Рабочая программа по литературе для 6 класса по ФГОС.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_6_klass_po_fgos_3_chasa_v_nedelyu.docx | 73.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ПИЧАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БЕЛЯЕВА ВЛАДИМИРА ПРОКОФЬЕВИЧА
Согласована на заседании МС МБОУ Пичаевской СОШ им. В.П.Беляева Протокол №__ от «29» августа 2016 года | Принята решением педагогического совета Протокол №78 от «31» августа 2016г. Утверждена приказом МБОУ Пичаевской СОШ им. В.П.Беляева от «31» августа 2016 года №78 Директор ______________ /Н.П.Сумин/ подпись
|
Рабочая программа
Предмета (курса) ___литература__
предмет
для _6 класса
(реализующая федеральный государственный образовательный стандарт
начального (основного) общего образования).
Срок реализации _1_год
Составитель:
учитель русского языка и литературы
МБОУ Пичаевской СОШ им. В.П.Беляева
Родина Светлана Михайловна
с. Пичаево, 2016г.
1.Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Ученик получит возможность научиться:
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литература»
Введение (1ч.)
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4ч.)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3ч.)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч.)
И. И. Дмитриев. Рассказ о баснописце.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (48ч.)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей».
Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
(Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский.«Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (30ч.)
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя. (развитие представлений). Герой – повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.
Рассказы «Чудик», «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (ОБЗОР) (2ч.)
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. Стихотворения: «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».
Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (12 ч.)
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссея – мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Произведения зарубежных писателей
Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
3.Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Устное народное творчество | 4 |
3 | Из древнерусской литературы | 2 |
4 | Из литературы XVIII века | 1 |
5 | Из литературы XIX века | 51 |
6 | Из литературы XX века | 28 |
7 | Из литературы народов России | 2 |
8 | Из зарубежной литературы | 13 |
9 | Повторение, обобщение, итоговый контроль | 3 |
Итого : | 102 |
Приложение к рабочей программе
4. Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 6 классе.
№ урока | Дата | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающегося ( на уровне учебных действий) | Возможные формы контроля | Фактическая дата проведения урока |
1. | Художественное произведение. Содержание и форма. | Научиться пользоваться учебником, определять композиционно-сюжетные особенности произведения. | Изучение содержания параграфа учебника. | ||
2. | Обрядовый фольклор. | Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи. | Составление таблицы «Жанровые признаки произведений УНТ» | ||
3. | Пословицы и поговорки. | Научиться толковать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок | Составление тезисного плана по теме «Пословицы и поговорки» | ||
4. | Загадки. | Научиться составлять план устного высказывания | Комплексное повторение | ||
5. | Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество». | Научиться проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме | Групповое выполнение заданий с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения при консультативной помощи учителя | ||
6-7 | Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. Развитие представлений о русских летописях. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы эпизодов, научиться выделять мораль сказки | Изучение содержания параграфа учебника. | ||
8. | Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья. | Изучение содержания параграфа учебника Характеристика героев басни | |||
9. | Басни И.А.Крылова. «Листы и Корни», «Ларчик». | Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор). | Комплексное повторение | ||
10. | И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи. Проект. | Научиться понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, выразительно читать басни по ролям (инсценированное чтение),выявлять способы самообразования. | П\р. по теме «Аллегория в басне «Осёл и Соловей | ||
11. | Контрольная работа №2 по теме «Басня». | Научиться самодиагностике. | Формирование у уч-ся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки. | ||
12. | А.С.Пушкин. «Узник».Вольнолюби-вые устремления поэта. | Научиться анализировать текст стихотворения | Устное рецензирование выразительного чтения стихотворений | ||
13. | Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы. | Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы. | Выразительное чтение стихотворения с последующим письменным его рецензированием и взаимопроверкой | ||
14. | Стихотворение А.С.Пушкина « И.И.Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении. | Научиться аргументировать свою точку зрения. | Выразительное чтение стихотворения с последующим письменным его рецензированием и взаимопроверкой | ||
15. | Лирика А.С.Пушкина | Обобщить и систематизиро-вать полученные знания, закрепить умения и навыки. | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом | ||
16-17 | А.С.Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка». | Научиться определять особенности повествования | Изучение содержания параграфа учебника | ||
18. | «Барышня - крестьянка». Образ автора –повествователя. | Научиться определять особенности повествования | Комплексное повторение д/з | ||
19. | Контрольная работа №3 по повести А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка». | Научиться проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных теме | контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки. | ||
20. | Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Научиться анализировать эпизод | Комплексное повторение д/з, с/р с | ||
21. | Дубровский – старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи | Групповая работа | ||
22-23 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи | Работа в парах сильный | ||
24. | Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | Научиться аргументировать свою точку зрения | П/р с теоретическим литературоведческим материалом учебника | ||
25-26 | Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | Научиться характеризовать героя повести, понимать смысл произведения и видеть главное. | Взаимопроверка д/з | ||
27. | Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы | «Иллюстрирование эпизодов повести по теме урока | ||
28. | Авторское отношение к героям повести «Дубровский». | Научиться выявлять авторское отношение к героям повести | Комплексное повторение д/з | ||
29. | Контрольная работа №4 по повести А.С.Пушкина «Дубровский». | Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы | Формирование у уч-ся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки. | ||
30. | М.Ю.Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи». | Научиться анализировать текст стих-я | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом «Биография и творческий путь поэта | ||
31. | Тема красоты и гармонии с миром в стих-ях М.ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | Научиться анализировать текст стих-я | Изучение содержания парагра- фа учебника | ||
32. | Особенности выражения темы одиночества в стих-ях М.Ю.Лермонтова «Утёс», «Три пальмы». | Научиться характеризовать средства выразительности в стих-ях поэта | Комплексное повторение по теме «Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста | ||
33. | Контрольная работа №5 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова | Научиться проектировать и корректировать индивидуаль-ный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Формирование у уч-ся умений к осуществлению контрольной функции | ||
34. | И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. | Научиться составлять литературный портрет писателя | Комплексное повторение по теме « Литературный портрет | ||
35. | Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | Научиться составлять характеристику героев | Комплексна я проверка д/ з | ||
36. | Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг» | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи | Изучение содержания парагра- фа учебника | ||
37. | Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | Научиться определять роль изображения природы в рассказе И.с.Тургенева | Групповая работа | ||
38. | Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника» | Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности | Проектная работа «Словесные и живописные портреты русских крестьян в «Записках охотника» и живописных полотнах русских художников | ||
39. | Ф.И.Тютчев. Литературный портрет поэта. | Научиться составлять лит-ый портрет поэта | С/р с литературоведческим портфолио | ||
40. | Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стих-ях Ф.И.Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…» | Научиться анализировать поэтический текст | Изучение содержания парагра- фа учебника | ||
41. | Земная обречённость человека в стих-ии Ф.И.Тютчева «С поля коршун поднялся…» | Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестома-тии | Комплексное повторение | ||
42. | Жизнеутверждающее начало в стих-ях А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…» | Научиться определять черты пейзажной лирики | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом по теме урока, выразительное чтение стих-ий с последующим его рецензированием, работа в парах сильный – слабый (письменный ответ на проблемный вопрос), проектирование выполнения дифференцированного д/з. | ||
43. | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета. | Научиться определять особенности звукового строя стих-я | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом по литературоведческому портфолио | ||
44. | Н.А.Некрасов. Стих-ие «Железная дорога». Картины подневольного труда. | Научиться анализировать текст | Анализ стих-я | ||
45. | Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стих-ии Н.А.Некрасова «Железная дорога». | Научиться анализировать поэтический текст | Взаимопроверка д/з | ||
46. | Своеобразие языка и композиции стих-я «Железная дорога» Н.А.Некрасова | Научиться определять языковые и композицион-ные особенности стих-я | Коллективная работа над ошибками по помятке выполнения д/з с использованием литературоведческого портфолио | ||
47. | Контрольная работа №6 по произведениям поэтов 19 века. | Научиться проектировать и корректировать индивидуаль-ный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Формирование у уч-ся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки. | ||
48. | Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя. | Научиться составлять лит-ый портрет поэта, владеть навыками устной монологической речи | Изучение содержания парагра- фа учебника | ||
49. | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | Научиться аргументировать свой ответ | Развитие понятия о сказе, п/р (подбор цитатных примеров при составлении ответа на проблемный вопрос), составление цитатного плана для пересказа | ||
50. | Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша» | Научиться определять особенности языка сказа | Изучение содержания парагра- фа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме « Особенности языка сказа», участие в коллективном диалоге, составление тезисного плана для пересказа отрывков | ||
51. | Комический эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша Н.С.Лескова | Научиться определять приёмы комического в сказе «Левша» | Комплексная проверка д/з | ||
52. | Контрольная работа №7 по сказу Н.С.Лескова «Левша» | Научиться проектировать и корректировать индивидуаль-ный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Выполнение контрольных заданий по алгоритму с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания | ||
53. | А.П.Чехов. Устный рассказ о писателе. | Научиться составлять лит-ый портрет писателя | Комплексная проверка д/з | ||
54. | Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом | ||
55. | Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали. | Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа А.П.Чехова | Коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного д/з , комментирование выставленных оценок | ||
56. | Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущуния в стих-ях о родной природе. | Научиться применять алгоритм проведения анализа поэтического текста | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, выразительное чтение стих-ий, работа в парах сильный – слабый (письменный ответ на вопрос), коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного д/з , комментирование выставленных оценок | ||
57. | Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся…». Особенности пейзажной лирики. | Научиться определять ос-ти пейзажной лирики | Выразительное чтение стих-ий с последующим его рецензированием | ||
58. | А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Проект | Научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы | Коллективная проверка д/з | ||
59. | Контрольная работа №8 по стих-ям поэтов 19 века. | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Выполнение контрольных заданий по алгоритму с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания | ||
60. | А.И.Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». | Научиться выявлять характерные особенности содержания рассказа | Комплексное повторение | ||
61. | Образ главного героя в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». | Научиться составлять устную и письменную хар-ку героя | Комплексное повторение выполнения д/з | ||
62. | Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» | Научиться определять идейно- эмоциональное содержания рассказа | Работа в парах сильный –слабый с теоретическим литературоведческим материалом | ||
63. | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. | Научиться Научиться составлять лит-ый портрет писателя | Изучение содержания парагра- фа учебника | ||
64. | «Неизвестный цветок» А.П.Платонова. Прекрасное вокруг нас. | Научиться определять идейное своеобразие рассказа | Групповая работа с теоретическим литературоведческим материалом, составление тезисного плана для пересказа эпизодов рассказа, поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ», самостоятельное составление ответа на проблемный вопрос | ||
65. | «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова | Научиться определять жанрово-композицион-ные особенности рассказа | Комплексная проверка д/з | ||
66. | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса». | Научиться определять жанрово-композицион-ные особенности рассказа | С/р с литературоведческим портфолио, составление таблицы «Жанрово-композиционные особенности феерии» | ||
67. | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса». | Научиться выразительно читать текст по ролям, анализировать текст | Групповая работа (хар-ка героев | ||
68. | Отношение автора к героям повести А.С.Грина «Алые паруса». | Научиться выразительно читать текст по ролям, по образцу из фонохрестоматии, владеть навыками проектной деят-ти | Комплексное повторение | ||
69. | К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стих-ях о войне | Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом (анализ поэтического текста) | ||
70. | Д.С.Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний. | Научиться систематизиро-вать и обобщать теоретический материал | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом (подбор примеров, иллюстрирующих функции звукописи в поэтическом тексте | ||
71. | Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | Научиться определять идейно-художественное своеобразие прозаического текста | Проверка д/з | ||
72. | Яркость и самобытность героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. | Научиться анализировать эпизод по алгоритму | Изучение содержания парагра- фа учебника | ||
73. | Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | Научиться проектировать и корректировать индивидуаль-ный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Выполнение контрольных заданий по алгоритму с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания | ||
74. | Отражение трудностей военного времени в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». | Научиться анализировать прозаический текст | Коллективная работа с литературоведческим портфолио | ||
75. | Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». | Научиться пересказывать текст с диалоговыми включениями | Комплексное повторение, с/р с литературоведческим портфолио ( пересказ текста с диалогом, прямой речью), работа в парах сильный –слабый ( составление цитатного плана для пересказа текста | ||
76. | Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Проект | Научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы | Групповая п/р работа ( анализ эпизода «Игра в замеряшки | ||
77. | А.А.Блок. « О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. | Научиться выразительно читать стих-ый текст | Выразительное чтение стих-ий , групповая л/р (анализ поэтического текста) | ||
78-79 | С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» | Научиться выразительно читать стих-я, определять роль изобразительно- выразительных средств | Комплексная проверка д/з, проблемный вопрос | ||
80. | Человек и природа в тихой лирике Н.М.Рубцова. | Научиться выразительно читать стихи | Изучение содержания парагра- фа учебника | ||
81. | Контрольная работа №10 по стих-ям о природе поэтов 20 века. | Научиться проектировать и реализовывать индивидуаль-ный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Выполнение контрольных заданий по алгоритму с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания | ||
82. | Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики». | Научиться характеризовать лит-ого героя | Изучение содержания парагра- фа учебника | ||
83. | Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина | Научиться анализировать прозаический текст | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом | ||
84. | Влияние учителя на формирование детского хар-ра в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | Научиться способам аргументации собственного мнения в диалоге со сверстниками | Групповая работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Аргументация с использованием цитирования» | ||
85. | Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | Научиться сопоставлять мифологические образы в классической и современной лит-ре | Групповая работа (подбор цитат, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции | ||
86-87. | Подготовка и написание классного сочинения по произведениям В.Г.Распутина, В.П.Астафьева, Ф.А.Искандера (по выбору). | Научиться способам аргументации собственного мнения | Самостоятельный развёрнутый ответ на один из предложенных тем при консультативной помощи учителя | ||
88. | Габдулла Тукай. Стих-я «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю. | Научиться уважать лит-ое наследие многонационального государства | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом учебника, работа в парах (устные рассказы о поэтах по алгоритму), | ||
89. | Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема бессмертия народа. | Научиться обобщать и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом | ||
90. | Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». | Научиться определять жанрово-композицион-ные ос-ти мифа | Изучение содержания парагра- фа учебника | ||
91. | Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид». | Научиться давать хар-ку мифологическому герою | Групповая проверка д/з с/р с литературоведческим портфолио (составление таблицы «Мифологические герои | ||
92-93 | Геродот. «Легенда об Арионе» | Научиться определять ос-ти повествования в легендах, инсценированному чтению мифов | Коллективная работа с литературоведческим портфолио (составление таблицы « Оссбенности повествования в легенде об Арионе | ||
94-95. | «Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические эпические поэмы. | Научиться инсценированному чтению эпизодов героического эпоса | Комплексная проверка д/з, л/р работа в парах сильный –слабый ( «Хар-ка героя эпической поэмы», «Стихия Одиссея | ||
96-97. | М.Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот». «Дон Кихот»»: нравственный смысл романа. | Научиться определять композицион-ные и жанровые ос-ти рыцарского романа, анализировать эпизод | Коллективная проверка д/з, работа в парах (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «роман», «рыцарский»), выразительное чтение с рецензированием (фонохрестоматия | ||
98. | Мастерство М.Сервантеса – романиста. «Дон Кихот». | Научиться анализировать эпизод | Изучение содержания парагра- фа учебника | ||
99. | Ф.Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». | Научиться определять жанрово-композицион-ные ос-ти баллады | Комплексная проверка д/з, тест, с\р с литературоведческим портфолио (заполнение таблицы «Хар-ка героев рыцарских романов | ||
100-. | Изображение дикой природы в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе». «Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести предательства. | Научиться понимать смысл произведения и видеть его идейно- содержательные ос-ти | Комплексная повторение (тест | ||
101 | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Вечные истины в сказке. | Научиться понимать иносказательный подтекст философской сказки, выразительно читать по ролям | Изучение содержания парагра- фа учебника, л/р по теме «Композиционные и жанровые признаки философской сказки | ||
102 | Итоговый урок – праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». | Научиться проектировать и реализовывать индивидуаль-ный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Толкование изученных литературоведческих терминов и их иллюстрирование примерами, решение кроссвордов, участие в конкурсах, викторинах, отчёт о выполнении самостоятельных учебных проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС. Программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем ра...
Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС по программе Ашуровой(для национальных школ)
Данная рабочая программа отражает особенности составления рабочей программы по ФГОС с применением УУД...
Рабочая программа по литературе. 6 класс . Коровина. ФГОС. 102 сч.
Рабчая программа по литературе построена с учетом требований ФГОС. Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое кое планирование уроков с указанием УУД...
Рабочая программа по литературе 8 класс Меркин ФГОС
Рабочая программа по литературе 8 класс Меркин ФГОС...
Рабочая программа по литературе 6 класс по ФГОС с УУД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА2015 -2016 учебный годКласс 6 «А»Учитель Григорьева Оксана ЮрьевнаНазвание предмета литератураУчебник (под редакцией) «Литература. 6 класс» ( в 2-х частях) Г.С.Меркин. М.,...
рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС...
рабочая программа по литературе 6 класс по фгос 2015-2016
авторская программа по литературе 6 класс под редакцией ладыженская фгос...