Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (по программе В. Я. Коровиной)
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме

Это календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной, в которой представлены основные разделы (тема урока, основные ЗУН, обратная связь и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.7kl..doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

№ урока

ЛИТЕРАТУРА. 7 КЛАСС. ПРОГРАММА ПОД РЕДАКЦИЕЙ В.Я. КОРОВИНОЙ.

Тема урока

Ведущая образовательная цель

ВПС

МПС

Примечания

Знать

Уметь

Развивающие ОУУН

I   ч   е   т   в   е   р   т   ь.

ВВЕДЕНИЕ.

1

Изображение человека как важнейшее идейно-нравственная проблема лит-ры.

Взаимосвязь хар-ров и обстоятельств в худ. пр.

Видеть взаимосвязь хар-ров и обстоятельств

Пользоваться освоенными видами чтения

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа).

2

3

4

Предания.

Былина. «Вольга и Микула Селянинович». Микула – носитель лучших человеч. кач-в.

Вн.чтение

Былина. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства.

Новгородский цикл былин «Садко». Своеобразие былины. Собиратели былин. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов.

Что такое предания

Текст, пон.: «устное народное тв-во», «былина», «былинный стих», «былинный герой», сюжет,худ. особ-ти, хар-р былинного героя, бескорыстное служение Родине и народу, тематическое отличие циклов былин

Определять жанр преданий на основе анализа текста

Воплощение в былине нравст. критериев рус. народа, прославление мирного труда, прославление трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, щедрости, физ. силы

Выразительно читать

5

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки. Сборники пословиц, собирателей пословиц.

Видеть выражение духа родного языка, меткость и точность, краткость и выразительность, прямой и переносный смысл

Самостоятельно определять учебные задачи

Творч.работа (соч.-миниатюра с исп-ем пословиц и поговорок)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (5 часов).

6

7

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

Текст, худ. особ-ти произв., нравственные заветы Древней Руси

Вид. внимание к личности, гимн любви, верности, хар-ть героев, вид. их высокие нравств. кач-ва

анализировать

УНТ

А.С.Пушкин «Борис Годунов»

История (Древняя Русь)

8

Р/рПодготовка к письменной работе на одну из тем(по выбору)

Текст, пон.: «летопись», худ. особ-ти летописи, ист. значение

Восп-ть уважительное отношение к книге как источнику знаний, вид. худ. своеобразие летописи

Выражать основные мысли  

Высказ-ия известн. людей о пользе книг, чтения, УНТ (пословицы и поговорки)

История (Древняя Русь)

Письменный ответ

9

М.В.Ломоносов. Краткий рассказ об ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на  Всероссийский престол… ». Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм.

Бигр., пр-ий, пон.: «ода»; знач- тв-ва Ломоносова в обл-ти науки и иск-ва

Вид. веру Л. в будущее рус. науки и ее творцов, патриотизм,признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина

Пользоваться освоенными видами чтения

История (правление Елизаветы)

10

Г.Р.Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе, свободе творчества.

Биогр., пр-ия, тематику дан. пр., осн. мысль, худ. особ-ти пр.

Вид. размышл-я поэта о смысле жизни, о судьбе, поним. необходимости свободы тв-ва

Анализировать

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 в. (20 часов)

11

Вн.чтение

В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Лесной царь» - перевод баллады И.В. Гёте.

Понятия: «баллада», «художественный перевод», биогр. автора, текст, худ. особ-ти баллады Жуковского

выражение средневекового миросозерцания (роковые, таинственные силы, угрожающие ч-ку)

Вести диалог с целью закрепления изученной темы

УНТ (сказки)

12

13

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России.

Биографию, тексты, понятия: «баллада». Авторское отношение к героям, летописный источник «Песни о вещем Олеге», особенности композиции, своеобразие языка, основную мысль.

Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат, выражение чувства любви к родине, смысл сопоставления полководцев (Петра I и Карла XII), Олега и волхва, худож. воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Пользоваться освоенными  видами чтения

анализировать

УНТ, былина, баллада др. авт.

История ( война со шведами, Полтавская битва)

Отр. наиз.

14

А.С. Пушкин «Борис Годунов» (Сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя.

Отрывок из произведения, монолог Пимена о значении труда для последующих поколений.

Значение труда летописца для последующих поколений.

Строить связное высказывание

«Повесть временных лет»

История (правл. Бориса Годунова)

Отр. наиз.

15-16

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Гуманизм повести. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.

Начал. понятие: «маленький человек», «социальное положение»,текст, гуманистическое значение повести, авторскую позицию.

Видеть изображение «маленького человека», его положение в обществе, гуманизм повести, пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.

анализировать

Пушкин «Повести Белкина»

Творческий пересказ

17-18

II   ч   е   т   в   е   р   т   ь.

 М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Поэма об историческом прошлом Руси. Авторское отношение к изображаемому. Оценка героев с позиции народа.

Биографию, поэму. Картины быта 16 века и их значение для понимания характера и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным, особенности сюжета, систему образов.

Видеть идею, защиту Калашниковым человеч. достоинства, его готовность стоять за правду до конца, худож. особенности (язык, стих), связь с УНТ

Сравнивать, сопоставлять, делать выводы

УНТ (нар. песня, былина)

История (правление Ивана Грозного)

Домашнее сочинение

19

20

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»

Контрольная работа по творчеству Пушкина

Стихотворения, тропы, худож. своеобразие.

Видеть своеобразие эпитетов, метафор, сравнений; пейзажа.

Анализировать

Практикум

тестирование

21-22

23

Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию. Поэтический пафос повести.

Р/р

Сочинение по пр-ию Гоголя «Тарас Бульба»

Биографию, текст. Понятия: «литературный герой», «сравнительно-сопоставительная характеристика», план ср.-сопост. хар-ки, систему персонажей и место каждого героя в этой системе.

Умение сост-ть ср.-сопост. таблицу и работать с ней, видеть смысл противопоставления Остапа Андрию, поэтический пафос повести, патриотический характер произведения, роль пейзажа, смысл бытописания.

Сравнивать, сопоставлять, делать выводы

Пользоваться освоенными видами чтения

Строить связное письменное высказывание

УНТ(былина), Лермонтов («Песня про … купца Калашникова»)

История (освободит. война на Украине XVI в.)

Сравнительно-сопоставительная хар-ка (табл.- по плану)

24

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк» как произ-ведение о бесправных и обездоленных. Мастерство в изображении жизни народа.

Биографию, текст, смысл заглавия, художественные особенности.

Видеть мастерство художника, особенности бытописания сочувственное отношение к бесправным и обездоленным.

25

26

27

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Мастерство в изображении жизни народа, быта крестьян.

Вн.чтение

И.С.Тургенев «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Роль картин природы.

Р/р Обучение дом. сочинению

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. «Близнецы», «Два богача». Нравственные и человеческие взаимоотношения.

Биогр. писат., тексты, отражение в пр-ях историч. реалий бытия различ. соц. слоев (нар.,Интел-ия), пон.:«бытописание», «рассказ», «сюжет»

Пон.: «портрет», «пейзаж»; портреты мальчиков, их рассказы

Пон. : «Стих-ия в прозе»; стих-ия в прозе Т., зн. их худ. своеобразие

Вид. мастерство в изобр. жизни народа, быта крестьян, сочувственное отношение к бесправным, обездоленным

Вид. роль портрета, речев. хар-ки героя, роль пезажа; сочувственное отношение к крестьянским детям, их духовный мир, пытливость, любознательность, впечатлительность.

Вид. богатство и красоту рус. яз., родной язык как духовная опору чел-ка, нравств-ое во взаимоотн-х  

Совершенст-ть умение выделять главное, опираться на логическую структуру учебной темы

Рассуждать

Выразительно читать

Некрасов «Крестьянские дети»

Высказывания  писателей о рус. языке

Природовед-е

Творческий пересказ

Ст-ие наизусть

28

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы.

Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужиками в Сибирь.

Биогр., пр-ия, пон.: «поэма», историч. основу поэмы, хар-ку героинь, авторское отношение

Вид. величие духа рус. женщин, отправившихся вслед за мужьями в Сибирь

Рассуждать

Пушкин(ст-ия, посвящ. декабристам)

История(восстание декабристов на Сенатской площади)

Отр. наиз.

29

Вн.чтение

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день в часу шестом…». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза.

Ст-ие, тематику, проблематику, осн. мысль

Вид. боль поэта за судьбу народа, видение Некрасовым назнач. поэзии

Анализировать

Тема поэта и поэзии в тв-ве рус. классиков

История (крепостное право в России)

наизусть

30

31

32

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие мужика. Сатира и юмор «Повести…».  

Р/р Подготовка к домашнему сочинению

«Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Вн.чтение

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

Биогр., тексты, пон.: «сатира», «гротеск», «сатира», «юмор»; соц.устройство общ-ва, хар-ку героев, авторскую позицию

Вид. худ. мастерство в обличении социальных пороков  общ-ва, паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика, осуждение покорности мужика, сатиру и юмор, гротеск;

Анализировать

Строить связное высказывание

УНТ (сказки)

Чехов (рассказы)

История (крепост.право)

Дом.сочин.

33-34

Третья четверть

Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство» (Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Мaman»). Взаимодействие детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Книги по искусству.

Биогр., текст,худ. своеобразие пр-ия, хар-ку героев

Вид. пробл. « отцов и детей», проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков

Совершенст-ть умение выделять главное

Горький «Детство», И.Бунин «Цифры»

35

36

И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры»

Р/р Подготовка к сочинению «Золотая пора детства»

 «Лапти». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения (по выбору).

Биогр., пр-ия, худ. особ-ти пр-ий, хар-ку героев, проблематику

Вид. пробл. «отцов и детей» в пр-ии, воспит. детей в семье, худ. своеобр. пр-ий

Строить связное высказывание

Анализировать

Л.Н.Толстой «Детство»

37-38

 А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

Биогр., тексты, сп-бы создания смешного, пон.: «говорящие фамилии», «юмор», ср-во юмористич. хар-ки – «говорящие фамилии», зн. смысл заглавия

Вид. сп-бы созд-я смешного, живую картину нравов, осмеяние трусости и угодничества

Строить связное высказывание

Салтыков-Щедрин

39

40

А.П. Чехов. «Злоумышленник»

Вн.чтение

«Тоска»,«Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова.

Тест, худ. особ-ти, хар-ку героев

Вид. многогранность комического в рассказах

Аргументировать

Салтыков-Щедрин

41

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе(В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин)

Обучение анализу лирического текста

Стихотворений, образ родной природы в ст., пон.: «пейзаж», «пейзажная лирика»

Вид. поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания

Анализировать

Ст.наизусть

Домашнее сочинение

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX В. (20 часов)

42

43

44

45

М.Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Изображение быта и характеров.

Практикум. Обучение анализу эпизода

Вн.чтение

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

Биогр., текст, автобиогр. хар-р пр., систему персонажей хар-ку героев, пон. : «бытописание», «идея»; опр-ть идею пр-ия

Романтический характер легенды

Вид. противопост-е: изобр-е «свинцовых мерзостей жизни» и «яркое, здоровое, творческое в рус. жизни »; давать хар-ку героев на основе анализа текста, роль бытописания

 Сравнивать, сопоставлять, делать выводы

Строить связное высказывание

Л.Н.Толстой «Детство»

История

Творч. работа

46

47

В.В.Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче летом». Мысли автора о роли поэта в жизни человека и общества.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя ст-ия.

Биогр., тексты, пон.: «лирический герой»; тему, идею, пон.: «ритм», «неологизм»; словотворчество автора, ритмику ст., худ. своеобр-е

Опр-ть тематику, идею,худ. своеобразие; вид. два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброту, сострадание лирич. героя ст-ия

Анализировать

Ст.наизусть

48

Л.А.Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.

Бигр., текст, смысл заглавия, осн. мысль, хар-ры героев

Вид. бессердечие героев, восп. сострадание к братьям нашим меньшим

Планировать учебные действия

49

50

51

52

А.А.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Юшка – незаметный герой с большим сердцем.

Вн.чтение

«В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности

Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание»

Б.Л.Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме…».

Биогр, тексты, осн. мысль пр-ий, нравств. красоту героев

Осознавать необходимость сострадания и уважения к чел-ку, вид. неповторимость героев; чувст-ть прекрасное

Способы создания поэтических образов»

Строить связное высказывание

Анализировать

53

Четвертая четверть

На дорогах войны… Стихотворения поэтов – участников войны (А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова, А.Ахматовой «Клятва», «Песня мира», К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» и др.)

Ст-ия, имена поэтов-участников войны

Вид. героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в ст-ях

Анализировать

История (Вов)

Ст. наизусть

54

Ф.А.Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Биогр., текст, проблематику пр., пон.: «литературные традиции»; традиции и новаторство

Вид. эстетические, нравственно-экологические проблемы

Строить связное высказывание

55

Е.И.Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла («Акимыч»), «Живое пламя». Протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающим людям, природе.

Биогр., текст, проблематику, хар-ку героев, худ. особ-ти, роль прекрасного в душе чел-ка, в окружающей природе

Вид. силу внутренней, духовной красоты чел-ка, протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе, взаимосвязь природы и чел-ка

Пользоваться освоенными видами чтения

56

Вн.чтение

Ю.П.Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Биогр., текст, знач. взаимопомощи, взаимовыручки, особ-ти хар-ров городского и сельского мальчиков

Вид. хар-р взаимоотношений героев, понимание окружающей природы, подвиг и радость от собств-го доброго поступка

Сознательно выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебного зад-я

ТИХАЯ МОЯ РОДИНА.

57

Вн.чтение

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего мира. (С.Есенин, Н.Рубцов, В.Брюсов, Ф.Сологуб, Н.Заболоцкий).

Ст-ия, тематику, худ. особ-ти, пон.: «пейзаж», «пейзажная лирика»

Вид. выражение душевных настр-ний, состояний чел-ка через описание картин природы

Анализировать

Ст.наизусть

58

А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…»,  «На дне моей жизни…» - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Биогр., пр-ия, худ. особ-ти лирич. пр., тропы, тематику

Вид. отражение в лирике воспоминаний о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы чел-ка и природы

Анализировать

Рассуждать

Ст.наизусть

59

60

61

62

Вн.чтение

Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

М.Зощенко «Беда»

Вн.чтение

Песни на слова русских поэтов 20 века

Из литературы народов России

Р.Гамзатов. Лирика

Текст, осн. мысль, пон.: «напутствие», «публицистика», «воспоминания», «мемуары»

Смешное и грустное в рассказах

Особенности худож-ой образности дагенстанского поэта

Вид. особ-ти публиц. стиля, воспитательное значение произведения

Учиться использовать план для передачи содержания прослушанного текста

Сост.план

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов)

63

Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.

Текст, особ-ти тв-ва Бернса, дан. пр.

Вид. народное представление о справедливости и честности

Совершенств-ть умение выделять главное

УНТ

64

Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Пр-ие, худ. особ-ти, хар-ку героя

Воспр. пр-ие как гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины

Анализировать

Ст.наизусть

65

Японские хокку (трехстишия).

Пон.: «хокку»; особ-ти  японских трехстиший

Вид. худ. особ-ти

анализировать

практикум

66

Вн.чтение

Р.Брэдбери «Каникулы»

Текст, проблематику, хар-ку героев,

Фантастика в рассказе

Вид. проблематику пр., хар-ть героев через их отн. К добру

Рассуждать

67

О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.

Текст, худ. особ-ти

Вид. силу любви и преданности, жртвенность во имя любви

Пользоваться освоенными видами чтения

68

Выявление уровня литературного развития учащихся. Что читать летом.

 

тестирование

 

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс по программе Коровиной ФГОС

Календарно-тематическое планирование составлено на основе: Рабочие программы  , Литература  , предметная линия под редакцией В.Я.Коровиной, 5-9 классы, Москва,  Просвещение» 2012 г, ФГО...

Тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение) по УМК Коровиной

Данная работа содержит календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Коровиной (надомное обучение по медицинской справке). По плану-18 уроков в год, т.е. 0,5 часа ур...

Тематическое планирование по литературе, 5 класс (по программе В.Я. Коровиной)

Тематическое планирование уроков по литературе в 5 классе....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс к учебнику В.Я.Коровиной. ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 2014-2015 учебный год к учебнику "Литература" 6 класс. В двух частях. Под редакцией В.Я.Коровиной, Москва, "Просвещение", 2013г...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

КТП уроков литературы 6 класс по программе В.Я. Коровиной.

КТП уроков литературы для 6 класса по программе В.Я.Коровиной...