Календарно-тематическое планирование по литературе 5-7 класс, рабочая программа (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по литературе (5, 7 класс) по теме

Лавкерт Наталия Николаевна

Календарно-тематическое планирование по литературе 5-7 класс, рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_literatura_programma_5-9.doc477 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы:

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения  (в каждом классе – на своем уровне);
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии  (в каждом классе – на своем уровне);
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;
  • определите, какие события в произведении являются центральными;
  • определите, где и когда происходят описываемые события;
  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?» ,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

  • К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших  II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
  • Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;
  • покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;
  • покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так  и  внутреннего мира человека);
  • проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
  • сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);
  • определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
  • дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.

III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших  III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

  • Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
  • определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
  • определите позицию автора и способы ее выражения;
  • проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
  • объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
  • озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);
  • напишите сочинение-интерпретацию;
  • напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.

  1. Содержание учебного предмета «Литература»

ПЯТЫЙ КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 12 ч.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Сказки о животных, волшебные, бытовые. «Царевна-лягушка».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 46 ч.

Иван Андреевич Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом».

Теория литературы. Басня, аллегория. Понятие об эзоповом языке.

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворения «Няне», «Зимний вечер». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

 Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». 

Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворения «Бородино», «Листок». 

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». 

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Повесть «Муму».

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворения «Весенний дождь», «Чудная картина…», «Задрожали листы, облетая…».

Лев Николаевич Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». 

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Федор Иванович Тютчев. Стихотворения «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...».

 Аполлон  Николаевич Майков. Стихотворение «Ласточки».

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА –24 ч.

Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Косцы». Стихотворение «Помню — долгий зимний вечер...».

Владимир Галактионович Короленко. Повесть «В дурном обществе». 

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями.

Константин Георгиевич Паустовский. Сказки «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». 

Виктор Петрович Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». 

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Дмитрий Кедрин. Стихотворение «Алёнушка».

 Николай Рубцов. Стихотворение «Родная деревня».

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 16 ч.

Даниель Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы по выбору).

Ханс Кристиан Андерсен. Сказка «Снежная королева». 

Шарль  Перро. Сказка «Ослиная шкура».

Братья Гримм. Сказка «Умная Эльза».

Марк Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера». 

Джек Лондон. «Сказание о Кише».

ШЕСТОЙ  КЛАСС

Введение - 1ч.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 4ч.

Обрядовый фольклор: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Пословицы и поговорки. Загадки.

Теория литературы. Обрядовый фольклор. Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 1ч.

Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА - 50ч.

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворения «Узник», «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Зимняя дорога». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка». «Дубровский». Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция. Стихотворное послание.

Яков Полонский. Стихотворение «По горам две хмурых тучи...».

Евгений Абрамович  Баратынский. Стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...».

Теория литературы. Лирика как род литературы.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Утес», «Три пальмы». 

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Поэтическая интонация.

Николай Васильевич Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Бежин луг». 

Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворение «Учись у них у дуба, у березы...».

Теория литературы. Пейзажная лирика.

Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

Теория литературы. Стихотворные размеры. Диалог. Строфа.

Николай Семенович Лесков. Сказ «Левша». 

Теория литературы. Сказ как форма повествования. Ирония.

Антон Павлович Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». 

Теория   литературы. Юмор.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА        - 24ч.

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». 

Теория литературы. Рождественский рассказ.

Андрей Платонович Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок».

 Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Валентин   Григорьевич   Распутин.   Рассказ «Уроки французского».

Теория литературы. Рассказ, сюжет. Герой-повествователь.

Николай Михайлович Рубцов. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». 

Фазиль Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ  - 2 ч.

Габдулла Тукай. Стихотворение «Родная деревня». 

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ - 17 ч.

Легенды и мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. «Одиссея» (или «Илиада») фрагменты по выбору.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе. Легенда.

Джонатан Свифт. Роман «Путешествия Гулливера» (фрагменты).

Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц».

СЕДЬМОЙ КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ - 1ч.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 5ч.

Предания. «Воцарение Ивана Грозного»,   «Сороки-Ведьмы»,   «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос.

Теория литературы. Предание. Гипербола. Былина. Мифологический эпос. Героический эпос.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 1ч.

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).

  Теория литературы. Поучение.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА – 39 ч.

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Пир Петра Первого». Поэма   «Медный   всадник» (Вступление), «Песнь о вещем Олеге».

Теория литературы. Баллада.

 Повесть «Станционный смотритель».

Теория литературы. Повесть.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Теория литературы. Фольклоризм литературы.

Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». 

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос. Литературный герой.

Иван Сергеевич Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык».

Теория   литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра.

Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда». 

Теория литературы. Трехсложные размеры стиха.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».

Теория литературы. Гротеск. Ирония.

Лев Николаевич Толстой.  Повесть «Детство». 

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение. Герой-повествователь.

Антон Павлович Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник». 

Теория    литературы.   Сатира  и   юмор  как  формы комического.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА – 14 ч.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Стихотворение «Я не знаю мудрости».

Владимир Владимирович Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Теория   литературы. Лирический герой.   Обогащение   знаний   о   ритме   и   рифме. Тоническое стихосложение.

Борис Леонидович Пастернак. Стихотворение. «Июль».

Теория литературы. Сравнение. Метафора.

Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро».

Александр Трифонович Твардовский. Стихотворение «Июль — макушка лета...». 

Теория литературы. Лирический герой.

Михаил Зощенко. Рассказы «Беда», «Баня».

Василий Макарович Шукшин. Рассказ «Чудик».

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ – 5 ч.

Мигель Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» (главы по выбору).

Теория литературы.  «Вечные» образы в искусстве.

О. Генри. Новелла «Дары волхвов». 

Теория литературы. Рождественский рассказ.

Рей Дуглас Брэдбери.  Рассказ «Каникулы».

Теория литературы. Фантастика в художественно литературе.

ВОСЬМОЙ КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – .

Народная песня (лирические, исторические песни). «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице».

Частушки.

Теория литературы.  Народная песня, частушка.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 5 ч.

Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль».

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в  драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 27 ч.

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Роман «Капитанская дочка». 

Теория литературы. Историзм художественной литературы. Роман. Реализм.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение  «Осень».  Поэма  «Мцыри». 

Теория литературы. Поэма. Романтический герой, романтическая поэма.

Николай Васильевич Гоголь.  Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель». 

Теория литературы.  Комедия.  Сатира и юмор.

Фёдор Иванович. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Silentium», «Умом Россию не понять…». 

Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА –14 ч.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть «Собачье сердце». 

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира.

Марина Ивановна Цветаева. Стихотворение  «Идёшь, на меня похожий...». 

Николай Степанович Гумилёв. Стихотворение «Капитаны».

Осип Эмильевич Мандельштам. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».

Иван Сергеевич Шмелёв. Рассказ «Как я стал писателем». 

Александр Трифонович Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы по выбору). 

Теория литературы. Фольклор и  литература. Авторские отступления как элемент композиции.

Николай Заболоцкий. Стихотворения «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...». 

Николай Рубцов. Стихотворения «По вечерам»,  «Привет, Россия...».

Проза о подростках и для подростков последнего десятилетия – 4 ч.

Юлия Кузнецова. Повесть «Рецепт любви».

Дарья Вильке. Повесть «Грибной дождь для героя».

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 10 ч.

Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта».

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве».

Теория литературы.  Классицизм. Сатира.

Вальтер Скотт. Роман «Айвенго».

Теория литературы. Исторический роман.

Современная зарубежная проза – 2 ч.

Евгений Ельчин. Повесть. «Сталинский нос».

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ1 ч.

Литература и её роль в духовной жизни человека.

Теория литературы. Литература как искусство слова.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ –7 ч.

 «Слово о полку Игореве». 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 9 ч.

Михаил Васильевич Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». 

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник». 

Николай Михайлович Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». 

Теория литературы. Сентиментализм.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 57 ч.

Василий Андреевич Жуковский. Элегии «Море», «Невыразимое». Баллада «Светлана». Теория литературы. Элегия. Баллада.

Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума». 

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...»,  «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Во глубине сибирских руд…».

Роман «Евгений Онегин». «Моцарт и Сальери». 

 Теория литературы. Роман в стихах. Реализм. Трагедия как жанр драмы.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Стихотворения «Смерть Поэта», «Парус», «Узник», «Выхожу один я на дорогу…»,  «И скучно, и грустно», «Дума»,  «Родина»,  «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Предсказание».

Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Невский проспект». Поэма «Мёртвые души». Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 17 ч.

Александр Александрович Блок. Стихотворения  «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...».

Анна Андреевна Ахматова. Стихотворение «Пушкин». 

Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека». 

 Теория литературы.  Реализм в художественной литературе. Реалистическая

типизация.

Алексаидр Исаевич Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». 

Теория литературы. Притча.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 8 ч.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).

Иоганн Вольфганг Гёте. Поэма «Фауст» (фрагменты по выбору, например:

«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части  трагедии).

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Джордж Гордон Байрон. Стихотворение «Душа моя мрачна…». Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (Фрагменты).

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе

  • Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
  • Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
  • Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения,  адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.
  • Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

  1. Тематическое планирование учебного предмета «Литература»

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1.

Введение

1

1

1

1

1

2.

Устное народное творчество

12

4

5

3

-

3.

Из древнерусской литературы

-

1

1

-

7

4.

Из русской литературы XVIII века

-

-

-

5

9

5.

Из литературы XIX века

46

50

39

27

57

6.

Из литературы XX века

24

24

14

18

17

7.

Из литературы народов России

-

2

1

-

-

8.

Из зарубежной литературы

16

17

5

12

8

9.

Резерв

6

6

4

4

6

ИТОГО

105

105

70

70

105

  1. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литература»

Планирование разработано на основе Примерной программы  по литературе  под ред. В.Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 класс (базовый уровень). Под ред. В.Я. Коровиной.  11-е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение, 2013).

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5(6) класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015 (2016).

Курсивом выделены темы, не входящие в содержание стандарта, но традиционно изучаемые в 5,6,7 классе.

5 класс

№ урока

Тема урока

Сроки

ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.

1.

1. Писатели о роли книги в жизни человека и общества.

Сентябрь

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 12 ч.

2.

1.Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

Сентябрь

3.

2.Детский фольклор.

Сентябрь

4.

3.Сказка как особый жанр фольклора.

Сентябрь

5.

4.«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой.

Сентябрь

6.

5.Народная мораль в характерах и поступках героев.

Сентябрь

7.

6.Иван-царевич – победитель житейских невзгод.

Сентябрь

8.

7.Изобразительный характер формул волшебной сказки.

Сентябрь

9.

8.«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Сентябрь

10.

9.Особенности сюжета сказки.

Сентябрь

11.

10.Сказка о животных «Журавль и цапля».

Сентябрь

12.

11.Бытовая сказка «Солдатская шинель».

Сентябрь

13.

12.В/ч  Любимая сказка.

Сентябрь

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 46 ч.

14.

1.Русские басни. Басня как литературный жанр.

Октябрь

15.

2.И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

Октябрь

16.

3.И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»

Октябрь

17.

4.Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне.

Октябрь

18.

5.В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

Октябрь

19.

6.Викторина по басням И.А. Крылова.

Октябрь

20.

7.А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Октябрь

21.

8.Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Октябрь

22.

9.Помощники царевны. Народная мораль, нравственность.

Октябрь

23.

10.Королевич  Елисей. Победа добра над злом.

Октябрь

24.

11.В/ч Сказки А.С.Пушкина.

Октябрь

25

12.Поэма «Руслан и Людмила». Пролог.

Октябрь

26.

13.А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

Ноябрь

27.

14.Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Ноябрь

28.

15.Нравоучительное содержание сказки А. Погорельского.

Ноябрь

29.

16.М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».

Ноябрь

30.

17.Образ простого солдата – защитника Родины.

Ноябрь

31.

18.М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Листок».

Ноябрь

32.

19.Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Ноябрь

33.

20.Н.В.Гоголь. Сюжет повести «Заколдованное место».

Ноябрь

34.

21.Реальное и фантастическое в сюжете повести.

Ноябрь

35.

22.Р/р Защита иллюстраций к повести Н.В. Гоголя.

Ноябрь

36.

23.В/ч  Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

Ноябрь

37.

24.Контрольная работа     по произведениям 1-ой половины 19 века.

Ноябрь

38.

25.Н.А.Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос».

Декабрь

39.

26.Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

Декабрь

40.

27.Рр  Выразительное чтение стихотворения «Крестьянские дети».

Декабрь

41.

28.И.С.Тургенев.. История создания рассказа «Муму».

Декабрь

42.

29.История отношений Герасима и Татьяны.

Декабрь

43.

30.Герасим и его окружение.

Декабрь

44.

31.Герасим и Муму. Счастливый год.

Декабрь

45.

32.Осада каморки Герасима. Прощание с Муму.

Декабрь

46.

33.Р/р Духовные и нравственные качества Герасима.

Декабрь

47.

34.Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками

Декабрь

48.

35.А.А.Фет. Стихотворение «Весенний дождь»

Январь

49

36.Лирика А.А. Фета.

Январь

50.

37.Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник».

Январь

51.

38.Жилин и Костылин – два разных характера.

Январь

52.

39.Жилин и татары.

Январь

53.

40.Странная дружба Жилина и Дины.

Январь

54.

41.Картины природы в рассказе.

Январь

55.

42.Р/р Краткость и выразительность языка рассказа.

Январь

56.

43.Р/р Обучающее сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы».

Январь

57.

44.Ф.И. Тютчев. Лирика.

Январь

58.

45.Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…».

Февраль

59

46.А.  Н. Майков. Стихотворение «Ласточки».

Февраль

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА –24 ч.

60.

1.И. А. Бунин. Стихотворение «Помню — долгий зимний вечер…».

Февраль

61.

2.И. А. Бунин. Рассказ «Косцы».                                                                                                            

Февраль

62.

3.В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».

Февраль

63.

4. Сюжет и композиция повести     «В дурном обществе».

Февраль

64.

5.Путь Васи к правде и добру.

Февраль

65.

6.Кульминация повести. Выразительность языка повести.

Февраль

66.

7.Р/р  Обучение работе над сочинением.

Февраль

67.

8.С.А.Есенин. Образ родного дома в стихах Есенина.

Февраль

68.

9.Р/р Анализ стихотворения   «С добрым утром!».

Февраль

69

10.П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка».

Февраль

70.

11.Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.

Март

71.

12.В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.

Март

72.

13.К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб».

Март

73.

14.Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».

Март

74.

15.К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».

Март

75.

16.Р/р  Лиризм описаний в сказках  К.Г.Паустовского.

Март

76.

17.В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет,  герои.

Март

77.

18.Человек и природа       в рассказе.

Март

78.

19.Р/р Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

Март

79

20. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».

Март

80.

21. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

Март

81.

22.Р/р Великая Отечественная война в жизни моей семьи.

Апрель

82.

23.Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»).

Апрель

83.

24.Н.М.Рубцов. «Родная деревня».

Апрель

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 16 ч.

84.

1.Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо». Сюжет, герои.

Апрель

85.

2.Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо».

Апрель

86.

3.По следам Робинзона Крузо.

Апрель

87.

4.Х.К.Андерсен и его сказочный мир.

Апрель

88.

5.Х.К.Андерсен. Сказка «Снежная королева».

Апрель

89

6.Два мира сказки «Снежная королева».

Апрель

90.

7.В/ч Любимая сказка Андерсена.

Апрель

91.

8.Шарль  Перро. Сказка «Ослиная шкура».

Апрель

92.

9. Контрольная работа   по курсу литературы 20  века.

Апрель

93.

10.В/ч Писатели-сказочники и их герои.

Май

94.

11.Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

Май

95.

12. Жизнь и заботы Тома Сойера.

Май

96.

13.Том Сойер и его друзья.

Май

97.

14.Литературная игра по книге «Приключения Тома Сойера».

Май

98.

15.Джек Лондон. «Сказание о Кише». Сюжет.

Май

99.

16.Джек Лондон. «Сказание о Кише». Идея.

Май

РЕЗЕРВ – 6ч.

100-101.

1-2.Обобщение изученного материала за курс 5 кл.

Май

102.

3. Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

Май

103-104.

4-5.Уроки внеклассного чтения. Мои любимые книги.

Май

105.

6.Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

Май

Рр – 13 часов; вн. чтение –  7 часов; контр. работы  -  2 часа  

6 класс

№ урока

Тема урока

Сроки

ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.

1.

1. Художественное произведение, автор, герои.

Сентябрь

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 7 ч.

2

1.Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

Сентябрь

3

2.Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид».

Сентябрь

4

3.Вн. чт. Древнегреческие мифы.

Сентябрь

5

4.Геродот. «Легенда об Арионе».

Сентябрь

6

5.Гомер. «Илиада» как героическая эпическая  поэма.

Сентябрь

7

6.Вн. чт. Гомер. «Одиссея».

Сентябрь

8

7. Вн. чт. Гомер. «Одиссея».

Сентябрь

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 ч.

9

1.Обрядовый фольклор.

Сентябрь

10

2.Пословицы и поговорки.

Сентябрь

11

3.Загадки.

Сентябрь

12

4.Рр Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен.

Сентябрь

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 1 ч.

13.

1. Русская летопись. «Повесть временных лет».

Октябрь

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 20 ч.

14.

1.Русские басни .И. И. Дмитриев. «Муха».

Октябрь

15.

2.И. А. Крылов. «Осёл и Соловей».

Октябрь

16.

3.И. А. Крылов. «Листы и Корни».

Октябрь

17.

4.И. А. Крылов «Ларчик».

Октябрь

18.

5.Рр  Конкурс инсценированной басни.

Октябрь

19.

6.А. С. Пушкин. «И. И. Пущину».

Октябрь

20.

7.А. С. Пушкин. «Узник».

Октябрь

21.

8.А. С. Пушкин. «Зимнее утро».

Октябрь

22.

9. Вн. чт. А. С. Пушкин. «Зимняя дорога».

Октябрь

23.

10. Двусложные размеры стиха

Октябрь

24.

11.А. С. Пушкин. Роман  «Дубровский».

Октябрь

25

12.«Дубровский»: бунт крестьян.

Ноябрь

26.

13.»Дубровский»: история любви.

Ноябрь

27.

14.»Дубровский»: протест Владимира Дубровского.

Ноябрь

28.

15.«Дубровский»: композиция романа.

Ноябрь

29.

16.Рр  Сочинение.  «Дубровский»: моё понимание романа.

Ноябрь

30.

17.Рр  Сочинение.  «Дубровский»: моё понимание романа.

Ноябрь

31.

18.А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня- крестьянка».

Ноябрь

32.

19.«Барышня-крестьянка». Композиция повести.

Ноябрь

33.

20.Вн. чт. «Повести Белкина»: проблемы и герои.

Ноябрь

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 1 ч.

34

  1. Мериме.  «Маттео Фальконе»

Ноябрь

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 6 ч.

35.

1.М. Ю. Лермонтов. «Тучи».

Ноябрь

36.

2.М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы».

Декабрь

37.

3.М. Ю. Лермонтов. «Листок».

Декабрь

38.

4.М. Ю. Лермонтов. «Утёс»  

Декабрь

39.

5.Рр Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова.

Декабрь

40

6.Рр  Подготовка к сочинению.

Декабрь

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 ч.

41

1.Ф. Шиллер. «Перчатка».  

Декабрь

42

2. «Перчатка»: проблемы благородства и чести.  

Декабрь

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 24 ч.

43.

1.И. С. Тургенев. «Бежин луг»: автор и рассказчик.

Декабрь

44.

2.«Бежин луг»: образы крестьянских детей.

Декабрь

45.

3.«Бежин луг»: картины природы.

Декабрь

46.

4.Вн. чт. И. С. Тургенев. Рассказы из «Записок охотника».

Январь

47.

5.Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…».

Январь

48.

6.Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…».

Январь

49.

7.Ф. И. Тютчев. «Листья».

Январь

50

8.А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…».

Январь

51

9.А. Фет. « Ещё майская ночь».

Январь

52

10.А. А. Фет. «Учись у них – у дуба, у берёзы…».

Январь

53.

11.Рр Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Лирика.

Январь

54.

12.Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ.

Январь

55

13.Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Композиция.

Январь

56

14.Кр По произведениям 19-го века.

Февраль

57

15.Н. С. Лесков. «Левша»: народ и власть.  

Февраль

58

16. «Левша»: язык сказа. Ирония.

Февраль

59.

17.Рр Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос .

Февраль

60

18.Вн. чт. Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Февраль

61

19.А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа.  

Февраль

62

20. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе.

Февраль

63

21.Вн. чт. А. П. Чехов. Рассказы.

Февраль

64

22.Я. П. Полонский. Лирика о природе.

Февраль

65

23.Е. А. Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…».

Февраль

66

24. А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».

Февраль

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА –6 ч.

67.

1.А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

Февраль

68.

2.А. И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип.

Март

69.

3.А. С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность.  

Март

70.

4.«Алые паруса»: Ассоль и Грэй.

Март

71.

5.А. П. Платонов. «Неизвестный цветок».

Март

72.

6.Вн. чт. А. П. Платонов. Рассказы.

Март

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 3 ч.

73

1.А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые.

Март

74

2.«Маленький принц» как философская сказка- притча.

Март

75

3.«Маленький принц»: вечные истины в сказке.

Март

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА –18 ч.

76.

1.К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

Март

77.

2.Д. С. Самойлов.  «Сороковые».

Март

78.

3.В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои.  

Апрель

79

4.«Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев.

Апрель

80.

5.Рр Речевая характеристика героев.

Апрель

81.

6.В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».

Апрель

82.

7.«Уроки французского»: стойкость главного героя.

Апрель

83.

8. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна.

Апрель

84.

9.Ф.И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».  Герои.

Апрель

85.

10.«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе.  

Апрель

86.

11.Рр Классное сочинение по произведениям 20-го века.

Апрель

87.

12.А. А. Блок. Лирика о природе.

Апрель

88.

13.С. А. Есенин. Лирика о природе.

Апрель

89

14.Кр По произведениям 20-го века.

Апрель

90.

15.Н. М. Рубцов. «Звезда полей».

Май

91.

16.Н. М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице».

Май

92.

17.РР.Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков

Май

93.

18.Рр Сочинение. Анализ стихотворения о родной природе.

Май

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 2 ч.

94

1.Тукай. «Родная деревня», «Книга».

Май

95

2.К. Кулиев. Лирика.

Май

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 4 ч.

96.

1.Дж. Свифт. Страницы биографии.

Май

97.

2. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера».

Май

98.

3.Образ Гулливера. Часть 1, главы 1,2.

Май

99.

4.«Путешествие Гулливера». Часть 4 (фрагменты).

Май

РЕЗЕРВ – 6ч.

100-101.

1-2.Обобщение изученного материала за курс 6 кл.

Май

102.

3. Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».

Май

103-104.

4-5.Уроки внеклассного чтения. Мои любимые книги.

Май

105.

6.Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

Май

Рр – 12 часов; вн. чтение –  9 часов; контр. работы  -  2 часа  

7 класс

№ урока

Тема урока

Сроки

ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.

1.

1. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.

Сентябрь

Устное народное творчество5 ч.

2.

1. Предания. Устный рассказ об исторических событиях в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Сентябрь

3.

2. Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». (урок внеклассного чтения)

Сентябрь

4.

3. Карело-финский эпос: «Калевала».

Сентябрь

5.

4. Героический эпос: «Песнь о Роланде» (фрагменты).

Сентябрь

6.

5. Пословицы и поговорки. 

Сентябрь

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 1 ч.

7.

1. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

Сентябрь

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 39 ч.

8.

1. А. С. Пушкин. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»).

Сентябрь

9.

2. Баллада «Песнь о вещем Олеге». Развитие понятия о балладе.

Октябрь

10.

3.А.С.Пушкин .Стихотворение «Пир Петра Первого».

Октябрь

11.

4. А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

Октябрь

12.

5. А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».

Октябрь

13.

6. А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои.

Октябрь

14.

7. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.

Октябрь

15.

8. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика.

Октябрь

16.

9.М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва».

Октябрь

17.

10. Подготовка к сочинению на тему «История России в произведениях А.С.Пушкина и Ю.М.Лермонтова».(урок развития речи №1)

Ноябрь

18.

11. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Краткий рассказ о писателе. Историческая и фольклорная основа повести.

Ноябрь

19.

12. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.  Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей.

Ноябрь

20.

13.Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Патриотический пафос повести.

Ноябрь

21.

14. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Особенности изображения людей и природы.

Ноябрь

22.

15.Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Ноябрь

23.

16. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (урок развития речи 2). Подготовка к сочинению.

Ноябрь

24.

17. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (урок развития речи 3). Написание сочинения.

Ноябрь

25.

18. И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой.

Декабрь

26.

19. И. С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа.

Декабрь

27.

20. И. С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Стихотворения в прозе как жанр. Понятие о лирической миниатюре.

Декабрь

28.

21. Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта.«Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».Историческая основа.

Декабрь

29.

22. Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».Сюжет, композиция, герои.

Декабрь

30.

23. Н.А.Некрасов. «Вчерашний день,  часу в шестом», «Несжатая полоса».

Декабрь

31.

24. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».

Январь

32.

25. А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады.

Январь

33.

26. А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады.

Январь

34.

27.  М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Январь

35.

28. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».  Смысл названия сказки. Гротеск и ирония. (урок внеклассного чтения)

Январь

36.

29. Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

Январь

37.

30. Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

Январь

38.

31. Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Нравственный смысл поступков в повести.

Февраль

39.

32. Урок контроля.  Литературный ринг на тему «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого» или тестирование по произведениям этих писателей.

Февраль

40.

33. А. П. Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Страницы  жизни и творчества А.П.Чехова.

Февраль

41.

34.Художественные особенности рассказа «Хамелеон».

Февраль

42.

35. А. П. Чехов. «Злоумышленник».

Февраль

43.

36. А. П. Чехов. «Тоска», «Размазня» (урок внеклассного чтения )

Февраль

44.

37. «Край ты мой, родимый край…» Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край», «Замолдкнул гром, гроза шуметь устала»,  «Благовест», И.А.Бунин «Родина».

Февраль

45.

38. «Край ты мой, родимый край…» Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край», «Замолдкнул гром, гроза шуметь устала»,  «Благовест», И.А.Бунин «Родина». Конкурс выразительного чтения.(урок развития речи №4)

Февраль

46.

39.Письменный  анализ стихотворений по теме «Край ты мой, родимый край…»( урок развития речи №5)

Март

Из русской литературы 20 века-14 ч.

47.

1. И. А. Бунин. «Цифры». Краткий рассказ о писателе.

Март

48.

2. М. Горький. «Детство» (главы): тёмные и светлые стороны жизни. 

Март

49.

3.М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Март

50.

4. Л. Н. Андреев. «Кусака».(урок внеклассного чтения).

Март

51.

5. Константин Дмитриевич Бальмонт. Стихотворение «Я не знаю мудрости».

Март

52.

6. В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Краткий рассказ о поэте.

Март

53.

7. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

Март

54.

8. А. П. Платонов. «Юшка».

Апрель

55.

9. Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…».  Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака.

Апрель

56.

10. А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…».(урок развития речи№6)

Апрель

57.

11. Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.

Апрель

58.

12. М. М. Зощенко. «Беда», «Баня».

Апрель

59.

13. В.М. Шукшин. Рассказ «Чудик».

Апрель

60.

14.Внеклассное чтение. «Тихая моя Родина». Стихотворения о родной природе.

Апрель

Из литературы народов России-1 ч

61.

1. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» , «Земля как будто стала шире».

Апрель

Зарубежная литература -5 ч

62.

1. Мигель Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» (главы по выбору).

Апрель

63.

2. Р. Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения.

Май

64.

3. Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!»

Май

65.

4. О. Генри. Новелла «Дары волхвов».

Май

66.

5. Р. Д. Брэдбери. «Каникулы».

Май

Резерв -4 ч

67.

1. Детективная литература (урок внеклассного чтения )

Май

68.

2. Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование.

Май

69.

3. Урок внеклассного чтения. Мои любимые книги.

Май

70.

 4. Итоги года и задание на лето.

Май

Р/р-6 ч, вн/чт-7ч, к/р-2ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе.Данное планирование уроков литературы в 5 классе построено в соответствии с "Программой для общеобразовательных учреж...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по программе Г.И. Беленького

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ в 6 классеДанное планирование построено в соответствии с "Программой для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 - 11 классы" по...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (по программе В. Я. Коровиной)

Это календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной, в которой представлены основные разделы (тема урока, основные ЗУН, обратная связь и др.)...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе по программе В.Я.Коровиной

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 5 классе по программе В.Я.Коровиной на 68 часов(2 урока в неделю)....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе по программе В.Я.Коровиной

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по литературе на 102 ч( 3 урока в неделю) по поограмме В.Я.Коровиной....

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...