«Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Работа над первым и вторым действием»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
«Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Работа над первым и вторым действием»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra_no3.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Работа над первым и вторым действием»
Цели: рассмотреть особенности композиции комедии, детально проработать первое и второе действие.
Учебно-методическое обеспечение:
- Литература. Начальный курс. 8 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. М.: Просвещение, 2013г.
- Коровина В.Я. «Методические советы к учебнику-хрестоматии для 8 класса», М.: Просвещение, 2012г.
- Журнал «Русский язык и литература в школах СССР», Киев, 1985г.
- Золотарева И.В., Крысова Т.А. «Поурочные разработки по литературе», М.: Вако, 2015г.
- Маймин Е.А., Слинина Э.В. «Теория и практика литературного анализа», М.: Просвещение, 1984 г.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, толковый словарь С.И. Ожегова, портрет писателя, иллюстрации к первому и второму действию, карточки с основными действующими лицами комедии.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Два ученика работают индивидуально по карточкам, отвечая на вопрос о содержании первых двух действий комедии.
Слово учителя:
- Сегодня мы работаем над содержанием 1 и 2 действия. В критике принято утверждать, что в комедии две завязки.
- Давайте подумаем, что можно отнести в первом действии к завязке? (Чтение письма Чмыхова и появление Бобчинского и Добчинского).
- В чем суть назначения завязки? (С завязки начинается конфликт, действие завязывается и начинает развиваться).
- Гоголь стремится к тому, чтобы завязка коснулась всех героев. Давайте теперь вернемся к афише. (Карточки с основными действующими лицами вывешиваются на доску в круг).
- Какие непосредственно слова являются завязкой? ( «К нам едет ревизор») (Эта фраза помещается в центр круга с карточками основных действующих лиц).
- Действительно ли коснулось всех?
Гоголь хотел, чтобы «колесо завращалось».
- Что движет всеми?
Поэтому эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала: У страха глаза велики, да ничего не видят. (Пословица)
Первое действие.
В процессе чтения письма и в процессе наставлений, которые дает городничий, перед нами открывается «физиономия» города N. Не случайно здесь оценочное слово – физиономия.
Таблица «Физиономия города N»
Городничий | Богоугодные заведения | Присутственные места | Учебные заведения | Почта |
Желает скрыть все недостатки, дает чиновникам спешные указания. | Больные ходят «по-домашнем» и очень похожи на «кузнецов»; в палатах курят крепкий табак; лекарств дорогих не употребляют, врачуют больных «ближе к натуре». | «В передней сторожа завели домашних гусей с маленькими гусененками, которые так и шныряют под ногами; над шкапом с бумагами висит охотничий арапник, от заседателя такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». | Учителя – неадекватные люди: один учитель «никак не может обойтись без того, чтобы взошедши на кафедру не сделать гримасу», другой в порыве эмоций, показывая Александра Македонского, сбегает с кафедры и, что есть силы, хватает стулом об пол. | Все письма внимательно прочитываются почтмейстером, а самые интересные он оставляет на память. |
Вот уже сложилась картина из первого действия.
- Из-за чего нарастает напряжение? (Городничий в спешке раздает наставления, но его отвлекают постоянно, то судья – Аммос Федорович, то почтмейстер, что усугубляет напряжение).
Схема
Все как пружина, чем туже сдавить пружину, тем сильнее она разжимается и напряжение растет. Сюжет развивается не только «в длину, но и в глубину». Один спешит, остальные тормозят, за счет этого мы больше узнаем об этих людях. Всеми движет страх. Но есть и другие действующие лица, которыми движет другое (любопытство, тайная надежда, возможно любовь) – это дочь и мать. Здесь возникает комическая ситуация. Пока мужчины трясутся, у женщин другие интересы.
Второе действие.
Мы видим Осипа, который развалился, пока барина нет.
Схема
Осип Хлестаков
нагло ведет трусит, груб заискивает с
себя, пока лицемерит с со слугой городничим,
никого нет господином робость,
лживость.
- Сравните их поведение (Оно одинаково). Эти качества: наглость по отношению к низшим, трусость и ложь перед вышестоящими – атрибут морали и поведение малых и больших начальников, их подчиненных и слуг.
- А это характерно только для уездного городка? (Нет, Хлестаков не местный, он из Петербурга, значит там то же самое).
- Как ведет себя Хлестаков, когда приходит городничий?
- О чем это говорит?
- Чтение по ролям восьмого явления второго действия.
- Почему так много ремарок? («Работа ума» городничего, цель: разузнать побольше о нежданном госте и понять – успел ли Хлестаков заметить то, что не следовало бы замечать). Реплики заиграли в других смыслах (квартира - тюрьма). Хлестаков начинает осваиваться.
- Давайте подытожим. Что можно сказать о городе, о жителях? (город ужасен, городничий делает все, чтобы все грехи управления были незаметны)
- Кто такой Хлестаков? (Хлестаков пустой, врет просто так, что взбредет в голову, он не искусный лжец, все от глупости).
- Действительно ли у страха глаза велики?
Городничий от страха не видит очевидного.
- Почему принимают Хлестакова за ревизора (Аргументы: его «недурная наружность», «партикулярное платье», «в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки», а главное то, что другую уж неделю живет в городе, из трактира не едет. Забирает все на счет и ни копейки не хочет платить; да и в чужие тарелки заглядывает». Последнее является самым весомым, и все персонажи соглашаются с тем, что Хлестаков – ревизор.
- Давайте посмотрим по словарю толкование слова «партикулярный»? (Работа с толковым словарем С.И. Ожегова: ПАРТИКУЛЯ́РНЫЙ, -ая, -ое (устар.). Невоенный, штатский, частный. Партикулярный костюм).
Д/З Читать 3,4 действие.
Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке и по индивидуальным карточкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII - XV)».
Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вмес...
Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)
Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...
Научно-исследовательская работа "Особенности речевой манеры героев комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Объект исследования – особенности речевой манеры героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».Предмет исследования – характеры героев комедии, круг их интересов, система нравственных ценностей. Цел...
Анализ IV действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Занятие рассчитано на 60 минут. Содержится полный анализ 4 действия. Используются различные формы работы: фронтальная, индивидуальная. Словарная работа. Связь с другими видами искусства....
Урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", первый урок.
Урок - усвоения новых знаний, первое знакомство с чиновниками, опора на 1 и 2 действие....
Хлестаков и городничий (анализ II действия комедии Н.Б. Гоголя «Ревизор»).
Цели:1. Знакомство с содержанием II действия и его анализ. Продолжение работы над характеристикой Хлестакова. Понятие о несоответствии как основе комического.2. Введение понятия «анализ монолога...
«Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы».
Урок изучения комедии Н. В Гоголя "Ревизор"....