КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ВЕСНА!ВЕСНА!ПОРА ЗА ДЕЛО!-звенят пичужек голоса…» в старшей возрастной группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия на тему
Закрепление знаний детей по темам "Весна", "Перелётные птицы".Обогащение словарного запаса по темам «Весна», «Перелётные птицы»,путём составления распространённых предложений самостоятельно и по заданному образцу.
3.Закрепление навыка использования словосочетаний «существительное + прилагательное» посредством лексико-грамматических упражнений.
4.Умение читать наизусть, прослушивать и анализировать текст, отгадывать загадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Весна!Весна! Пора за дело!-звенят пичужек голоса..." | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №30 «Лукоморье» муниципального образования город-курорт Геленджик
КОНСПЕКТ
ИТОГОВОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«ВЕСНА!ВЕСНА!ПОРА ЗА ДЕЛО!-звенят пичужек голоса…»
в старшей возрастной группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
Учитель-логопед
Степанкова
Марина Владимировна
Коррекционно-образовательные цели:
1.Закрепить знания детей по темам «Весна», «Перелётные птицы».
2.Обогащать словарный запас по темам «Весна», «Перелётные птицы», составляя распространённые предложения самостоятельно и по заданному образцу.
3.Закрепить навык использования словосочетаний «существительное + прилагательное» посредством лексико-грамматических упражнений.
4.Уметь читать наизусть, прослушивать и анализировать текст, отгадывать загадки.
Коррекционно-развивающие цели:
1.Развивать диалогическую речь.
2.Развивать логическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность, внимание.
3.В работе с разрезными картинками корригировать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитывать любовь к природе, родной земле,окружающему миру.
Предварительная работа:
-отгадывание и заучивание загадок о весне, о перелётных птицах, наблюдение примет наступающей весны в природе с воспитателями на прогулке и родителями;
-повторение и различение перелётных и зимующих птиц, игры и упражнения «4 лишний»;
-прослушивание фонограмм с голосами птиц;
-чтение стихотворения Т.А.Шорыгиной «Весна» и словарная работа по данному стихотворению;
-рассматривание картин, изображающих весенние заботы птиц;
-знакомство с народными приметами, связанными с птицами.
Оборудование:
декорация- «Опушка весеннего леса» с признаками весны- первоцветы, проснувшиеся насекомые, дикие животные(игрушки); макеты с 3-4 видами деревьев с набухшими почками, первыми листочками, на одном- гнездо с птенцами;
демонстрационные картинки с изображением перелётных птиц; разрезные картинки для игры «4 лишний»,карты-схемы для игры «Весенний ветерок»(родственные слова),костюм Скворушки, картина о весенних заботах птиц(из «Экологии»),игра на развитие мелкой моторики рук, памяти ,внимания «Радужное лукошко».
ТСО:
ДВД-плеер, диск с записью звуков природы, голосами птиц.
Ход занятия:
Работа по теме занятия(вхождение в тему занятия)
Декорация опушки весеннего леса с признаками весны-первоцветы, проснувшиеся насекомые(муляжи),дикие животные(игрушки),макеты деревьев с набухшими почками, первыми листочками, на одном из деревьев- гнездо с «птенцами».
Дети стоят полукругом.
Логопед :Мы на месте покружились- на полянке очутились.
Дети поворачиваются вокруг себя, и оказываются на лесной полянке.
Логопед: Давайте присядем на лесной опушке, послушаем звуки леса.
(Звучит фонограмма со звуками природы, голосами птиц).
Расслабление, слушание с закрытыми глазами.
По окончании звучания дети открывают глаза.
Логопед: Какое время года напоминают вам эти звуки, звонкие голоса птиц? Что особенного вы услышали? Что видите на лесной опушке?
(Ответы детей).
Логопед: Сегодня мы с вами вспомним о весне, о перелётных птицах.
Предлагаю подойти поближе к весенней полянке.
На одном из «деревьев» обнаруживаем гнездо с птенцами.
Логопед: Ребята, смотрите, в гнезде уже вывелись птенцы и у них есть задания для вас.
Давайте им поможем.
Вспомните,пожалуйста,как называют учёных, которые изучают перелётных птиц?
Правильно,- это орнитологи. И мы с вами немного станем орнитологами.
(Посадка на места).
Пальчиковая гимнастика «Колечки» (выполняется с помощью пружинок Су-джок):
Птичек мы окольцевали,
Наблюдали, узнавали,
Улетев, в какие дали,
Где морозы переждали,
Что пернатые клевали,
Гнёзда где свои свивали.
Где вы яйца отложили,
Как вы бури пережили,
Сколько вы в конце концов
В гнёздах вывели птенцов?
Работа над заданиями.
I.Лексико-грамматические упражнения на словообразование,обогащающие речь и представления о перелётных птицах.
Работа по карточкам (на примере аиста и ласточки).
1 ребёнок: У аиста клюв (какой?) длинный,узкий,крепкий.
2 ребёнок: У аиста крылья (какие?)длинные, крепкие.
3 ребёнок: У аиста нет голоса - он безголосый.
4 ребёнок: У аиста шея (какая?)длинная.
5 ребёнок: У ласточки крылья (какие?) чёрные, быстрые, острые.
6 ребёнок: У ласточки хвостик (какой?) острый, длинный, похожий на вилочку, на ножницы ,раздвоенный.
7 ребёнок: У ласточки голос (какой?) звонкий.
8 ребёнок: У ласточки грудка(какая?) белая.
9 ребёнок: У ласточки голова (какая?) чёрненькая, маленькая.
II.Образование родственных слов.
Игра «Весенний ветерок».
На доске открывается демонстрационный плакат с изображением грачей.
Чтение логопедом загадки про грача:
Он чёрный, проворный,
Кричит: «Крак!»,
Всем червякам враг.
Логопед: Правильно, ребята, это грач. Давайте подберём слова-родственники к слову «грач».
Дети подбирают родственные слова, и объясняют их значение.
(Грач - перелётная птица; когда их много - они грачи; птенец(-цы)-грачонок(грачата);мама(грачиха);клюв(грачиный),крыло(грачиное),перья (гнёзда)-(грачиные); скопление гнёзд на дереве называется грачевник.
III.Индивидуальная работа по наглядным картинкам (у доски).
Составление простых распространённых предложений по данной теме.
(Существительное в И.п.+ Глагол+Прямое дополнение в Пр.п.)
«Кто где живёт?»
Ответы детей:
Ласточка живёт под крышей.
Аист живёт на крыше(на старом дереве, на трубе).
Цапля живёт на болоте.
Грачи селятся на деревьях.
Скворец живёт в скворечнике.
Кукушка своего гнезда не строит, подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда.
Логопед:Ребята, а кто знает народные приметы,связанные с прилётом или местом обитания некоторых из птиц?
(Ответы детей): «Если аисты вьют гнёзда на крыше, значит, в этом доме, в этой семье «царит» счастье и любовь».
«Ласточки прилетели, значит, наступило лето».и др.
IV.Работа по подгруппам.
Игра-пазл «Угадай ,кто из птиц здесь спрятался?»
Дети разбиваются на две подгруппы. Каждой группе раздаётся по большой карточке, разрезанной на 4 части, в форме пазла.
На центральной карточке изображены силуэты птиц(3 из них-перелётные,1-другая).
После того, как пазл составлен и птицы соотнесены по силуэтам, обратить внимание на то, кто из птиц «лишний» и объяснить, почему.
Например, аист, ласточка, скворец-это перелётные птицы, а синица -зимующая.
Логопед: Молодцы, ребята, вы все отлично справились с этим заданием.
А теперь пришла пора немного отдохнуть.
Подвижная игра с речевым сопровождением.
«Ласточки»
(Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения).
Ласточки летели-все люди глядели,
Ласточки садились,все люди дивились.
Сели,посидели,
Взвились,полетели!
Полетели,полетели-песенку запели: «твить-твить»
Дети возвращаются на свои места.
Логопед: А к нам Сковорушка прилетел. Давайте его послушаем.
Выходит ребёнок в костюме Скворушки:
Скворушка, Скворушка к нам прилетел!
Скворушка, Скворушка песню запел:
«Мне не до сна, мне не до сна,
В гости пришла весна!
Как хорошо, что пришла весна,
Песенки буду я петь без конца!»
Чтение и анализ стихотворения «Весна»(автор Шорыгина Т.А.)
Логопед: А теперь давай те послушаем стихотворение, в котором говорится о том ,что ещё происходит в природе с наступлением весны.
Трава опять зазеленела
И закудрявились леса
«Весна !Весна! Пора за дело!-
Звенят пичужек голоса.
Сухие прутики, солому.
Кусочки мха они несут-
Всё пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, зяблики, скворцы
Ведь скоро в гнёздах будут детки-
Их желторотые птенцы.
Проводится словарная работа: объяснить значение подчёркнутых слов.
Анализ стихотворения.
Ответы на вопросы логопеда:
-Что понравилось(запомнилось) в стихотворении?
-Как вы понимаете фразу «Весна!Весна! Пора за дело!...»
-Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Из чего птицы делают свои гнёзда?
Давайте мы поможем нашим птенцам утеплить их гнёздышко(утепляем с помощью мха, перьев и соломы).
А чем люди занимаются в весенние дни?
(Звучат ответы детей).
Задание на развитие мелкой, тонкой моторики рук, логического мышления и внимания. Соотнесение по цвету, форме, размеру.
Логопед: Скажите, пожалуйста, почему в апреле отмечают день птиц? (1 апреля).
(Ответы детей).
Логопед: Совсем скоро наступит светлый и радостный праздник великой Пасхи.
Что мамы и бабушки делают в этот праздник?( «Красят яйца.
Пекут куличи»).
-Вы знаете, у меня сегодня приключилось недоразумение: в нашем лукошке яйца треснули, разбились. Помогите собрать их в одно целое.
(Каждому ребёнку раздаю по одной части от «яйца»,а дети самостоятельно соотносят и находят остальные недостающие детали, собирают их в единое целое, перекладывают в «Лукошко-матрицу»-по форме и цвету).
Подведение итогов занятия.
Логопед: Почему и люди, и животный мир радуются приходу весны?
(Ответы детей).
Поощрение детей за участие в занятии(сюрпризный момент- в лукошке шоколадные яйца «киндер-сюрпризы»).
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)
В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "В поисках Немо"
Данное занятие нацелено на активизацию и закрепление словаря по лексической теме "Животный мир морей и океанов", закрепление умения употреблять в речи простые и сложные предлоги, а также развитие...
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Н.В. Нищева
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаи...
Родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Цель: Повышение логопедической компетентности родителей в вопросах взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми в группе компенсирующей направленности дл...
Родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, грамматического строя речи, связной речи....
Семинар – практикум в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Цель: Обеспечить педагогическую поддержку и повысить компетентность родителей в использовании игровых упражнений в развитии речи у детей с ОНР....