М.Ю.Лермонтов "Бородино". Художественный язык лирического произведения
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
урок литературы в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov._borodino._hudozhestvennyy_yazyk_liricheskogo_proizvedeniya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРА 5 класс
Тема: М.Ю. Лермонтов «Бородино». Художественный язык лирического произведения.
Цель: продолжить работу над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино», совершенствовать навыки составления плана; продолжить работу над художественным языком лирического произведения, а также определением его темы; работать с понятием монолога и диалога; воспитывать интерес и вкус к поэтическому слову.
Оборудование: учебник, иллюстрации к уроку.
ХОД УРОКА
I. Постановка целей и задач урока
II. Проверка домашнего задания
- План стихотворения.
- Начало рассказа старого солдата о героях Бородинской битвы в ответ на просьбу молодого солдата.
- Настроение отступавших солдат и их готовность к бою.
- Ночь перед боем.
- Утро, день и вечер Бородинского сражения.
- Вера рассказчика в силу и непобедимость русского войска.
III.Работа над темой урока. Актуализация
Беседа с учащимися.
- Что мы изучали на прошлом уроке? (биографию Лермонтова, стихотворение «Бородино»)
- А как звали Лермонтова по имени-отчеству? (Михаил Юрьевич)
- Какому историческому событию посвятил свое стихотворение М.Ю. Лермонтов? (илл. 1, 2)
- А как вы думаете, только ли сражению посвящено стихотворение? (Нет, простому народу, защищавшему родину).
Слово учителя с элементами беседы.
Стихотворение «Бородино» было написано в 1837 году, то есть к 25-й годовщине Бородинского сражения. Долгое время считали, что победа над французами – это заслуга военоначальников: полководцев и генералов. Лермонтов же решил показать ужасы войны со слов участника этой битвы. И именно от имени простого солдата он упрекает своих современников в том, что они не достойны своих отцов (ил. 3).
- А как мы называем людей, участвующих на войне, которые служат в армии? (Солдаты, воины, бойцы). (ил. французских воинов и русских уланов и драгунов).
Когда мы говорим о солдатах, то обычно представляем себе молодых людей в военной форме. – А вот давайте вспомним начало произведения.
(Чтение 1 и 2 строф стихотворения как диалог).
- Что перед нами? (диалог)
- Между кем происходит диалог? (между старым и молодым солдатами)
Со второй строфы начинается ответ ветерана. Это монолог. Старый солдат погружен в воспоминания.
- Как это можно отразить интонационно? (Речь становится замедленной)
- Скажите, ребята, как вы думаете, почему поэт избрал именно эти формы высказывания? (Чтобы наиболее ярко нарисовать картину жизни и передать основную мысль).
Мы говорили, что в художественных литературных произведениях язык служит материалом, из которого создается картина жизни. Для этой цели существуют особые способы употребления слов. Они называются средством выразительности.
Посмотрим, какие средства выразительности использует автор стихотворения «Бородино».
Коллективная работа. Наблюдение над художественным языком произведения. На доске, учащиеся в тетради:
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
- Что помогает читателю «увидеть» картину боя? (стр. 152 + стр. 156) (сравнения)
- Какие слова и выражения использует Лермонтов, чтоб показать, что рассказ ведется от лица простого солдата? (стр. 150)
- Почему о полковнике не сказано погиб, убит, а сражен булатом, он спит в земле сырой? (сравнивается с богатырем) Зачем нужны «старинные» слова булат; очи, а не глаза; молвил, а не сказал; поле грозной сечи? (Чтобы раскрыть тему стихотворения).
- Благодаря каким выражениям читателю понятно, как полны были решимости защитники России отстоять свою Родину? Объясните их значение (стр. 150).
Выражения:
ЛОМИТ СТЕНОЮ – идти вперед, не останавливаясь перед препятствиями, не боясь ничего;
ПОСТОИМ ГОЛОВОЮ – не пожалеем жизни, пожертвуем всем;
ДО КОНЦА СТОЯТЬ – защищаться до последней возможности, выстоять перед трудностями, погибнуть, но не сдаваться.
ВЫВОД: - Благодаря каким средствам выразительности автору удается раскрыть тему стихотворения – рассказать о героизме русских солдат? (Диалог и монолог, сравнения, просторечные слова, «старинные» слова, выражения)
Работа в парах: определение основной мысли произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
IV. Подведение итогов урока
Метод «Микрофон».
- Подведем итог урока. К вам такой вопрос: стихотворение «Бородино» появилось в печати в 1837 году, спустя 25 лет после Отечественной войны 1812г. Как вы думаете – почему?
1. К юбилею.
2. Объяснить значение дважды звучащей фразы из уст старого солдата: «Были люди в наше время, не то что нынешнее племя. Богатыри – не вы!»
V. Домашнее задание. Выучить первые 5 строф наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)
1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....
Методическая разработка урока. Технологическая карта мастерской Художественные образы в лирическом произведении. ФОНТАН _ Я _ ТЮТЧЕВ И ФЕТ (Мастерская творческого письма) Литература. Урок развития речи (1-ый курс)
Этапы урока в технологии мастерской помогают понять развитие образов поэзии Тютчева и Фета на одну тему - фонтан....
Средства художественной выразительности как одно из составляющих анализа лирического произведения.
Заинтересовать школьников лирикой, помочь им постичь красоту и глубину смысла поэтических произведений встречает на уроках литературы определённые трудности. Как же их избежать?...
Особенности перевода лирических произведений на уроках английского языка на примере поэзии М.Ю. Лермонтова
Одним из компонентов обучения иностранному языку в школе является работа с лирическими произведениями.Мы работаем не только с текстами английских поэтов, но и с произведениями русских классиков ...
Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».
Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....
- Мне нравится (2)