Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Е.А. Баратынский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_56_literatura.docx | 16.81 КБ |
urok_56_literatura.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Е.А. Баратынский. «Весна, весна!
Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Введение в тему урока
- Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. И попробовать определить тему нашего урока.
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок!
(Подснежник)
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеёк)
- О чём эти загадки?
-Нравится ли вам весна? Почему?
- Что вам весной особенно нравится?
– Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе?
- А какое сейчас время года?
- Давай те сравним эти времена года?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Сегодня мы будем читать стихи, посвященные этим временам года. А написал их Евгений Абрамович Баратынский.
4. Работа по теме урока
1) Биография
Евгений Абрамович Баратынский родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии (слайд 1). Сын отставного генерал-лейтенанта из ближайшего окружения императора Павла I и бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны (слайд 2). Мальчика отдали в Пажеский корпус, а в 1819 г. Баратынский поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк (слайд 3).
Он часто бывал в Петербурге, где познакомился с молодыми поэтами А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером, А.С. Пушкиным (слайд 4). Скоро он стал известен как мастер элегий, в которых ему удалось удивительно самобытно и свежо передать собственные душевные порывы, напряженные раздумья. Оценка, данная Баратынскому Пушкиным: «...оригинален, ибо мыслит».
В 1825 г. Баратынский получил чин прапорщика, а через год вышел в отставку и поселился в Москве. После женитьбы (1826) он обрел семейное счастье (слайд 5).
В 1843 г. вместе с семьей Баратынский отправился в длительное путешествие по Европе. 11 июля 1844 г. он умер в Неаполе от приступа лихорадки. Его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Алексйндро- Невской лавры (слайд 6).
2) Работа с учебником
Выразительное чтение стихотворения «Весна, весна!..»
- Какова тема стихотворения? (Наступление весны, пробуждение природы)
- Какие приметы весны видит автор? (чистый воздух, ясный небосвод, бегущие ручьи и т.д.).
- Какие звуки помогают понять, что идет весна?
- Какие образные средства использует поэт? (Олицетворение, эпитеты, метафоры «на крыльях ветерка»)
- А какие краски использует автор? (Лазурь, ясен.)
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- на сколько частей можно разделить стихотворение? ( 2 )
- О чём говорится в 1 части ? а во 2 ?
Прослушивание стихотворения «Чудный град порой сольется…»
С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.
Стихотворение состоит из 8 строк. Строфа-восьмистишие (октава). Размер-четырехстопный хорей. Стопа-двухсложная с ударением на первом слоге.
Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется..» построено на параллельных образах: образ летучих облаков. чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим от дыханья/посторонней суеты», от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею. Живя в деревне, поэт прекрасно знает природу, любит неброскую красоту средней полосы России и повествует читателю о ее внутренней гармонии.
5.Подведение итогов. Рефлексия
-С творчеством какого писателя познакомились на уроке?
-Что запомнили об авторе?
Стихотворения передают состояние души поэта. Пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое.
6.Д/з Подготовить выразительное чтение стихотворений
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пажеский корпус
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ВЕСНА!ВЕСНА!ПОРА ЗА ДЕЛО!-звенят пичужек голоса…» в старшей возрастной группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
Закрепление знаний детей по темам "Весна", "Перелётные птицы".Обогащение словарного запаса по темам «Весна», «Перелётные птицы»,путём составления распространённых предложений самостоятельн...
Урок по теме "Весна, весна я люблю тебя..." по ФГОС
Урок в третьем классе о том, почему мы любим весну....
Дистанционное индивидуальное занятие. Русский язык. 6 класс "Весна, весна, как воздух чист..."
Дистанционное обучение. Русский язык. 6 класс. "Весна, весна, как воздух чист..."...
Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)
Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)Конспект урока развит...
Конспект по чтению Весна, весною, о весне 5 класс VIII вид
Конспект по чтению на тему: "Весна, весною, о весне" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5 класса...
Конспект интегрированного урока по литературе для 6 класса "Е.А. Баратынский "Весна, весна, как воздух чист!"
Интегрированный урок по литературе для 6 класса. (Интегрирован литература, русский язык, марийский язык, музыка ИЗО)....
Анализ стихотворения Е. Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!.."
Задания составлены таким образом, что можно использовать их как во время классной работы (по группам), так и в рамках дистанционного обучения....