АЗБУКА речевого этикета
материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Речь - величайшее творение, дающее возможность человеку выразить гласно мысли и чувства.
Это важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_rechevogo_etiketa.docx | 71.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорогой друг!
Речь - величайшее творение, дающее возможность человеку выразить гласно мысли и чувства.
Это важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.
Запомни, хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения. И чем раньше ты разовьешь у себя уникальный человеческий дар, тем скорее ты добьешься результатов.
Наша азбука – книга о речевом этикете и о том, как речь обеспечивает проявление уважения к рядом живущему человеку. А без такого уважения со стороны знакомых и незнакомых людей, в школе, в семье, транспорте и на улице нам становится неуютно. Вовремя сказанное «спасибо» или «извините» улучшает настроение, а несказанное отзывается обидой. Волшебные слова, которые так сильно воздействуют на нас: «спасибо», «извините», «благодарю», «здравствуйте», «пожалуйста» - входят в речевой этикет.
Культура речи начинается с внимательного отношению к каждому слову, выражению, фразе.
Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан: он так же неисчерпаем, как космос, Вселенная.
ТВОЙ УЧИТЕЛЬ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРИВЕТСТВИЯ ПРИ ВСТРЕЧЕ
2. СЛОВА ГОСТЕПРИИМСТВА И ПРИВЕТА
3. слова благодарности
4. слова на ответы благодарности
5. выражения сочувствия и утешения
6. обращениЯ с просьбой
7. слова извинения
8. ПРИВЕТСТВИЯ ПРИ РАССТАВАНИИ
9. КОПИЛКА МУДРОСТИ
10. ПОСТИЖЕНИЕ ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ
11. О ВЕЖЛИВОСТИ
12. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
1. ПРИВЕТСТВИЯ ПРИ ВСТРЕЧЕ
ЗДРАВСТВУЙТЕ…
ДОБРОЕ УТРО…
ДОБРЫЙ ДЕНЬ…
ДОБРЫЙ ВЕЧЕР…
ПРИВЕТСТВУЮ ВАС…
Приветствие – один из важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, определяются отношения между людьми.
Приветствуя кого-либо, улыбайся. Улыбка - ключ к приветливым отношениям, доброму разговору.
Приветствовать людей надо дружественно, с теплой интонацией.
А кто и кого приветствует первым? Мужчина первым приветствует женщину, а мальчик - девочку. Младший по возрасту должен первым приветствовать старшего.
Здравствуйте – приветствие при встрече.
Здравствуйте – от здравствовать, приветствовать, желать быть здоровым.
Здороваясь, мы не только приветствуем друг друга, но и желаем здоровья.
Древние греки говорили: «Радуйся!»,
А современные греки: «Будьте здоровы!»
Арабы: «Мир с тобой»
Индейцы: «Все хорошо»
Давайте послушаем слово «З д р а в с т в у й т е!»
Какое оно: по цвету, по форме, как пахнет, как звучит?
- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте», больше ведь
мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
сделалась жизнь?
ДОБРОЕ УТРО (ДЕНЬ, ВЕЧЕР) – формула приветствия при встрече утром, днем и вечером
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
2. СЛОВА ГОСТЕПРИИМСТВА И ПРИВЕТА
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ…
Добро – в значении хороший, благополучный
Пожаловать – прийти куда-либо, особенно в гости, навестить кого-либо.
Русский народ очень гостеприимен. Русские любят принимать гостей у себя дома. Гостям всегда рады. Для них накрывают праздничный стол, в случае необходимости (приехавших из другого города) приглашают ночевать. Когда гости входят в дом, им по древней традиции говорят: «Добро пожаловать», что значит: проходите, пожалуйста, мы ждем Вас, мы очень рады Вам.
Плакаты с надписью «Добро пожаловать» можно увидеть, в аэропортах, на вокзалах и улицах. Первые русские слова, которые слышат и читают на плакатах зарубежные гости, когда они приезжают в Россию, слова гостеприимства и привета.
Говорится, когда приветствуют пришедшего гостя, приглашают радушно, от чистого сердца и тем самым обещают гостю приятное пребывание.
- Добро пожаловать, Петр Иванович! Что же Вы остановились у крыльца? Добро пожаловать в дом. Проходите, пожалуйста, мы Вам очень рады.
В. Саянов. Небо и земля.
3. слова благодарности
СПАСИБО…
БЛАГОДАРЮ…
Я ВАМ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЕН…
ВЫ ОЧЕНЬ ЛЮБЕЗНЫ…
СПАСИБО – слово благодарности
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят. (Спасибо.)
БЛАГОДАРЮ – выражать благодарность
Вслушайтесь в слово «благодарю».
Как звучит слово, что обозначает?
Благодарить – благо дарить.
Благо – хорошо, добро.
Дар – то, что дается совершенно безвозмездно.
Благодарю Вас – вежливая форма выражения благодарности; спасибо.
Благодарить друзей за помощь
Сердечно от всей души благодарю.
Я ВАМ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЕН – испытывать, выражать признательность,
ВЫ ОЧЕНЬ ЛЮБЕЗНЫ – быть обходительным, предупредительным, учтивым
4. слова на ответы благодарности
ПОЖАЛУЙСТА…
НЕ СТОИТ БЛАГОДАРНОСТИ…
НА ЗДОРОВЬЕ…
ПОЖАЛУЙСТА – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность
- Принесите, пожалуйста, книгу.
НЕ СТОИТ БЛАГОДАРНОСТИ – благодарить, оказывать чувство признательности за оказанное добро, внимание
Принять подарок с благодарностью.
НА ЗДОРОВЬЕ – выражение доброго пожелания в значении пожалуйста
5. выражения сочувствия и утешения
Я ВАМ СОЧУВСТВУЮ…
МНЕ ЖАЛКО ВАС…
МНЕ ЖАЛКО, ЧТО ТАК СЛУЧИЛОСЬ…
Я ВАС ПОНИМАЮ…
НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ…
НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ…
ВОЗЬМИТЕ СЕБЯ В РУКИ…
СОБИРИТЕСЬ С МЫСЛЯМИ…
ВСЯКОЕ БЫВАЕТ…
ВЫ НЕ ВИНОВАТЫ…
ничего не поделаешь…
Я ВАМ СОЧУВСТВУЮ – проявлять отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других
Сочувствовать чужому горю
МНЕ ЖАЛКО, ЧТО ТАК СЛУЧИЛОСЬ – чувствовать жалость, сострадание
ВОЗЬМИТЕ СЕБЯ В РУКИ – сдерживать свои чувства, проявлять самообладание, успокаиваться
В слове заключена великая сила.
Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
6. обращениЯ с просьбой
БУДБТЕ ДОБРЫ…
БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ…
пожалуйста…
БУДЬ (ТЕ) ДОБР(Ы) – пожалуйста (форма вежливого обращения с просьбой)
-Будьте так добры, пришлите мне книгу, если это возможно.
ДОБРЫЙ – делающий добро другим, отзывчивый, доброжелательный
При обращении к кому-нибудь с просьбой мы пользуемся традиционными формулами или отдельными словами, подчеркивающими вежливость, осознавая, что всякая просьба чем-то обременяет человека, причиняет какое-то беспокойство. Поэтому всегда тот, кто обращается с просьбой, какой бы значительной она ни была, употребляет формулы или слова, например: пожалуйста, я Вас прошу, будьте любезны.
Этикетная формула «будьте добры» заключает в себе обращение к самому ценному нравственному качеству человека – доброте. Тот, кто обращается с просьбой, испытывает неловкость за беспокойство другого, но в то же время он уверен в отзывчивости человека, к которому обращается.
БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ
НЕ ОТКАЖИТЕ В ЛЮБЕЗНОСТИ - формы вежливой просьбы
7. СЛОВА ИЗВИНЕНИЯ
ПРОШУ ИЗВИНИТЬ…
прошу простить…
я очень огорчен…
ПОЖАЛУЙСТА, ИЗВИНИТЕ…
ИЗВИНИТЕ…
ВИНОВАТ…
ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ…
ПРОШУ ИЗВИНЕНИЯ…
Я НЕ МОГУ НЕ ИЗВИНИТЬСЯ…
Я ВИНОВАТ ПЕРЕД ВАМИ…
Я ПРИЧИНИЛ ВАМ СТОЛЬКО ХЛОПОТ...
НЕ СЕРДИТЕСЬ ЗА ТО, ЧТО…
ИЗВИНИТЕСЬ ЗА МЕНЯ ПЕРЕД…
ПОЗВОЛЬТЕ ПОПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ…
ПРОШУ ИЗВИНИТЬ – не ставить в вину
-Извините, пожалуйста, за беспокойство
ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ – форма выражения извинения
Простите меня за опоздание
Я ОЧЕНЬ ОГОРЧЕН – испытывать состояние душевной боли
-Я очень огорчен твоим поведением на уроке
ВИНОВАТ – считать виноватым, виновным
Загладить свою вину
8. ПРИВЕТСТВИЯ ПРИ РАССТАВАНИИ
ДО СВИДАНИЯ…
ВСЕГО ХОРОШЕГО (ДОБРОГО, НАИЛУЧШЕГО)
ПРОЩАЙТЕ…
ДО ВСТРЕЧИ…
СЧАСТЛИВО ОСТАВАТЬСЯ…
ДО СВИДАНИЯ, ВСЕГО ХОРОШЕГО – вежливое прощальное приветствие, доброе пожелание при расставании, пожелание повторной встречи.
ПРОЩАЙТЕ - расставаясь друг с другом, люди на прощание произносят фразу, которую принято по традиции говорить и которой выражают разной степенью близости отношений и разное эмоциональное состояние того, кто остается и того, кто уходит.
- Ну, прощай, Хорь, будь здоров, - сказал я.
Тургенев И.С.Хорь и Калиныч
СЧАСТЛИВО ОСТАВАТЬСЯ - одна из этикетных формул при дружеском расставании. При отъезде или уходя из дома, где человек хорошо был принят и приятно провел время, он желает счастья тем, кто остается.
Говорится при расставании как пожелание счастливой жизни тому, кто остается.
– Счастливо оставаться, - на прощание сказали ребята
Фразы Всего доброго (хорошего)! выражают надежду на новую встречу: До завтра. До вечера.
9. КОПИЛКА МУДРОСТИ
О ЯЗЫКЕ
Баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил: почему Эзоп подает только языки. Мудрый философ ответил: ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете самое лучшее кроме языка? При помощи языка развивается культура, строятся города. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, выполнять просьбы, приветствовать, мириться, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, любовь. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.
Такое рассуждение пришлось по вкусу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять купил языки. Все удивились этому. Тогда мудрец начал объяснять. Ты велел мне отыскать самое худшее, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Предание говорит, что не всем гостям понравился этот ответ.
???
А ты как считаешь, что больше в языке – хорошего или плохого? Задумайся об этом. Какими ты сам больше пользуешься свойствами языка – хорошими или плохими?
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти
Толстой Л.Н.
…Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке.
Чехов А.П.
Речь должна вытекать из знания предмета.
Цицерон
Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития.
Сухомлинский В.
Богатство языка есть богатство мысли.
Карамзин М.Н.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
Лермонтов М.Ю.
Ясность – главное достоинство речи.
Аристотель
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
Гюго В.
ПОСЛОВИЦЫ
Человеку слово дано, а животному немота.
Слово – олово.
От одного слова да навек ссора.
Ласковым словом и камень растопишь.
Доброе слово – лучше мягкого пирога.
Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
Ласковое слово, что вешний (весенний) день.
Слово может принести боль.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
10. ПОСТИЖЕНИЕ ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ
ФОРМУЛА ЭТИКИ ПОВЕДЕНИЯ
ДУ+ЗПЭ=ЭП
Доброжелательность, помноженное на Уважение, плюс
Значение Правил Этикета составляет Этику поведения.
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА:
- Не мешай окружающим
- Будь приятен людям
- Помогай людям
- Будь естественным
СОБЛЮДАЙ В ОБЩЕНИИ:
- вежливость при встрече,
- интерес при выслушивании,
- любезность при обмене мнениями,
- сочувствие и такт при критике,
- выдержку и спокойствие в разговоре,
- уважение к собеседнику.
11. О ВЕЖЛИВОСТИ
Вежливость – это проявление уважения.
Вежливость – это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт.
Тебе, наверное, приходилось слышать: Какая славная у нас девочка: всегда говорит «здравствуйте» или наш сосед - хороший человек, всегда так вежливо говорит «спасибо» даже за маленькую услугу.
Будь, дружок, и ты всегда вежлив!
Ты можешь проверить себя, насколько ты вежлив, насколько ты хорошо владеешь речевым этикетом. Давай проведем небольшой тест – маленький экзамен на вежливость. Приготовь свою руку. Каждый раз, отвечая на вопрос словом «да», загибай палец.
???
1. Здороваешься ли ты с учителем, соседями, знакомыми?
2. Не забываешь ли ты сказать слова благодарности за добрые дела, поступки, за оказанную тебе помощь?
3. Извиняешься ли ты, если нечаянно кого-то толкнул?
4. Умеешь ли ты сочувствовать, утешать, переживать окружающим?
5. Всегда ли ты помнишь про вежливые слова при обращении к кому-либо с просьбой?
Если у тебя все пальцы загнуты, значит ты владеешь правилами этикета.
12. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Немаловажным достоинством человека в общении является умение делать красивые и уместные комплименты. Тактично и вовремя сказанный, комплимент поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к собеседнику, к его предложениям, к общему делу.
Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве, расставании или во время беседы. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний или чрезмерно восторженный комплимент.
ИГРА 1.
"Давайте говорить друг другу комплименты."
В игре участвуют любое количество учащихся. Ребята садятся в круг, ведущий вручает "волшебную палочку" рядом сидящему, он должен приветливо улыбнуться соседу справа и, назвав его по имени сказать комплимент. Желательно, чтобы другие ребята согласились с этим комплиментом: "Оленька, ты сегодня так хорошо выглядишь".
Оля: "Спасибо, Саша" .
Саша: "Витя, у тебя такое доброе лицо"
ИГРА 2
"Здравствуйте
Это игра-драматизация проблемно-поискового характера. В ней разыгрываются ситуации разного уровня сложности, в которых школьники должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения. Пример ситуации:
Медленной, тяжелой походкой уставшего за день человека идет учительница; в одной руке портфель с тетрадями, в другой- сумка с продуктами. Учительницу обгоняет, весело насвистывая, ее ученик. Останавливается и, слегка касаясь шапки, любезно здоровается. Бежит дальше. Учительница продолжает свой путь...
После сценки ребятам предлагается вопрос: " Вежливый ли это был мальчик?" Ребята высказывают мнения.
Работу выполнила Хидирнабиева Л.Н.
Надым
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок «Азбука вежливости. Этикет на каждый день».
«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». ...
Речевой этикет и культура речевого общения
Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...
Культура речевого поведения и речевой этикет.
Доклад на заседание МО воспитателей....
"Азбука маркиза Этикета" игра.
Эта игра поможет вам познакомиться с азбукой этикета: мы вспомним вместе, как вести себя в автобусе и театре, что такое фамильярность и опрятность, как правильно есть то или иное блюдо, а также ...
Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"
Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....
Азбука Маркиза Этикета
Библиотечный урок-игра для школьников 5-8классов о нормах и и культуре по ведения людей в обществе, осно ванных на определенных правилах....
«Понятие этикета, речевого этикета»
laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...