Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"
статья по литературе на тему

Потеха Галина Ивановна

В статье рассказывается о нравственном воспитании учащихся на уроках литературы в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках    литературы  

 

                           

 Современное развитие отечественного образования отражает общие тендеции  социокультурной ситуации в стране. Одним из принципов государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине».

В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Чем наполнить их душу, чтобы уже сегодня они могли отличать добро от зла, противостоять безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще?

Перед школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих  ее людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности учащихся.

Каждый школьный предмет предназначен научить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки.  

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействию духовно-нравственному становлению человека, формированию у него

-нравственных чувств ( совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

-нравственного облика ( терпения, милосердия, незлобивости),

- нравственной позиции ( способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний).

 -нравственного  поведения (готовности служения людям и  Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Задача учителя на уроках – сформировать у учащихся потребность размышлять над  такими понятиями, как вера, честность, душевная красота, любовь, открытость, донести до сознания  детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить интерес к чтению лучших произведений классической литературы – это значит уберечь  ребенка  от многих падений на его жизненном пути.

Русская литература всегда была совестью народа. В художественных произведениях поднимаются разные вопросы, но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа.

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса. Именно с духовно- нравственным образованием связывают сегодня возможность  сохранения  как самой личности, так и всего общества.

Большое значение для духовно- нравственного развития школьников имеют уроки древнерусской литературы, темой которой является смысл человеческой жизни. Литература Древней Руси  является сосредоточением русской духовности и патриотизма. На страницах этих произведений ведутся разговоры о важнейших философских, нравственных проблемах, о которых говорят, думают, размышляют герои. Произведения воспитывают любовь к Отечеству и своему народу через знание истории и культуры, показывают красоту земли русской, неисчерпаемые истоки мудрости человека.

Изучая древнерусскую литературу, ребята знакомятся с княжескими житиями: святого благоверного князя Александра Невского ( «Сказание о житии Александра Невского»), святых Петра и Февронии Муромских. Князь Александр Невский предстает перед  нами прежде всего как защитник земли Русской и веры православной. Личность Александра соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина. Необходимо отметить на этих уроках духовный смысл княжеского служения, попросить ребят прокомментировать  слова пророка, сказанные им от имени Господа: «Князей Я ставлю,священны ибо они, и я их веду».

Беседу о Петре и Февронии Муромских начинаем с выяснения того, за что прославлены эти святые. Петр и Феврония – пример идеальной христианской семьи. Их жизнь более 8 веков служит примером верности друг другу и любви. Именно на этом делаем акцент при изучении «Повести…»

При изучении «Поучения Владимира Мономаха» обращаем внимание детей на   те моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые оставил он молодому поколению. Они ценны и по сей  день и заставляют нас задуматься о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы:

- ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;

- лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело;

-что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь,

- не давайте сильным губить человека;

- убогих не забывайте.

Учителю необходимо постоянно проводить мысль, что любой житийный герой –  это прежде всего нравственный образец человека Древней Руси. В 9 классе школьники знакомятся с памятником древнерусской литературы - «Словом о полку Игореве». Это глубоко патриотическое произведение сохранило свою ценность до наших дней.  «Слово…» проникнуто глубокой любовью к Русской земле и русскому народу. Горячий призыв к единению Руси перед лицом внешней опасности , призыв к защите мирного труда народа – вывод, к которому приходят учащиеся при изучении  «Слова о полку Игореве».

Программные произведения русской классической литературы дают богатый материал для духовно-нравственного воспитания подростков.

Высокие нравственные качества, дружба, товарищество сильных и мужественных людей, любовь к Родине воплощены в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Ученики отмечают героизм, самоотверженность казаков. Подвиг Тараса и его сына Остапа, их беззаветная преданность Родине, мужество, храбрость  вызывают у детей восхищение , стремление быть похожими на героев.

В рассказе М.А.Шолохова  «Судьба человека» перед нами не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты русского национального характера. Автор  отмечает чувство собственного достоинства, богатство души, веру в жизнь, выдержку и несгибаемую волю главного героя.  Шолохов показал, что Андрей Соколов не озлобился на жизнь, не замкнулся в своем горе, сохранил в душе отзывчивость и человечность. Через весь рассказ проходит мысль о том, какой дорогой ценой была добыта победа. Чувствуется безграничная любовь писателя к нашим людям, сострадание ко всему, что пришлось пережить им на войне, вера в нравственные силы народа. Дети, читая рассказ, приобщаются к  мужеству, размышляют о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни.

Изучая стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», мы обращаемся к героическому прошлому нашей страны. Знакомство с этим произведением помогает учащимся осознать значение Бородинской битвы и роль русского народа в ней. Читая стихотворение, дети узнают о том, какие они, участники сражения. Ученики отмечают характерные черты русских солдат: храбрость, правдивость, любовь к Родине, верность клятве сражаться за Отечество. Размышления над рассказом старого солдата, участника  тех героических событий, подводят детей к основной мысли стихотворения – русские люди не жалели ничего для победы над врагом. Стихотворение пронизано чувством любви к  Родине, гордости за русских солдат и офицеров. Школьники узнают о подвигах русского народа и учатся гордиться своей страной.

Книги о войне несут огромный патриотический заряд. Произведения В.Распутина «Живи и помни», В.Быкова «Обелиск», «Сотников», Б.Васильева «А зори здесь тихие», В.Кондратьева «Сашка» о мужестве, беззаветной стойкости  нашего народа, об ответственности каждого за судьбу Родины, о проблеме нравственного выбора. Они помогают понять прошлое, формируют бережное отношение к истории Отечества.

Уместно провести параллели с нашим временем и показать детям, что и сегодня есть настоящие герои, которые служат для всех примером беззаветного служения Отечеству, верности воинскому долгу. Они  рядом с нами. Один из них – Владислав  Духин, выпускник Центра образования Ставрополя.

Простой русский парень с обостренным чувством справедливости, играл  на гитаре, пел у костра. Учился в школе, дружил. Обычная биография. Но когда случилась беда, он вместе с товарищами вступил в неравный  бой с бандой Хаттаба, ценой собственной жизни остановил бандитов. Посмертно Владиславу Духину присвоено звание Героя России. Сегодня его имя носит Центр образования Ставрополя. У учащихся возникает чувство гордости за человека, который учился в этой же школе и стал Героем России, совершив подвиг во имя будущего Родины.

Богатый материал для духовно-нравственного развития учащихся дает изучение повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В  произведении раскрываются темы человеческого счастья, любви, истинного благородства, чести и долга. Ученики восхищаются храбростью, честностью, искренностью, преданностью  главного героя, которые он проявляет, рискуя жизнью. Очень важно остановиться на образе Маши Мироновой. Это простая русская девушка. Она скромна,  у нее твердые нравственные устои: несмотря на любовь к Гриневу, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. «Без их благословения не будет тебе счастья»,- говорит она Гриневу. Любит она Гринева глубоко и бескорыстно.

Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет стойкость, решительность и смелость в борьбе против посягательств  Швабрина и в спасении Гринева. Маша Миронова олицетворяет  душевную чистоту, благородство, мужество , скромность.

Важно помнить, что литература – искусство слова. Следует видеть в литературе средство воспитания души, гуманизма, нравственности. Необходимо сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, приблизить ее к современности, к миру ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.

Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...

Выступление на научно-практической конференции "Система работы по обучению и воспитанию на уроках литературы учащихся 9-11 классов"

Система работы по обучению и воспитаниюна уроках литературы учащихся 9 - 11-х классов Главная задача российской образовательной политики – обеспечение совре­менного качества образования на основ...

Нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)

В общественной атмосфере сегодняшнего дня очень важны вопросы нравственного воспитания. Эта проблема, от которой зависит будущее страны. Большая роль в воспитании нравственного человека отводится русс...

Статья "Духовное воспитание на уроках литературы"

. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пус...

Нравственное воспитание на уроках литературы

Материал содержит выступление на педчтениях по нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы + презентация ....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса

В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Задача учителя - воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. Как можно решить эту задачу на уроках литературы при изучении произведений школьной программы? На каких произведениях акцен...