажите, какой тип композиции использует М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль»:
  • Зеркальную;
  • Циклическую;
  • Последовательную;
  • Обрамляющую (рамочную).

« СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»

1. Укажите, к какому литературному направлению наиболее близок символизм:

  • Романтизм;
  • Реализм;
  • Классицизм;
  • Сентиментализм.

2. Назовите поэта 20 века – младосимволиста:

  • А.А.Ахматова;
  • А.А.Блок;
  • З.Гиппиус;
  • В.Брюсов

3. Поэтов какого направления вдохновляла философия В.С.Соловьёва? футуристов; акмеистов; символистов

4. Соотнесите название модернистского течения начала века и основные принципы, присущие ему:

А) символизм      1) отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов

Б) акмеизм                 2) элитарность, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность». Ориентация на читателя - соавтора

В) футуризм                 3) бунтарство, анархичность, эпатажность мировоззрения, экпериментаторство в области ритмики и рифмы

5. Представители трёх основных модернистких течений в русской литературе – символисты, акмеисты, футуристы – имели постоянные места встреч и сборов. Соотнесите название литературного течения и традиционное место общения поэтов, близких той или иной поэтической группе:

А) символизм        1) вечера в Политехническом музее

Б) акмеизм              2) «башня» Вячеслава Иванова  

В) футуризм           3) кабаре «Бродячая собака»

  1. Укажите фамилию главного героя в рассказе А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
  2. Укажите фамилию писателя, который является автором рассказов «Чудики», «Микроскоп», «Срезал».
  3. Укажите фамилию писателя, который является автором произведений «Живи и помни», «Деньги для Марии», «Последний срок».
  4. Кто из перечисленных поэтов 60-90-х гг. XX века представляет литературу русского зарубежья:
  • А.А.Вознесенский;
  • Е.А.Евтушенко;
  • И.А.Бродский;
  • Р.А.Рождественский?
  1. В приведённом ниже фрагменте из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» определите художественный приём, дважды использованный поэтом:

Как плоты, пошли понтоны,

Громыхнул один, другой,

Басовым, железным тоном,

Точно крыша под ногой.

  1. Чьё появление в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» описано так: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой…» «вышел в открытую колоннаду»?
  2. Кто из героев романа  М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит эти слова: «…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны….»
  3. Назовите литературное течение, к которому относится раннее творчество А.А.Ахматовой.
  4. Как называется произведение А.А.Блока, в основу сюжета которого, по словам литературоведа, положены  «не только «революцьонный шаг» героев, «но и весьма значимая… любовная история Петрухи, Катьки и Ваньки» ?
  5. Почему в поэзии С.А.Есенина почти нет городских пейзажей? (с.242 уч. В.В.Агеносова) (в городе Поэт не находит себе места)
  6. Что играет особую роль при «озвучивании» художественного мира С.А.Есенина? (с.246 уч. В.В.Агеносова) (ритмика и фоника стиха)

Комплексный анализ художественного текста

Старые письма... Они всегда волновали душу людскую. Поэты слагали о них стихи. Сопоставьте стихи о письмах трех великих русских поэтов.

                                                                                                              А. С. Пушкин

СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет...

 

Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О, провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди...

 

                                                                                                                  А. А. Фет

СТАРЫЕ ПИСЬМА

 

Давно забытые, под легким слоем пыли,

Черты заветные, вы вновь передо мной,

И в час душевных мук мгновенье воскресили

Все, что давно-давно утрачено душой.

 

Горя огнем стыда, опять встречают взоры

Одну доверчивость, надежду и любовь,

И задушевных слов поблекшие узоры

От сердца моего к ланитам гонят кровь <…>

 

А я доверился предательскому звуку, —

Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! —

Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,

Я осудил себя на вечную разлуку

И с холодом в груди пустился в дальний путь.

 

Зачем же с прежнею улыбкой умиленья

Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?

Души не воскресит и голос всепрощенья,

Не смоет этих строк и жгучая слеза.

                                                        

                                                                                                           А. А. Ахматова

Ты письмо мое, милый, не комкай.

До конца его, друг, прочти.

Надоело мне быть незнакомкой,

Быть чужой на твоем пути.

 

Не гляди так, не хмурься гневно.

Я любимая, я твоя.

Не пастушка, не королевна

И уже не монашенка я —

 

В этом сером, будничном платье,

На стоптанных каблуках...

Но, как прежде, жгуче объятье,

Тот же страх в огромных глазах.

 

Ты письмо мое, милый, не комкай,

Не плачь о заветной лжи,

Ты его в твоей бедной котомке

На самое дно положи.

 

Если у вас возникли затруднения при анализе, то можете воспользоваться следующими вопросами.

1.  Чем различаются эти любовные послания?

2.  В чем своеобразие формы выражения переживаний лирического героя и лирической героини?

Список литературы

Для учителя:

  1. Сахаров В.И. Зинин С.А. литература XIX  века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
  2. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е.Каплан.- М.: Издательство «Экзамен», 2005.
  3. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – Великий Новгород: НРЦРО, 2002.
  4. Литература: Справ. Материалы: Кн. для учащихся / С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. = М.: Просвещение, 1989.
  5. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. Серия «Филологическая мозаика». – СПб.: САГА, 2003.
  7. Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: Кн. для учителя. – М.: Провещение, 2001.
  8. Субботина К.А. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 11 классе. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002.
  9. Кабанова И.В. Зарубежная литература: Пособие для учащихся старших классов и студентов гуманитарных специальностей вузов. – Саратов: «Лицей», 2002.

Для учеников:

  1. И. А. Бунин. «Покрывало море свитками...». «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...». Митина любовь.
  2. М. Горький. Дело Артамоновых.
  3. Д. С. Мережковский. Поэту наших дней. Леонардо да| Винчи. Дети ночи. Парки.
  4. 3. Н. Гиппиус. Сонет. Бессилье. Родине.
  5. В. Я. Брюсов. Фаэтон. «Идут года. Но с прежней страстью...». Парки в Москве.
  6. К. Д. Бальмонт. Змеиный глаз. Слова-хамелеоны. В застенке. Гармония слов.
  7. А. А. Блок. «Ты отошла, и я в пустыне...». «Опустись, занавеска линялая...». «Тропами тайными, ночными...». Шаги командора. «Я не предал белое знамя...».
  8. А. Белый. Маг. Родина. Родине.
  9. Н. С. Гумилев. «Зачарованный викинг, я шел по земле...». «Из логова змиева...». «Священные плывут и тают ночи...».
  10. A.        А. Ахматова. Исповедь. Песня последней встречи. «Все расхищено,  предано,  продано...».   «Словно дальнему голосу внемлю...». «Ты стихи мои требуешь прямо...».
  11. О. Э. Мандельштам. «Отчего душа певуча...». «Образ твой, мучительный и зыбкий...». «Я не слыхал рассказов Оссиана...». «Нет, никогда, ничей я не был современник...». «Мы живем, под собою не чуя страны...».
  12. B.        В. Хлебников. «Москва, ты кто?..». Не шалить!
  13. В. В. Маяковский. А вы могли бы? Юбилейное. Одна из пьес (на выбор).
  14. Б. Л. Пастернак. «Я понял жизни цель и чту...». Определение творчества. Единственные дни.
  15. Е. Замятин. Русь.
  16. C.        А.  Есенин. «Я иду долиной. На затылке кепи...».
    Пугачев.
  17. М. И. Цветаева. «Веселись, душа, пей и ешь!..». «В огромном городе моем — ночь...». «Я — страница твоему перу...». Поэт. Стол.
  18. И. Э. Бабель. Жизнеописание Павличенки Матвея Родионыча.
  19. Б. А. Пильняк. Повесть непогашенной луны.
  20. В. В. Набоков. Облако, озеро, башня.
  21. М. М. Зощенко. Беда.
  22. А. П. Платонов. Рассказы (на выбор).
  23. М. А. Шолохов. Донские рассказы.
  24. М. А. Булгаков. Бег.
  25. Н. А. Заболоцкий. Столбцы.
  26. А. Т. Твардовский. Стихотворения из книги «Из лирики этих лет». Поэма «По праву памяти».
  27. Н. М. Рубцов. Утро. Ночь на родине.
  28. Е. А. Евтушенко. «О нашей молодости споры...».
  29. A. А. Вознесенский. Стихотворения на выбор.
  30. Б. А. Ахмадулина. «По улице моей который год...». Апрель, свеча. Снегопад. «Бьют часы, возвестившие осень...» (на выбор).
  31. B. С. Высоцкий. Я не люблю (или 3 стихотворения на выбор).
  32. И. А. Бродский. Фонтан.
  33. В. П. Астафьев. Где-то гремит война.
  34. В. И. Белов. Плотницкие рассказы.
  35. В. Г. Распутин. Прощание с Матерой.
  36. Б. Брехт. Мамаша Кураж и ее дети. Трехгрошовая опера.
  37. Г. Белль. Глазами клоуна.
  38. Ф. Кафка. Превращение.
  39.  А. Камю. Посторонний.
  40. Ф. Саган. Здравствуй, грусть.
  41. Дж. Оруэлл. Скотный двор.
  42. А. Кристи. Убийство в Восточном экспрессе. Свидетель обвинения.
  43. У. Фолкнер. Рассказы.
  44. Э. Хемингуэй. Прощай, оружие!
  45. Дж. Сэлинджер. Над пропастью во ржи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...