«Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Работа над первым и вторым действием»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Жибоедова Елена Геннадьевна

«Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Работа над первым и вторым действием»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-ra_no3.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Работа над первым и вторым действием»

Цели: рассмотреть особенности композиции комедии, детально проработать первое и второе действие.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Литература. Начальный курс. 8 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. М.: Просвещение, 2013г.
  2. Коровина В.Я. «Методические советы к учебнику-хрестоматии для 8 класса», М.: Просвещение, 2012г.
  3. Журнал «Русский язык и литература в школах СССР», Киев, 1985г.
  4. Золотарева И.В., Крысова Т.А. «Поурочные разработки по литературе», М.: Вако, 2015г.
  5. Маймин Е.А., Слинина Э.В. «Теория и практика литературного анализа», М.: Просвещение, 1984 г.

Оборудование: учебник,  рабочие тетради,  толковый словарь С.И. Ожегова, портрет писателя, иллюстрации к первому и второму действию, карточки с основными действующими лицами комедии.

Ход урока:

  1. Организационный  момент.
  2.  Два ученика работают индивидуально по карточкам, отвечая на вопрос о содержании первых двух действий комедии.

Слово учителя:

- Сегодня мы работаем над содержанием 1 и 2 действия. В критике принято утверждать, что в комедии две завязки.

- Давайте подумаем, что можно отнести в первом действии к завязке? (Чтение письма  Чмыхова и появление Бобчинского и Добчинского).

- В чем суть назначения завязки? (С завязки начинается конфликт, действие завязывается и начинает развиваться).

- Гоголь стремится к тому, чтобы завязка коснулась всех героев. Давайте теперь вернемся к афише. (Карточки с основными действующими лицами вывешиваются на доску в круг).

- Какие непосредственно слова являются завязкой? ( «К нам едет ревизор») (Эта фраза помещается в центр круга с карточками основных действующих лиц).

- Действительно ли коснулось всех?

Гоголь хотел, чтобы «колесо завращалось».

- Что движет всеми?

Поэтому эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала: У страха глаза велики, да ничего не видят. (Пословица)

Первое действие.

В процессе чтения письма и в процессе наставлений, которые дает городничий, перед нами открывается «физиономия» города N. Не случайно здесь оценочное слово – физиономия.

Таблица «Физиономия города N»

Городничий

Богоугодные заведения

Присутственные места

Учебные заведения

Почта

Желает скрыть все недостатки, дает чиновникам спешные указания.

Больные ходят «по-домашнем» и очень похожи на «кузнецов»; в палатах курят крепкий табак; лекарств дорогих не употребляют, врачуют больных «ближе к натуре».

«В передней сторожа завели домашних гусей с маленькими гусененками, которые так и шныряют под ногами; над шкапом с бумагами висит охотничий арапник, от заседателя такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода».

Учителя – неадекватные люди: один учитель «никак не может обойтись без того, чтобы взошедши на кафедру не сделать гримасу», другой в порыве эмоций, показывая Александра Македонского, сбегает с кафедры и, что есть силы, хватает стулом об пол.

Все письма внимательно прочитываются почтмейстером, а самые интересные он оставляет на память.

 

Вот уже сложилась картина из первого действия.

- Из-за чего нарастает напряжение? (Городничий в спешке раздает наставления, но его отвлекают постоянно, то судья – Аммос Федорович, то почтмейстер, что усугубляет напряжение).

Схема

Все как пружина, чем туже сдавить пружину, тем сильнее она разжимается и напряжение растет. Сюжет развивается не только «в длину, но и в глубину». Один спешит, остальные тормозят, за счет этого мы больше узнаем об этих людях. Всеми движет страх. Но есть и другие действующие лица, которыми движет другое (любопытство, тайная надежда, возможно любовь) – это дочь и мать. Здесь возникает комическая ситуация. Пока мужчины трясутся, у женщин другие интересы.

Второе действие.

Мы видим Осипа, который развалился, пока барина нет.

Схема

                Осип                                                  Хлестаков

нагло ведет         трусит,                              груб               заискивает с

себя, пока           лицемерит с                      со слугой        городничим,

никого нет          господином                                              робость,

                                                                                             лживость.

- Сравните их поведение (Оно одинаково). Эти качества: наглость по отношению к низшим, трусость и ложь перед вышестоящими – атрибут морали и поведение малых и больших начальников, их подчиненных и слуг.

- А это характерно только для уездного городка? (Нет, Хлестаков не местный, он из Петербурга, значит там то же самое).

- Как ведет себя Хлестаков, когда приходит городничий?

- О чем это говорит?

- Чтение по ролям восьмого явления второго действия.

- Почему так много ремарок? («Работа ума» городничего, цель: разузнать побольше о нежданном госте и понять – успел ли Хлестаков заметить то, что не следовало бы замечать). Реплики заиграли в других смыслах (квартира - тюрьма). Хлестаков начинает осваиваться.

- Давайте подытожим. Что можно сказать о городе, о жителях? (город ужасен, городничий делает все, чтобы  все грехи управления были незаметны)

- Кто такой  Хлестаков? (Хлестаков пустой, врет просто так, что взбредет в голову, он не искусный лжец, все от глупости).

- Действительно ли у страха глаза велики?

Городничий от страха не видит очевидного.

- Почему принимают Хлестакова за ревизора (Аргументы: его «недурная наружность», «партикулярное платье», «в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки», а главное то, что другую уж неделю живет в городе, из трактира не едет. Забирает все на счет и ни копейки не хочет платить; да и в чужие тарелки заглядывает». Последнее является самым весомым,  и все персонажи соглашаются с тем, что Хлестаков – ревизор.

- Давайте посмотрим по словарю толкование слова «партикулярный»? (Работа с толковым словарем С.И. Ожегова:  ПАРТИКУЛЯ́РНЫЙ, -ая, -ое (устар.). Невоенный, штатский, частный. Партикулярный костюм).

Д/З Читать 3,4 действие.

Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке и по индивидуальным карточкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII - XV)».

Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вмес...

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

Научно-исследовательская работа "Особенности речевой манеры героев комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Объект исследования – особенности речевой манеры героев  комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».Предмет исследования – характеры героев комедии, круг их интересов, система нравственных ценностей. Цел...

Анализ IV действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Занятие рассчитано на 60 минут. Содержится полный анализ 4 действия. Используются различные формы работы: фронтальная, индивидуальная. Словарная работа. Связь с другими видами искусства....

Урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", первый урок.

Урок - усвоения новых знаний, первое знакомство с чиновниками, опора на 1 и 2 действие....

Хлестаков и городничий (анализ II действия комедии Н.Б. Гоголя «Ревизор»).

Цели:1. Знакомство с содержанием II действия и его анализ. Продолжение работы над характеристикой Хлестакова. Понятие о несоответствии как основе комического.2. Введение понятия «анализ монолога...