Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему
Опыт проблемного планирования уроков литературы в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_urokov_v_9_klasse_po_literature.docx | 51.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование уроков в 9 классе по литературе
Урок. Художественный мир русской литературы 10-20-х годов 19 века.
Отечественная война 1812 года – духовный и ратный подвиг России. Ее роль в усилении демократических и освободительных тенденций в развитии русской культуры. патриотический пафос русской литературы в его многообразных жанровых воплощениях: «Певец во стане русских воинов» Жуковского, «Волк на псарне» Крылова, «Воспоминания в Царском Селе» Пушкина. Единый порыв «Отчизне посвятить души прекрасные порывы» - нравственное кредо лучших людей эпохи. Судьба простых людей в произведениях русских писателей начала века («Бедная Лиза» Карамзина). Одним из самых значительных писателей начала века был ИА Крылов. Вспомните его произведения. Как вы думаете, почему басни Крылова находили такой отклик у самых разных людей его времени? Народность и глубочайшая правдивость басен Крылова, их «учительский» и гуманистический смысл. Творчество Крылова – школа возвышения человеческих нравов. Овладение глагольной лексикой со значением исторической обусловленности развития литературы (Отечественная война предопределила… Простой человек, герой 12-го года, невольно приковывал к себе внимание… Патриотический подъем, охвативший русское общество, отозвался в литературе…, Героика времени обусловила). Домашнее задание. Какова роль Отечественной войны 1812 года в судьбах русской литературы? Какими ты представляешь героев русской литературы начала 19 века? Какие произведения тебе хотелось бы прочитать?
Урок. Социальные и психологические истоки романтизма. Своеобразие романтической поэзии (на примере элегии Жуковского «Море»).
- Истоки романтизма (лекция учителя). Россия после Отечественной войны. Контраст подвига народа, идеалов 12-го года и – российской действительности.
- Особенности романтизма на примере элегии Жуковского «Море» (выразительное чтение и анализ). Ваше мнение о стихотворении Жуковского? Как вы поняли «море» и «небо» Жуковского? Что отличает его от других поэтов? Образ беспокойного, смятенного моря, его страстный порыв к небу как воплощение мечты о возвышенном и прекрасном и ее несбыточности, щемящего чувства одиночества. Символика поэтического мира Жуковского. Антитеза как композиционная особенность его лирики. Словарь романтической лексики: мир души, эмоциональность, смятение, страстная мечта, порывы к неизведанному, несбыточность надежд, грустное раздумье, щемящая печаль, напряженность композиции и ритмики. Глагольная лексика: поэт выразил, передал, воплотил, запечатлел. Домашнее задание. Чтение стихотворение Жуковского. Твое мнение о его поэзии. Какие строки и образы Жуковского больше всего тебе понравились? В чем своеобразие поэтического мира Жуковского (сопоставь его с одним из русских поэтов). Самостоятельное чтение. Виктор Афанасьев «Родного неба милый свет» (повесть о ВА Жуковском)
Урок. Жуковский как поэт-романтик. Особенности романтизма как литературного направления.
- Романтизм Жуковского. Чтение и беседа о стихотворениях по выбору «Желание», «Мотылек и цветы», «Невыразимое», «Ночной смотр». Почему одно из самых прославленных стихотворений Жуковского названо «Невыразимое»? Как обрисован Наполеон в «Ночном смотре»? неприятие действительности и погружение в волшебный мир, созданный воображением поэта, устремленность к Идеальному. Постижение «невыразимого» - сокровенная романтическая тема поэзии Жуковского. Ее тончайший психологизм, «мелодия чувства».
- Романтизм как литературное направление (на основе знакомства с поэзией Жуковского, через сопоставление с классицизмом обобщение и формулирование признаков двух контрастных направлений с опорой на предварительные сопоставления учеников). Утверждающий характер классицизма – неудовлетворенность, разочарованность сущим в романтизме; «земля» классицизма – «небо», «космос», мечта, порыв к неизведанному и недостижимому романтиков. Нормативность, рационализм, стройность как эстетические каноны классицизма – вдохновенность, буря чувств, прихотливость и многозначность поэтического образа. Субъективность романтической поэзии. Социально-психологический характер романтизма Жуковского.
- Введение термина «романтизм» и его производных в активный словарь учащихся. Романтик, романтический образ, романтичность восприятия мира, романтическое чувство, таинственность, смутность, неопределенность, романтическая взвихренность чувств. Домашнее задание. Жуковский как поэт-романтик. Особенности романтизма как литературного направления.
Урок. Революционный романтизм КФ Рылеева. Первый период освободительного движения и его отражение в литературе.
- Подвиг Рылеева. Стихотворение «Я ль буду в роковое время» как нравственное и творческое кредо поэта-декабриста. Чтение и анализ. Как надо читать эти строки? В чем видит поэт назначение человека? Сопоставьте стихотворение Рылеева с произведениями Радищева и Жуковского.
- Первый период русского освободительного движения.
- Как в стихотворении Рылеева, в поэзии Пушкина и Лермонтова сказались особенности декабризма? «Одна, но пламенная страсть» - жажда свободы и бури и – томление одиночества (Пушкин «Узник», Лермонтов «Парус». Настойчивые поиски пути к народной правде. Заключительные строки Рылеева «Я ль буду в роковое время».
- «Иван Сусанин» - «дума» о подвиге народном. Сопоставьте думу со стихотворением Рылеева «Я ль буду…». Что вы знаете об образе Сусанина в русском искусстве? Иван Сусанин – воплощение героического характера, присущего простому человеку. Рылеевское понимание подлинного патриотизма как самоотверженного и бескорыстного служения отечеству. Образ Ивана Сусанина – предвестие некрасовского: «сеятель твой и хранитель». Народность и пророческий пафос поэзии Рылеева. Лексика, выделяющая мотивы и художественное своеобразие романтизма. Ее использование в связном высказывании. Жажда борьбы, призывание бури, укор современникам, раздумье о назначении человека. Мятежное слово поэта, ораторские интонации, клеймящий стих, поэт-трибун. Отработка сопоставительных конструкций: Рылеев, в отличие от Жуковского. Рылеева и Лермонтова роднит. И Рылеев, и Пушкин и Лермонтов. Пушкин и Лермонтов, как и Рылеев. Домашнее задание. Что объединяет Жуковского и Рылеева и в чем противоположность их творчества? Самостоятельное чтение: стихотворения КФ Рылеева.
Урок. Зарубежная литература. Д. Байрон. Личность и судьба поэта; мир его творчества.
- Судьба и личность великого английского поэта (лекция с чтением стихотворений поэта): разрыв с аристократическим обществом и сострадание обездоленным; приговор жестокости и цинизму британских законодателей в «Оде автором против разрушителей станков», благородство гражданской и нравственной позиции, мастерство иронии и сарказма в сатирической «оде» Байрона. Байрон – поэт-изгнанник. Восстание в Греции, его роль в судьбе поэта. Идеал жизни-борьбы в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Зов к борьбе за свободу в «Песне греческих повстанцев».
- Трагичность поэтического мира Байрона. Стихотворение «Душа моя мрачна» (чтение и анализ). Какие слова стихотворения вам показались самыми сильными? Почему поэт придал форму стихотворению как обращение к певцу? Родство Байрона и русских романтиков (томление неволей и одиночеством, жажда совершенства мира, упование на пленительные звуки поэзии. Отбор лексического материала для характеристики поэта. Байрон – натура мятущаяся. Ненавидел покой и смирение. Он жаждал бурь. Его романтический герой.
- Домашнее задание. Жизнь и творчество Байрона. Каким ты представляешь поэта, и мир его души по стихотворению «Душа моя мрачна»?
Урок. ДГ Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда». Личность и судьба героя.
- Вступительное слово. Байрон как эпический поэт. Разлад героя и мира, трагическая судьба одинокой, мятущейся личности в поэме Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».
- Чтение и анализ песни первой. Ваши впечатления от поэмы? Какие ее особенности вы приметили (в манере поэта вести рассказ, в своеобразии языка и стиха)? Как относится автор к своему герою? Почему герой Байрона отправляется странствовать? «Простой рассказ» о времени и о сыне века. Картина быта и психологический очерк характера в поэме. Лиризм произведения. Ирония и сарказм в изображении высшего света, афористичность языка Байрона. Трагедия молодого человека – центральная тема поэмы. Его «паломничество» как разрыв с «родиной-тюрьмой» и поиск иной судьбы. Психологическая лексика. Томительность однообразия и пустоты, им овладело пресыщенье, испытать мучительное разочарование, в сердце проникли холод и безучастность, горечь одиночества.
- Домашнее задание. Прочитать первую песнь «Паломничество Чайльд Гарольда». Отношение автора к герою поэмы.
Урок. «Паломничество Чайльд Гарольда». Идеал поэта.
Возрождение Чайльд Гарольда. Чтение и анализ последних страниц первой и строф второй песни, заключительных «символических» строф четвертой песни. Как меняется Чайльд Гарольд и почему? Как преображается мир в поэме? Почему поэт совершил «строфы путевые» картинами мятежной природы? «Есть наслажденье в бездорожных чащах»? духовное обновление Чайльд Гарольда и соприкосновение с народной жизнью. Постижение смысла бытия как созидания и борьбы. Природа – воплощение красоты, гармонии, правды. Слияние героя и лирического «я». Опорная лексика со значением динамики характера, его обновление: по-новому увидеть мир, освободиться от безверия, обрести надежды, желание жить, поверить в возможность совершенства, жадно вглядываться во все вокруг, наполнить собственную жизнь высоким смыслом.
Домашнее задание. Чтение произведения АС Грибоедова «Горе от ума».
Урок. АС Грибоедов «Горе от ума». Грибоедов: Личность и судьба писателя.
- Становление личности писателя. Независимость и достоинство юного Грибоедова в мире московского барства, нравственная бескомпромиссность будущего автора «Горе от ума». Разносторонняя одаренность Грибоедова, одного из «самых могучих проявлений русского духа» (Белинский ВГ).
- Грибоедов и декабристы; единство идеалов и расхождения в представлениях о путях их осуществления; просветительские позиции писателя, вера в силу слова.
- На пути к созданию «Горе от ума». Два лагеря в русском обществе глазами Грибоедова: крепостники-староверы и поборники «вольности святой». Словесные поединки в светских гостиных как характерная особенность быта и духовной жизни дворянского общества. Лексика: Грибоедов не мог оставаться безучастным. Он постоянно задавался вопросами. Терзался сомнениями. Любимые книги заставляли думать и думать. Сокровенные чувства доверял он музыке и стихам.
- Домашнее задание. Что в личности Грибоедова кажется тебе особенно замечательным? Почему его гений наиболее полно раскрылся в драматическом произведении? Самостоятельное чтение: Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара», А. Тимрот «Бунт сердца и ума» (на выбор)
Урок. «Горе от ума». Чтение и анализ 1 действия. Фамусов и его роль в комедии. «Горе о ума» как драматическое произведение.
- Чтение комедии. Мир «Горе от ума». Представьте начало пьесу Грибоедова на сцене. Какими вы представляет действующих лиц? Кого из любимых актеров вы хотели бы увидеть в спектакле по пьесе и в роли каких персонажей? А какая роль в 1 действии вам кажется особенно интересной? Какова атмосфера 1 действия? Почему то и дело возникают столкновения Фамусова, Софьи, Молчалина, Лизы? Почему в первых же сценах незримо присутствует Чацкий? 1 действие – экспозиция комедии и завязка конфликта. Мотив «ожидания», открывающий пьесу («ждем друга»). Первые впечатления от персонажей. Надменность и цинизм Фамусова в соединении с убежденностью в нравственной безупречности, презрение к «умствованиям» и страх перед новизной. «Странность» состояния Фамусова – «подтекст» его образа в пьесе: апломб и – нервозность, ожидание неприятных сюрпризов и, как следствие, - подозрительность. (Допрос, учиненный Молчалину).
- Художественное совершенство пьесы. Искусство композиции, стремительно вводящей в действие; напряженность и увлекательность сюжета. Мастерство языка: живость и психологическая точность реплик и диалогов, их афористичность. Лексика: открывается сцена, и я вижу. Вот надменный и в то же время беспокойный, даже суетливый Фамусов. Целостные впечатления о герое с их мотивировкой, выраженной многообразными речевыми формами. Фамусов смешон, оттого что. Можно ли не смеяться над Фамусовым, если он.
- Домашнее задание. Чтение 1 действия комедии Грибоедова «Горе от ума». Подготовить выразительное чтение или исполнение роли одного из персонажей с мотивировкой выбора. Устное сочинение «Мое мнение о Фамусове по 1 действию «Горе от ума». Какова роль Лизы и Софьи в 1 действии? Первые впечатления о Чацком.
Урок. Завершение анализа 1 действия. Чацкий – Фамусов – Софья. Истоки конфликта Чацкого и московского барства.
- Первые опыты учащихся в чтении и анализе сцен комедии Грибоедова.
- Особенности драматического произведения на примере «Горе от ума». Как читать пьесу?
- Завершение анализа 1 действия. Чацкий в контрасте с его окружением. Как складываются отношения Чацкого с Софьей и Фамусовым, особенно в монологе «А что ваш батюшка?». Сопоставьте речь Фамусова и Чацкого – различия в лексике, интонации, все пафосе их реплик и монологов. Лексика. Пылкий возлюбленный, бескомпромиссный обличитель, доверчивый и открытый. Человек иронического ума. Социально-психологический конфликт. Столкновение двух лагерей. Противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».
- Домашнее задание. Чтение и анализ 2 действия. Какая сцена или монолог тебе показались самыми сильными и значительными во 2 действии и почему? Сумей исполнить эту страницу. Что нового ты узнал о Фамусове? В какие моменты он особенно смешон и почему? Проследи, как и почему меняются отношения Фамусова и Чацкого. Объясни состояние и поведение Фамусова. Кто выходит победителем из поединка и почему? Твое мнение о полковнике Скалозубе. С какой целью Грибоедов «приводит» его в дом Фамусовых?
Урок. «Горе от ума»: анализ 2 действия (развитие и углубление конфликта; нравственная победа Чацкого в поединке с фамусовским обществом).
- Беседа по домашнему заданию. 2 действие – узел конфликта. Фамусов в сцене с календарем и в монологе о Максиме Петровиче: интересы и идеалы «государственного» человека. Сатирическая острота приема самораскрытия персонажа. Схватка Чацкого с Фамусовым. Значение в движении конфликта возгласа Фамусова: «Ах, боже мой! Он карбонари!». Хотя никаких революционных идей Чацкий не высказывает. Растерянность и смятение Фамусова, достоинство и спокойствие Чацкого. Роль Скалозуба в комедии как свидетельства духовной несостоятельности фамусовых, их ставки на «фельдфебеля». Монолог «А судьи кто?», его ораторский пафос, выражающийся в высокой лексике, риторических фигурах, гражданской патетике приговора тирании и гимна величию человека, «свободной жизни» и «искусствам творческим». Сопоставьте стиль «Путешествия» Радищева и монолога «А судьи кто». Приговор «барству дикому» в созвучных по эмоциональной силе, энергии негодования формулах («звери алчные, пьяницы ненасытные» - «Нестор негодяев знатных», «Прошедшего житья подлейшие черты»). Сопоставительное высказывание о персонажах с использованием контрастно-выделительных конструкций. «В отличие от…. Если Фамусов считает, то Чацкий убежден в…. В противовес Чацкому Фамусов… Овладение социально-политической лексикой – гуманист, просветитель, боец. Публицистическая фразеология: приговор тиранству, гимн человеку, отповедь холопству.
- Домашнее задание. Прочитать 3 действие. Подготовиться к его анализу. Каким ты увидел фамусовское общество на балу? Меняется ли Чацкий на протяжении комедии? Сопоставить его на балу и в начале комедии. Какие сцены комедии ты воспринял как кульминационные и почему?
Урок. 3 действие комедии Грибоедова: величие и трагедия Чацкого; кульминация конфликта и ее идейно-художественный смысл.
- Бал в доме Фамусовых и его идейно-композиционная роль в пьесе. С какой целью Грибоедов создает сцены бала? Чем отличаются эти сцены от предыдущих? Почему сатира Грибоедова именно здесь становится столь беспощадной? Художественная логика развития конфликта в комедии: от поединков Чацкого с отдельными лицами к его столкновению с обществом. Прием «калейдоскопа» лиц и реплик как средство сатирического изображения действительности; выразительность и разоблачительная точность реплик и диалогов, емкость слова Грибоедова.
- Чацкий и Молчалин: нравственный выбор молодого современника. Смысл образа Молчалина и его столкновений с Чацким. Исход их поединка. «Горе от ума» как пьеса о молодом поколении. Проблема нравственного выбора в комедии Грибоедова.
- Трагедия Чацкого и его нравственная победа над фамусовским обществом. «Мильон терзаний» Чацкого как выражение его трагической судьбы: одиночество героя-подвижника, «первенца свободы». Значение сплетни о сумасшествии Чацкого в идейной проблематике и развитии конфликта в «Горе от ума». «Безумие» барства от страха перед человечностью и умом. Отработка навыков интегрирования отдельных характеров в собирательный «образ общества» с использованием обобщающей номинативной лексики и объединительных конструкций. Гости Фамусова. Московский свет. Фамусовы, Скалозубы, Хлестовы. Фамусовская Москва. Барский мир. Включение в речь учеников слова «толпа» в его пушкинском употреблении: «На балу мы с трудом различаем отдельные лица – настолько они сливаются в безликий образ светской толпы»; расширение диапазона оценочной лексики (смешные, нелепые, уродливые, отталкивающие).
- Домашнее задание. Подготовиться к обсуждению 4 действия. Чацкий и его противники в этих сценах.
Урок. Анализ 4 действия комедии Грибоедова. Итог конфликта и своеобразие развязки.
- Смысл последнего действия. Окончательное «самоопределение» героев Грибоедова. Необходимо ли 4 действие? К чему же в итоге приходят герои? Соотнесите их поступки и признания в финальных сценах с тем, что происходило на протяжении всей пьесы. 4 действие как нравственно-психологический итог комедии. Исповедь Молчалина «Мне завещал отец», впервые произносимая в полный голос и даже с сознанием своего достоинства. Преодоление Чацким «драмы любви». Противоречивость монолога Чацкого: по-прежнему «ум с сердцем не в ладу», и тем не менее – победа ума и воли. Глубина психологизма Грибоедова.
- Чацкий и Репетилов. Каков смысл появления «под занавес» нового лица – Репетилова? Выверенность композиции комедии, необходимость каждого сюжетного характера. Антитеза – принцип построения комедии. Болтун Репетилов как антипод Чацкого.
- Идейно-художественный смысл развязки комедии. Как завершается комедия и есть ли в таком финале неизбежность? В чем необычность развязки? Отъезд Чацкого из Москвы как окончательный разрыв с ней. Точность и убедительность развязки, подготовленной всем ходом пьесы как отражение динамики жизни и борьбы. «Открытый» характер развязки. Развернутое сопоставление персонажей во времени с использованием сравнительных конструкций и форм: Фамусов и Молчалин, как и прежде. Если Чацкий раньше…, то теперь….
- Домашнее задание. Перечитать комедию. Когда она произвела более сильное впечатление – при первом чтении или сейчас? Подготовить выразительное чтение монолога Фамусова и обоснуйте свой выбор. Прав ли Чацкий, говоря о фамусовском обществе: «Прошедшего житья подлейшие черты»?
Урок. Комедия Грибоедова – приговор «жестокому веку».
- Составление развернутого аналитического высказывания обобщающего характера по комедии Грибоедова. Справедлив ли Чацкий в своих оценках фамусовского общества? Согласны ли вы с ним? Разверните – грань за гранью – целостный образ фамусовского мира (устное сочинение). Почему в комедии Грибоедова он так ничтожен и смешон и терпит поражение в поединке с Чацким? Тайны искусства Грибоедова. Попутное составление плана обобщающего высказывания. Жестокость и цинизм фамусовского общества на страницах «Горе от ума». Раскрытие бесчеловечности этого мира в монологе «А судьи кто?». Осмеяние солдафонства в Скалозубе, холопства в Молчалине и Загорецком. Исповедь и афоризмы персонажа как средство его развенчания. Фамусовские панегирики, оборачивающиеся шутовством. Сатирическое мастерство монолога Молчалина «Мне завещал отец» с его степенностью и обстоятельностью. Лексическая выразительность и емкость картин «прошедшего житья»: контраст («Арапка – девка и собачка», «Сам толст – его актеры тощи»); обнажение предметного значения слова («Француз, подбитый ветерком», «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»).
- Страницы сценической истории «Горе от ума». Фамусовское общество на театральной сцене. Совершенствование навыков развернутой «собирательной» характеристики с использованием обобщающе-объединяющих конструкций (И Фамусов, и Хлестова, и Скалозуб – все они. Фамусовское общество едино в понимании счастья и удачливости, различие – лишь в оттенках, в мере изворотливости и угодничества. Как Фамусов, так и Скалозуб. А разве Молчалин и Загорецкий не тень Фамусова и Хлестовой?). стилистический анализ монолога с использованием литературоведческой лексики (паузы, повторы, резкая смена интонации, риторические вопросы и восклицания, панегирик, антитеза).
- Домашнее задание. Чтение наизусть и анализ монолога Чацкого. Устное сочинение на одну из тем: «Мое мнение о Чацком», «Судьба Чацкого в комедии Грибоедова и за ее пределами».
Урок. Нравственный идеал писателя в комедии «Горе от ума» (образ Чацкого).
- Спор о герое. Ваше отношение к Чацкому. Безупречен ли он? Что такое идеал и достоин ли этого определения герой Грибоедова? Почему он иной раз вызывает улыбку и снижает ли это образ героя? Чацкий победитель или побежденный? Кто сильнее – Чацкий или Молчалин? Легко ли быть таким, как Чацкий?
- Нравственно-философский смысл комедии Грибоедова: тема ума. Что такое ум и как понимают его персонажи комедии? Что мнение разделяете вы? Ум и счастье: какая между ними связь? Кто счастлив в комедии Грибоедова?
- ИА Гончаров о Чацком и его судьбе. Чтение фрагментов статьи «Мильон терзаний». Согласны ли вы с таким пониманием Чацкого и его будущего?
- Домашнее задание: подготовиться к сочинению по комедии Грибоедова.
Урок. РР Сочинение
Темы:
- Мой Чацкий
- Чему научила меня встреча с фамусовским обществом?
- Мое отношение к Молчалину
- Стал ли грибоедовский Чацкий нашим современником?
- Ум мнимый и подлинный
- «Москва. Страстная площадь, дом ПА Фамусова, Софье Павловне Фамусовой
- Домашнее задание. «Чацкий и мой современник». Верно ли, что «всякое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого»? почувствовал ли ты тень грибоедовского героя в повести А Рыбакова о Кроше? Сегодняшние Дон Кихоты и Чацкие – какие они и что в них особенно близко тебе?
Урок. Чацкий и мой современник
- Нравственные идеалы классики, бескомпромиссность и дерзновенность ее героев как наши духовные ориентиры. Недопустимость прямолинейных сопоставлений произведений и героев различных эпох. Человек и действительность, возможности личности, и прежде всего юной личности, в современном мире, ее нравственный выбор – таковы пределы сближения героев классики и современного искусства.
- Наш современник и сверстник на страницах любимых книг (выступления учеников). Ваше мнение о повестях А Рыбакова. Почему повести о Кроше написаны от первого лица? Встречали ли вы таких, как Крош? Чем отличается от них образ, созданный писателем? Какая из двух повестей – «Приключения Кроша» или «Каникулы Кроша» - вас захватила больше? Как входит на их страницы классика и необходимо ли это? Кто из литературных героев-современников близок к=Крошу?
- Программа самостоятельного чтения. Заключительное слово. Н. Дубов «жестокая проба», Г Машкин «Синее небо, белый пароход», В. Амлинский «Станция первой любви», произведения Толстой, Крестовского, М. Бояджиевой и другие.
- Домашнее задание. Мои любимые строки и страницы Пушкина. Устное сочинение «Как вошел Пушкин в мою жизнь».
Урок. Пушкин и мы. Детские годы поэта.
- Пушкин и мы (выступления учеников). Какие строки и страницы Пушкина вам особенно дороги и чем? Как Пушкин вошел в мою жизнь (устное сочинение). Каким вы представляете любимого поэта?
- «Тебя, как первую любовь России сердце не забудет». Пушкин в русской и современной поэзии. Чтение фрагментов из произведений В. Маяковского, А. Ахматовой, Э. Багрицкого, М. Рыльского и других.
- Детские годы Пушкина. Использование очерков романа Ю. Тынянова «Пушкин», библиографических очерков ЮМ Лотмана «Александр Сергеевич Пушкин» и АИ Гессена «Жизнь поэта».
- Домашнее задание. Подготовить рассказ «Каким я увидел Пушкина в детстве и Лицее?».
Урок. Пушкин в Лицее. Мир юного поэта. Урок-лекция с элементами аналитической деятельности учащихся.
- «Лицейская республика» и ее поэт. Влюбленность в жизнь и друзей, простота и непосредственность Пушкина-лицеиста (по воспоминаниям ИИ Пущина).
- Мир юного поэта. Чтение фрагментов стихотворения «Городок». В чем необычность стихотворения - его сюжетов и образов? Как вы поняли смысл заглавия и оправдано ли оно? Каким вы увидели юного поэта в «Городке»? непосредственность и живость рассказа поэта о себе. Широта интересов мальчика-поэта, его сопричастность мировой культуре.
- Первый поэт Лицея. Признание: «благословение» Державина; равный среди прославленных писателей (Карамзин, Жуковский, Батюшков в гостях у «чародея» Пушкина).
- Становление пушкинской гражданственности. Отечественная война 1812 года: страстный порыв «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Чтение фрагментов «Воспоминаний в Царском Селе». Составление плана урока.
- Домашнее задание. По составленному в классе плану подготовить рассказ «Пушкин в Лицее». Включите в рассказ строки из стихотворений поэта. Вариант плана: 1. Пушкин среди лицейского братства. 2. «Городок» поэта (Пушкин-читатель). 3. «Мой жребий пал: я лиру избираю». 4. Родина в жизни Пушкина-лицеиста. Самостоятельное чтение: стихи Пушкина.
Урок. «Друг, брат, товарищ» декабристов.
- Становление вольнолюбивых и тираноборческих идеалов Пушкина. «Жгучая вулканическая атмосфера, в которой жил и раскалялся Пушкин» (Вяземский). Уроки Куницына, 1812 год и Великая французская революция, «школа» Фонвизина и Радищева в творческой судьбе поэта. Первые послелицейские годы (Петербург). Единомышленник «первенцев свободы», будущих декабристов (по 10 главе «Евгения Онегина»: «Витийством резким знамениты»).
- Вызов самовластью в пушкинском творчестве. Чтение и анализ избранных строф оды «Вольность». Как вы полагаете: какое впечатление произвело стихотворение Пушкина на современников? Как меняются интонация, слово, образный строй стихотворения? Сопоставьте оду Пушкина с поэзией 18 века. Радищев и Пушкин: общее и различное. «Вольность» как программное произведение молодого поэта; его единение с Радищевым: сострадание «падшим рабам», протест против тирании и гимн Свободе. «Урок» царям в «Вольности». Идеал народовластия в «Вольности» Радищева и просветительские позиции юного Пушкина. Обучение связному рассказу. Первые послелицейские годы. Был захвачен. Ждал и надеялся. Одержим идеей свободы. В кругу друзей, братьев, товарищей. Вдохновенно воплотил. Вслед Радищеву. Юный поэт «восславил свободу».
- Домашнее задание. Пушкин в первые послелицейские годы. Две «Вольности» (Пушкин и Радищев).
Урок. Судьбы Родины и нравственный выбор поэта. Чтение и анализ стихотворений «Деревня», «К Чаадаеву».
- Обличение «барства дикого» в стихотворении «Деревня». Как построено стихотворение? Ваше впечатление от первой части? Попробуйте перенести эти строки на рисунок. Почему так живописно слово поэта, нетороплива интонация? Как меняется поэтический строй стихотворения? В чем смысл столь резкой антитезы? Сопоставьте пушкинские строки с «Путешествием» Радищева и с монологами Чацкого. Каким вы увидели автора в стихотворении «Деревня»? антитеза как композиционная основа стихотворения. Пушкинское обнажение сути «барства дикого» в его емкой и точной формуле («Присвоило… и труд, и собственность, и врем земледельца»). «Деревня» - выражение гражданственности и гуманизма Пушкина, его раздумий о судьбах Родины и Человека.
- Пушкинский символ веры. Чтение и анализ послания «К Чаадаеву». Сравните это стихотворение с предыдущим. Почему оно столь интимно, исповедально? Найдите ключевые слова и образы стихотворения и раскройте их смысл. Почему поэт настойчиво повторяет глагол «горит»? Как отзывается эта метафора в движении строк, их ритме? Почему рядом оказываются слова «Свобода» и «Отчизна»? проследите движение времени в стихотворении. Что означает заключительная строфа как его итог? Как надо читать послание «К Чаадаеву»? почему оно было так дорого декабристам? Обучение связному аналитическому высказыванию о лирическом произведении: приемы построения монолога, прежде всего, начала – эмоционально-оценочное. («Когда я впервые услышал послание «К Чаадаеву». Это одно из любимых произведений Пушкина и мое»). Аналитическое, определяющее место стихотворения в творческой эволюции поэта. Среди послелицейских стихотворений послание «К Чаадаеву» - одно из наиболее программных, сокровенных для Пушкина, стихотворение-исповедь. Синтаксические конструкции и лексика, обращение к идейно-художественному своеобразию стихотворения, движению его поэтических тем. Первые строки, неторопливые, мелодичные, - элегия прощания с юностью. Но уже в следующих резкая смена интонации. Стремительный ритм центральной строфы. Метафорическая лексика и символические образы таят в себе. Усвоение литературоведческой терминологии: интонация, нагнетание, повтор, своеобразие ритмики и рифмы, сквозной образ, ключевые слова.
- Домашнее задание. Одна из тем по выбору учащихся. 1. Стихотворение «Деревня» было представлено в первоначальной журнальной публикации лишь первой частью под названием «Уединение». Исказило ли это смысл стихотворения? Ведь первая часть «Деревни» обладает относительной законченностью. 2. Автор в стихотворении «Деревня» и «К Чаадаеву». Какое из них тебе более близкое? 3. Имел ли право Пушкин сказать о себе: «Вслед Радищеву восславил я свободу»? 4. Лирический герой юного Пушкина и грибоедовский Чацкий.
Урок. Южное изгнание Пушкина. Романтический мир поэта.
- Первое столкновение Пушкина с самодержавием. Южная окраина России глазами Пушкина и судьба поэта-изгнанника (по «Отрывкам из путешествия Онегина: «Я жил тогда в Одессе пыльной» и стихотворение «Узник»).
- Элегия «Погасло дневное светило» как выражение перелома в мироощущении и творчестве Пушкина. Чтение стихотворения и краткий анализ. Символические образы моря и паруса как воплощение романтического порыва поэта к «пределам дальним». Антитеза прошлого и будущего как выражение разочарования и надежд. «Память сердца» в исповедальных пушкинских строках.
- Годы, проведенные на юге, - новая веха пушкинского творчества. Вдохновенный творческий труд поэта; многообразие и совершенство произведений, созданных на юге. Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» как пример изящества и гармонии пушкинской поэзии, романтического слияния с таинственным и прекрасным миром природы. Романтические характеры в поэме «Бахчисарайский фонтан». Антитеза образов Марии и Заремы – пушкинский поиск идеала красоты. Апофез нравственной чистоты как подлинно прекрасного. Сравните южное творчество Пушкина с его произведениями прежних лет. Какие перемены произошли в поэте и как вы их объясните? Опорная лексика: контрастные интонации и краски, страстные порывы, горечь сожалений, упования и надежды; память сердца, не знающая забвения; изящество, стройность композиции; проникновенный лиризм.
- Домашнее задание. Подготовить рассказ по учебнику «Основные события жизни Пушкина на юге». Произведения Пушкина южных лет, наиболее понравившиеся прочитать и обосновать свой выбор.
Урок. Певец свободы.
- Основные события жизни Пушкина на юге. Их влияние на творчество поэта. Вольнолюбивые и тираноборческие идеалы поэта. Духовное богатство Пушкина и декабристов. Эпизод в Каменке как свидетельство декабризма Пушкина.
- «Душа предел желанный». Чтение и анализ элегии «К морю». В чем тайна пушкинского моря? Как оно меняется? Почему мы видим и слышим в нем море? Каким вы увидели поэта в стихотворении «К морю»? как входят в него строки о Наполеоне и Байроне? Какое настроение преобладает в стихотворении и как его следует прочитать, чтобы передать особенности пушкинской элегии? Сопоставьте «Море» Жуковского и «К морю» Пушкина. Зримость и звучание пушкинского образа. Мастерство метафорического слова поэта. Море как воплощение свободы, неукротимости, величия в словесной живописи и ритмике. Символический смысл образа моря – собеседника и друга поэта, его второе «я», «предел желанный» его души. Апофез дерзновенной, титанической личности в «воспоминаниях величавых» о Наполеоне и Байроне. Элегия «К морю» - грустное раздумье о судьбах человечества, его трудном, противоречивом пути. Торжественно-медитативный строй пушкинской элегии, определяющий тональность ее чтения. Словесное рисование и воссоздание поэтических картин с использованием лексики – перед моими глазами, встает, как живое, море. Я вижу и слышу пушкинское море. То оно величаво-спокойно, то мятежно, неукротимо. Овладение аналитическими конструкциями со значением истолкования художественного образа и приемами цитирования – но что означает пушкинское море? Оно – само «я» поэта, его «души предел желаний». Не случайно в элегию входят строки о Наполеоне и Байроне. В них.
- Домашнее задание. Монологический анализ стихотворения «Элегия Пушкина «К морю»: художественное своеобразие и смысл.
Урок. В Михайловском заточении. Овладение искусством реализма.
- Михайловские годы – творческий подвиг поэта, переломная веха его пути. Ссылка в Михайловское как новое, еще более суровое испытание Пушкина. Титанический труд поэта. «Вакхическая песня» - программное стихотворение Пушкина, его «символ веры». Светлый, жизнеутверждающий пафос пушкинского творчества, гимн Любви, Музам, Разуму. Грибоедовская антитеза «ложной мудрости» и «солнца ума». Скептицизм автора «Горе от ума» и пушкинская вера в торжество высоких прекрасных начал жизни. Переход к реализму в романе «Евгений Онегин», начатом еще на юге и продолженном в Михайловском. Первые строфы «Онегина» как пример пушкинского реализма – поэзии «жизни действительной». Отразить «век» и «современного человека» - вот в чем отныне видит Пушкин смысл своего творчества. Приобщение Пушкина к народной поэзии (по стихотворению «Зимний вечер» и Прологу к «Руслану и Людмиле»). Исторические интересы поэта. «Борис Годунов» - первое драматическое произведение Пушкина, постижение судеб самовластия и «мнения народного». Образ царя Бориса и его судьба в пушкинской трагедии (чтение и анализ монолога Бориса «Достиг я высшей власти»). Обобщающее конспектирование урока: отразить в записи художественные открытия в творчестве Пушкина михайловских лет. Овладение лексикой со значением творческого пути писателя – переход от романтизма к реализму. Романтизм в творчестве поэта сменяется реализмом. В творчество Пушкина входит народность. Поэт овладевает историзмом.
- Домашнее задание. Сопоставить творчество Пушкина южного и михайловского периодов. Художественные открытия Пушкина в произведениях, созданных в Михайловском. Прочитать стихотворения, написанные в Михайловском. Какие строки Пушкина этих лет тебе особенно близки и чем? Передай в чтении свое отношение к ним. Самостоятельное чтение. Пушкин АС «Борис Годунов».
Урок. «Я гимны прежние пою».
- Пушкин после восстания декабристов. Подвиг верности. Верность «друзьям, братьям, товарищам». Трагическая судьба Пушкина в конце 20-30-х гг. Стихотворение «Предчувствие»: «Снова тучи надо мною». Каким вы увидели Пушкина в этих строках? Как изменился поэт? «В Сибирь», «Арион» как клятва верности и пушкинское «дружество» в действии. Сопоставьте два стихотворения. Почему они созданы поэтом почти одновременно? Попробуйте представить: как встретили их декабристы.
- Приговор самовластью в стихотворении «Анчар» (чтение и анализ). В чем тайна пушкинского «Анчара»? его художественной выразительности? Как рождается образ анчара? Почему он так страшен? Как построил поэт стихотворение? Сравните его антитезу с той, что скрепляла воедино «Деревню». Один и тот же противительный союз «но». Одинаково ли он работает в «Деревне» и «Анчаре»? какое слово становится ключевым и как оно определяет смысл стихотворения? Почему нам так близка пушкинская страница? «древо смерти» в предметной точности эпитета и картинах, развернутых во времени. Символический смысл образа анчара. Антитеза как развенчание бесчеловечности самовластья. Сближение образов «древа смерти» и «непобедимого владыки» в художественной логике стихотворения. Гуманистический пафос «Анчара»; пушкинское заступничество за Человека и Жизнь на Земле. Построение высказывания о трагической судьбе поэта и его подвиге с использованием контрастно-уступительных конструкций – как бы ни был Пушкин одинок, какие бы тучи ни собирались над ним, он не сдался под ударами судьбы, не усомнился в верности друзей и своем предназначении. Несмотря на. Поэт сохранил. В любых испытаниях оставался.
- Домашнее задание. Можно ли назвать последнее десятилетие жизни Пушкина подвигом? Какое стихотворение Пушкина этой поры из прочитанных ты считаешь самым значительным и почему?
Урок. Идеал Человека и Художника в лирике Пушкина. Чтение и анализ стихотворений «Осень» и «Вновь я посетил».
- Идеал мира и человека как пафос пушкинской поэзии. «Пушкин – это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет» (Гоголь). «Поэт – соперник творящей природе», воплощающей действительность «в прекрасные и полные органически идеальной жизни образы… небесное и в земное и земное просветляющей небесным» (Белинский).
- Стихотворение «Осень» как пушкинское открытие прекрасного. Как построено стихотворение и почему поэт придал ему такую композиционную форму? Поэт говорит о том, что известно каждому: времена года, их приметы. Стало ли его стихотворение для вас открытием? Можно ли его отнести к пейзажной лирике? Пушкинское открытие русской природы – времен года в их своеобразии и неповторимости. Завершенность строф-картин; емкость и неторопливое движение пушкинской октавы. Точность и зримость художественной детали; многообразие интонации и речевого строя. Торжественно-величавые картины осени с использованием высокой лексики и сниженное, прозаическое изображение других времен года. Емкость художественного содержания стихотворения; перерастание пейзажных картин в раздумья о назначении поэзии и собственной судьбе.
- Постижение «общего закона» бытия и творчества в стихотворении «Вновь я посетил». Почему поэт написал это стихотворение белым стихом и отказался от деления на строфы? Проследите, как мы это делали при анализе послания «К Чаадаеву», движение времени и роль глаголов. Какой образ венчает стихотворение и как вы его поняли? И вновь – любимое пушкинское «но»! Что оно несет в стихотворении «Вновь посетил»? Каким вы увидели Поэта? Как меняется его речь и почему? Сопоставьте «Осень» и «Вновь я посетил». Воспоминание-раздумье о быстротечности бытия и неотвратимости перемен. Антитеза «минувшего» и настоящего как композиционно-лексическая основа стихотворения. Пушкинское чувство родины в живых картинах «минувшего». «Лелеющая душу гуманность» (Белинский) в образе няни и трепетно запечатленных приметах родных мест. От «минувшего» к настоящему и будущему, от воспоминания к встрече с «племенем младым, незнакомым» - движение образного строя стихотворения. Символика поэтических картин. От высокой, торжественной лексики «воспоминаний» к простоте и сердечности «разговора» с современником и потомком – движение языкового строя стихотворения. Живое видение будущего и присутствие в нем - пророческий дар пушкинского Поэта. «Осень» и «Вновь я посетил» как философские страницы лирики Пушкина. Их идейно-художественное родство, жанрово-композиционная близость (стихотворение –«отрывок»). Овладение оборотами и конструкциями со значением художественного своеобразия стихотворения, единства поэтического содержания и его формы – своеобразие пушкинской «Осени» в том, что. Стихотворение построено как. Каждая строфа – это. Белый стих создает интонацию неторопливого, свободного раздумья. Сама незавершенность стихотворения воплощает.
- Домашнее задание. Монологический анализ стихотворения с цитированием наизусть: «Как я понял стихотворение Пушкина «Осень или «Вновь я посетил». Что мне особенно близко и дорого в нем?
Урок. Идеал Человека и Художника в лирике Пушкина. Чтение и анализ стихотворений «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг».
- Тема поэта в пушкинском творчестве как воплощение идеала Человека и Художника. Краткая история создания стихотворения «Пророк» с лексическим комментарием.
- Призвание Поэта в стихотворении «Пророк». В чем необычность языка и стиха «Пророка»? Как вы прочитали бы стихотворение? Какие его строфы вам кажутся особенно значительными? Чем «Пророк» по своему этическому строю отличается от других стихотворений Пушкина? Это стихотворение стало одной из самых значительных страниц русской поэзии, ее символом, любимым произведением самых взыскательных читателей (Достоевский, Л. Толстой, М. Горький). Вам понятно такое отношение к пушкинскому «Пророку»? поэтическая выразительность стихотворения в форме исповеди («я, Духовной жаждою томим). В библейском сюжете, ставшем «биографией» лирического героя Пушкина. Стремительная смена действий и событий, подчеркнутая энергией ямба, своеобразием рифмы и лексическими повторами. Самоотречение как судьба Поэта. Всеотзывчивость и творческая страсть, дар «глаголом жечт сердца людей» - высокое пророческое призвание Поэта в пушкинском стихотворении. «Пророк» - кредо гражданственности и гуманизма, пушкинский «символ веры».
- Бессмертие Человека-творца в «Памятнике». Сопоставьте «Памятник» с «Пророком»: в чем различие их интонации, лексики и стиха? Почему итоговое стихотворение Пушкина исполнено такой веры в собственное бессмертие? Гордость и достоинство Поэта в торжественных, величавых строках пушкинского «Памятника», в завершающей его отповеди «хвале и клевете». Осуществление Поэтом своего предназначения как залог его бессмертия. Неразделенность славы Поэта и грядущего величия Родины. «Я памятник себе воздвиг» как раздумье о смысле жизни человеческой, о тайне ее бессмертия. Отработка оборотов и конструкций со значением художественного своеобразия стихотворений, их близости и различий (неповторимость и особенная сила пушкинского «Пророка» в Стихотворении потрясает тем, как поэт. Необычность лексики, образов и сюжета в их. А сколько энергии в пушкинском ямбе, в многообразии рифмы. В отличие от «Пророка», «Памятник» - это не стремительная смена картин и событий, а. Стих «Памятника» нетороплив и величав, воплощая).
- Домашнее задание. Устное сочинение на одну из тем по выбору учащихся с цитированием наизусть: 1. Призвание Поэта в стихотворении Пушкина «Пророк». 2. Судьба Поэта в стихотворении «Я памятник себе воздвиг».
Урок. «Печаль моя полна тобою». Пушкинская лирика любви. Чтение и анализ стихотворений «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии», «Я вас любил».
- Поэзия Пушкина – «песнь торжествующей любви».
- «Память сердца» в стихотворении «Я помню чудное мгновенье». Почему так завораживают эти строки? Поддается ли их «сюжет2 прозаическому пересказу? Стихотворение построено на повторах, на сквозных темах и образах – звуковых и лексических. Проследите их. Почему повторы приобретают такую выразительность в стихотворении? Какие строки становятся ключевыми и что вы услышали в них? Почему они так дороги поэту, что делает их особенно заметными и значимыми? МИ Глинка, создавший романс на пушкинские строки, признавался, что ему не пришлось искать мелодию: она таится в самом стихотворении. Как вы поняли мысль композитора? Услышали ли вы музыку пушкинских строк? Попробуйте уловить, как она создается.
- Гармония чувства в стихотворении «На холмах Грузии». Сравните эти восемь строк с предыдущими: «Я помню чудное мгновенье». Какие повороты поэтической мысли, какие слова поэта показались вам странными? Как объясняет их стихотворение в целом, его поэтический строй? Проследите движение и попробуйте передать в собственном чтении. Где же объяснение «противоречий» чувства лирического героя? Какие строки особенно емки и значительны и почему?
- Психологическая сложность и нравственная безупречность чувства любви в стихотворении «Я вас любил». Что вас поразило в этом коротком, как и предыдущее, стихотворении? Сопоставьте их. Проследите интонацию стихотворения: как она меняется от первой ко второй строфе? Нет ли какого-то подтекста в этом прошедшем времени и в том «угасании» чувства, о котором признается (то ли любимой, то ли себе) поэт? И как вы встретили заключительную строку, неожиданно прерывающую признание? Овладение лексикой и конструкциями со значением своеобразия и противоречивости художественного содержания стихотворения (Исходная тема стихотворения. Но затем вдруг. В стихотворении противостоят два начала. Начав стихотворение прощальным признанием «Я вас любил», поэт незаметно).
- Домашнее задание. Подготовиться к семинару «Чувства добрые я лирой пробуждал» (Пушкин). Литература: НВ Гоголь «Несколько слов о Пушкине». Темы выступлений: 1. Мое прочтение стихотворения «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»). 2. «19 октября» и «Арион» (опыт сопоставительного анализа). 3. «К Чаадаеву и «К морю» как нравственное кредо Пушкина. 4. Идеал Поэта в творчестве Пушкина.
«Чувства добрые я лирой пробуждал» (семинар)
- Поиск нравственного и эстетического идеала, отвечающего историческим потребностям России, ее будущему, - смысл творчества Пушкина. Белинский о гуманизме пушкинской поэзии, ее роли в формировании юной личности.
- Выступления учащихся. Их анализ и уточнения.
- «19 октября» и «Арион» - пушкинский апофез дружбы как братства единомышленников. Пейзаж, то элегический, то мятежный, - поэтический символ горечи разлуки и радости единения. Незабываемые образы лицеистов в стихотворении «Роняет лес багряный свой убор» - пушкинская верность «дружеству», «память сердца». Единство цели и судьбы «друзей, братьев, товарищей» в «Арионе». Смысл пушкинского «нас» в отличие от «я» в «19 октября». Образ «кормщика» как того, чьим умом и волей скреплена дружба. Судьба певца в «Арионе» - воплощение верности идеалам революционного «дружества». Преемственность послания «К Чаадаеву» и элегии «К морю» - пушкинская верность «вольности святой». Единство нравственных и творческих идеалов поэта.
- Заключительное слово. Нравственное и эстетическое совершенство пушкинской поэзии. Непреходящая ценность художественных открытий Пушкина, «начала всех начал» в духовной сокровищнице нашего современника. Совершенствование навыков монологического высказывания о лирическом произведении с использованием опорной лексики и конструкций, отработанных на предыдущих уроках.
- Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по лирике Пушкина.
Урок. РР Сочинение.
Примерные темы.
- Мое любимое стихотворение Пушкина.
- Каким я представляю Пушкина по его лирике.
- Пушкинское море.
- «Вслед Радищеву восславил я свободу» (по страницам лирики АС Пушкина).
- Что мне особенно дорого и близко в поэзии Пушкина.
- Свобода и родина в поэзии Пушкина.
- Художественное совершенство стихотворения Пушкина.
- Слово в лирике Пушкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...