Конспект урока по теме "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя", 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Данный урок является 1-м по изучению творчества Н.В.Гоголя в 6 классе. Конспект содержит цели урока, представлены основные этапы жизни и творчества писателя, словарная работа и домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока №1 по повести Гоголя «Тарас Бульба»
Жизнь и творчество Н. В. Гоголя
Цели урока:
1) обучающая: сформировать у учащихся представление о Гоголе, как личности и писателе.
2) развивающая: развитие аналитического мышления, умение давать аргументированный ответ на вопрос учителя.
3) воспитывающая: воспитание уважения к истории русской литературы.
Тип урока: вводный урок
Оборудование: портрет писателя
Методы и приемы работы: репродуктивный метод (слово учителя), эвристический метод (аналитическая беседа)
ХОД УРОКА:
Оргмомент (2мин)
I. Слово учителя.
Николай Васильевич Гоголь — одна из ключевых фигур в литературном процессе первой половины XIX в. Вторую половину столетия часто называют «веком прозы». Его воздействие на несколько поколений прозаиков оказалось несравненно глубже пушкинского, хотя «школы» и учеников в точном смысле слова у него не было.
Гоголь — одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства, «тайне» его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития.
Гоголь, его творчество и судьба, его вера и идеалы — отнюдь не экспонаты из «исторического музея» русской литературы. Гоголь вызывает столкновение мнений, споры, имеющие не академическое, а общественное и нравственное значение. Его творчество, воодушевленное жаждой познания России и русского человека, — живое явление современности. «Загадку личности Гоголя каждый прикасающийся к нему — «заколдованному месту» русской литературы — может постигнуть, только оставшись наедине с писателем, не просто прочитав, но и пережив его книги.
- Что известно из произведений Гоголя? Что понравилось?
(«Ночь перед Рождеством». Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»).
II. Доклады.
Заранее подготовленные ученики рассказывают об отдельных эпизодах биографии Гоголя по ходу работы над статьей учебника. Ученики читают учебник на стр. 95—96 (1-113-116, НИ). Примерный план статьи учебника.
1. Родина и родители Н.В. Гоголя. Сообщение учащегося.
Край, в котором родился Гоголь, был овеян легендами, поверьями, историческими преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой, где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей («Вечера на хуторе...»). Здесь, в Диканьке, показывали сорочку казненного Кочубея (вспомните «Полтаву» Пушкина), здесь, по преданию, находился дуб, возле которого происходили свидания Мазепы с Матреной. В Кибинцах, имении родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, — все это содействовало развитию литературных интересов будущего писателя.
2. Нежинская гимназия высших наук. Сообщение учащегося. Здесь, в гимназии, проявилась многосторонняя одаренность Гоголя: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как художник-оформитель, и как актер, особенно ему удаются комические роли, он пользуется успехом. Кроме этого Гоголь пробует себя в различных литературных жанрах, его сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» также пользуется успехом. Однако пока все свои мечты он пока связывает с государственной деятельностью. Он пока всерьез не думает о писательстве.
3. Встреча с Пушкиным. Сообщение учащегося.
По окончании гимназии Гоголь едет в Петербург, где пишет свои первые повести, становится известен, входит в круг литераторов, знакомится с Жуковским, Плетневым, а 20 мая 1831г. у Плетнева он был представлен Пушкину. Пушкин горячо приветствовал выход в свет «Вечеров на хуторе...»: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия...!» — пишет он. В 1833-34 гг. отношения Гоголя и Пушкина становятся особенно близкими. Гоголь делится и обсуждает с поэтом свои творческие планы, пишет статью о Пушкине, где определяет Пушкина как «поэта национального». Пушкин, в своею очередь, всячески поддерживал Гоголя, помогал ему в его литературных начинаниях, подсказывает темы новых работ. Так, известно, что идею «Мертвых душ» и «Ревизора» подал Гоголю Пушкин.
4. Повесть «Тарас Бульба». Сообщение учащегося.
Повесть «Тарас Бульба» — результат серьезного увлечения Н.В. Гоголя историей. В начале 30-х гг. он был адъюнкт профессором в Петербургском университете. Занятия историей шли параллельно возникновению художественных замыслов. В повести речь идет о борьбе Украины с иноземцами в период создания национальной государственности.
В 1835 г. он написал первый вариант повести, и она вошла в сборник «Миргород» вместе с другими повестями. Во второй редакции повести Гоголь подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народов. (См. «Тарас Бульба», монолог Тараса о любви русского человека к своей земле.)
5. «Ревизор» — великая комедия Гоголя об общественных нравах и о чиновничьей России. Сообщение учащегося.
Над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. «В «Ревизоре» я решился собрать с одну кучу все дурное в России... все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». «Авторская исповедь».
6. Отъезд Гоголя за границу. «Мертвые души» - поэма в прозе. Поэма «Мертвые души» стала главным делом в жизни Гоголя.
7. Возвращение на родину. Творческий кризис. Смерть Гоголя. Художественное своеобразие Гоголя — в мастерстве языка и создании художественной детали. Сообщение учащегося.
Смерть Гоголя вызвала потрясение в русском обществе. Тысячи людей участвовали в похоронной процессии. От университетской церкви, где состоялось отпевание, до места погребения в Донском монастыре его несли на руках профессора и студенты университета. После революции 1917 г. останки писателя были перенесены на Новодевичье кладбище. Гоголь оказал исключительно сильное влияние на русскую литературу. Его называли основателем «натуральной школы», позднее другой писатель, Ф. М. Достоевский, скажет о «двух направлениях в русской литературе: пушкинском и гоголевском».
III. Словарная работа.
Запись в тетрадь понятия «художественная деталь».
Художественная деталь — деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения.
В качестве иллюстрации приводится отрывок из сцены борьбы и пленения Тараса, когда он поднимает люльку.
- Какое значение для характеристики Тараса имеет люлька? (Люлька для Тараса — часть его жизни, его свободы, его веры, поэтому он рискует свободой и поднимает люльку, чтобы она не досталась врагу).
- Найдите примеры художественных деталей, которые помогают глубже понять характер других персонажей повести: сыновей Тараса. Какие детали их облика, их поведения характеризуют их ярко и лаконично?
Ученикам предлагается перечитать следующие отрывки повести: приезд Остапа и Андрия к отцу, рассказ об их жизни в бурсе, их взаимоотношениях с товарищами.
Нередко художественная деталь полностью исчерпывает характеристику образа, однако, мы должны научиться давать по произведению полную характеристику персонажа.
- Найдите план характеристики героя произведения в справочном разделе учебника. Какое из значений слова «герой» мы можем применить к Тарасу, Остапу, Андрию и другим персонажам?
IV. Характеристика героя.
Учащиеся с помощью учителя пытаются устно по данному плану охарактеризовать одного их героев повести.
Домашнее задание.
1. Художественный пересказ одной из глав повести Гоголя «Тарас Бульба». (Вариант: от лица кого-либо из персонажей).
2. По плану характеристики героя литературного произведения написать краткий рассказ об одном из персонажей повести. Отрывок о степи.
3. Прочитав повесть, расскажите о том, что мы узнаем о герое по его поступкам (сюжетно-динамическая характеристика), а что из рассказов автора (прямая характеристика), из косвенных средств создания образа героя (сопоставление с другими героями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина
Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока...
Конспект урока литературы "Устное народное творчество"
Данный конспект предназначен для учащихся 5 класса.Цель урока: дать представление об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить с народными кубанскими ...
Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России....
Конспект урока по литературе по творчеству А.П. Чехова "Пути, мною проложенные..."
Текстовое сопровождение к презентации урока по творчеству А.П. Чехова "Пути, мною проложенные..."Викторина....
Конспект урока по литературе по творчеству И.С. Тургенева 10 класс
Материал урока "Испытание любовью"(по произведению И.С Тургенева "Отцы и дети") учи искусству полемики, формирует читательскую культуру....
Конспект урока по литературе по теме "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»" 8 класс
Цели:образовательная:· сообщить учащимся сведения из жизни писателя – сатирика;· подготовить учащихся к ...
Русские Филемон и Бавкида, конспект урока с применение технологии РКМЧП (по повести Гоголя Н.В."Старосветские помещики")
На днях от коллеги, преподающей в 8-м классе, услышала: “Что-то не идут у нас «Старосветские помещики». Не понимают и не принимают их ребята”. А действительно, что может стать ...