урок по творчеству К. Гарновского "Удивительное - рядом"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Лисицына Татьяна Николаевна

Содержит сценарий урока  по творчеству К. Гарновского  в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

интегрированного урока литературы и русского языка  в 5 «В» классе

учителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» п. Пионерский

Лисицыной Татьяны Николаевны

(программы для 5-11 классов С.И.Львовой и авторской программы по литературе (автор-составитель Г.С.Меркин).

Тема урока: «Урок развития речи в 5-м классе "Удивительное – рядом" (по книге К. Гарновского "Солнечные зернышки")  

Цель урока:  Формирование коммуникативной компетенции.

Обучение  методике «медленного чтения».

Цели введения техники понимания:

  • формирование умения учащихся самостоятельно учиться;
  • развитие рефлексивных способностей школьников;
  • воспитание вдумчивого читателя.

       Образовательные задачи урока:

  • Познакомить с творчеством писателя-биолога, связанного во время войны с заповедником «Малая Сосьва»;
  • Дать понятие о способе «медленного чтения»,  теме и идее произведения, художественных средств: эпитете, метафоре, олицетворении, сравнении.
  • Через этапы  работы с текстом  систематизировать информацию,  полученную в ходе урока,  в форме  инсталляции.

Развивающие задачи урока:

Формировать умения работать со справочной литературой, находить несуразицы при буквальном прочтении  текста и объяснять их, толковать смысл текста, развивать творческие способности в соответствии с интересами.

Развивать:

  • способность учащихся преобразовывать информацию (текст – в инсталляцию),
  • анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
  • умения и навыки самостоятельного применения знания в нестандартных ситуациях, самоконтроля, самооценивания, в создании собственных произведений.

  Воспитательные задачи урока:

  • воспитать уважение к творчеству писателя;
  • способствовать воспитанию коллективизма, товарищества, делового партнёрства;
  • создать условия для формирования интереса к литературе, в частности, к литературе родного края,  формирования нравственной позиции.

В ходе диалога («заочного») между автором и читателем через художественный текст решаются следующие задачи читателя:

1. Понять произведение так, как понимал его автор, постараться

увидеть картину мира, ситуацию, героев «глазами автора».

 2.Включить произведение в свой, отличный от авторского,  жизненный культурный контекст  (выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор,  согласиться с ним или вступить в спор,   увидеть условный мир произведения своими «глазами» - глазами читателя).

Планируемый результат:

1) познавательные УУД:

умение строить логическую цепь  рассуждения;

находить доказательства;

2) коммуникативные УУД:

          владение различными видами речевой деятельности (видеть проблемные  текстовые  ситуации и скрытые  вопросы, вести  диалог  с  текстом, диалог с автором;    

умение логично, точно излагать свою точку зрения   по поставленной проблеме;

умение слушать одноклассников и вести диалог;

3)личностные УУД:

расширение словарного запаса учащихся;

способность к самооценке;

развитие моральных качеств личности.

4)регулятивные:

умение планировать последовательность  действий и при необходимости изменять её.

 Основные понятия: тема, идея произведения,  жанр,  анализ художественного текста, инсталляция, синквейн, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.

Межпредметные связи: литература, русский язык,  биология, математика.    

Технологии

Работа с текстом по технологии Г.Г. Граник, использование элементов драмогерменевтики (социоигровые приёмы) Букатова-Ершовой, идея С.Плахотникова с использованием задачной формы обучения.

Форма проведения урока

      Групповой способ обучения

Оборудование: мультимедиа, карточки – задания для работы в  группах, рефлексивные карточки, ватман для инсталляции, иллюстрации, маркеры, клей.

   

 Модель  работы  читателя  с  текстом

I. До чтения.

Автор. Название. Эпиграф. Интрига. Прогноз

  1. По ходу  чтения.

1.Чтение произведения.

2.Определение собственного отношения (эмоциональное восприятие).

3. Выявление странного, непонятного. Формирование вопроса.

4. Диалог с текстом:

    - возникновение вопроса;

    - прогнозирование возможных ответов;

    - подтверждение или опровержение текстом.

5. Проникновение в текст (путь от  влияний формы и конкретных особенностей к его глубинной сути). Понимание прочитанного как единого целого. Все элементы текста смыкаются в единую систему, дающую ответ: как? Для чего? О чем рассказывает текст? Выявление главной мысли текста – авторской позиции.

III.  После  чтения.

Рефлексия. Что я принимаю, а что опровергаю, что изменилось во мне после знакомства с текстом.  

                               

Основные этапы организации учебной деятельности и цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. До чтения.

1.Оргмомент.

Цель: Выявление эмоционального настроя

Учитель: Здравствуйте, все те, кто считает, что за удивительным далеко ходить не нужно: удивительное – рядом!
– Здравствуйте все те, кто считает, что природа родного края – самое прекрасное для нас!

– Здравствуйте, все те, кто не перестает удивляться новому!

2. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.  

Цель: создание условий для включения учеников в учебную деятельность; постановка цели.

Учитель: Послушайте:

Осень 1940 года. Два выпускника биологического факультета Ленинградского университета (муж и жена), заключив договор (трехгодичный), ждут ответа на вопрос: как добраться до места назначения в поселок Хангакурт, что на реке Малая Сосьва. Беда в том, что никто не знает, куда ехать. Заповедник молчит, потом отвечает: «Выезжайте поездом Тюмень, дальше лошадьми 1350 км».
Эти бывшие студенты: Кронид  Гарновский и его жена Евгения Дорогостайская, а мы с вами давайте предвосхитим события и представим, к какой красоте отправились эти люди, и что такое могло их так покорить, что уже на склоне лет завещает Кронид Всеволодович  Гарновский похоронить его  именно здесь. 
(Под песню  «Родина моя - Сибирь» показываются слайды с фотографиями нашей местности).

Впервые слышат о К.В. Гарновском, проявляют интерес.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

3. Введение в тему и формулирование цели урока.

Цель: создание условий для включения учеников в учебную деятельность.

Вы уже догадались, ребята, что отправились они к нам, на нашу малую родину, чтобы влюбиться в красоту нашего родного края и раз и навсегда оставить в сердце. Это территория  заповедника «Малая Сосьва»  в нашем Советском районе, и вы увидите наш край глазами  фотографов нашего района и, в том числе, -  пионерского фотографа Андрея Нохрина

(Рассказ о Гарновском с использованием слайдов).

Виталий Бианки писал о Гарновском: «Ботаник, хранитель лесов и брат всему живому.
Жить без леса не может. Попав в лес: «Я не гость и не хозяин, – я пришёл в свою семью», – чувствует он.
– Именно   Виталий Бианки посоветовал Крониду Всеволодовичу записывать свои рассказы об увиденном и пережитом в многочисленных странствиях, походах, экспедициях. Так родились его прозаические миниатюры. 
– Удивительное дело: Гарновский искренне верил, что какими бы то ни были его стихи, они все же лучшее, наиболее ценное из того, что он оставит после себя, похоже, не воспринимая всерьез свои не менее талантливые миниатюры о природе – эти поистине золотые крупицы, «солнечные зернышки».
– Рассказы и этюды о природе Гарновского звучали особенно часто. Ему и придумывать-то сюжеты своих миниатюрок не нужно было – он в достаточном количестве  «накопил их, работая в Кондо-Сосьвинском заповеднике». 
Эти четыре с половиной года робинзонады питали его творчество до конца жизни.
Умер Кронид Всеволодович Гарновский 29 ноября 1988 года. Урна с его прахом (по его завещанию) захоронена на таёжном кладбище в окрестностях кордона Хангокурт (в переводе с хантыйского – «красивое место»), на территории заповедника «Малая Сосьва». 
На памятнике Гарновского строки из его стихотворения:

А там – осталось всё, как прежде,
И не заметила тайга,
Что мой костёр горел всё реже
И наконец – совсем погас.

 А там – всё тот же крик кукушки
В берёзках тонких на заре,
И у охотничьей избушки –
Лилово-розовый кипрей.

Учитель после рассказа акцентирует внимание на проблемных вопросах: - Так кто же такой  писатель-биолог Кронид Всеволодович Гарновский?  -Чем интересно его творчество? -Почему главную книгу К.Гарновского, изданную в 2006 году по заказу Департамента информационной политики ХМАО-Югры, назвали «Солнечные зернышки»? -Чему мы у него можем научиться у писателя К.Гарновского?

 Дают  предполагаемые ответы на проблемные вопросы. Испытывают затруднения, так как  мало знакомы с творчеством писателя.

  II.  По ходу  чтения.

Чтение произведения. Формулировка проблемы  

1.Знакомство со сборником «Солнечные зернышки»

Цель: подготовить мышление учащихся к новому способу действия, к осознанию ими потребности в этом.

Гарновский – разносторонне одаренный человек: биолог, ученый, писатель, поэт.  Вы получили задание выбрать из сборника К. Гарновского любую зарисовку. Разделились на 4 группы по количеству времен года. В сборнике «Солнечные зернышки» этюды также разделены по временам года. Кроме того, вы попытались подобрать иллюстрации с изображением наших родных мест, начать выпускать альбом –  каждая группа на свое время года.  Результатом нашего урока будет инсталляция. (Вы так решили).

Вопрос:  -Часто вместо «Солнечные зернышки» хочется сказать  «Золотые зернышки».  Как  вы думаете, это допустимо?

-Рассказывают о Гарновском-поэте, знакомятся с подборкой материала в газете «Первая Советская» о творчестве К.Гарновского, посвященной 110-летию писателя. Обращают внимание на заключительные слова из стихотворения: Если ты не поможешь, то больше никто не поможет.

Если ты не спасешь, значит, больше никто не спасет.

Объясняют смысл  строк, предлагают взять эти слова в качестве эпиграфа к уроку.

Выступают по группам, читают миниатюру, показывают альбомы: лето – «Раскоряка», осень – «Праздник осени», зима – «Владыка Севера», весна – «Зайцы кричат»).

Работают со словарем: уточняют значение слова: «инсталляция»

Отвечают на вопрос, соглашаются, обосновывают ответ.

Познавательные УУД: умение строить логическую цепь  рассуждения; находить доказательства;

 коммуникативные УУД:

          владение различными видами речевой деятельности;    

умение логично, точно излагать свою точку зрения   по поставленной проблеме;

умение слушать одноклассников и вести диалог;

личностные УУД:

расширение словарного запаса учащихся;

2. Первичное прочтение.

Цель: определение собственного отношения (эмоциональное восприятие).

Определение собственного отношения (эмоциональное восприятие).

В творчестве настоящего писателя природа соотносится с внутренней жизнью человека. Она выражает высоту духовного подъема героя.
– Давайте попробуем постигнуть тайны мастерства Гарновского, для того чтобы затем самим попытаться научиться выражать свои ощущения, создавать свои зарисовки, этюды о природе, свои «Солнечные зернышки».

 Перед вами  один из этюдов К. Гарновского. Чего в нем не хватает?

Попробуйте восстановить текст. Что для этого нужно? 

Морозная ночь, полнолуние. По сторонам дороги – (какое?) ................. поле.
Иду, и под лунным светом то одна, то другая (что?) .................   вспыхивает передо мной (каким?) ........................,   .......................,        ...............................,  ................................ огнем. И бывает он такой (какой?) .............................. чистоты и красоты, что остановишься и смотришь на него, (как?) ............................
Но только (что сделаешь?)......................... – и погаснут эти (что) .......................... А на смену им (что сделают ?) ......................  другие. (Что делают?) .............................,  ....................................
(Сколько?)............................ снежинок прикрыли поле. Но только немногие из них (что делают?) ....................  (каким?) ........................... огнем.
Так и иной человек бывает (каков?) .........................., и вдруг  (как?) .................................... увидишь в нем скрытую до времени (какую?) ................................  красоту.

Отвечают на вопрос: «Нужно вчитаться в каждое слово, понять смысл текста, представить картину, вспомнить, если подобное  приходилось видеть».

 познавательные УУД:умение строить логическую цепь  рассуждения; находить доказательства;

регулятивные:   умение планировать последовательность  действий и при необходимости изменять её,

 

  1. Выявление странного, непонятного.

Цель: формирование вопроса

Учитель задает вопросы: - Какие недочёты вы заметили?   Этот этюд из книги К.Гарновского «Солнечные зернышки». Почему так называется книга?

Учащиеся выдвигают свои версии, обращают внимание на то, что в тексте  пропущены, в основном, имена прилагательные и от этого текст явно «проигрывает».  

Отвечают на вопрос,  соглашаются с тем, что нужно быть осторожными со словами, постараться  подобрать те единственные слова, которые помогут создать образ и понять автора.  В этом помогут художественные средства, такие как: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

 познавательные УУД: умение строить логическую цепь  рассуждения; находить доказательства;

 коммуникативные УУД:  владение различными видами речевой деятельности (видеть проблемные  текстовые  ситуации и скрытые  вопросы, вести  диалог  с  текстом, диалог с автором;    умение логично, точно излагать свою точку зрения   по поставленной проблеме;  умение слушать одноклассников и вести диалог;  

   личностные УУД: расширение словарного запаса учащихся;  способность к самооценке; развитие моральных качеств личности;

регулятивные:

умение планировать последовательность  действий и при необходимости изменять её,

4. Диалог с текстом:

Цель: Возникновение вопроса; прогнозирование возможных ответов; подтверждение или опровержение текстом.


Вопрос:  -  Как бы вы назвали эту зарисовку К. Гарновского после того, как попробовали стать соавторами?

Учитель читает этюд Гарновского.

Морозная ночь, полнолуние. По сторонам дороги – заснеженное поле.
Иду, и под лунным светом то одна, то другая снежинка    вспыхивает передо мной зеленым, алым, синим, фиолетовым  огнем. И бывает он такой  несказанной чистоты и красоты, что остановишься и смотришь на него,  как на чудо.
Но только шагнешь – и погаснут эти  искорки.  А на смену им  вспыхнут  другие. Горят, переливаются. Мириады снежинок прикрыли поле. Но только немногие из них вспыхивают чудесным  огнем.
Так и иной человек бывает незаметен – незаметен,  и вдруг  с изумлением увидишь в нем скрытую до времени  душевную красоту.

 


Учащиеся,
 продолжая работать в группах, выполняют задание.

 Выдвигают свои версии.

Выходят командиры групп и читают свои версии, некоторые записываются. Например,

 Поле (какое?)  …………..

Огнем (каким?)……………………..

Чистоты (какой?)……………………….

(Сколько?) снежинок…………………….

Человек бывает (каков?)………………..

 

Ребята предлагают свои варианты названий.

Слушают текст К.Гарновского с восстановленными словами.

 

 познавательные УУД: умение строить логическую цепь  рассуждения; находить доказательства;

 коммуникативные УУД:  владение различными видами речевой деятельности (видеть проблемные  текстовые  ситуации и скрытые  вопросы, вести  диалог  с  текстом, диалог с автором;    

умение логично, точно излагать свою точку зрения   по поставленной проблеме;

умение слушать одноклассников и вести диалог;

личностные УУД: развитие моральных качеств личности.

регулятивные: умение планировать последовательность  действий и при необходимости изменять её.

  1. Проникновение в текст.

Цель: Понимание прочитанного как единого целого. Все элементы текста смыкаются в единую систему, дающую ответ: как? Для чего? О чем рассказывает текст? Выявление главной мысли текста – авторской позиции.

 

 Вопросы: – Как вы считаете, мы смогли приблизиться к авторскому тексту? 

- На какие слова из текста вы обратили внимание? 
– У Гарновского этот этюд называется «Искорки». Как вы думаете, отражает название основную мысль зарисовки? 
– Что нужно понять, чтобы  самим в ближайшем будущем стать авторами прекрасных зарисовок о природе? 
 Учитель предлагает поработать  со словом «мириады».

-Никто из вас не догадался вставить такое интересное слово, которое нашел писатель – «мириады снежинок». Давайте сравним ваши варианты ответов: 1 группа:

                                               2 группа:

                                               3 группа:

                                               4 группа:

- Чей вариант интереснее?

  .

Отвечают, что необходимо быть внимательными, уметь чувствовать каждое слово, соотносить его с увиденным в природе).

Обращают внимание на слово «мириады», сопоставляют с собственным вариантом, приходят к выводу, что удачнее слово мириады, нежели «миллионы», «множество», «миллиарды».

 

 познавательные УУД: умение строить логическую цепь  рассуждения; находить доказательства;

 коммуникативные УУД:  владение различными видами речевой деятельности (видеть проблемные  текстовые  ситуации и скрытые  вопросы, вести  диалог  с  текстом, диалог с автором);    умение логично, точно излагать свою точку зрения   по поставленной проблеме;  умение слушать одноклассников и вести диалог;

личностные УУД: расширение словарного запаса учащихся; способность к самооценке; развитие моральных качеств личности.

  1. Физкультминутка.

Цель: разряжение обстановки.

Учитель читает строки:

1. В красно-желтый лес вас просим,

    Ведь пришла к нам в гости……….. (осень).

2. Будоражит ночь без  сна -  

К нам пришла, друзья, …… (весна).

3. Раздается эхо где-то –

    Наступило значит….. (лето).

4. Под сугробами дома –

    Значит, царствует….. (зима)

Учащиеся дружно, дружно вскакивая с мест,  отвечают на вопросы по группам.

6. Рефлексия.   Понимание. 

Что я принимаю, а что опровергаю, что изменилось во мне после знакомства с текстом.  

- Какое впечатление произвёл на вас предложенный текст?

Чему он вас научил?

   Учитель: - Вы поняли, ребята, как важно вдумчиво читать, как важно размышлять над прочитанным. Вы уже догадались, почему  книга К. Гарновского названа «Солнечные зернышки»?

Учитель: - Давайте продемонстрируем, что у нас получилось.  Какие инсталляции у вас появились в процессе урока. 

 Вопрос: -Кронид Гарновский еще раз доказал, что можно быть человеком любой профессии и быть по призванию писателем, поэтом. Но для этого, что надо уметь?  Вспомним слова Кронида Гарновского, которые мы взяли в качестве эпиграфа:

Если ты не поможешь, то больше никто не поможет.

Если ты не спасешь, значит, больше никто не спасет.

Это нравственная позиция писателя.  Именно к такой позиции должны стремиться и мы.

На доске три поля. Давайте засеем эти поля зернышками.  Кто получил для себя сегодня заряд бодрости и желание создать свою миниатюру о любимом времени года – кидайте на поле золотое зернышко. Кто еще не совсем созрел,  не на все вопросы нашел ответ – зеленое. Ну а кто ничего с урока не взял синее.

Отвечают на вопрос, отмечают, что книга так названа, потому что в ней много света, любви, доброты. Миниатюры, словно солнечные лучики, проникают в самое сердце, пробуждая желание любить, замечать вокруг все прекрасное.

  Демонстрируют результаты деятельности на уроке – полученные инсталляции.

 Отвечают, что нужно любить Родину, беречь русское слово, уметь видеть и замечать прекрасное вокруг.

«Засеивают» воображаемое поле зернышками. Оценивают свою деятельность на уроке.

 коммуникативные УУД:          владение различными видами речевой деятельности умение слушать одноклассников и вести диалог;

регулятивные:  умение планировать последовательность  действий и при необходимости изменять её.

7. Домашнее задание.

На память о нашем знакомстве я хочу подарить вам свои солнечные зернышки (тыквенные семечки, покрашенные в золотистый цвет, на ниточках), а вы на следующий урок постараетесь принести свои (написанные с любовью).  И создадим  «Солнечные зернышки»  5В класса.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова...

Разработка урока по обществознанию "Вступая в ряды избирателей". 9 класс.

Урок по избирательному праву разработан  с  целью создания условий для формирования компетенций, необходимых для реализации избирательных прав, способствует воспитанию чувства патриатизма и ...

Урок по химии "Железо. Генетические ряды железа (II) и (III)"

Тема урока:  Железо. Генетические ряды Fe 2+ и Fe3+.Цели и задачи урока:ü  Повторить свойства металлов на примере железа;ü  Разобрать особенности строения атома железа;ü  Познакоми...

Презентация к уроку по теме: "Медиана упорядоченного ряда", 7 класс

Презентация к уроку по теме: "Медиана упорядоченного ряда"...

Урок-игра по географии "Удивительное рядом" 5 класс

Данный урок можно проводить как внеклассное мерроприятие по географии в 5 классе....

Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...

Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...