Рабочая программа по литературе в 5 классе
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Лисицына Татьяна Николаевна

Авторы - составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature._5_b_klass_merkin.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                             Приложение к     образовательной программе,

введенной в действие  приказом №_______

                                                                                                                                                             от  « 31»  08. 20    г.                                                                                                                       

Рассмотрено на заседании кафедры  _____________________образования

Протокол № _______от   «    »            . 20     г. 

Руководитель  кафедры               /                 /

Согласовано

Заместитель  директора                   /                   /

«     »      .20      г.                                                                               

                                                                                    

Рабочая программа по  литературе

для 5 «Б» класса

                                                                                         

Рабочая программа по литературе для 5 «Б» класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9  классов общеобразовательной школы авторов-составителей: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и  доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012 год.

Учебник: «Литература» 5 класс. Москва: «Дрофа», 2013 год.

                                                                                                                  Составитель: Лисицына Татьяна  Николаевна,                  

                                                           учитель русского языка и литературы

                                                                                                                  высшей  квалификационной категории.

2016  год

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  1. Личностные результаты, формируемые при изучении содержания предмета

 Рабочая программа ориентирована на достижение личностных  результатов, включающих

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

  1. Метапредметные результаты, формируемые при изучении содержания предмета

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

  1. Предметные результаты, формируемые при изучении содержания предмета

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

1.4. Система оценки планируемых результатов изучения учебного предмета.

Устное народное творчество

Ученик научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Ученик получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.

  1. Содержание  учебного предмета

Введение (1ч)

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.). Особенности работы с электронным приложением к учебнику (тексты, тестовые задания, словарь, различные рубрики).

Теория литературы: автор, герой, художественная литература.

Универсальные учебные действия: работа с учебником и диском; лексическая работа.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукции, помещенные на обложках учебника и на диске).

Из мифологии (3ч.)

Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов («Рождение Зевса», «Олимп»). Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж; античная мифология; эпитет, составной эпитет.

Универсальные учебные действия: представление книги Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции»; выразительное чтение; составление таблицы; подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ; сообщение.

Внутрипредметные и межпредметные связи: гомеровские сюжеты в искусстве.

Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений, основанных на преданиях своего края о героических событиях и людях.

 Творческая работа:         исследовательский проект «Легенды и предания нашего края».

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

Внедрение: организация в библиотеке книжной выставки «Легенды и предания нашего края» и проведение по ней экскурсии.

Из устного народного творчества (9ч.)

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Загадки. Пословицы. Поговорки. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего        

на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. Бытовая сказка  «Падчерица».

Теория литературы: жанр; загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); структура волшебной сказки; сказочные образы; сказочный персонаж (развитие представлений); бытовая сказка; антитеза, антонимы, иносказание; «бродячий сюжет»; народная и авторская сказка (развитие представлений); композиция.

Универсальные учебные действия: исследовательская работа с текстом; применение теоретико- литературных понятий; сопоставление сказок различных типов; сопоставлен ие сказки и мифа; формулирование микровыводов и выводов; характеристика лексики; различные виды чтения и пресказа, в том числе художественный пересказ; рассказ по картине; составление таблиц; лексическая работа (определение значений непонятных слов с помощью толкового словаря); создание комментария к иллюстрациям; подготовка рабочих материалов для сочинения.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (мифы и сказки; «Пословицы русского народа» В.И.Даля); изобразительное искусство (иллюстрации, рисунки учащихся); художественные и анимационные фильмы по мотивам сказок.

Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих позиций, основанных на народных представлениях о добре и зле, справедливости и несправедливости, верности, преданности, любви.

Творческая работа:         подбор иллюстраций к сказкам; рассматривание иллюстраций И.Я.Билибина к сказке «Царевна – лягушка» и сопоставление их с русской народной сказкой; исследовательский проект «Фольклор нашего края»; сочинение бытовой сказки; экскурсия по книжной выставке.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Внедрение: подготовка к изданию и тиражирование альманаха, составленного на основе материалов исследовательского проекта; разработка и создание компьютерной презентации «Иллюстратор русской сказки И.Я. Билибин».

Из древнерусской литературы (2ч.)

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение  славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: древнерусская литература (первичное представление); летопись, древнерусская повесть (воинская повесть); сюжет, мотив.

Универсальные учебные действия: пересказ текстов древнерусской литературы; оформление плаката; подготовка сообщения; составление вопросов по материалам статьи учебника; выразительное чтение.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (образ летописца в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»); история (крещение Руси и его значение); изобразительное искусство (иллюстрации и картины русских художников).

Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих позиций, основанных на народных представлениях о духовном мире человека Древней Руси.

Творческая работа:         микросочинение «Человек Древней Руси»; конкурс рисунков.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно – музыкальный вечер «Путешествие в мир наших предков».

Басни народов мира. Русская басня (7 ч.)

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа. Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, синонимы; сюжет (развитие представлений); притча, эзопов язык, аллегория, иносказание, олицетворение.

Универсальные учебные действия: лексическая работа,  выразительное чтение; инсценирование; составление вопросов к статье учебника; письменный ответ на вопрос; сообщение.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (М.Л. Гаспаров «Занимательная Греция» (фрагменты)); изобразительное искусство (иллюстрации к басням; Д. Веласкес «Эзоп»; рисунки учащихся).

Творческая работа: инсценирование басни, иллюстрирование басни.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII – XIX веков. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру…»

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль; аллегория, олицетворение, сравнение, гипербола.

Универсальные учебные действия: лексическая работа,  различные виды чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); сообщение; инсценирование басни.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сравнение басен с близким сюжетом); изобразительное искусство (иллюстрации Ф.Д.Константинова, В.А. Серова; портреты В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, И.А. Крылова, С.В. Михавлкова); басни И.А. Крылова в мультипликации.

Творческая работа: подготовка заочной экскурсии; разработка одной из страниц устного журнала.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» –  конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Внедрение: создание  и тиражирование компьютерной презентации «У памятника И.А. Крылову».

Из литературы XIX века (33ч.)

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Зимнее утро». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: благодарность, верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Лексическая работа. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: пейзажная лирика (первичное представление), портрет героя, образ; риторическое обращение, эпитет; фольклорные элементы; стихотворение, интонация, ритм, рифма.

Универсальные учебные действия: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; работа с учебником; работа с иллюстрациями в учебнике; словесное рисование; комментарии к портретам А. С. Пушкина; сообщение; сжатый пересказ; оформление таблиц; устное сочинение.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (фольклорная и авторская сказка); изобразительное искусство (иллюстрации, портреты поэта и Арины Родионовны); кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Метапредметные ценности: формирование представлений о добре, подлинной красоте, человеческих достоинствах, жизненных ценностях.

Творческая работа: составление вопросов к викторине, написание сценария для вечера сказок; устное сочинение «Таким я представляю себе А.С. Пушкина».

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Внедрение: театральная постановка сказки А.С.Пушкина

    Поэзия XIX века о родной природе.

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..».

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной... ».

 А.А. Фет. «Чудная картина...»

      Теория литературы: лирика природы, образ – пейзаж, деталь; рефрен, олицетворение, эпитет.

    Универсальные учебные действия: определение значения непонятных слов; подбор ключевых слов; составление опорных словосочетаний и небольших тезисов; выразительное чтение и чтение наизусть; иллюстрирование; групповая исследовательская работа с текстом; прослушивание музыкальных произведений.

      Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сопоставление поэтических текстов); музыка (романсы на стихи Ф. И. Тютчева, Е.А. Баратынского); изобразительное искусство (репродукции картин И.И.Шишкина, В.Д. Поленова, А.К. Саврасова, К.Е. Маковского; иллюстрации, рисунки учащихся).

Метапредметные ценности: формирование этических и эстетических представлений на материале русской лирики о природе.

Творческая работа: устная иллюстрация; рассуждение «Почему я выбрал это стихотворение».

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной.

Внедрение: рукописный сборник стихотворений о природе родного края.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература. Любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); инверсия, риторическое восклицание; звукопись (аллитерация, ассонанс); повествование, монолог, диалог.

Универсальные учебные действия: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя; работа со словарем (характеристика военной лексики); работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; сообщение; творческая работа «На Бородинском поле»; работа с таблицей; конструирование диалога; составление кадров кинофильма (мультфильма, презентации).

       Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (стихотворение об Отечественной войне 1812 года); изобразительное искусство (портрет М.Ю. Лермонтова, военная галерея Зимнего дворца; панорама Ф. Рубо «Бородинская битва»; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года); история.

Метапредметные ценности: воспитание патриотических чувств на примере героического сражения при Бородине, нашедшем отражение в стихотворении М.Ю. Лермонтова.

Творческая работа: подбор вопросов для литературной игры или викторины; сценарий компьютерной презентации (или мультфильма) «Поле славы в поэзии и живописи» или сочинение «Путешествие на поле славы».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы – Москва»;  «На поле Бородина» и др.) заочная экскурсия «Панорама Ф.Рубо «Бородинская битва».

Внедрение: составление и тиражирование презентации «Поле русской славы».

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов и поверий; образы и события повести. Зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор, комизм; сюжет; художественная деталь, автобиографическая деталь, портрет, речевая характеристика.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с материалом учебника; составление цитатного плана; краткий выборочный пересказ, художественный пересказ; работа с таблицей; подбор материала для изложения с творческим заданием; формулировка учащимися вопросов для творческой работы; словесное рисование; инсценирование.

Внутрипредметные и межпредметные связи: книговедение (различные издания повести Н.В. Гоголя); лингвистика (малороссийский язык); изобразительное искусство (портреты; репродукции картин К.А.Трутовского, А.Г. Веницианова, Ф. Моллера, А.А. Иванова, В.Е.Маковского, А.М. Каневского, А.П.Бубнова); скульптура (памятник Н.В.Гоголю скульптора Н.А. Андреева).

Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о значении малой родины в жизни человека, о вере в стихо и о победе добра над злом.

Творческая работа:  изложение с творческим заданием; словесное рисование.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование».

Внедрение: книжная выставка.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в  творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе  «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные, образ Герасима. Тематика и социально- нравственная  проблематика произведений писателя.  И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; тема (углубление представлений); образ, прототип; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений); эпизод (развитие представлений); конфликт (развитие представлений).

Универсальные учебные действия: лексическая работа; краткий выборочный пересказ, художественный пересказ; сопоставление персонажей; рассказ о герое по плану; письменный отзыв на эпизод; словесное рисование (портрет героя); составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс); чтение наизусть; сообщение; письменный рассказ о герое.

      Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации А.И. Куликова, И.И. Пчелко; репродукция картины «Сцена из крепостного быта», рисунки учащихся); кино (экранизация рассказа И.С.Тургенева); история (крепостное право).

Метапредметные ценности: формирование представлений о положении крестьян в период крепостного права.

Творческая работа:  создание устного портрета героя; иллюстрации учащихся; викторина; письменный рассказ о герое; творческий проект.

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно- краеведческая экскурсия в Спасское - Лутовиново.

Внедрение: создание компьютерной презентации для заочной экскурсии «Спасское – Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к  стихотворения. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины.

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение, риторическое восклицание и риторическое обращение; идея, композиция (развитие представлений), образ (развитие представлений); ритм, рифма, стих, строфа.

Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; выразительное чтение; подбор ключевых слов для рассказа о герое; работа со словарями; сообщение; работа с иллюстрациями и репродукциями; составление цитатного плана; прослушивание романса и народной песни.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации А.И. Лебедева и эскиз иллюстрации В.А. Серова к стихотворению «Крестьянские дети»; репродукции картин А.Г Венецианова «Захарка», «Крестьянские дети в поле», «Гумно», «Жатва», В.Е. Маковского «Игра а бабки», И.С. Глазунова «Что ты жадно глядишь на дорогу…»); музыка (народная песня «Вот мчится тройка почтовая…; А.И. Дюбуа «Тройка»; М.В. Коваль «Тройка»); история (1861 год).

  Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о жизни и судьбе детей и женщин в дореформенной России XIX века.

Творческая работа:  исследовательская работа с текстом; коллективный творческий проект; подбор иллюстративных материалов для устного журнала.

Возможные виды внеурочной деятельности: устный журнал.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история произведения. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в рассказе. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взглядов на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям.

Теория литературы: рассказ; портрет (развитие представлений); контраст;  конфликт; сюжет и фабула, фабульные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (развитие представлений).

Универсальные учебные действия : различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод; рассказ по плану; художественный пересказ эпизода; словесное рисование; исследовательская работа с текстом; сообщение; сочинение; письменная формулировка вывода; дискуссия.  

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации Ю.Н.Петрова, М.С.Родионова, А.В. Кокорина; выставка- конкурс рисунков учащихся);  история (присоединение Кавказа к России).

Метапредметные ценности: формирование этических представлений, связанных с темой, проблематикой и идеей рассказа «Кавказский пленник».

Творческая работа:  сочинение «Над чем меня заставил  задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»; индивидуальный творческий проект: составление словарной статьи «Творческа история произведения».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно- художественная выставка «Л.Н.Толстой в Ясной Поляне».

Внедрение: создание электронного словаря литературоведческих терминов на основе словарных статей, написанных учащимися.

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы, приемы создания характеров и ситуаций, отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: рассказ; юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония, комизм; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация; диалог.

Универсальные учебные действия : лексическая работа; характеристика эпизода героя, сопоставительная характеристика героев; различные виды чтения и комментария; сообщение; письменный отзыв; формулировка микровыводов и выводов; пересказ юмористического произведения от другого лица; исследовательская работа с текстом; подготовка вопросов и заданий для экспресс- опроса; ответы на вопросы по личным впечатлениям и наблюдениям.  

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (типы комических персонажей); изобразительное искусство (О.Э.Браз. Портрет А.П. Чехова; иллюстрации К.Ротова к рассказу «Злоумышленник»; рисунки учащихся).

Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о человеке и его поступках.

Творческая работа:  написание словарных статей «Ирония», «Юмор».

Возможные виды внеурочной деятельности: коллективный исследовательский проект.

Внедрение: создание компьютерной презентации «Чеховское Мелихово»; включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей.

Из литературы XX века (34ч.)

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй смысловой план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление; образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений); метафора, эпитет; портрет; автобиографическое произведение.

Универсальные учебные действия : лексическая работа; пересказ и чтение наизусть; цитатный план; письменный ответ на вопрос; исследовательская работа с текстом.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (главные и второстепенные  персонажи, первый и второй планы в художественном произведении); изобразительное искусство (репродукции картин К. Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя», Б.М.Кустодиева «Масленица».

Метапредметные ценности: формирование представлений о семье, о роли книги в духовной жизни семьи; о человеке и природе.

Творческая работа:  написание словарных статей «Образ- пейзаж», «Образ- персонаж», «Образы животных»; коллективный творческий проект.

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство героя; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема; эпизод, финал, кольцевая композиция; контраст, деталь, эпитет; прототип, персонаж.

Универсальные учебные действия : лексическая работа; выразительное чтение; сообщение; пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Л.Н.Андреев «Татьянин день» (отрывок); В.А.Гиляровский «Москва и москвичи» (отрывки)); изобразительное искусство (портреты Л.Н.Андреева, работы И.Е.Репина, В.А.Серова; репродукции картины В.Е. Маковского «Свидание»; иллюстрации учащихся).

Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о добре, доброте, сострадании, чуткости.

Творческая работа:  словесное рисование; составление словарных статей («Тема», «Эпизод», «Финал»).

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная экскурсия в музей писателя.

Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к языку. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ; финал; деталь, сравнение, эпитет; портрет героя (расширение и углубление представлений).

Универсальные учебные действия : пересказ от другого лица; отзыв об эпизоде; словесное рисование; сообщение; характеристика персонажа; лексическая работа; составление цитатного плана.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (статья А.И.Куприна «Памяти Чехова»); русский язык; изобразительное искусство (иллюстрации учащихся).

Метапредметные ценности: формирование  представлений о природе и человеке.

Творческая работа:  устный портрет героя (словесное рисование); отзыв- впечатление.

               А.А. БЛОК

Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза, пейзаж, цветопись.

Универсальные учебные действия : выразительное чтение; рассказ с использованием ключевых слов; письменный отзыв о стихотворении; сопоставление двух поэтических произведений; работа с иллюстрациями и репродукциями; подготовка сообщения.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство ( репродукции картин И.И.Левитана «Стога. Сумерки», «Лунная ночь в деревне», «Восход луны. Деревня»; иллюстрации учащихся).

Метапредметные ценности: формирование  мировоззренческих представлений о семье, о роли книги в жизни человека, о природе

Творческая работа:  составление словарной статьи  «Антитеза»; творческий проект «Блоковские места России».

Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новой словарной статьи; компьютерная презентация «Петербург Александра Блока» или «В блоковском Шахматове».

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С.А. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » – по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: образ, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ассонанс, аллитерация (развитие представлений о понятиях), неологизм.

Универсальные учебные действия : лексическая работа; чтение наизусть; цитатный план; сопоставление двух стихотворений разных авторов о природе; подготовка сообщения; работа с учебником; работа с иллюстрациями и епродукциями; исследовательская работа с текстом.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство ( репродукция картины И.И.Шишкина «Зима»); художественные и документальные фотографии; музыка.

Метапредметные ценности: развитие  мировоззренческих представлений о малой и большой Родине, о природе.

Творческая работа:  составление словарных статей  «Эпитет», «Метафора», «Сравнение», «Олицетворение»; подбор биографических и иллюстративных материалов для поэтической гостиной.

Возможные виды внеурочной деятельности: поэтическая гостиная: стихи о природе.

Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей; оформление и проведение заочной экскурсии «Константиново – Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.

Теория литературы: тема, идея; фантастика (развитие представлений).

Универсальные учебные действия : выразительное чтение; рассказ о писателе; подготовка сообщения; работа с рефлексивной таблицей; исследовательская работа с текстом; характеристика образа – персонажа; художественный пересказ фрагмента; составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукция картины А.А.Пластова «Сенокос»; иллюстрации Л.П.Дурасова; рисунки учащихся).

Метапредметные ценности: развитие  мировоззренческих представлений о мире и человеке (радость и беда; добро и зло).

Творческая работа:  устное сочинение – рассуждение «Мир глазами Никиты»; написание словарной статьи «Идея» для электронного словаря литературоведческих терминов.

Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новой словарной статьи.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования; побывальщина; афоризм.

Универсальные учебные действия : лексическая работа; выразительное чтение; пересказ от другого лица; отзыв об эпизоде; сообщение; работа с рефлексивной таблицей; работа с учебником; составление цитатного плана.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации художника В.П. Панова к сказу «Каменный цветок»; репродукция картины В.В.Переплетчикова «Урал»; рисунки учащихся).

Творческая работа:  рассказ о событиях от лица участника.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Универсальные учебные действия : выразительное чтение по ролям; работа с учебником (составление плана статьи учебника); работа с иллюстрациями и репродукциями; художественный пересказ; подготовка сообщения; составление комментариев к книжной выставке.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации И.М.Семенова и А.М. Лаптева»; репродукция картины В.Г.Перова «Охотники на привале»; рисунки учащихся).

Творческая работа:  викторина; создание мультфильма.

Возможные виды внеурочной деятельности: книжная выставка; творческий проект: создание мультфильма.

Внедрение: показ мультфильмов на родительском собрании.

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа; цельность произведения, взаимосвязь всех элементов повествования; глубина раскрытия образа.

Теория литературы: художественная идея, тема, сюжет, композиция.

Универсальные учебные действия : выразительное чтение; исследовательская работа с текстом; художественное рассказывание; пересказ от другого лица; ответ по плану; подготовка сообщения; составление тезисов; работа с иллюстрациями художников.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (рассказы «Никита» и «Васюткино озеро»); изобразительное искусство (иллюстрации С.Н.Сюхина; рисунки учащихся); фотографии.

Метапредметные ценности: формирование представлений о необходимости естественной связи с природой, умения чувствовать природу и понимать её, не теряться в трудных жизненных ситуациях, бороться за жизнь.

Творческая работа:  иллюстрации учащихся; рассказ по личным впечатлениям с элементами фантазии «Это было со мной».

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная экскурсия по сибирским адресам писателя.

Внедрение: создание слайдовой презентации к заочной экскурсии; проведение экскурсии для учащихся школы; издание сборника рассказов учащихся «Это было со мной».

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений); просторечия, синонимы; сравнение, эпитет.

Универсальные учебные действия : лексическая работа; пересказ (краткий и от другого лица); письменный ответ на вопрос; инсценированное чтение; составление плана статьи учебника; выразительное чтение по ролям; оформление рефлексивной таблицы; исследовательская работа с текстом; сочинение; дискуссия.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (произведения Ж.Верна, М.Рида; мир детей и детства в изученных произведениях).

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование; диспут  «Что есть доброта?».

Родная природа в произведениях писателей XX века

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).

Теория литературы: лирическая проза; метафора, сравнение, олицетворение, эпитет (развитие представлений); повесть.

Универсальные учебные действия : лексическая работа; исследовательская работа с текстом; создание цитатного плана; сообщение; письменное рассуждение об особенностях лирической прозы.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Ф.И.Тютчев «Видение»; лирика природы в русской литературе); изобразительное искусство (пейзажи русских художников XX века.

Творческая работа:  творческий исследовательский проект «Красота земли» (создание компьютерной презентации к устному журналу); сообщение о поэтах и прозаиках родного края – авторах произведений о природе.

   Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии; устный журнал.

Внедрение: составление и тиражирование сборника «Красота земли».

Из зарубежной литературы (16 ч.)

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, роман- путешествие; сюжетные линии.

Универсальные учебные действия : различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ; характеристика персонажей; подготовка  сообщения; комментарий к книжной выставке; изложение с элементами сочинения.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Ж.Верн «Таинственный остров»; Р. Киплинг «Маугли»); изобразительное искусство (работа с иллюстрациями, рисунки учащихся).

Творческая работа:  организация книжной выставки.        

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, добро, благодарность.

Теория литературы: авторская сказка (развитие представлений), авторский замысел; контраст.

Универсальные учебные действия : лексическая работа; различные виды пересказов, сообщение; составление комментария к книжной выставке и иллюстрациям; заполнение рефлексивной таблицы.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сказки Х.К.Андерсена; И.С.Тургенев «О соловьях»; Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»); изобразительное искусство (иллюстрации В.Педерсена, Л.Флюриха, М.П.Клодта, Н.Гольца, К.А.Джексона и др.; рисунки учащихся); кино (написание сценария мультфильма); театр (инсценирование сказки).

Метапредметные ценности: формирование представлений об истинной и ложной красоте, о всепобеждающей силе искусства, добра, красоты.

Творческая работа:  письменный отзыв об эпизоде.

Возможные виды внеурочной деятельности: постановка спектакля по мотивам сказки Х.К.Андерсена на школьной сцене.

М. ТВЕН                                                                                                                                      

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор (развитие представлений), приключения литература; композиция, сюжет, деталь.

Универсальные учебные действия : лексическая работа; работа с учебником; выразительное чтение по ролям; различные виды чтения и пересказа; письменный отзыв о герое.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Р.Гуд в литературе); изобразительное искусство (иллюстрации Г.П.Фитингофа; рисунки учащихся).

Метапредметные ценности: формирование у школьников способности к самоанализу, умения относиться к себе с юмором.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Теория литературы: художественные средства (развитие представлений); деталь; приключенческая, историческая, фантастическая  литература.

Универсальные учебные действия : составление цитатного плана; работа с учебником; письменная и устная характеристика героя; работа с иллюстрациями.

Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации Л.П.Дурасова).

Метапредметные ценности: формирование гуманистических представлений о мире и человеке.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише». Период раннего взросления, обстоятельства жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых.

Теория литературы: рассказ, герой (развитие представлений).

Универсальные учебные действия : выразительное чтение; различные виды пересказа; устный и письменный  портрет героя; подготовка сообщения.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (И.Стоун «Моряк в седле»); изобразительное искусство (репродукции картин Р.Кента «Охотники на тюленей. Северная Гренландия», «Замерзший фьорд», «Собаки в фьорде»).

Метапредметные ценности: формирование веры в справедливость, в высокие нравственные законы, в дружбу, любовь.

Творческая работа:  устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).

Универсальные учебные действия: выразительное чтение; сообщение; художественный пересказ; подбор вопросов для викторины.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (произведения А. Линдгрен); изобразительное искусство (подбор иллюстраций к рассказу, в том числе в Интернете); кино (мультипликационные фильмы по мотивам произведений Линдгрен).

Метапредметные ценности: формирование умений выделять главное в прослушанном сообщении; актуализация знаний учащихся в ходе проведения викторины.

Творческая работа:  литературная викторина; подготовка книжной выставки для урока.

Итоговый урок.

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал» или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Одна басня  (по выбору).

 А.С. Пушкин. «Сказкап о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

И.С.Тургенев «Русский язык».

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок). Стихотворение о русской природе поэтов XIX века (по выбору).

 А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений  (по выбору).

 С.А. Есенин. Одно из стихотворений (по выбору).

Стихотворение о русской природе поэтов XX века (по выбору).

Произведения для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце.

Нарцисс.

Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки, бывальщины.

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1-2 по выбору).

  Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсена (1-2 по выбору).

Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря »

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»

Из русской литературы XIX века

И.А. Крылов. «Листья и корни», «Ларчик», «Обоз».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».

А.А.Дельвиг «Русская песня».

Е.А. Баратынский. «Водопад».

А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел».

М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»

Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

И.С. Тургенев. «Бежин луг».

В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе».

А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза».

И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».

Я Я.П. Полонский. «Утро».

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат…».

Ф.И. Тютчев «Утро в горах».

   Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний».

Из русской литературы XX века

М.Горький «Дети Пармы». Из «Сказок об Италии».

А.И.Куприн «Чудесный доктор», «Белый пудель».

И.А.Бунин «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню – долгий зимний вечер…».

И.С. Соколов – Микитов «Петька», «Зима».

М.М.Пришвин «Моя родина».

А.Т.Твардовский «Лес осенью».

К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…».

Е.И.Носов «Варька».

В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» (по выбору).

В.П.Крапивин «Дети синего Фламинго».

А.Г.Алексин «Самый счастливый день».

В.И.Белов «Скворцы».

В.К.Железников «Чудак из 6 «Б»».

Р.П.Погодин «Тишина».

Из зарубежной литературы

Дж.Лондон «Мексиканец».

А. Линдгрен «Приключения Кале Блюмквиста».

В.Скотт «Айвенго».

М.Рид «Всадник без головы».

Ж.Верн «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта».

А.Конан Дойл «Голубой карбункул».

  1. Поурочное календарно-тематическое планирование (среда, четверг, пятница)

№ п/п

Наименование раздела.

Тема урока

Дата-план

Дата-факт

Примечание

                                                                      1 четверть

                                                                    Введение (1 ч.)

1.

1.

Книга – твой друг.

01.09

                                                                      Из мифологии  (3 ч.)

2.

1

Античный миф. «Рождение Зевса».

02.09

3.

2

Миф «Олимп».

07.09

4.

3

«Одиссей на острове циклопов. Полифем».

08.09

                                                               Устное народное творчество (9ч. )

5.

1

Загадки.

9.09

6.

2

Пословицы и поговорки.

14.09

7.

3

Литературная игра.

15.09

8.

4

Творческая работа по малым жанрам фольклора.

16.09

9

5

Сказка. «Царевна-лягушка». Подготовка к мини-проекту.

21.09

10

6

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» Подготовка к мини-проекту.

22.09

11

7

Сказки народов России. «Падчерица». Подготовка к мини-проекту.

23.09

12

8

Особенности волшебной сказки. Подготовка к мини-проекту.

28.09

13

9

Мини-проект «Скоро сказка сказывается».

29.09

                                                              Из древнерусской литературы (2 ч.)

14.

1

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».

30.09

15.

2

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

05.10

Басня (7ч.)

16.

1

Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».

06.10

17.

2

Русские басни. М.В. Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»

07.10

18.

3

Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского,  А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.

12.10

19.

4

Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне».

13.10

20.

5

И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

14.10

21

6

Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.

19.10

22.

7

Русская басня в XX веке.

20.10

                                                                Из литературы XIX века (33 ч.)

23

1

Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам.

21.10

24.

2

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».

26.10

25.

3

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

27.10

26.

4

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

28.10

                                                                                                        2 четверть

27.

5

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

09.11

28.

6

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

10.11

29.

7

Поэзия XIX века о родной природе.

11.11

30

8

Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам.

16.11

31.

9

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.

17.11

32.

10

Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

18.11

33.

11

Р/р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы».

23.11

34.

12

Р/р. Сочинение «Путешествие на поле славы».

24.11

35.

13

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе.

25.11

36.

14

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы.

30.11

37.

15

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

01.12

38

16

Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново.

02.12

39.

17

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

07.12

40.

18

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

08.12

41.

19

Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.

9.12

42

20

Р/р. Подготовка к сочинению «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».

14.12

43

21

Р/р. Сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».

15.12

44.

22

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык».

16.12

45.

23

Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Два богача».

21.12

46

24

Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево.

22.12

47.

25

Н.А. Некрасов. Особенности композиции  стихотворения «Крестьянские дети».

23.12

                                                                         3 четверть

48.

26

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия.

11.01

49.

27

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Тройка».

12.01

50.

28

Р/р. Анализ письменных работ. Выразительное чтение стихотворений Некрасова.

13.01

51

29

Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

18.01

52

30

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

19.01

53.

31

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

20.01

54

32

Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?»

25.01

55

33

Р/р. Сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?»

26.01

                                                          Из литературы XX века. (34ч.)

56

1

Детские и юношеские годы А.П. Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Ч ехова.

27.01

57

2

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций.

1.02

58

3

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проектом.

2.02

59

4

Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.

3.02

60

5

Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова).

8.02

61

6

Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам.

9.02

62.

7

Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.

10.02

63.

8

И.А.Бунин. Рассказ  «В деревне».

15.02

64.

9

И.А.Бунин. «Подснежник».

16.02

65.

10

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе.

17.02

66.

11

Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

22.02

67.

12

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика

1.03

68

13

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна.

2.03

69.

14

Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

3.03

70

15

Р/р. Обучение анализу эпизода.

9.03

71.

16

Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места.

10.03

72.

17

А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

15.03

73.

18

С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове.

16.03

74.

19

С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

17.03

75.

20

С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

22.03

76

21

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.

23.03

77.

22

А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

24.03

                                                                                     4 четверть

78.

23

А.П.Платонов. «Цветок на земле».

5.04

79.

24

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе.

6.04

80.

25

П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.

7.04

81.

26

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

12.04

82

27

Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина.

13.04

83.

28

Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

14.04

84.

29

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Васюткино озеро».

19.04

85.

30

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

20.04

86.

31

Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка.

21.04

87

32

Родная природа в произведениях писателей XX века.

26.04

88.

33

В.И.Белов. «Весенняя ночь».

27.04

89.

34

В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».

28.04

29.04

                                                  Из зарубежной литературы (16 ч)

90.

1

Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

2.05

3.05

91.

2

Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

3.05

4.05

92

3

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.

Заочная экскурсия на родину сказочника.

4.05

6.05

93.

4

Сказка  Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.

10.05

10.05

94.

5

Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена.

11.05

11.05

95.

6

М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Мир детства и мир взрослых.

12.05

96.

7

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

17.05

97.

8

Ж.Рони-Старший.  Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

18.05

98.

9

Краткие сведения о Дж.Лондоне.

19.05

99.

10

Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

24.05

100

11

Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен.

25.05

101.

12

А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

26.05

102.

13

Литературная игра.

31.05

103.

14

Итоговая контрольная работа.

1.06

104.

15

Анализ контрольной работы.

2.06

105.

16

Заключительный урок. Рекомендации для летнего чтения.

7.06


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...