Технологическая карта урока литературы в 7 классе.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Технологическая карта урока литературы в 7 классе.
Тема урока: Биография И.С.Тургенева. Рассказ «Бирюк».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 7 классе.
Тема урока: Биография И.С.Тургенева. Рассказ «Бирюк».
Цель: расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя, изучить рассказ «Бирюк». | Задачи урока: - актуализировать знания учащихся о писателе; познакомиться с фактами биографии, связанными с «Записками охотника»; - совершенствовать навыки характеристики героя; - углубить понятие о русском национальном характере; - обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений; - воспитать интерес к произведениям автора. | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент. | Проверяет готовность к уроку, настраивает на урок | Готовятся к уроку. |
II. Мотивация. | Учитель предлагает детям выбрать лепестки из ромашки, прикрепленной на доске, и ответить на попавшиеся им вопросы: 1 вопрос. Твой любимый рассказ. Почему? 2 вопрос Любимый писатель. Почему? 3 вопрос Любимый поэт. Почему? 4 вопрос. Любимое стихотворение. Почему? - Мы вспомнили, что читали раньше, что каждому особенно запомнилось. А сегодня мы переходим к И.С.Тургеневу, который писал не только прозаические произведения, но и стихотворения в прозе. | Отвечают на вопросы ромашки, вспоминают запомнившиеся произведения. |
III. Актуализация. | - Ребята, мы с вами сегодня начинаем разговор о жизни и творчестве одного из самых интересных, и в то же время сложных и противоречивых писателей русской литературы – Ивана Сергеевича Тургенева. а) Работа в тетрадях. - Открываем тетради, пишем число и тему урока. - Теперь запишите в тетрадях слова И.С.Тургенева: Душа моя, все мысли мои в России И.С.Тургенев - На протяжении урока мы с вами поразмышляем над смыслом высказывания автора. б) Работа над портретом. Вопрос-ответ: - Как писатель выглядит? - Какие особенности, черты выдвигаются на передний план? - Что можно сказать, увидев портрет Тургенева? | Открывают тетради, записывают число, тему урока, эпиграф. Отвечают на вопросы учителя по портрету писателя. |
IV. Изучение нового материала. | Знакомство с жизненными этапами И.С.Тургенева. а) Слово учителя. б) Сообщение учащегося (биография И.С.Тургенева). в) Работа в тетрадях. - Пожалуйста, подводя итог всему, что вы сейчас услышали, и, пользуясь статьей учебника (стр. 212 – 213), составьте план биографии писателя. | Слушают сообщение учителя и одного из учащихся по биографии И.С. Тургенева. Составляют в тетрадях план. |
V. Динамическая пауза. | Учитель предлагает игру «Муха». | |
VI. Изучение рассказа «Бирюк». | а) Беседа с учащимися: - Да, первые литературные опыты Ивана Сергеевича Тургенева были поэтическими. Его стихи и поэмы (в основном – подражание В.А.Жуковскому и М.Ю.Лермонтову) были напечатаны в журнале «Современник». Но настоящую славу принесли рассказы из цикла «Записки охотника». – С каким рассказом этого цикла мы с вами знакомились в 6 классе? – Кто является главным героем рассказа «Бежин луг»? – Почему Тургенев уделяет столько внимания ребятишкам? – А кроме описания мальчиков, чему ещё уделяется много внимания в рассказе «Бежин луг»? - Итак, за «Записки охотника» Тургенев был сослан в родовое имение Спасское-Лутовиново, где сама природа вдохновляла его на создание новых шедевров. Одним из рассказов цикла «Записки охотника» является рассказ «Бирюк», с которым мы и познакомимся в этом году. б) Словарная работа. - На ваших столах лежат словари. Пожалуйста, найдите в них значение словам «Бирюк», ведь не всем понятен смысл этого слова. в) учитель предлагает поработать в группах. Детям даны карточки с заданиями: описать пейзаж, интерьер, портрет героя, лексику. После групповой работы представитель группы озвучивает анализ, другие группы записывают выводы одноклассников в таблицу. | Отвечают на вопросы. Работают со словарем. Работают в группах. |
VII. Первичное закрепление. | Беседа по вопросам. 1. Скажите, против чего боролся писатель? 2. От чьего лица ведется повествование? Значит ли это, что писатель является заинтересованным действующим лицом? 3. Что лежит в основе рассказа? 4. Расскажите подробно, как писатель попал в дом лесника? 5. Какие говорят о бедственном положении этой семьи? 6. Только ли одна семья жила в России в таких условиях? О чем это говорит? 7. Почему автор так называет героя? 8. И все же в словах писателя о главном герое, какие сквозят чувства, какое отношение к леснику? 9. Как относились к нему крестьяне? Почему они боялись его, как огня? Найдите и прочитайте это место? 10. Каким же мы видим Бирюка в сцене с мужиком? 11. Что же скрывается за суровой внешностью Бирюка? 12. Оправдывает ли Бирюк свое прозвище? Какое чувство наполняет нас по отношению к мужику и к Бирюку? 13. Что, какая причина повергла этих людей в такое состояние? 14. Какова же позиция Тургенева в этом вопросе? Как он относится к крепостному праву? Соотнесите свой ответ с эпиграфом 15. Почему же мы говорим, что этот рассказ направлен против крепостного права? | Отвечают на вопросы. |
VIII. Закрепление. | Учитель предлагает выполнить тестовую работу в тетрадях на печатной основе. | Выполняют работу в тетрадях на печатной основе. |
IX. Домашнее задание. | 1) подготовить пересказ «Бирюка» от лица одного из персонажей. 2) нарисовать иллюстрацию к рассказу (по желанию). | Записывают домашнее задание. |
X. Рефлексия. | Детям предлагается ответить на вопросы анкеты. | Отвечают на вопросы анкеты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...