Рабочая программа по литературе 6 класс по ФГОС с УУД
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2015 -2016 учебный год
Класс 6 «А»
Учитель Григорьева Оксана Юрьевна
Название предмета литература
Учебник (под редакцией) «Литература. 6 класс» ( в 2-х частях) Г.С.Меркин. М., Русское слово, 2014 г.
Всего часов 68
Количество часов в неделю 2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_6_klass.docx | 61.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю» Директор МБОУ Одинцовской СОШ № 1 _______ Романовская О.В. Приказ № ________от «__» ____________________ 201_ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _______Чеснокова И.В. «___»__________________ 201_ г. | «Рассмотрено» На ШМО учителей русского языка и литературы __________Остапчук Н.Г. Протокол № ___ от «___» ________________ 201_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2015 -2016 учебный год
Класс 6 «А»
Учитель Григорьева Оксана Юрьевна
Название предмета литература
Учебник (под редакцией) «Литература. 6 класс» ( в 2-х частях) Г.С.Меркин. М., Русское слово, 2014 г.
Всего часов 68
Количество часов в неделю 2
2015 г
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2014 г.
Принцип построения программы концентрический на хронологической основе.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа, в неделю – 3
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
- наблюдение, беседа,
- фронтальный опрос,
- опрос в парах,
- чтение наизусть,
- тесты,
- анализ текста,
- исследовательские работы,
- устные рассказы по плану,
- сочинения.
Описание места предмета в учебном плане.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышлении школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Результаты освоения учебного предмета.
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать.
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание учебного предмета.
№ п/п | Наименование темы | Содержание темы |
1 | Введение | Книга и ее роль в жизни человека. |
2 | Из греческой мифологии | Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме. «Герои» |
Миф «Прометей» | ||
Миф «Яблоки Гесперид» | ||
3 | Из устного народного творчества | Предание и его художественные особенности. А.Н. Афанасьев «Солдат и смерть», |
«Как Бадыноко победил одноглазого великана » | ||
Структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | ||
4 | Из древнерусской литературы | Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах» |
«Повесть о разорении Рязани Батыем» | ||
Поучительный характер древнерусской литературы «Поучение» Владимира Мономаха» | ||
5 | Из литературы XVIII века | М.В. Ломоносов. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» |
В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. | ||
6 | Из литературы XIX века | Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. |
Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Н | ||
Роман «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел. | ||
Нравственные и социальные проблемы романа «Дубровский». | ||
Центральные персонажи романа «Дубровский». | ||
Р.Р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина. | ||
М.Ю.Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. | ||
Вольнолюбивые мотивы в лирике. «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. | ||
Вн.чтение: «Воздушный корабль»; «Русалка», «Морская царевна»; «Ашик-Кериб». | ||
Н. В. Гоголь. Темы и проблематика повести «Тарас Бульба». | ||
Центральные образы повести «Тарас Бульба» и приемы их создания. | ||
Лирическое и эпическое в повести «Тарас Бульба» | ||
Р.Р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | ||
Вн. Чтение: Н. В. Гоголь «Страшная месть», « Вий», « Майская ночь или Утопленница» | ||
И.С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | ||
Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк» | ||
Один из рассказов цикла «Записки охотника» (по выбору учащихся). Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. | ||
Н.А. Некрасов. Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60-70-е г. Тема народного труда и «долюшки женской»- основные в творчестве поэта. | ||
«В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. | ||
Л.Н. Толстой. Повесть «Детство». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого. | ||
Проблематика рассказа «Бедные люди» и внутренняя связь его с повестью «Детство» | ||
Р.Р. Сочинение по произведениям Л.Н.Толстого «Бедные люди», «Детство» | ||
В.Т. Короленко. Краткие сведения о писателе. | ||
Дети и взрослые в повести «В дурном обществе». Система образов. Авторское отношение к героям. | ||
Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия в повести «В дурном обществе» | ||
А.П. Чехов. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим »: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. | ||
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. | ||
Вн.чтение: А.П.Чехов «Беззащитное существо», «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия», «Злой мальчик». | ||
7 | Из литературы XX века | И.А. Бунин. Краткие сведения о писателе. |
Мир природы и человека в стихотворении И.А.Бунина. «Не видно птиц...» | ||
Душа крестьянина в изображении писателя. Рассказ «Лапти». | ||
А.И. Куприн. Детские годы писателя. | ||
Основные темы и характеристики образов в повести «Белый пудель». | ||
Основные темы и характеристики образов в рассказе «Тапер» | ||
Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. | ||
С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте. | ||
«Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Одухотворенная природа - один из основных образов С.А. Есенина. | ||
Вн.чтение. Литературное кафе. «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе» | ||
М.М. Пришвин. Краткие сведения о писателе. | ||
Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя. | ||
Р.Р.Изложение с элементами сочинения по сказке-были «Кладовая солнца» | ||
Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. | ||
Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй. | ||
8 | О Великой Отечественной войне | Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; |
К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; | ||
Р.Г. Гамзатов. «Журавли »; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу». | ||
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. | ||
Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. | ||
Р.Р. Сочинение на тему «Письмо на войну или с войны…» | ||
9 | Из зарубежной литературы | «Сказка о Синдбаде-мореходе » из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. |
Я.и В.Гримм. Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки | ||
О. Генри. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих». Дети и взрослые в рассказе. | ||
ДЖ. Лондон. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. | ||
Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги». |
Контроль предметных результатов.
№ п/п | Вид работы | Тема | Дата |
Классное сочинение | Сочинение по творчеству А.С. Пушкина. | ||
Классное сочинение | Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | ||
Классное сочинение | Сочинение по произведениям Л.Н.Толстого «Бедные люди», «Детство» | ||
Классное сочинение | Изложение с элементами сочинения по сказке-были «Кладовая солнца» | ||
Классное сочинение | Сочинение на тему «Письмо на войну или с войны…» |
Классное сочинение – 5
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
- Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Автор-составитель Г.С.Меркин.,10-е издание. М. «Русское слово» 2012г.;
- Планирование и материалы к курсу «Литература.6 класс»:Автор-составитель Г.С.Меркин,Б.Г.Меркин-2-е издание, М.»Русское слово»,2008г.;
- Ф.Е.Соловьева, Уроки литературы, 6 класс, Методическое пособие под редакцией Г.С.Меркина,3-е издание,М. «Русское слово»,2012г.
Дополнительная литература
- Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г.;
- Тесты. Литература. 6 класс. Справочное пособие. – М.: «Аст-пресс», 2004г.;
- Журнал «Литература в школе»;
- «Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе».
Рабочее место учителя: оборудование:
- персональный компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска,
- принтер, сканер.
Учебно-тематический план.
№п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Кол-во контрольных |
1 | Введение | 1 | |
2 | Из греческой мифологии | 6 | |
3 | Из устного народного творчества | 3 | |
4 | Из древнерусской литературы | 6 | |
5 | Из литературы XVIII века | 3 | |
6 | Из литературы XIX века | 47 | 5 |
7 | Из литературы XX века | 19 | 2 |
8 | Из поэзии о Великой Отечественной войне | 6 | 1 |
9 | Из зарубежной литературы | 9 | |
ВСЕГО: | 102 | 5 |
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | Деятельность учащихся | Дата | Примечание |
Введение (1ч) | |||||
1 | 1 | Книга и ее роль в жизни человека. | Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Работать с учебником литературы (художественные произведения, статьи об авторе, справочный аппарат), выразительно читать. Беседа о роли книги в нашей жизни. | ||
Из греческой мифологии (5ч) | |||||
2 | 1 | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | Знать характерные приемы обрядового фольклора, произведения календарного обрядового фольклора. Уметь воспринимать на слух фольклорные произведения, осмысленно читать их. | ||
2 | 2 | Миф «Пять веков» | Определять художественную идею мифа, составлять тезисный план статьи учебника. | ||
3 | 3 | Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме. Мифы «Герои» | Находить общее и различное в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров. Составлять тезисные планы статьи учебника, выразительно читать фрагменты поэмы Гесиода «Труды и дни», беседовать, работать с иллюстрациями, работать с терминами и учебником, делать сообщения. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | ||
4 | 4 | Миф «Прометей» | Определять функции мифологических образов в классической и современной литературе. Формировать представление о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Составлять цитатный план, выразительно читать, беседовать, работать с иллюстрациями, работать с терминами и учебником, готовить сообщения. Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | ||
5 | 5 | Миф «Яблоки Гесперид» | Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания. Адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ. Интерпретировать прочитанное. Устанавливать поле читательских ассоциаций. Отбирать произведения для чтения. Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной. Составлять тезисный план. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | ||
Из устного народного творчества (3ч) | |||||
6 | 1 | Предание и его художественные особенности. А.Н. Афанасьев «Солдат и смерть» | Усвоить теоретико-литературные понятия: легенды, предания . Художественно пересказывать, заполнять таблицу. Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом. Работать с терминами и с учебником. Самостоятельно определять цели своего обучения. Характеризовать отношения народа к смерти. Воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Осознавать художественную картину жизни. Сопоставлять миф, сказку, предание, легенду. | ||
7 | 2 | «Как Бадыноко победил одноглазого великана » - эпос народов России | Усвоить теоретико-литературное понятие эпос народов России. Художественно пересказывать. Заполнять таблицу (сравнение предания и мифа). Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом. Работать с терминами и с учебником. Исполнять фольклорный текст с учётом особенностей жанра. Представлять материал в табличном виде. | ||
8 | 3 | Структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | Классифицировать сказки. Выделять отличительные особенности сказки. Понимать нравственную взыскательность и эстетическое совершенство русских народных сказок, значение сказок в жизни народа. Выделять структурные элементы сказок. Готовить художественный пересказ сказки. Сопоставлять миф и сказку. видеть черты русского национального характера в героях русских сказок. Выполнять творческий проект «Сказочные персонажи в творчестве русских художников», готовить слайдовую презентацию. | ||
Из древнерусской литературы(6ч) | |||||
1 | «Повесть временных лет». Отражение исторических событий. | Знать особенности русской летописи, различать исторические события и вымысел. Уметь воспринимать и анализировать текст. | |||
9 | 2 | Литература Древней Руси. «Сказание о белгородских колодцах» | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской литературы. Готовить сообщения «искусствоведа», «литературоведа», составлять план статьи учебника, прослушивать музыкальный фрагмент. Работать с терминами и иллюстрациями, продолжать предложения по данному началу. Характеризовать жанры древнерусской литературы. Характеризовать личное восприятие прочитанного в своих иллюстрациях к фрагментам произведений. Усвоить теоретико-литературные понятия: древнерусская литература, сказание, летопись, воинская повесть, плач, поучение. | ||
10 | 3 | «Повесть о разорении Рязани Батыем» | Характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы. Готовить сообщения «искусствоведа», «литературоведа». Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом, составлять цитатный план повести, пересказывать эпизоды, работать с терминами. Характеризовать героя древнерусской литературы. В доступных источниках находить краеведческий материал об исторических событиях края и их отражении в древнерусской литературе. | ||
4 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Различать исторические события и вымысел. Уметь воспринимать и анализировать текст. | |||
11 | 5 | Поучительный характер древнерусской литературы «Поучение» Владимира Мономаха. | Характеризовать персонажей прочитанных произведений. Пользоваться при рассказе иллюстративным рядом. | ||
12 | 6 | Воссоздание эпохи царствования Владимира Мономаха в «Поучении Владимира Мономаха» | Готовить сообщения «историка», «искусствоведа», «литературоведа», самостоятельно исследовать текст. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека. Формулировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы. | ||
Из литературы XVIII века (3ч) | |||||
13 | 1 | М.В. Ломоносов. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» | Заполнять таблицу по ходу рассказа учителя. Создавать устный портрет Ломоносова на основе личных впечатлений, а также на материале произведений живописи и скульптуры и статей учебника. | ||
14 | 2 | Особенности композиции и сюжета произведения М.В. Ломоносова «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф» | Определять особенности композиции и сюжета произведения М.В. Ломоносова «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф». | ||
15 | 3 | Язык стихотворения М.В. Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» мыслей поэта. | Характеризовать эмоциональное состояние лирического героя стихотворения. Определять ведущий мотив стихотворения. Сопоставлять лексику из стихотворений Анакреона и Ломоносова и формулировать вывод. | ||
Из русской литературы XIX века (47 ч) | |||||
16 | 1 | В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Элегия как жанр. | Характеризовать образ поэта, отражённый в посвящённых ему стихотворениях и воссозданный на картинах русских художников. Подбирать и обобщать дополнительный материал о творчестве писателя. Усвоить теоретико-литературное понятие элегия. | ||
17 | 2 | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. | Усвоить теоретико-литературное понятие баллада. Выявлять и характеризовать признаки баллады. Создавать ассоциативные ряды и на их основании формулировать микровывод. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.: 1 вариант. Выписать из текста баллады слова, связанные с понятиями «белый цвет», «светлый», а также слова с корнем «свет». Какое значение они приобретают в тексте? 2 вариант. Выписать из текста баллады слова, связанные с понятием «темный цвет», «тьма». Какое значение они приобретают в тексте? Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX века темы, образы и приёмы изображения человека. Выразительно читать балладу. | ||
3 | Источники сюжета баллады «Светлана». Характеристика героев. | Характеризовать героев произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Выполнять групповые задания. | |||
18 | 4 | Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Составлять тезисные планы статьи учебника. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя. Готовить сообщения. Характеризовать отдельные эпизоды биографии поэта. Работать с иллюстрациями. Инсценировать эпизод «Экзамен». Готовить выставку, посвящённую Пушкину. Работать с выставкой книг. Прослушивать музыкальную композицию. Читать выразительно наизусть стихотворения. Составлять ассоциативные ряды, письменные высказывания по предложенному началу. Работать над терминологией. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров. Понимать русское слово в его эстетической функции. Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать их оценку. | ||
19 | 5 | А.С. Пушкин. Лирика природы: «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы.
| Составлять ассоциативные ряды, письменные высказывания по предложенному началу. Осваивать элементы текстологической работы (сопоставление чистового и чернового варианта произведения). Выразительно читать лирические стихотворения Пушкина. Составлять письменное высказывание по предложенному началу. | ||
6 | «Зимний вечер». Интонация как средство выражения поэтической идеи. | Уметь анализировать стихотворение. Понимать, какую роль играет антитеза в композиции поэтических произведений А.С. Пушкина. | |||
7 | Двусложные размеры (ямб, хорей) Обучение анализу стихотворения. | Уметь анализировать стихотворение. | |||
20 | 9 | А.С.Пушкин. «Дубровский». История создания произведения. | Усвоить теоретико-литературное понятие роман. Подбирать материал об истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Воспринимать текст литературного произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Выделять этапы развития сюжета. Соотносить персонаж и прототип. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. | ||
10 | Картины жизни русского поместного дворянства. | Находить картины изображения уклада жизни русского поместного дворянства. | |||
21 | 11 | Образы Дубровского и Троекурова. | Усвоить теоретико-литературное понятие: романтический герой. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов – образов безобразных и низменных. | ||
12 | Причины ссоры Дубровского и Троекурова | Определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя и определять их художественную функцию в произведении. | |||
22 | 13 | Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Образы крепостных. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. | Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. Читать выразительно художественный текст.Читать по ролям. | ||
14 | Р.Р. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в произведении. | Анализировать эпизод, определять его роль для всего произведения. | |||
23 | 15 | Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа. | Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX века темы, образы и приёмы изображения человека. Давать общую характеристику художественного мира произведения. Различать образы рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов – образов безобразных и низменных. Читать выразительно художественный текст. Участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям. | ||
16 | Развязка произведения | Анализировать эпизода как часть целого, объяснять его роль в романе. | |||
17 | Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения. | Знать понятия образ повествователя и автора. Уметь определять элементы композиции. | |||
24 | 18 | Р.Р. Сочинение № 1 по роману А.С. Пушкина «Дубровский» | Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Подбирать цитаты из текста литературного произведения, в том числе по заданной теме. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||
19 | Внеклассное чтение. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». | Знать особенности цикла повестей, сюжета, системы героев. Уметь выделять этапы развития сюжета. | |||
25 | 20 | Годы учения М.Ю. Лермонтова, ссылка на Кавказ. Чувство трагического одиночества в стихотворении «Тучи». Риторические вопросы в стихотворении. | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Составлять тезисные планы статьи учебника. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя. Готовить сообщения. Характеризовать отдельные эпизоды биографии поэта. Работать с иллюстрациями. Читать выразительно стихотворение. Составлять ассоциативные ряды, письменные высказывания по предложенному началу. Работать над терминологией. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров. Понимать русское слово в его эстетической функции. Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать их оценку. Усвоить теоретико-литературные понятия: антитеза, риторический вопрос. Находить в тексте средства языковой выразительности. Выявлять мотивный ряд стихотворений Лермонтова. | ||
26 | 21 | Вольнолюбивые мотивы стихотворения Лермонтова «Парус». | Усвоить теоретико-литературные понятия: инверсия, антитеза. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Различать образы лирического героя и автора в лирике. Отличать стихотворную речь от прозаической. Определять размер стихотворения. Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. Находить в тексте средства языковой выразительности. | ||
22 | Р.Р. Подготовка к сочинению по анализу лирического произведения | Анализировать стихотворение. | |||
23 | Р.Р. Классное сочинение «Моё любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова | Знать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием. Выделять основную мысль стихотворения. Уметь определять художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций. | |||
27 | 24 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Определять жанр литературного произведения. Воспринимать текст литературного произведения | ||
25 | «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | Выявлять историческую основу произведения и характеризовать его тематику и систему образов. Участвовать в творческом проекте. | |||
28 | 26 | Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. | Составлять сравнительную характеристику героев. Сопоставлять образы героев повести и формулировать выводы. | ||
27 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя. | Принимать участие в дискуссии, аргументировать собственную читательскую и гражданскую позицию. Правильно интонировать речь персонажей в процессе чтения по ролям. Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя и определять их художественную функцию в произведении. | |||
29 | 28 | Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев. | Выполнять исследовательскую работу с текстом. Сопоставлять иллюстрации художников с содержанием повести. Принимать участие в дискуссии, аргументировать собственную читательскую и гражданскую позицию. Правильно интонировать речь персонажей в процессе чтения по ролям. Понимать русское слово в его эстетической функции. Эмоционально откликаться на прочитанное. | ||
27 | 29 | Р.Р. Сочинение № 2 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Подбирать цитаты из текста литературного произведения, в том числе по заданной теме. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||
28 | 30 | И.С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Рассказывать о творческой истории произведения. Воспринимать текст литературного произведения. Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею произведения. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. | ||
29 | 31 | Проблематика и своеобразие рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг | Читать осознанно литературное произведение. Давать характеристику прочитанному. Составлять сложный план и готовить по нему развёрнутый ответ. Определять роль композиции в идейно-тематическом замысле. | ||
32 | Нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта в рассказе. И.С. Тургенева «Бирюк». Своеобразие языка писателя | Характеризовать персонажей. Определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя. | |||
30 | 33 | Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания | Характеризовать тропы и фигуры в тексте и выявлять их художественную роль. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников. Формулировать художественную идею произведения. | ||
31 | 34 | Н.А. Некрасов – поэт и гражданин | Читать выразительно стихотворение. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров. Понимать русское слово в его эстетической функции. | ||
35 | Темы народного труда и «долюшки женской» в стихотворениях Некрасова | Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать их оценку. Находить в тексте средства языковой выразительности. Объяснять понятие коллективный портрет. | |||
32 | 36 | Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Рассказывать о творческой истории произведения. | ||
33 | 37 | Взаимоотношения в семье, описанные в повести Л.Н. Толстого «Детство». Анализ глав: «Maman», «Детство» | Воспринимать текст литературного произведения. Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею произведения. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. | ||
34 | 38 | Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого («Что за человек был мой отец?», «Папа») | Формулировать художественную идею произведения. Пользоваться необходимыми литературоведческими терминами при характеристике повести. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. Характеризовать героев и их поступки. | ||
35 | 39 | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Проблематика рассказа «Бедные люди» и его внутренняя связь с повестью «Детство» | Составлять комментарий к заданным словам. Готовить художественный пересказ фрагмента. Подбирать ключевые слова для характеристики философского учения Л.Н. Толстого. Писать сочинение-зарисовку. | ||
36 | 40 | Внеклассное чтение. Автобиографическая повесть А.Н. Толстого «Детство Никиты» | Давать общую характеристику художественного мира произведения. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. | ||
37 | 41 | Краткие сведения о В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Дружба Васи, Валека и Маруси. | Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Рассказывать о творческой истории произведения. Воспринимать текст литературного произведения. Эмоционально откликаться на прочитанное. | ||
38 | 42 | Дети и взрослые в повести «В дурном обществе» | Создавать письменный рассказ по предложенной теме. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. | ||
39 | 43 | Р.Р. Сочинение-рассказ (о встрече повзрослевших Валека и Васи либо продолжение рассказа Короленко) № 4 | Готовить сообщение о проблематике рассказов Чехова. Составлять план статьи учебника. | ||
40 | 44 | А.П. Чехов – непревзойдённый мастер детали Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова: «Налим», «Шуточка». | Находить в изучаемом тексте крылатые слова и характеризовать их художественную роль. Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом. Характеризовать тропы и фигуры в тексте и выявлять их художественную роль. Воспринимать текст литературного произведения. Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею произведения. Участвовать в инсценировании рассказа. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников. | ||
41 | 45 | Особая роль события рассказывания А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. | Находить в изучаемом тексте крылатые слова и характеризовать их художественную роль. Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом. Характеризовать тропы и фигуры в тексте и выявлять их художественную роль. Воспринимать текст литературного произведения. Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею произведения. Участвовать в инсценировании рассказа. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников. | ||
46 | Роль художественной деталь в юмористических рассказах А.П. Чехова | Знать определение понятий «юмор», «художественная деталь», наблюдать за речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. | |||
42 | 47 | Внеклассное чтение. Средства создания комических ситуаций в рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». | Характеризовать роль детали в юмористическом произведении. Подбирать материал и создавать покадровый сценарий для диафильма (компьютерной презентации). Характеризовать героев рассказа. | ||
Из литературы XX века (19ч) | |||||
43 | 1 | Мир природы и человека в произведениях И.А. Бунина | . Выполнять художественный пересказ текста. находить материал о символике цвета (белый и красный) и с помощью найденного материала характеризовать второй план художественного произведения. | ||
44 | 2 | И.А. Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя. | Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею произведения. Давать письменный отзыв о произведении. Выполнять художественный пересказ текста. находить материал о символике цвета (белый и красный) и с помощью найденного материала характеризовать второй план художественного произведения. | ||
3 | Картины родной природы в стихотворении «Не видно птиц. Покорно чахнет...» | Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею произведения. Давать письменный отзыв о произведении. Выполнять художественный пересказ текста. находить материал о символике цвета. | |||
45 | 4 | Детские годы А.И. Куприна | Сопоставлять тематически близкие произведения живописи и литературы. Готовить текст и проводить заочную экскурсию по выставке картин русских художников. Выполнять исследовательскую работу с текстом произведения. Читать стихотворение наизусть. | ||
46 | 5 | Внутренний мир человека в рассказе А.И .Куприна «Белый пудель» | Рассказывать о творческой истории произведения. Характеризовать художественную идея произведения. Подбирать заглавия к частям рассказа. Характеризовать картины русских художников. | ||
6 | Приёмы его художественного раскрытия в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель». | Характеризовать художественную идея произведения. Подбирать заглавия к частям рассказа. Характеризовать картины русских художников. | |||
47 | 7 | «Тапер» - рождественский рассказ А.И. Куприна | Эмоционально откликаться на прочитанное. Усвоить теоретико-литературные понятия: рождественский рассказ, святочный рассказ. | ||
8 | Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. | Определять тему и идею произведения. Дать характеристику образам рассказа. | |||
48 | 9 | Краткие сведения о С.А. Есенине. Лирический герой и мир природы в стихотворении «Разбуди меня завтра рано...». | Готовить художественный пересказ текста. Выявлять особенности речи героев. Эмоционально откликаться на прочитанное. Характеризовать героев рассказа. Сопоставлять тематически близкие произведения литературы. | ||
49 | 10 | Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина. Стихотворение «Песнь о собаке» | Составлять устный отзыв о стихотворении. Находить в тексте и характеризовать цветообраз, определять его роль в структуре произведения. Проводить самостоятельную исследовательскую работу по предложенной учителем теме. Объяснять значение лексических новообразований и редких слов. Эмоционально откликаться на прочитанное. Читать выразительно наизусть литературное произведение. | ||
50 | 11 | Внеклассное чтение. Образы животных в произведениях художественной литературы. Нравственные проблемы в произведениях о животных. | Сопоставлять тематически близкие произведения литературы. Давать устный и письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать героев рассказов. Эмоционально откликаться на прочитанное. | ||
51 | 12 | Краткие сведения о М.М. Пришвине | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета | ||
52 | 13 | «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра | Отличать жанр сказки от жанрового образования «сказка-быль». Определять конфликт произведения. Читать текст и комментировать прочитанное. | ||
53 | 14 | Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей: Настя и Митраша. Смысл названия сказки-были | С помощью иллюстративного ряда составлять художественный пересказ эпизода. Создавать словесный портрет литературного героя. Составлять связные сообщения по сравнительной характеристике героев. Проводить внутрипредметные связи. | ||
15 | «Кладовая солнца» - воспитание зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. | Внимательно и чутко относиться к природе, видеть её доброту. Определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями. | |||
54 | 16 | Р.Р. Сочинение-отзыв о произведении Пришвина «Кладовая солнца» (№ 5) | Проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом. Находить элементы фабулы в произведении. Выделять сказочные и мифологические мотивы в произведении. Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации. | ||
55 | 17 | Краткие сведения о Н.М. Рубцове. Картины природы в стихотворении «Звезда полей» | Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Составлять тезисные планы статьи учебника. Определять мотивы стихотворений. Находить изобразительно-выразительные средства в тексте и характеризовать их роль. Участвовать в обсуждении. | ||
56 | 18 | Н.М. Рубцов. Стихотворение «Тихая моя родина». Лирический герой и его мировосприятие. | Эмоционально откликаться на прочитанное. Определять тему и идею поэтического текста. Устанавливать связи между тематически близкими стихотворным и прозаическим текстами. Находить изобразительно-выразительные средства в тексте и характеризовать их роль. | ||
57 | 19 | Внеклассное чтение. Литературное кафе. «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе» | Уметь читать лирические произведения с выражением, анализировать их. | ||
О Великой Отечественной войне (6ч) | |||||
58 | 1 | Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; | Показать значение стихотворений о ВОв; развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны. | ||
59 | 2 | К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; | Показать значение стихотворений о ВОв; развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны. | ||
60 | 3 | Р.Г. Гамзатов. «Журавли »; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу». | Показать отражение войны в литературе ХХ века. | ||
61 | 4 | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. | Усвоить теоретико-литературное понятие новелла. Выявлять особенности характера героя и вводить элементы характеристики в устный портрет. Находить в тексте художественные детали, важные для характеристики сюжета и персонажа. | ||
62 | 5 | Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. | Выявление мотивов поступков героя, смысл названия | ||
63 | 6 | Р.Р. Сочинение на тему «Письмо на войну или с войны…» | Написать сочинение | ||
Из зарубежной литературы(9ч) | |||||
64 | 1 | «Сказка о Синдбаде-мореходе » из книги «Тысяча и одна ночь». | Находить специфические для восточной сказки речевые и сюжетные элементы. Пересказывать эпизод с заменой лица. Выразительно читать восточную сказку. Отличать по стилю волшебную сказку от сказки народов Востока. | ||
2 | История создания, тематика, проблематика. Характеристика героев | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать отрывки из произведения. Характеризовать героев и их поступки. Устанавливать межпредметные связи. | |||
65 | 3 | Я.и В.Гримм. Краткие сведения о писателях | Подбирать материал о биографии и творчестве писателей, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета. | ||
4 | . Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки | Характеризовать образы произведения. Сопоставлять русские литературные сказки и сказки братьев Гримм. Формулировать выводы. Готовить художественный пересказ. Находить основные признаки «бродячего сюжета» | |||
66 | 5 | О. Генри. Краткие сведения о писателе. | Усвоить теоретико-литературное понятие новелла. Определять пафос произведения. Определять ведущий художественный приём. Находить отличительные признаки новеллы. Самостоятельно осуществлять характеристику образно-выразительных средств произведения. | ||
6 | Рассказ «Вождь краснокожих». Дети и взрослые в рассказе. | Выявлять особенности характера героя и вводить элементы характеристики в устный портрет. Находить в тексте художественные детали, важные для характеристики сюжета и персонажа. | |||
67 | 7 | ДЖ. Лондон. Сведения о писателе | Работать с материалами учебника. | ||
8 | Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. | Формулировать микровыводы и выводы. Характеризовать автобиографические эпизоды и сюжетные линии рассказа. Характеризовать личность героя. Самостоятельно исследовать эпизод рассказа. Готовить сообщение о художественных средствах рассказа. Соотносить характер героя с собственными чертами характера. Сопоставлять произведения различных видов искусства (живопись и литература). | |||
68 | 9 | Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги». | Анализ проделанной работы за год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 1 класса по ФГОС
Рабочая программа для 1 класса ФГОС...
Рабочая программа для 1 класса по ФГОС
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов: - Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность обра...
Рабочая программа 5- 9 класс по ФГОС
Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе Примерной и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» В.И.Ляха, А.А.Зд...
Рабочая программа по литературе (углубленное изучение) ФГОС ООО УМК Сухих И.Н.
Рабочая программа учебного предмета "Литература" (углубленное изучение) составлена на основе Примерных программ по учебным предметам ФГОС ООО, Фундаментального ядра содержания общего...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по литературе 5 кл. (ФГОС).
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГО...
Рабочая программа по литературе (в рамках ФГОС ООО)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с ц...