урок по творчеству К. Гарновского "Удивительное - рядом"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Содержит сценарий урока по творчеству К. Гарновского в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
интегрированного урока литературы и русского языка в 5 «В» классе
учителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» п. Пионерский
Лисицыной Татьяны Николаевны
(программы для 5-11 классов С.И.Львовой и авторской программы по литературе (автор-составитель Г.С.Меркин).
Тема урока: «Урок развития речи в 5-м классе "Удивительное – рядом" (по книге К. Гарновского "Солнечные зернышки")
Цель урока: Формирование коммуникативной компетенции.
Обучение методике «медленного чтения».
Цели введения техники понимания:
- формирование умения учащихся самостоятельно учиться;
- развитие рефлексивных способностей школьников;
- воспитание вдумчивого читателя.
Образовательные задачи урока:
- Познакомить с творчеством писателя-биолога, связанного во время войны с заповедником «Малая Сосьва»;
- Дать понятие о способе «медленного чтения», теме и идее произведения, художественных средств: эпитете, метафоре, олицетворении, сравнении.
- Через этапы работы с текстом систематизировать информацию, полученную в ходе урока, в форме инсталляции.
Развивающие задачи урока:
Формировать умения работать со справочной литературой, находить несуразицы при буквальном прочтении текста и объяснять их, толковать смысл текста, развивать творческие способности в соответствии с интересами.
Развивать:
- способность учащихся преобразовывать информацию (текст – в инсталляцию),
- анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
- умения и навыки самостоятельного применения знания в нестандартных ситуациях, самоконтроля, самооценивания, в создании собственных произведений.
Воспитательные задачи урока:
- воспитать уважение к творчеству писателя;
- способствовать воспитанию коллективизма, товарищества, делового партнёрства;
- создать условия для формирования интереса к литературе, в частности, к литературе родного края, формирования нравственной позиции.
В ходе диалога («заочного») между автором и читателем через художественный текст решаются следующие задачи читателя:
1. Понять произведение так, как понимал его автор, постараться
увидеть картину мира, ситуацию, героев «глазами автора».
2.Включить произведение в свой, отличный от авторского, жизненный культурный контекст (выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор, увидеть условный мир произведения своими «глазами» - глазами читателя).
Планируемый результат:
1) познавательные УУД:
умение строить логическую цепь рассуждения;
находить доказательства;
2) коммуникативные УУД:
владение различными видами речевой деятельности (видеть проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы, вести диалог с текстом, диалог с автором;
умение логично, точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
умение слушать одноклассников и вести диалог;
3)личностные УУД:
расширение словарного запаса учащихся;
способность к самооценке;
развитие моральных качеств личности.
4)регулятивные:
умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её.
Основные понятия: тема, идея произведения, жанр, анализ художественного текста, инсталляция, синквейн, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.
Межпредметные связи: литература, русский язык, биология, математика.
Технологии
Работа с текстом по технологии Г.Г. Граник, использование элементов драмогерменевтики (социоигровые приёмы) Букатова-Ершовой, идея С.Плахотникова с использованием задачной формы обучения.
Форма проведения урока
Групповой способ обучения
Оборудование: мультимедиа, карточки – задания для работы в группах, рефлексивные карточки, ватман для инсталляции, иллюстрации, маркеры, клей.
Модель работы читателя с текстом
I. До чтения.
Автор. Название. Эпиграф. Интрига. Прогноз
- По ходу чтения.
1.Чтение произведения.
2.Определение собственного отношения (эмоциональное восприятие).
3. Выявление странного, непонятного. Формирование вопроса.
4. Диалог с текстом:
- возникновение вопроса;
- прогнозирование возможных ответов;
- подтверждение или опровержение текстом.
5. Проникновение в текст (путь от влияний формы и конкретных особенностей к его глубинной сути). Понимание прочитанного как единого целого. Все элементы текста смыкаются в единую систему, дающую ответ: как? Для чего? О чем рассказывает текст? Выявление главной мысли текста – авторской позиции.
III. После чтения.
Рефлексия. Что я принимаю, а что опровергаю, что изменилось во мне после знакомства с текстом.
Основные этапы организации учебной деятельности и цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. До чтения. | |||
1.Оргмомент. Цель: Выявление эмоционального настроя | Учитель:– Здравствуйте, все те, кто считает, что за удивительным далеко ходить не нужно: удивительное – рядом! – Здравствуйте, все те, кто не перестает удивляться новому! | ||
2. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. Цель: создание условий для включения учеников в учебную деятельность; постановка цели. | Учитель: Послушайте: Осень 1940 года. Два выпускника биологического факультета Ленинградского университета (муж и жена), заключив договор (трехгодичный), ждут ответа на вопрос: как добраться до места назначения в поселок Хангакурт, что на реке Малая Сосьва. Беда в том, что никто не знает, куда ехать. Заповедник молчит, потом отвечает: «Выезжайте поездом Тюмень, дальше лошадьми 1350 км». | Впервые слышат о К.В. Гарновском, проявляют интерес. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. |
3. Введение в тему и формулирование цели урока. Цель: создание условий для включения учеников в учебную деятельность. | Вы уже догадались, ребята, что отправились они к нам, на нашу малую родину, чтобы влюбиться в красоту нашего родного края и раз и навсегда оставить в сердце. Это территория заповедника «Малая Сосьва» в нашем Советском районе, и вы увидите наш край глазами фотографов нашего района и, в том числе, - пионерского фотографа Андрея Нохрина (Рассказ о Гарновском с использованием слайдов). Виталий Бианки писал о Гарновском: «Ботаник, хранитель лесов и брат всему живому. А там – осталось всё, как прежде, А там – всё тот же крик кукушки Учитель после рассказа акцентирует внимание на проблемных вопросах: - Так кто же такой писатель-биолог Кронид Всеволодович Гарновский? -Чем интересно его творчество? -Почему главную книгу К.Гарновского, изданную в 2006 году по заказу Департамента информационной политики ХМАО-Югры, назвали «Солнечные зернышки»? -Чему мы у него можем научиться у писателя К.Гарновского? | Дают предполагаемые ответы на проблемные вопросы. Испытывают затруднения, так как мало знакомы с творчеством писателя. | |
II. По ходу чтения. | |||
Чтение произведения. Формулировка проблемы 1.Знакомство со сборником «Солнечные зернышки» Цель: подготовить мышление учащихся к новому способу действия, к осознанию ими потребности в этом. | Гарновский – разносторонне одаренный человек: биолог, ученый, писатель, поэт. Вы получили задание выбрать из сборника К. Гарновского любую зарисовку. Разделились на 4 группы по количеству времен года. В сборнике «Солнечные зернышки» этюды также разделены по временам года. Кроме того, вы попытались подобрать иллюстрации с изображением наших родных мест, начать выпускать альбом – каждая группа на свое время года. Результатом нашего урока будет инсталляция. (Вы так решили). Вопрос: -Часто вместо «Солнечные зернышки» хочется сказать «Золотые зернышки». Как вы думаете, это допустимо? | -Рассказывают о Гарновском-поэте, знакомятся с подборкой материала в газете «Первая Советская» о творчестве К.Гарновского, посвященной 110-летию писателя. Обращают внимание на заключительные слова из стихотворения: Если ты не поможешь, то больше никто не поможет. Если ты не спасешь, значит, больше никто не спасет. Объясняют смысл строк, предлагают взять эти слова в качестве эпиграфа к уроку. Выступают по группам, читают миниатюру, показывают альбомы: лето – «Раскоряка», осень – «Праздник осени», зима – «Владыка Севера», весна – «Зайцы кричат»). Работают со словарем: уточняют значение слова: «инсталляция» Отвечают на вопрос, соглашаются, обосновывают ответ. | Познавательные УУД: умение строить логическую цепь рассуждения; находить доказательства; коммуникативные УУД: владение различными видами речевой деятельности; умение логично, точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; умение слушать одноклассников и вести диалог; личностные УУД: расширение словарного запаса учащихся; |
2. Первичное прочтение. Цель: определение собственного отношения (эмоциональное восприятие). | Определение собственного отношения (эмоциональное восприятие). В творчестве настоящего писателя природа соотносится с внутренней жизнью человека. Она выражает высоту духовного подъема героя. Перед вами один из этюдов К. Гарновского. Чего в нем не хватает? Попробуйте восстановить текст. Что для этого нужно? Морозная ночь, полнолуние. По сторонам дороги – (какое?) ................. поле. | Отвечают на вопрос: «Нужно вчитаться в каждое слово, понять смысл текста, представить картину, вспомнить, если подобное приходилось видеть». | познавательные УУД:умение строить логическую цепь рассуждения; находить доказательства; регулятивные: умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, |
Цель: формирование вопроса | Учитель задает вопросы: - Какие недочёты вы заметили? Этот этюд из книги К.Гарновского «Солнечные зернышки». Почему так называется книга? | Учащиеся выдвигают свои версии, обращают внимание на то, что в тексте пропущены, в основном, имена прилагательные и от этого текст явно «проигрывает». Отвечают на вопрос, соглашаются с тем, что нужно быть осторожными со словами, постараться подобрать те единственные слова, которые помогут создать образ и понять автора. В этом помогут художественные средства, такие как: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение. | познавательные УУД: умение строить логическую цепь рассуждения; находить доказательства; коммуникативные УУД: владение различными видами речевой деятельности (видеть проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы, вести диалог с текстом, диалог с автором; умение логично, точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; умение слушать одноклассников и вести диалог; личностные УУД: расширение словарного запаса учащихся; способность к самооценке; развитие моральных качеств личности; регулятивные: умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, |
4. Диалог с текстом: Цель: Возникновение вопроса; прогнозирование возможных ответов; подтверждение или опровержение текстом. |
Учитель читает этюд Гарновского. Морозная ночь, полнолуние. По сторонам дороги – заснеженное поле.
|
Выдвигают свои версии. Выходят командиры групп и читают свои версии, некоторые записываются. Например, Поле (какое?) ………….. Огнем (каким?)…………………….. Чистоты (какой?)………………………. (Сколько?) снежинок……………………. Человек бывает (каков?)………………..
Ребята предлагают свои варианты названий. Слушают текст К.Гарновского с восстановленными словами.
| познавательные УУД: умение строить логическую цепь рассуждения; находить доказательства; коммуникативные УУД: владение различными видами речевой деятельности (видеть проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы, вести диалог с текстом, диалог с автором; умение логично, точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; умение слушать одноклассников и вести диалог; личностные УУД: развитие моральных качеств личности. регулятивные: умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её. |
Цель: Понимание прочитанного как единого целого. Все элементы текста смыкаются в единую систему, дающую ответ: как? Для чего? О чем рассказывает текст? Выявление главной мысли текста – авторской позиции.
| Вопросы: – Как вы считаете, мы смогли приблизиться к авторскому тексту? - На какие слова из текста вы обратили внимание? -Никто из вас не догадался вставить такое интересное слово, которое нашел писатель – «мириады снежинок». Давайте сравним ваши варианты ответов: 1 группа: 2 группа: 3 группа: 4 группа: - Чей вариант интереснее? . | Отвечают, что необходимо быть внимательными, уметь чувствовать каждое слово, соотносить его с увиденным в природе). Обращают внимание на слово «мириады», сопоставляют с собственным вариантом, приходят к выводу, что удачнее слово мириады, нежели «миллионы», «множество», «миллиарды».
| познавательные УУД: умение строить логическую цепь рассуждения; находить доказательства; коммуникативные УУД: владение различными видами речевой деятельности (видеть проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы, вести диалог с текстом, диалог с автором); умение логично, точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; умение слушать одноклассников и вести диалог; личностные УУД: расширение словарного запаса учащихся; способность к самооценке; развитие моральных качеств личности. |
Цель: разряжение обстановки. | Учитель читает строки: 1. В красно-желтый лес вас просим, Ведь пришла к нам в гости……….. (осень). 2. Будоражит ночь без сна - К нам пришла, друзья, …… (весна). 3. Раздается эхо где-то – Наступило значит….. (лето). 4. Под сугробами дома – Значит, царствует….. (зима) | Учащиеся дружно, дружно вскакивая с мест, отвечают на вопросы по группам. | |
6. Рефлексия. Понимание. Что я принимаю, а что опровергаю, что изменилось во мне после знакомства с текстом. | - Какое впечатление произвёл на вас предложенный текст? Чему он вас научил? Учитель: - Вы поняли, ребята, как важно вдумчиво читать, как важно размышлять над прочитанным. Вы уже догадались, почему книга К. Гарновского названа «Солнечные зернышки»? Учитель: - Давайте продемонстрируем, что у нас получилось. Какие инсталляции у вас появились в процессе урока. Вопрос: -Кронид Гарновский еще раз доказал, что можно быть человеком любой профессии и быть по призванию писателем, поэтом. Но для этого, что надо уметь? Вспомним слова Кронида Гарновского, которые мы взяли в качестве эпиграфа: Если ты не поможешь, то больше никто не поможет. Если ты не спасешь, значит, больше никто не спасет. Это нравственная позиция писателя. Именно к такой позиции должны стремиться и мы. На доске три поля. Давайте засеем эти поля зернышками. Кто получил для себя сегодня заряд бодрости и желание создать свою миниатюру о любимом времени года – кидайте на поле золотое зернышко. Кто еще не совсем созрел, не на все вопросы нашел ответ – зеленое. Ну а кто ничего с урока не взял – синее. | Отвечают на вопрос, отмечают, что книга так названа, потому что в ней много света, любви, доброты. Миниатюры, словно солнечные лучики, проникают в самое сердце, пробуждая желание любить, замечать вокруг все прекрасное. Демонстрируют результаты деятельности на уроке – полученные инсталляции. Отвечают, что нужно любить Родину, беречь русское слово, уметь видеть и замечать прекрасное вокруг. «Засеивают» воображаемое поле зернышками. Оценивают свою деятельность на уроке. | коммуникативные УУД: владение различными видами речевой деятельности умение слушать одноклассников и вести диалог; регулятивные: умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её. |
7. Домашнее задание. | На память о нашем знакомстве я хочу подарить вам свои солнечные зернышки (тыквенные семечки, покрашенные в золотистый цвет, на ниточках), а вы на следующий урок постараетесь принести свои (написанные с любовью). И создадим «Солнечные зернышки» 5В класса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова
урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова...

Разработка урока по обществознанию "Вступая в ряды избирателей". 9 класс.
Урок по избирательному праву разработан с целью создания условий для формирования компетенций, необходимых для реализации избирательных прав, способствует воспитанию чувства патриатизма и ...

Урок по химии "Железо. Генетические ряды железа (II) и (III)"
Тема урока: Железо. Генетические ряды Fe 2+ и Fe3+.Цели и задачи урока:ü Повторить свойства металлов на примере железа;ü Разобрать особенности строения атома железа;ü Познакоми...

Презентация к уроку по теме: "Медиана упорядоченного ряда", 7 класс
Презентация к уроку по теме: "Медиана упорядоченного ряда"...

Урок-игра по географии "Удивительное рядом" 5 класс
Данный урок можно проводить как внеклассное мерроприятие по географии в 5 классе....

Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...

Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...